Дело № 33-5985/2022
В суде первой инстанции дело слушал судья Ярошенко Т.П. (Дело № 2-3303/2022 ~ М-2395/2022; УИД 27RS0001-01-2022-003309-16).
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 сентября 2022 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Галенко В.А.,
судей Хуснутдиновой И.И., Мартыненко А.А.,
с участием прокурора Лазаревой Н.А.,
при секретаре Батюковой Л.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 05 июля 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Плетнёвой Л.В. к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего месячного денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения представителя ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края Железовской О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Плетневой Л.В. Бармина М.Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Лазаревой Н.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Плетнева Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего месячного денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указав, что с 03.10.2016 состояла в трудовых отношениях с ответчиком, 19.05.2017 года назначена на должность начальника управления делами министерства. Приказом работодателя № 112-лс от 22.04.2022 она освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). С данным приказом не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку работодателем нарушен порядок увольнения, ей не были предложены вакантные должности государственной гражданской службы с учётом категории и группы замещаемой мной должности государственной гражданской службы, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности. Незаконными действиями работодателя ей причинен моральный вред.
В ходе судебного разбирательства истец уточнила заявленные исковые требования, окончательно просила суд восстановить ее на работе в министерстве природных ресурсов в должности начальника управления делами министерства природных ресурсов Хабаровского края; взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 23.04.2022 по дату восстановления на работе; компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 05 июля 2022 года исковые требования Плетневой Л.В. удовлетворены, судом постановлено:
Восстановить ФИО1 на государственной гражданской службе Хабаровского края в должности начальника управления делами министерства природных ресурсов Хабаровского края с 23.04.2022 года.
Взыскать с министерства природных ресурсов Хабаровского края в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указав, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что работодателем нарушен порядок увольнения; что истцу были предложены все имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы с учётом категории и группы замещаемой ею должности государственной гражданской службы, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности; оснований для взыскания компенсации морального вреда не имелось.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец, о явке была извещена по правилам ст.113 ГПК РФ, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом и своевременно о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 73 Закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах.
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Заместителя Председателя Правительства Хабаровского края – министра природных ресурсов края № 219-пк от 03.10.2016 ФИО1 с 03.10.2016 назначена на должность государственной гражданской службы Хабаровского края заместителя начальника управления делами – начальника отдела организационной и кадровой работы министерства природных ресурсов Хабаровского края, приказом Министерства № 116-пк от 19.05.2017 года освобождена от указанной должности и назначена на должность государственной гражданской службы Хабаровского края начальника управления делами министерства.
Согласно разделу 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края № 218 от 28.12.2006 года, должность начальника управления министерства относится к должностям категории «руководители» ведущей группы должностей.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.09.2021 утверждена новая структура органов исполнительной власти, на основании которой распоряжением Губернатора Хабаровского края от 29.09.2021 № 610-р «О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края» принято решение о передаче отдельных функций из численности из Министерства управлению охотничьего хозяйства Правительства Хабаровского края.
Распоряжением министерства природных ресурсов Хабаровского края № 2 от 01.02.2022 «О внесении изменений в распоряжение министерства природных ресурсов Хабаровского края от 14.04.2015 № 35 «О штатном расписании министерства природных ресурсов Хабаровского края» в целях повышения эффективности деятельности министерства природных ресурсов Хабаровского края внесены в штатное расписание министерства изменения, а именно: упразднены комитет охотничьего хозяйства, управление делами, сектор проектного управления и внутреннего финансового аудита; создано управление недропользования штатной численностью 11 единиц.
Должность начальника управления делами министерства согласно приложению № 2 к указанному распоряжению была включена в перечень должностей государственной гражданской службы края и должностей, не являющиеся должностями государственной гражданской службы края, подлежащих сокращению, и подлежала сокращению.
08.02.2022 года ФИО1 вручено уведомление о том, что в соответствии с распоряжением министерства природных ресурсов Хабаровского края от 01.02.2022 № 2 "О внесении изменений в распоряжение министерства природных ресурсов Хабаровского края от 14 апреля 2015 г. № 35 "О штатном расписании министерства природных ресурсов Хабаровского края", замещаемая ею должность начальника управления делами министерства природных ресурсов Хабаровского края подлежит сокращению; а также о возможном увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по истечении двух месяцев со дня получения уведомления.
01.03.2022 ФИО1 предложено рассмотреть имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы Хабаровского края министерства природных ресурсов Хабаровского края, а также имеющиеся в министерстве вакантные должности, не относящиеся к государственной гражданской службе Хабаровского края: начальник управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения; консультант отдела сводно-аналитической информации и работы с обращениями управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения управления; заместитель начальника управления финансирования природно-ресурсного комплекса; начальник отдела координации социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера управления финансирования природно-ресурсного комплекса; начальник отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции; заведующий сектором финансового планирования и предоставления финансовой поддержки управления финансирования природно-ресурсного комплекса; ведущий инспектор юридической службы.
03.03.2022 ФИО1 выразила согласие на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы края начальника управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения министерства, начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции министерства.
Уведомлением от 08.04.2022 истцу сообщено, что согласие на замещение указанных вакантных должностей также выразили иные сотрудники министерства, замещающие должности, подлежащие сокращению.
Указано, что решением комиссии министерства природных ресурсов Хабаровского края по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий, принятым на заседании 05.04.2022, рекомендовано предоставить преимущественное право на замещение должностей начальника управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения министерства, начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции министерства иным сотрудникам министерства, замещающим должности, подлежащие сокращению.
Указанным уведомлением истец также проинформирована об отсутствии в министерстве вакантных должностей государственной гражданской службы края, соответствующих ее квалификации, а также предложено для рассмотрения имеющаяся вакантная должность ведущего инспектора юридической службы министерства.
Кроме истца согласие на замещение должности государственной гражданской службы Хабаровского края - начальник управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения также выразила ФИО2, замещавшая подлежащую сокращению должность заместителя начальника управления экономики и развития отраслей природно-ресурсного комплекса Министерства, а на замещение должности государственной гражданской службы Хабаровского края - начальник отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции - ФИО3, замещавшая подлежащую сокращению должность заместителя начальника управления делами - начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства.
В целях определения лиц, имеющих преимущественное право на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Хабаровского края, была разработана, одобрена решением комиссии министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий (протокол заседания комиссии Министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий от 11 марта 2022 г. № 2), утверждена распоряжением министерства природных ресурсов Хабаровского края от 21 марта 2022 г. № 26 Методика определения лиц, имеющих преимущественное право на замещение иной вакантной должности государственной гражданской службы края и (или) на назначение на иную вакантную должность, не являющуюся должностью государственной гражданской службы края, в Министерстве.
В связи с установлением факта наличия на одну предлагаемую иную вакантную должность нескольких претендентов, выразивших письменное согласие на ее замещение, на основании пункта 4 Методики комиссией Министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий на заседании 05.04.2022 была проведена оценка сокращаемых сотрудников, выразивших согласие на замещение должностей начальника управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения Министерства, а также начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства, путем выставления баллов на основании информации, представленной в комиссию для проведения оценки по каждому сотруднику, содержащих оценку наличия специальности, направления подготовки профессионального образования сокращаемого сотрудника Министерства на соответствие области и (или) виду его профессиональной деятельности, должностным обязанностям в соответствии с приложением № 1 к Методике; оценку продолжительности стажа государственной гражданской службы и (или) работы по специальности, направлению подготовки, в соответствии с приложением № 2 к Методике; оценку квалификации в соответствии с приложением № 4 к Методике.
По результатам проведенной комиссией оценки сокращаемые сотрудники Министерства набрали следующее количество баллов по итоговому результату оценки: ФИО2 - 3,8 балла; ФИО3 - 3,6 балла; ФИО1 - 2,5 балла.
По результатам проведенной комиссией оценки сокращаемых сотрудников Министерства ею было принято решение рекомендовать представителю нанимателя предоставить преимущественное право на замещение и назначить на должности государственной гражданской службы Хабаровского края: начальника управления сводно-аналитической работы, организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения Министерства - ФИО2; начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства - ФИО3
От замещения вакантной должности ведущего инспектора юридической службы Министерства, а также вакантных должностей в иных государственных органах истец отказалась.
13.04.2022 ФИО1 была ознакомлена с дополнением к уведомлению о предложении вакантных должностей в иных государственных органах, от замещения которых ФИО1 также отказалась.
Согласно протоколу заседания комиссии министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий от 14.04.2022, на основании проекта оценочного листа комиссией установлено, что при подтверждении ФИО1 получения высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» путем предоставления диплома магистра ее итоговый результата оценки будет равен 3,4 балла, ее место в ранжированном списке сокращаемых сотрудников не изменится (1. ФИО2 – 3,8 балла; 2. ФИО3 – 3,6 балла; ФИО1 – 3,4 балла); принято решение проанализировать квалификационные требования по вакантным должностям: начальник управления недропользования министерства, заместитель начальника управления недропользования -начальник отдела развития горного комплекса министерства в части соответствия высшего образования направлениям подготовки (специальностям), установленным в должностных регламентах по указанным должностям государственной гражданской службы края, на предмет их предложения ФИО1, в том числе с учетом представленной ею справки Дальневосточного института управления - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» от 07.04.2022 № 1458/05 об обучении по образовательной программе магистратуры 38.04.04. Государственное и муниципальное управление.
По состоянию на 21.04.2022 в Министерстве имелись следующие вакантные должности, которые не предлагались истцу: начальник управления недропользования; заместитель начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса; консультант отдела общераспространенных полезных ископаемых и лицензирования управления недропользования (2 ед.).
В соответствии с протоколом заседания комиссии Министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий № 5 от 21.04.2022, комиссия пришла к выводу, что имеющееся у ФИО1 образование не соответствует профессионально-функциональным квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантным должностям начальника управления недропользования министерства, консультанта отдела общераспространенных полезных ископаемых и лицензирования управления недропользования министерства; имеющиеся документы об образовании (специальности), опыт работы (службы), установленные профессионально-функциональные квалификационные требования и круг исполняемых должностных обязанностей по сокращаемой должности начальника управления делами министерства не позволяют сделать вывод о соответствии квалификации ФИО1 иным профессионально-функциональным квалификационным требованиям, установленным для вакантной должности заместителя начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса министерства соответствующим должностным регламентом (подпункты 2.2.2-2.2.4 пункта 2.2 раздела 2), а также о наличии профессиональных знаний и умений, необходимых для исполнения отдельных должностных обязанностей, предусмотренных пунктом 3.1 раздела 3 указанного должностного регламента.
Комиссия пришла к выводу, что имеющиеся вакантные должности в управлении недропользования министерства не могут предложены для замещения ФИО1, при этом принято решение предложить ФИО1 принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Хабаровского края заместителя начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса министерства.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно исходил из того, что работодателем нарушен порядок увольнения; что в период сокращения истца ответчик неправомерно и необоснованно не предложил истцу вакансии: начальник управления недропользования; заместитель начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса.
Должность начальника управления недропользования Министерства согласно разделу 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 28 декабря 2006 г. № 218, относится к должностям категории «руководители» ведущей группы должностей.
Гражданский служащий, замещающий должность начальника управления недропользования Министерства, должен иметь высшее образование по направлениям подготовки (специальностям) "Техносферная безопасность", "Горное дело", "Геология и разведка полезных ископаемых", "Маркшейдерское дело" и иным направлениям подготовки (специальностям), соответствующим направлениям деятельности управления или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки (подпункт 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Должностного регламента государственного гражданского служащего Хабаровского края начальника управления недропользования Министерства, утвержденного министром природных ресурсов Хабаровского края).
Должность заместителя начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса Министерства согласно разделу 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 28 декабря 2006 г. № 218, относится к должностям категории "руководители" ведущей группы должностей.
Гражданский служащий, замещающий должность заместителя начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса Министерства должен иметь высшее образование по направлениям подготовки (специальностям) «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Прикладная геология», «Горное дело», «Техносферная безопасность» и иным направлениям подготовки (специальностям), соответствующим направлениям деятельности отдела (подпункт 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Должностного регламента государственного гражданского служащего Хабаровского края заместителя начальника управления недропользования начальника отдела развития горного комплекса министерства, утвержденного министром природных ресурсов Хабаровского края).
При этом, ответчиком не предоставлено относимых и допустимых доказательств доводам о том, что уровень квалификации, специальности, работы истца по специальности, направлению подготовки не являлись достаточным и надлежащими, не соответствовали квалификационным требованиям, для замещения указанных вакантных должностей государственной гражданской службы Хабаровского края.
Согласно диплому ГОУ ВПО «Хабаровский государственный технический университет» от 25 июня 2004 г. регистрационный номер 2920 истцу решением Государственной аттестационной комиссии 23 июня 2004 г. присуждена квалификация экономист - менеджер по специальности «Экономика и управление на предприятии».
ФИО1 в соответствии с дипломом магистра № 107724 5226691 от 29.04.2022, освоила обучение по образовательной программе магистратуры 38.04.04. Государственное и муниципальное управление в ФГБОУВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», присвоена квалификация магистр; имеет удостоверение о повышении квалификации в КГБПОУ «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания» по дополнительной профессиональной программе «Эффективный руководитель. Технологии эффективной коммуникации и протокол»; сертификаты участника образовательного курса «Организация контроля исполнения документов в деятельности Правительства края», участника семинара «актуальные вопросы социально-экономического развития Хабаровского края», благодарности Заместителя Председателя Правительства Хабаровского края – министра природных ресурсов края в 2017 году, и.о. министра природных ресурсов края в 2020 году.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно дал оценку доводам истца о необоснованности системы оценки, применяемой в отношении сотрудников министерства, замещающих должности государственной гражданской службы Хабаровского края, подлежащих сокращению, для определения лиц, имеющих преимущественное право на замещение и (или) назначение на иную вакантную должность в министерстве, указав, что заместитель начальника управления делами – начальник отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции министерства ФИО3, являясь секретарем комиссии министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий, принимала участие в голосовании комиссии, оценке сокращаемых сотрудников министерства (в том числе в отношении себя) в соответствии с Методикой определения лиц, имеющих преимущественное право на замещение иной вакантной должности, путем выставления баллов на основании оценочных листов, между тем, она также являлась сотрудником, давшим согласие одновременно с ФИО1 на замещение вакантной должности начальника отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции министерства, которую ФИО3 в последующем и заняла.
Проведенная 05.04.2022 на заседании комиссии министерства по вопросам проведения организационно-штатных мероприятий оценка претендентов не отражает действительную достоверную оценку наличия специальности, направления подготовки профессионального образования сокращаемого сотрудника на соответствие области и (или) виду его профессиональной деятельности, должностным обязанностям, оценку продолжительности стажа государственной гражданской службы и (или) работы по специальности, оценку продолжительности стажа работы по специальности, оценку квалификации, поскольку Методика содержит незначительную разницу в баллах по стажу работу, завышенный балл за наличие ученой степени и (или) звания по специальности, соответствующей должностным обязанностям, так как при разнице в продолжительности стажа государственной гражданской службы истца и ФИО2 в 2 раза (9лет 9 мес. 25 дней истца, стаже 04 г. 10 м. 01 день ФИО2, разница в стаже около 5 лет) их баллы почти равны, 3 балла и 2 балла соответственно. Сравнивая данные показатели у истца и ФИО3 15 лет 09 мес. 26 дней (разница в стаже около 6 лет), показатели последней на 2 балла выше, чем у истца, при этом, у истца и ФИО2 разница 1 балл при схожих данных. Стаж работы по специальности у истца 07 лет 08 мес. 05 дней (3 балла), у ФИО3 – 2 года 10 мес. 12 дней (2 балла), при разнице в продолжительности стажа по специальности в 3 раза, разница в баллах - 1.
Результаты служебной деятельности истца и ФИО2 в оценочных листах равны, при этом ФИО2 длительное время не осуществляла профессиональную служебную деятельность в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (по 28.04.2024), в том числе во время проводимой комиссией оценки, в соответствии с заявлением ФИО2 от 11.04.2022 готова была приступить к работе только с 01.07.2022. Не дана оценка в части установленных «преимуществ» истца и ФИО2 (допуск к гостайне, которая у ФИО2 отсутствовала). Комиссия 05.04.2022 отдала преимущественное право на замещение должности начальника управления сводно-аналитической работы организационно-ресурсного обеспечения и информационного сопровождения министерства сотруднику, который служебную деятельность в указанное время не осуществлял, находился в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (по 28.04.2024), оценка указанным обстоятельствам комиссией также не давалась.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы было предоставлено иным гражданским служащим без должной оценки квалификации, продолжительности стажа гражданской службы и работы по специальности, направлению подготовки и результатов профессиональной служебной деятельности истца; представитель нанимателя министерства природных ресурсов Хабаровского края не предложил истцу все имеющиеся в министерстве вакантные должности гражданской службы, на которые истец мог претендовать, а именно должности начальника управления недропользования министерства природных ресурсов Хабаровского края, заместителя начальника управления недропользования - начальника отдела развития горного комплекса министерства природных ресурсов Хабаровского края, что свидетельствует о нарушении трудовых прав истца.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно восстановил ФИО1 на государственной гражданской службе Хабаровского края в должности начальника управления делами министерства природных ресурсов Хабаровского края с 23.04.2022 года.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Установив факт нарушения работодателем прав работника, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Размер компенсации морального вреда определен судом, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств. Оснований для изменения размера компенсации морального вреда, так же как и оснований к отказу в удовлетворении указанных требований, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части являются необоснованными.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловано.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 05 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: