ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3312/2021 от 24.12.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-8500/2021

В суде первой инстанции дело слушала судья Крюк А.А. (Дело № 2-3312/2021; УИД 27RS0001-01-2020-001886-82)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 декабря 2021 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Жельнио Е.С.,

судей Хуснутдиновой И.И., Дорожко С.И.,

при секретаре Павленко Д.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Правительства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 20 сентября 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Хабаровского края к Правительству Хабаровского края, министерству строительства Хабаровского края, КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края», министерству природных ресурсов Российской Федерации, Федеральному агентству водных ресурсов Российской Федерации о возложении обязанности организовать и завершить строительство объектов, обеспечить финансирование работ по завершению строительства объектов,

Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения представителя ответчика Правительства Хабаровского края Кан С.Д., представителя министерства строительства Хабаровского края Петровой М.В., подержавших доводы апелляционной жалобы, истца - прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Доськовой Т.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Хабаровского края, министерству строительства Хабаровского края, КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» о понуждении организовать и завершить строительство объектов, обеспечить финансирование работ по завершению строительства объектов.

В обоснование иска указав, что прокуратурой края в октябре - ноябре 2019 года проверена проверка исполнения законодательства Российской Федерации органами государственной власти края при реализации мероприятий по строительству инженерных сооружений в г. Комсомольске-на-Амуре для защиты города от наводнения. 15 ноября 2019 года первым заместителем прокурора края первому заместителю Председателя Правительства Хабаровского края по экономическим вопросам внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе для принятия мер к финансированию строительства объектов II, III этапов в объемах, достаточных для завершения строительства. Однако нарушения не устранены, Правительством края меры, направленные на завершение строительства объектов II, III этапов в 2020 году в части полноты финансового обеспечения завершения строительства, не приняты. Главным распорядителем бюджетных средств, ответственным за реализацию объектов II, III этапов, является министерство строительства Хабаровского края. Министерство строительства Хабаровского края осуществляет полномочия учредителя в отношении КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края". Просил суд обязать министерство строительства Хабаровского края организовать строительство объектов "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - "Инженерная защита Центрального округа", 7,272 км", "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км"; обязать краевое государственное казенное учреждение "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" завершить строительство объектов "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - "Инженерная защита Центрального округа", 7,272 км", "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км" до 31 декабря 2021 года; обязать министерство строительства Хабаровского края, Правительство Хабаровского края обеспечить финансирование работ по завершению строительства объектов "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - "Инженерная защита Центрального округа", 7,272 км", "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км".

Определением суда от 11.06.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 сентября 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены частично, судом постановлено:

Обязать министерство строительства Хабаровского края организовать строительство объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа», 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км».

Обязать краевое государственное казенное учреждение «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» завершить строительство объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа», 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км» в срок до 31.12.2022.

Обязать министерство строительства Хабаровского края, Правительство Хабаровского края обеспечить финансирование работ по завершению строительства объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа», 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км».

В удовлетворении требований о возложении обязанности на министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации отказать.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Правительства Хабаровского края просит отменить как незаконное и необоснованное, указав, что суд пришел к ошибочному выводу о неосуществлении строительства спорных объектов; возложении судом обязанности на Правительство края по финансированию строительных работ не основано на нормах материального права.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель Министерства строительства Хабаровского края доводы апелляционной жалобы поддержал.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель Федерального агентства водных ресурсов просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились остальные участники процесса, о явке были извещены по правилам ст.113 ГПК РФ, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, представитель Росводресурсы просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом и своевременно о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно доводов апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Распоряжением Правительства РФ от 18 апреля 2016 года N 704-р утвержден долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре.

Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации данного плана, поручено совместно с Минфином России и Минэкономразвития России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий плана в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации (пункт 2 распоряжения N 704-р).

Пунктом 3 распоряжения N 704-р установлено, что финансовое обеспечение мероприятий плана осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Пунктом 4 распоряжения N 704-р Правительству Хабаровского края и администрации г. Комсомольска-на-Амуре рекомендовано предусматривать в соответствующих бюджетах необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий плана.

В силу пункта 7 распоряжения N 704-р Минэкономразвития России, Минфину России, федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации плана, поручено при формировании проектов федеральной адресной инвестиционной программы в первоочередном порядке обеспечивать финансирование мероприятий плана.

Пунктами 20 (2), 20 (3) раздел 2 плана предусмотрены мероприятия по развитию общегородской коммунальной инфраструктуры: по строительству объекта "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. Второй этап строительства - "Инженерная защита Центрального округа", 7,272 км"; "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км".

Предельный срок реализации указанных пунктов плана установлен на 2019 год. Ответственными исполнителями данных пунктов плана определены - Правительство Хабаровского края, Минприроды России, Росводресурсы. Объемы финансирования установлены за счет средств: федерального бюджета, консолидированного бюджета Хабаровского края, внебюджетных средств.

Установлено, что на настоящий момент указанные пункты плана не реализованы, строительство Объектов не завершено, в связи с расторжением государственных контрактов на строительство, вызванного ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств.

После принятия решений об одностороннем отказе от исполнения контрактов, Правительством края разработаны, утверждены и согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральным агентством водных ресурсов, являющимися ответственными соисполнителями мероприятий, Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики "дорожные карты", предусматривающие мероприятия, направленные на завершение строительства Объектов, в том числе, на привлечение бюджетных ассигнований из федерального бюджета и завершение строительства объектов до 30.06.2021 и 31.12.2022 соответственно.

Река Амур расположена на территории Забайкальского края, Амурской области, еврейской автономной области, Хабаровского края, то есть на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Исключением из этого положения является норма части 2 указанной статьи, определяющая, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Следовательно, река Амур является водным объектом, находящимся в федеральной собственности.

Между Росводресурсами и Правительством Хабаровского края заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 13.02.2019 №052-09-2019-058 (далее - Соглашение), предметом которого согласно п.1.1, является предоставление из федерального бюджета в 2019 - 2021 годах бюджету Хабаровского края субсидии на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее — Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Агентству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 052, раздел 04, подраздел 06, целевая статья: 28 6 99 50160, вид расходов 523 в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах" государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов»; код главного распорядителя средств федерального бюджета 052, раздел 04, подраздел 06, целевая статья: 28 2 09 50650, вид расходов 523 в рамках государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

Согласно п.1.2. Соглашения предоставление Субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность), в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, согласно приложению № 1 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 07 февраля 2014 г. № 27-пр «Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края в 2014-2020 годах».

Финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, отражено в разделе II Соглашения.

Дополнительным соглашением от 20.04.2021 №052-09-2019-058/6 к Соглашению внесены изменения в пункты 2.1. и 2.2. раздела II Соглашения, а приложения 1, 2, 3 к Соглашению изложены в новой редакции.

В соответствии с приложением №1 к Соглашению в редакции дополнительного соглашения от 20.04.2021 предусматривается субсидия из федерального бюджета на следующие мероприятия:

- Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Второй этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа» в 2021 году в размере 204 591 000 рублей;

- Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Третий этап строительства - «Инженерная защита правого берега р. Силинка» в 2021 году в размере 210 600 000 рублей, в 2022 году в размере 225 9000 000 рублей.

Таким образом, на выполнение мероприятий по предмету спору в 2021 году предусматривается предоставление субсидии в размере 415 191 000 рублей, в 2022 году в размере 225 900 000 рублей.

Субсидия в указанных размерах Росводресурсами доведена в полном объеме до бюджета Хабаровского края, что подтверждается расходным расписанием от 22.12.2020 №00100052/0171.

Таким образом, Росводресурсами полностью исполнены обязательства по софинансированию строительства объектов «Инженерная защита территории г.Комсомольска-на Амуре» в составе: II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа, 7,272 км» и III этап строительства - Инженерная защита правового берега р. Силинка, 2,087 км» в соответствии с условиями дополнительного соглашения от 20.04.2021 №052-09-2019-058/6 к Соглашению от 13.02.2019 №052-09-2019-058, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации обеспечить софинансирование строительства объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа», 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км» в соответствии с условиями соглашения от 20.04.2021 не имеется.

В соответствии с п. 2.3 Положения о министерстве строительства края, утвержденного постановлением Правительства края от 10.04.2009 № 126-пр, министерство строительства края организует строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства краевой собственности, за исключением объектов жилищно-коммунального хозяйства и автомобильных дорог.

Министерство строительства края осуществляет полномочия учредителя в отношении КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» (п. 1.5 Устава Учреждения от 29.01.2016). Учреждение подведомственно министерству строительства края.

Согласно п. 1.10. Устава Учреждения последнее финансируется из краевого бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, п. 2.1 Устава - предметом деятельности Учреждения является осуществление государственных функций заказчика и застройщика при строительстве объектов и государственных функций по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд края при строительстве объектов.

Из п. 2.3.5. Устава Учреждения в редакции от 05.08.2016 следует, что Учреждение осуществляет выполнение функций государственного заказчика и застройщика при реконструкции и капитальном ремонте объектов, по которым Учреждение выступало заказчиком либо застройщиком, в том числе в связи с устранением строительных недостатков, выполнением гарантийных обязательств либо исполнением судебных решений.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона края от 25.07.2007 № 133 «О бюджетном процессе в Хабаровском крае», Правительство края разрабатывает и представляет Губернатору края для внесения в Законодательную Думу края проект закона о внесении изменений в закон о краевом бюджете.

Вместе с тем, с учетом доведения субсидии и осуществлении софинансирования строительства объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа», 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км» из средств федерального бюджета в настоящее время строительство объектов 2,3 этапов не осуществляется, доказательств обратного суду не представлено.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ч. 1 ст. 15 Закона края от 25.07.2007 № 133 «О бюджетном процессе в Хабаровском крае», п. 2.3 Положения о министерстве строительства края, утвержденного постановлением Правительства края от 10.04.2009 № 126-пр, Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 13.02.2019 №052-09-2019-058, ч. 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, Распоряжением Правительства РФ от 18 апреля 2016 года N 704-р, и, установив, что прекращение строительства объектов 2, 3 этапов создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в городском округе «Город Комсомольск-на-Амуре» и может повлечь существенный ущерб экономике муниципального образования и края в случае возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с подъемом воды в реке Амур, обоснованно удовлетворил исковые требования в части.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах и правильном применении норм материального права.

Довод апелляционной жалобы в части того, что суд незаконно возложил на орган исполнительной власти обязанность обеспечить финансирование строительства спорных объектов, опровергаются пояснениями представителя ответчика, из которых следует, что финансирование выделено, Объекты строятся.

Довод апелляционной жалобы о том, что строительство спорных Объектов осуществляется, в связи с чем не было необходимости в принятии решения, выводы суда не опровергают, а напротив, свидетельствуют о добровольном исполнении решения суда.

Другие доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 20 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Правительства Хабаровского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: