Судья Аникина Л.А. Дело №33-2799/2022 (№2-3319/2021)
УИД 22RS0068-01-2020-003437-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2022 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
ФИО1,
председательствующего судей при секретаре |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора города Барнаула, апелляционную жалобу с дополнениями ответчика администрации города Барнаула, апелляционные жалобы третьих лиц комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, Управления единого заказчика в сфере капитального строительства города Барнаула, администрации Центрального района города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 июля 2021 года по делу
по иску прокурора города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Барнаула, Правительству Алтайского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Барнаула обратился в суд с иском к администрации г.Барнаула, Правительству Алтайского края, в котором просил обязать ответчиков администрацию г.Барнаула и Правительство Алтайского края в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, устройство автомобильной дороги местного значения в в границах участков:
обязать администрацию г.Барнаула включить указанные земельные участки в в перечень для последующего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом Алтайского края от 9 ноября 2015 года №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее – Закон №98-ЗС).
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка полноты и достаточности мер, принимаемых для решения проблемы по обеспечению земельными участками многодетных семей, а также проверка соблюдения законодательства при организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, устройства автомобильной дороги местного значения в .
По состоянию на ДД.ММ.ГГ в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула на учете состоит *** граждан, имеющих трех и более детей, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии со ст.8 Закона №98-ЗС постановлением администрации г.Барнаула от 29 января 2021 года №73 утвержден перечень обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков для последующего предоставления многодетным гражданам, в который включено *** земельных участков. По информации администрации г.Барнаула по мере выявления земельных участков, отвечающих требованиям Закона №98-ЗС, в установленный перечень будут вносится изменения.
Имеющийся дисбаланс между количеством состоящих на учете граждан, имеющих трех и более детей, и количеством земельных участков, включаемых в соответствующий перечень, с очевидностью свидетельствует о том, что органами власти не принимается достаточных мер для обеспечения многодетных семей земельными участками.
Распоряжением администрации Алтайского края от 28 ноября 2011 года №497-р из государственной собственности Алтайского края в муниципальную собственность на безвозмездной основе передан земельный участок в пос.Бельмесево для дальнейшего предоставления участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан, в том числе многодетным семьям.
Постановлением администрации г.Барнаула от 15 октября 2012 года №2924 утвержден проект планировки данной территории, произведены кадастровые работы по разделу территории на *** земельных участков. Часть земельных участков на основании вышеуказанного распоряжения администрации Алтайского края и постановлений администрации г.Барнаула, принятых в 2012-2015 годах, была предоставлена гражданам, относящимся к льготным категориям (в том числе гражданам, имеющим трех и более детей), для индивидуального жилищного строительства по договорам аренды или в собственность.
В настоящее время на территории имеется *** свободных сформированных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые в соответствии с Законом №98-ЗС возможно предоставить многодетным семьям, при условии обеспечения их инженерной инфраструктурой.
Правовое регулирование обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющих трех и более детей, из муниципальной собственности, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по вопросам финансирования на указанные цели, отсутствует.
Обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта РФ.
Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства вышеуказанные *** свободных сформированных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, не обеспечены инженерными коммуникациями, в том числе не устроена автомобильная дорога местного значения в .
Непринятие органами местного самоуправления г.Барнаула и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации достаточных мер по обеспечению инженерными коммуникациями влечет нарушение прав многодетных семей, состоящих на учете в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, а также тех, которые будут приняты на соответствующий учет.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 июля 2021 года (с учетом определения Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 августа 2021 года об исправлении описки) исковые требования удовлетворены в части.
Возложена на администрацию г.Барнаула в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, устройство автомобильной дороги местного значения в в границах участков:
В остальной части иска отказано.
В апелляционном представлении прокурор г.Барнаула просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять в указанной части новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что правовое регулирования обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющих трех и более детей, из муниципальной собственности, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по вопросам финансирования на указанные цели, отсутствует; из положений ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п.2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», п.п.1, 2 ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.10 ст.9 Закона Алтайского края от 2 сентября 2015 года №68-ЗС «О Правительстве Алтайского края», Закона №98-ЗС и Закона №88-ЗС, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года №2516-О следует, что обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Вывод суда о преждевременности требования прокурора о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности включить спорные земельные участки в перечень для последующего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом №98-ЗС несостоятелен, поскольку после исполнения обязанности, возложенной настоящим решением, спорные участки при невключении в соответствующий перечень могут быть предоставлены иным категориям граждан.
В апелляционной жалобе с дополнениями ответчик администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебных акт, ссылаясь на то, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права и не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц; Гражданский кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты не предусматривают такового способа защиты права как организация электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения, водоотведения конкретных земельных участков за счет средств местного бюджета; права неопределенного круга лиц в связи с отсутствием или наличием инженерной инфраструктуры в отношении конкретных земельных участков не затронуты.
Правовая позиция, изложенная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года №2516-О, не подлежала принятию во внимание, поскольку касалась общественных отношений, которые возникли в связи с предоставлением земельных участков конкретным гражданам, что не имело место в настоящем споре; администрация г.Барнаула обращалась к государственной власти Алтайского края с просьбой забрать земельные участки в государственную собственность.
Вынесение решения только в отношении одного ответчика – администрации г.Барнаула неправомерно; в соответствии с положениями Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года (ст.26.3) Правительство Алтайского края является высшим исполнительным органом власти ответственным за предоставление земельных участков многодетным семьям в рамках мер государственной социальной поддержки, иные органы исполнительной власти края не уполномочены на организацию обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры; в соответствии с приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» Правительством Алтайского края не определен орган, ответственный за организацию обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры, следовательно, мера социальной поддержки должна быть полностью реализована Правительством Алтайского края; Правительством Алтайского края не принято мер по реализации постановления администрации Алтайского края от 26 марта 2013 года №180 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей», а также государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 15 июня 2020 года № 266, предусматривающей участие органов государственной власти Алтайского края в создании инженерной инфраструктуры через возмещение соответствующих затрат, в связи с чем не только администрацией города, но и Правительством Алтайского края допущено нарушение прав неопределенного круга лиц; несмотря на направление администрацией г.Барнаула бюджетных заявок в отраслевые органы исполнительной власти Алтайского края с целью выделения ассигнований из краевого бюджета на проект «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков под малоэтажное жилищное строительство в », данный проект так и не был включен в краевую адресную инвестиционную программу, утверждаемую Правительством Алтайского края, что также свидетельствует о наличии оснований для возложения обязанности по настоящему делу в том числе, на Правительство Алтайского края.
Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года не подлежит применению к спорным правоотношениям, так как полномочия по оказанию мер социальной поддержки многодетным семьям к вопросам местного значения не относятся; вопросы обеспечения земельными участками и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением таких земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки, семьям, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой относится к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем возлагать на администрацию города обязанности исполнять финансовые обязательства, вытекающие из решений, принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции, неправомерно.
Администрация г.Барнаула не является уполномоченным органом местного самоуправления по организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, устройства автомобильной дороги местного значения в ; в Уставе городского округа – города Барнаула Алтайского края закреплены специальные полномочия каждого органа местного самоуправления, в частности, обязанность по выполнению работ по устройству автомобильных дорог возложена на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, а не на администрацию города; с ДД.ММ.ГГ в структуре органов местного самоуправления города Барнаула создан комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула, который наделен исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов в сфере организации обеспечения населения и других потребителей электрической и тепловой энергией, питьевой водой и водоотведением, газом и топливом.
В дополнительной апелляционной жалобе администрацией г.Барнаула указано на то, что исполнение решения суда приведет к нецелевому и неэффективному использованию денежных средств, поскольку при вынесении решения суд фактически установил обязанность администрации города распорядиться земельным участком, определив при этом только один способ – предоставить земельный участок лицу для строительства индивидуального жилого дома и для этих целей обеспечить его инженерной инфраструктурой, в том время как, вид разрешенного использования земельного участка предполагает возможность его использования и в иных целях; суд, определив где и кому органы местного самоуправления должны предоставлять земельные участки, вышел за пределы полномочий и нарушил требования ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд в нарушение положений ст.10 Конституции Российской Федерации вмешался в хозяйственную, экономическую и финансовую деятельность органа местного самоуправления, поскольку из правовой позиции, изложенной в оспариваемом решении, инженерная инфраструктура может создаваться муниципальным образованием в любом произвольном месте на усмотрение суда; бюджетное законодательство устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, права и обязанность органа местного самоуправления обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, а также права самостоятельно определять формы и направления расходования таковых.
Указание суда на наличие согласия органа местного самоуправления на принятие земельного участка в свою собственность в отсутствие каких-либо договоренностей не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку
постановлением администрации Алтайского края от 26 марта 2013 года №180 был утвержден «План мероприятий («Дорожной карты») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей», предусматривающий участие органов государственной власти Алтайского края в создании инженерной инфраструктуры земельных участков, предназначенных для многодетных семей и в соответствии с которыми в Алтайском крае обеспечение инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства многодетным семьям осуществляется через возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученных заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой таких земельных участков; кроме того, в настоящее время действует государственная программа Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края», утвержденная постановлением Правительства Алтайского края от 15 июня 2020 года № 266, содержащая аналогичное мероприятие.
Положениями п.п. 62, 124, 126, 169 ч.1 ст.44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 года №2580-р предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимать участие в организации деятельности по обеспечению территории муниципального образования газоснабжением, водоснабжением и водоотведением, в том числе путем реализации соответствующих инвестиционных проектов.
В апелляционной жалобе третье лицо комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что судом не принято во внимание, что законом №98-ЗС не ограничено время обеспечения многодетных граждан земельными участками.
Администрацией города на постоянной основе проводится работа по привлечению на цели строительства инженерной и транспортной инфраструктуры в софинансирования из краевого бюджета, что подтверждается включением названного строительства в государственную программу Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 15 июня 2020 года № 266; постановлением Администрации города Барнаула от 27 июня 2019 года №1025 также утвержден «План мероприятий («дорожной карты») по устранению (ликвидации) очереди на предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края».
В апелляционной жалобе третьи лица комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула, Управление единого заказчика в сфере капитального строительства г.Барнаула просят решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на аналогичные администрации г.Барнаула доводы.
В апелляционной жалобе третье лицо администрация Центрального района г.Барнаула просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на аналогичные администрации г.Барнаула и комитета доводы, дополнительно указав, что положения п.6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации не могут выступать правовым основанием для возложения на органы местного самоуправления обязанности организовать электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение и водоотведение конкретных земельных участков в .
В письменных возражениях Правительство Алтайского края, Министерство экономического развития Алтайского края просят апелляционное представление и апелляционные жалобы ответчика и третьих лиц оставить без удовлетворения.
В письменных возражениях Министерство финансов Алтайского края просит апелляционные жалобы администрации г.Барнаула, комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, апелляционное представление прокурора г.Барнаула оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Удачин И.Б. поддержал доводы апелляционного представления, представитель ответчика администрации г.Барнаула ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика правительства Алтайского края ФИО3, представители Минфина Алтайского края ФИО4, Министерства экономического развития ФИО5, возражали против удовлетворения представления и жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционных жалоб, апелляционного представления судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В силу пп.6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.13 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Российская Федерация на один год, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом вышеуказанного решения, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по управлению и распоряжению земельными участками. К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части) (пункт 7.4 части 1 статьи 13).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Алтайского края разработан и утвержден Законом Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее – Закон №98-ЗС).
В силу ч.3 ст.8 Закона №98-ЗС органом местного самоуправления муниципального района или городского округа не позднее первого квартала календарного года утверждаются перечни обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков (количество, местоположение, примерный размер), предоставляемых гражданам, указанным в частях 1 - 3 статьи 3 настоящего Закона.
Согласно ч.3 ст.3 названного Закона право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях, совместно проживающие с детьми, состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и проживающие на территории Алтайского края не менее двух лет до даты подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков.
По смыслу приведенных правовых норм наличие инженерной инфраструктуры при предоставлений земельных участков в указанных целях предусмотрено. Иное искажало бы цель и смысл данного закона, призванного обеспечить определенную категорию граждан, нуждающихся в повышенной социальной заботе, земельными участками на бесплатной основе для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением администрации Алтайского края от 28 ноября 2011 года №497-р из государственной собственности Алтайского края в муниципальную собственность на безвозмездной основе передан земельный участок в , кадастровый номер *** для дальнейшего предоставления участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан, в том числе многодетным семьям (т., л.д.20).
Постановлением администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ утвержден проект планировки и межевания данной территории, произведены кадастровые работы по разделу территории на *** земельных участков (т.1, л.д.21). При этом по сведениям прокуратуры г.Барнаула *** участков – для индивидуального жилищного строительства, *** участка – для строительства объектов общественно-делового назначения; из *** земельных участков льготным категориям граждан предоставлено *** земельных участка, *** земельных участков по техническим заключением признаны непригодными для целей индивидуального жилищного строительства, имеется *** свободных земельных участка, *** участка включены в проект межевания «Обход г.Барнаула с мостом через р.Обь» (т.1, л.д.19).
Из ответа администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула на учете состоит *** граждан, имеющих трех и более детей, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилого строительства или ведения личного подсобного хозяйства. В ДД.ММ.ГГ многодетным семьям, состоящим на учете, предоставлено *** земельных участка. В соответствии со ст.8 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» в первом ДД.ММ.ГГ будет утвержден перечень обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков для последующего предоставления многодетным гражданам, в который в настоящее время планируется включить *** земельных участков. По мере выявления земельных участков, отвечающим требованиям Закона №98-ЗС, в утвержденный перечень земельных участков будут вноситься изменения (т.1, л.д.13).
Постановлением администрации г.Барнаула от 29 января 2021 года №73 утвержден Перечень земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с частями 1-3 стать 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», в который включено *** земельных участков (т.1, л.д.14-16).
В ответе от ДД.ММ.ГГ администрация г.Барнаула указала, что имеется *** свободных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены многодетным гражданам для индивидуального жилищного строительства в случае обеспечения их инженерной инфраструктурой (т.1, л.д.22-29).
Правительство Алтайского края в ответе от ДД.ММ.ГГ указало, что на территории имеются *** сформированных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые в соответствии с Законом №98-ЗС возможно предоставить многодетным семьям, при условии обеспечения их инженерной инфрастуктурой. Организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также устройство автомобильной дороги местного значения в предлагалось реализовать в рамках инвестиционного проекта «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков под малоэтажное жилищное строительство в ». Высокая стоимость строительства инженерной и транспортной инфраструктуры является проблемой для проведения коммуникаций в . Ориентировочная стоимость проектно-изыскательных работ составляет *** руб., строительство инженерной инфрастуктуры объекта составляет ***.руб. С целью оказания государственной поддержки на реализацию мероприятий по строительству инженерной инфрастуктуры указанный объект включен в государственную программу Алтайского края «Обеспечение доступным жильем населения Алтайского края», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 15 июня 2020 года №266, которая синхронизирована с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710», предусматривающей возможность предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Алтайского края. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края на постоянной основе ведется работа с муниципальными образованиями края, в том числе с администрацией г.Барнаула по участию Алтайского края в конкурсных отборах Минстроя России на получение субсидий из федерального бюджета бюджету Алтайского края в рамках программы «Стимул». При условии разработки проектно-сметной документации по объекту, администрацией г. Барнаула может быть подана заявка для участия в конкурсном отборе на получение субсидий из федерального бюджета в рамках программы «Стимул» на строительство инженерной инфраструктуры в . С целью привлечения средств на разработку проектно-сметной документации объекта администрацией г.Барнаула для включения объекта в краевую адресную инвестиционную программу, ДД.ММ.ГГ была направлена бюджетная заявка в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ДД.ММ.ГГ Министерство экономического развития Алтайского края с лимитом финансирования *** руб. в ДД.ММ.ГГ, в том числе *** руб. за счет средств бюджета Алтайского края. В краевую адресную инвестиционную программу на ДД.ММ.ГГ объект не включен (т.1, л.д.17-18).
Отсутствие на спорных *** земельных участков инженерных коммуникаций, а именно: электроснабжения, водоотведения и водоснабжения, газоснабжения, устройство автомобильной дороги местного значения в сторонами по делу оспаривалось.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства и установив, что органами местного самоуправления сформированы свободные земельные участки с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (на момент рассмотрения дела *** земельных участков), при этом обязанность по обеспечению участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой зависит реальная возможность включить в соответствующий перечень и предоставить земельный участок в собственность, органами не выполнена, пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному спору является администрация г.Барнаула, на которую подлежит возложению обязанность по организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, устройству автомобильной дороги местного значения в в границах спорных участков. При этом суд исходил из того, что на основании распоряжения администрации Алтайского края от 28 ноября 2011 года № 497-р органом местного самоуправления были приняты земельные участки в из государственной собственности Алтайского края в собственность для дальнейшего предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан при отсутствии необходимой для целей использования земельных участков инфраструктуры, о чем не могло быть неизвестно администрации г.Барнаула, то полномочия по организации вопросов, предусмотренных п.4,5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, на территории принятых в собственность участков, в силу указания данного закона, относятся к вопросам местного значения городского округа.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах, представленных суду доказательствах, которым в совокупности дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и, вопреки доводам жалобы и представления, правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, в силу п.п.4, 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные положения последовательно отражены и в специальном законодательстве, а именно в ст.6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской федерации», п.1 ст.3, ст.13, п.1 ст.34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с п.9 ст.55 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года №71 (далее - Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края), администрация города осуществляет организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой - при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность.
Таким образом, в рассматриваемом случае, муниципальное образование (уполномоченный орган городского округа – Алтайского края) добровольно согласившись на принятие в собственность муниципального образования земельного участка для последующей передачи в собственность гражданам бесплатно (что ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривалось), тем самым принял на себя определенные обязательства, связанные с обеспечением пригодности данного земельного участка для тех целей, ради которых происходила его передача в собственность муниципального образования.
Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Следовательно, учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры спорных земельных участков в в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению администрацией г.Барнаула как уполномоченным органом местного самоуправления в порядке решения вопросов местного значения, и такая обязанность названным ответчиком не выполнена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований к возложению на орган местного самоуправления обязанности устранить допущенное длительным бездействием нарушение.
При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия расходов по спорному правоотношению в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры. В этой связи само по себе отсутствие у органа местного самоуправления достаточных средств на обеспечение земельных участков необходимой инфраструктурой и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий.
Доводы апелляционного представления, апелляционных жалоб администрации г.Барнаула и третьих лиц о том, что Правительство Алтайского края наравне с администрацией г.Барнаула должно исполнять обязанность по обеспечению спорных земельных участков объектами инженерной инфраструктуры подлежат отклонению, поскольку, с учетом установленных по делу обстоятельств, основаны на неверном толковании вышеприведенных правовых норм, а также правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года № 2516-О.
Ссылки в апелляционных жалобах ответчика и третьих лиц на то, что администрация г.Барнаула не является уполномоченным органом местного самоуправления по организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, устройства автомобильной дороги местного значения в , поскольку в Уставе городского округа – города Барнаула Алтайского края закреплены специальные полномочия отдельных органов местного самоуправления (например, таких как комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи , комитет по энергоресурсам и газификации г.Барнаула), не принимаются во внимание. Наличие собственных полномочий у специальных органов местного самоуправления, не лишает администрацию г.Барнаула основной ее координирующей функции как исполнительно-распорядительного органа городского округа, которой для исполнения решения суда достаточно. Полномочия администрации г.Барнаула, предусмотренные ст.ст. 49, 50, 52, 53, 54, 57 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, в полной мере позволяют принять необходимые организационные мероприятия, связанные с исполнением вынесенного судом решения.
Указание в жалобах комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, Управления единого заказчика в сфере капитального строительства г.Барнаула на то, что администрацией города на постоянной основе проводится работа по привлечению на цели строительства инженерной и транспортной инфраструктуры в софинансирования из краевого бюджета, не является основанием для освобождения от обязанности, возложенной на ответчика настоящим обжалуемым судебным актом, поскольку, несмотря на принятие администрацией г.Барнаула указанных мер, вопрос обеспечения спорных земельных участков инженерной инфраструктурой не решен с ДД.ММ.ГГ.
По аналогичному основанию не принимается указание комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула в жалобе на то, что Постановлением администрации г.Барнаула от 27 июня 2019 года № 1025 утвержден «Плана мероприятий («дорожной карты») по устранению (ликвидации) очереди на предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края», который отражает план действий именно органов местного самоуправления городского округа – города Барнаула Алтайского края по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим трех и более детей. Доказательств в подтверждение реализации данного плана в отношении спорных земельных участков в ходе рассмотрения дела администрацией г.Барнаула не представлено.
Ссылки в апелляционных жалобах администрации г.Барнаула и третьих лиц на Постановление администрации Алтайского края от 26 марта 2013 года №180 «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей» не принимаются во внимание, поскольку данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Алтайского края от 21 июля 2021 года № 270. Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что в рамках данной «Дорожной карты» был предусмотрен План организационных мероприятий, реализуемых на территории Алтайского края в связи с необходимостью инфраструктурного обустройства земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, в рамках которого главным исполнителем мероприятий, в частности разработки схем инженерных сетей коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края (п.1), реализации инвестиционных проектов (п.2), выполнения работ по строительству объектов коммунальной инфраструктуры (п.3) являются соответствующие органы местного самоуправления.
Утверждение постановлением Правительства Алтайского края от 15 июня 2020 года № 266 государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» не является достаточным основанием для привлечения Правительства Алтайского края в качестве ответчика по настоящему делу. В случае неисполнения органом государственной власти субъекта взятых на себя в рамках настоящей государственной программы финансовых обязательств действующим законодательством предусмотрен иной способ разрешения возможных разногласий, в том числе с органами местного самоуправления.
По аналогичному основанию не принимается во внимание ссылка администрации г.Барнаула на то, что таковой направлялись бюджетные заявки в отраслевые органы исполнительной власти Алтайского края с целью выделения ассигнований из краевого бюджета на проект «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков под малоэтажное жилищное строительство в », который так и не был включен в краевую адресную инвестиционную программу, утверждаемую Правительством Алтайского края.
Указание в жалобах на то, что администрация г.Барнаула обращалась к государственной власти Алтайского края с просьбой забрать земельные участки в государственную собственность, не имеет правового значения для настоящего дела. При этом принимается во внимание, что сведений о передаче спорных земельных участков в государственную собственность Алтайского края в ходе рассмотрения дела не представлено.
Довод апелляционных жалобах ответчика и третьих лиц о том, что в соответствии с приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» Правительством Алтайского края не определен орган, ответственный за организацию обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры, следовательно, мера социальной поддержки должна быть полностью реализована Правительством Алтайского края, подлежит отклонению. В силу п.4 названных Методических рекомендаций положения таковых носят рекомендательный характер, в связи с чем не могут являться достаточным основанием для удовлетворения исковых требований к Правительству Алтайского края.
Ссылка в жалобах на недопустимость применения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года №2516-О, подлежит отклонению. В силу предписаний ст.ст.6 и 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» об обязательности и юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации, распространяющихся в полной мере и на его определения, суды общей юрисдикции не вправе отступать от истолкования правовых норм в их конституционно-правовом смысле, ранее выявленном и сформулированном в постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации. Иное означало бы преодоление юридической силы постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, чего суды, согласно статьям 118, 125, 126, 127 и 128 Конституции Российской Федерации, делать не вправе.
Указание в апелляционных жалобах ответчика и третьих лиц на то, что Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года не подлежит применению к спорным правоотношениям, так как полномочия по оказанию мер социальной поддержки многодетным семьям к вопросам местного значения не относятся, основан на неверном толковании закона, а также противоречит позиции, изложенной в выше названном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем подлежит отклонению.
Довод в дополнительной апелляционной жалобе администрацией г.Барнаула указано на то, что исполнение решения суда приведет к нецелевому и неэффективному использованию денежных средств, подлежит отклонению как бездоказательный. При этом, судебной коллегией принимается во внимание, что предоставление спорных свободных земельных участков именно для индивидуального жилищного строительства, а не иные цели было указано в ответе администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ. Для строительства объектов общественного-делового назначения в выделены *** земельных участка (помимо спорных ***). Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Утверждение администрации г.Барнаула о том, что суд, определив где и кому органы местного самоуправления должны предоставлять земельные участки, вышел за пределы полномочий и нарушил требования ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, несостоятельно, поскольку таких выводов обжалуемый судебный акт не содержит.
Ссылка администрации г.Барнаула на нарушение судом ст.10 Конституции РФ несостоятельна, судебная коллегия признаков нарушения принципа разделения властей не усматривает. Решение принято судом по заявленным истцом требованиям, в пределах своей компетенции.
Указания администрации г.Барнаула и третьих лиц в апелляционных жалобах на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права и не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц; права неопределенного круга лиц в связи с отсутствием или наличием инженерной инфраструктуры в отношении конкретных земельных участков не затронуты, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании ч.1 ст. 45 ГПК, п.4 ст.27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре. Требования прокурора по настоящему иску направлены на защиту интересов многодетных семей, связанных с реализацией права на получение меры социальной поддержки в виде бесплатного приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства. При изложенных обстоятельствах предъявление иска в суд прокурором является наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав, направлено на комплексное решение возникшей проблемы.
Довод апелляционного представления о том, что требования прокурора о возложении на администрацию г.Барнаула обязанности включить спорные земельные участки в перечень для последующего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом №98-ЗС подлежали удовлетворению, поскольку после исполнения обязанности, возложенной настоящим решением, спорные участки при невключении в соответствующий перечень могут быть предоставлены иным категориям граждан, подлежит отклонению как основанный на предположении. На момент рассмотрения дела не имеется сведений о том, что спорные земельные участки после обеспечения их инженерной инфраструктурой не будут включены в указанный перечень, в связи с чем не имеется оснований для вывода о нарушении в указанной части прав неопределенного круга лиц, относящихся к категории многодетных семей. Более того, судебная коллегия обращает внимание на то, что существует определенная очередность предоставления земельных участков на бесплатной основе, распределение в рамках которой относится к компетенции органов местного самоуправления, а не суда.
Иных доводов, нуждающихся в дополнительной проверке, которые могли повлиять на правильность выводов суда, и не были предметом судебной оценки, апелляционные жалобы и апелляционное представление не содержит.
Судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления в совокупности не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного постановления, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене верно постановленного по делу судом первой инстанции решения.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Барнаула, апелляционную жалобу с дополнениями ответчика администрации города Барнаула, апелляционные жалобы третьих лиц комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, Управления единого заказчика в сфере капитального строительства города Барнаула, администрации Центрального района города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГ.