Судья Урушева Е.К.
Дело № 2-330/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-9817/2020
22 сентября 2020 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Мицкевич А.Э.
судей Данилкиной А.Л., Пашковой А.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Веретенникове Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе ТСЖ «Объединенное» на решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 26 июня 2020 года по иску Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» к ТСЖ «Объединенное» о возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Мицкевич А.Э. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя истца ФИО6, возражавшей доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее по тексту ГЖИ) обратилось в суд иском к ТСЖ «Объединенное», просило обязать ответчика исполнить предписания ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а именно: выполнить перерасчет платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии потребителям многоквартирного <адрес> в <адрес> за декабрь <данные изъяты> г. в соответствии с пунктом 42(1) формулой 3(1) Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011года №354, В обоснование заявленных исковых требований указали, что до настоящего времени предписания ГЖИ, указанные в исковом заявлении, которые являются обязательными для исполнения, ответчиком не исполнены.
В судебном заседании представитель истца ГЖИ – ФИО6, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Также пояснила, что ни одно предписание ответчиком оспорено не было, а также не оспорены постановления мирового судьи, которыми ответчик привлекался к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания.
В судебном заседании представитель ответчика ТСЖ «Объединенное» ФИО5 – председатель ТСЖ «Объединенное», исковые требования ГЖИ не признал, пояснив, что предписания, действительно, были, также были и постановления мирового судьи, которые он не оспаривал. Предписания не исполнены до настоящего времени, поскольку ГЖИ вмешивается во внутренние дела ТСЖ, так самым нарушает их права.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований.
Обязал ТСЖ «Объединенное» исполнить предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области»: № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание №19 от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: выполнить перерасчет платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии потребителям многоквартирного <адрес> за декабрь 2017года согласно пункту 42(1) Правил 354, формуле 3(1) Приложения № к правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011года №354, в течение 1(одного) месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, по делу принять новое решение. Ссылается на то, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 предусмотрено два способа оплаты тепловой энергии: по показаниям общедомовых прибор учета и равномерными авансовыми платежами в течение календарного года. Полагает, что суд не определил, по какому из двух вариантов надлежит выполнить перерасчет.
В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик указывает на несогласие с привлечением ТСЖ «Объединенное» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.19.4.1 и ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за непредоставление документов, необходимых для проведения проверки и неисполнение законных предписаний ГЖИ. Указывает, что начисление платы за отопление собственникам помещений производится равномерно в течение календарного года по утвержденным тарифам и нормативам потребления тепловой энергии. Впоследствии по итогам за год производится перерасчет по показаниям общедомового прибора учета, а образующаяся разница между начисленной и собранной величиной оплаты тепловой энергии является собственностью плательщиков и распределяется решением собрания собственников помещений. Перерасчет оплаты и распоряжение сэкономленными средствами произведены и утверждены решением собрания ТСЖ 12.08. 2018 года.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Главным управлением «Государственная жилищная инспекция <адрес>» на основании поступившего обращения собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ «Объединенное», по результатам которой выявлены нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011года №354 в части начисления оплаты за тепловую энергию за декабрь 2017 года без учета показаний общедомового прибора учета, а по установленным нормативам потребления.
Ответчику выдано предписание № от 21.02. 2018 года, согласно которому ТСЖ «Объединенное» надлежит выполнить перерасчет платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии потребителям многоквартирного дома за декабрь 2017года в соответствии с формулой 3(1), Приложения №2 к правилам № 354 в срок до 12.03.2018года.
На основании распоряжения заместителя начальника ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения ранее выданного предписания, на момент проведения которой установлено, что документы, подтверждающие выполнение предписания ГЖИ от 21.02. 2018 года № не представлены, в связи с чем в отношении ТСЖ «Объединенное» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Кроме того ответчику выдано предписание № со сроком исполнения до 16.04. 2018 года.
ДД.ММ.ГГГГ вновь проведена проверка в отношении ответчика по исполнению предписания № в результате которой в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, вновь выдано предписание № со сроком исполнения до 18.06. 2018 года.
10.06. 2018 года вновь проведена проверка исполнения предписания №, в ходе которой документы, подтверждающие исполнение выданного ранее предписания не представлены, установлено бездействие со стороны ответчика, повлекшее невозможность проведения и завершения проверки, в связи с чем в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении от 23.07. 2018 года.
В дальнейшем были проведены проверки исполнения предписаний на основании распоряжений от 27.07.2018 года, 21.09. 2018 года, 26.11.2018 года, 15.02. 2019 года, 25.03.2019 года, 22.04. 2019 года, 18.06. 2019 года, 22 08. 2019 года.
На основании проведенных проверок в отношении ТСЖ «Объединенное» были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Судом также установлено, что на основании постановлений мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Объединенное» привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.19.4.1 и ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за непредоставление документов, необходимых для проведения проверки и неисполнение законных предписаний ГЖИ (л.д.95, 113, 130).
В соответствии с п. 1 ст. 291 Гражданского кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах либо собственники нескольких жилых домов для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов, могут создавать товарищества собственников жилья.
Согласно ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный жилищный контроль, под которым понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 года №364 образовано Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», основной задачей которого в соответствии со п.11 Положения, утвержденного приказом Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства от 15.02. 2007 года №13, является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, за исполнением собственниками, владельцами и пользователями жилых зданий (помещений) и нежилых помещений в жилых зданиях, организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги и их потребителями требований законодательства в жилищной сфере, использованием и содержанием жилищного фонда и общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (в том числе его инженерного оборудования, придомовой территории) независимо от их форм собственности.
Согласно п.14 указанного положения, ГЖИ имеет право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным положением; давать обязательные для исполнения предписания собственникам, владельцам, пользователям жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, придомовых территорий, предприятиям, организациям, учреждениям, индивидуальным предпринимателям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, организациям, управляющим жилищным фондом и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, а также гражданам по устранению нарушений в использовании, содержании, ремонте жилищного фонда и общего имущества собственников помещений с многоквартирном доме, оказании коммунальных услуг, обнаруженных ГЖИ; привлекать к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Пунктом 12 положения установлено, что ГЖИ осуществляет контроль за исполнением требований, содержащихся в выданных ею предписаниях. Обязательность предписаний ГЖИ следует также из прямого указания в ст.25 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12. 2008 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства и обстоятельства дела, исходил из того, что ТСЖ «Объединенное» уклоняется от выполнения законных предписаний Государственной жилищной инспекции Челябинской области, вынесенных в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством, а требования предписаний о перерасчете начисленной оплаты за тепловую энергию, поставленную в помещения многоквартирного <адрес> за декабрь 2017года, полностью соответствуют пункту 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011года №354.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующих спорные правоотношения.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются как положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, так и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 года (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг).
Частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован ОДПУ тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний ОДПУ учета тепловой энергии.
В формуле 3 (1) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг установлен порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Pi = Si x VT x TT
Данная формула учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний ОДПУ учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также установленный тариф на тепловую энергию. При отсутствии показаний ОДПУ за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
По формуле 3 (2) приложения N 2 к этим Правилам корректируется размер платы, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Эта формула учитывает: размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОДПУ, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Из содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета, независимо от выбранного способа оплаты – равномерно в течение календарного года либо в течение отопительного периода.
Поскольку в ходе проведения проверки Государственной жилищной инспекцией было установлено, что органами управления ТСЖ «Объединенное» плата за услугу «отопление» исчислена исходя из площади конкретного помещения и норматива потребления, без учета объема показаний общедомового прибора учета, жилищная инспекция обоснованно пришла к выводу о том, что порядок (формулы) расчета такой услуги, противоречат формулам расчета, установленным в Правилах предоставления коммунальных услуг, которые являются обязательными для всех.
То обстоятельство, что данный расчет платы ТСЖ был согласован собственниками помещений на общем собрании не влечет отмену постановленного решения, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 на момент принятия решения общего собрания собственников являлось действующим и устанавливало порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению, в связи с чем товарищество не имело право произвольно изменять установленный нормативным актом порядок начисления платы за указанную коммунальную услугу и производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления тепловой энергии.
Довод ответчика о том, что начисленные по нормативу потребления платежи являются фактически авансовыми, а по окончании года произведен перерасчет начислений за год по показаний прибора учета, и полученная в результате этого экономия средств, которая является собственностью плательщиков, распределена решением собрания ТСЖ в счет расходов на обслуживание многоквартирного дома, также не является основанием для отмены решения суда.
Жилищным законодательством Российской Федерации не предоставлено право собранию собственников или членов ТСЖ устанавливать иной порядок начисления оплаты за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую ресурсоснабжающей организацией. При этом представитель ответчика подтвердил, что расчеты с ресурсоснабжающей организацией за отопление дома производятся ТСЖ на основании показаний общедомового прибора учета.
Собственники же помещений многоквартирного дома и члены ТСЖ не лишены права формировать фонд ТСЖ иным способом, не путем необоснованных начислений оплаты за предоставленные коммунальные услуги, которая должна производиться за фактически потребленный коммунальный ресурс в строгом соответствии с нормативным правовым актом (Правилами), по соответствующим формулам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Вопреки доводам жалобы, оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства, поскольку содержит указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены ответчиком, а также реальный для исполнения срок.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 26 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ «Объединенное» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: