ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-331/2023 от 29.08.2023 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-331/2023 судья Мирошниченко Ю.С. 2023 год

33-3666/2023

УИД 69RS0026-01-2023-000250-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2023 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Солдатовой Ю.Ю.,

судей Климовой К.В., Кубаревой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Кутиловой Е.А.

по докладу судьи Солдатовой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению Ржевского межрайонного прокурора Тверской области на решение Ржевского городского суда Тверской области от 30 июня 2023 года, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, поданных в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, Иноземцевой И.А. о признании незаконным бездействие администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, выразившиеся в непринятии мер ко взысканию в виде увольнения к <данные изъяты>Иноземцевой И.А. за совершение коррупционного правонарушения, признании незаконным указанного в распоряжении исполняющего полномочия Главы города Ржева Тверской области - первого заместителя Главы администрации города Ржева Тверской области Берлизова Н.А. от 28 октября 2022 года основания прекращения трудового договора с Иноземцевой И.А. по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - по собственному желанию, изменении формулировки основания увольнения <данные изъяты>Иноземцевой И.А. на увольнение в связи с утратой доверия по части 2.3 статьи 14.1, части 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и пункту 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, обязании администрации Ржевского муниципального округа Тверской области внести в трудовую книжку Иноземцевой И.А. исправления в части указания основания увольнения, обязании администрации Ржевского муниципального округа Тверской области уволить <данные изъяты>Иноземцеву И.А. на основании части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», направив сведения о применении к муниципальному служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, отказать»

Судебная коллегия

установила:

Ржевский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, Иноземцевой И.А.

С учетом увеличения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил признать незаконным бездействие администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, выразившееся в непринятии мер ко взысканию в виде увольнения к <данные изъяты> Иноземцевой И.А. за совершение коррупционного правонарушения; признании незаконным указанного в распоряжении исполняющего полномочия Главы города Ржева Тверской области - первого заместителя Главы администрации города Ржева Тверской области Берлизова Н.А. от 28.10.2022 основания прекращения трудового договора с Иноземцевой И.А. по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - по собственному желанию, изменении формулировки основания увольнения <данные изъяты> Иноземцевой И.А. на увольнение в связи с утратой доверия по части 2.3 статьи 14.1, части 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и пункту 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; обязании администрации Ржевского муниципального округа Тверской области внести в трудовую книжку Иноземцевой И.А. исправления в части указания основания увольнения, обязании уволить <данные изъяты> Иноземцеву И.А. на основании части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», направив сведения о применении к муниципальному служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Со ссылками на нормы части 1 статьи 10, статьи 11, статьи 15 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», части 1 и части 2 статьи 3, пункта 11 части 1 статьи 12, статьи 15, части 2.3 статьи 14.1, части 1 и части 6 статьи 27.1, статьи 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», части 7 статьи 11, пункта 7.1 части 1 и части 7 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Постановлением администрации города Ржева Тверской области № 1557 от 17.11.2014, статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-01 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указал, что межрайонной прокуратурой в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о противодействии коррупции, муниципальной службе выявлены нарушения федерального законодательства.

Согласно информации ЕГРЮЛ <данные изъяты>, впоследствии Управления образования и молодежной политики администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, является Иноземцева И.А., о чем 18.09.2012 внесены сведения в реестр.

01.09.2021 Иноземцевой И.А., замещающей должность муниципальной службы - <данные изъяты>, в адрес Главы города Ржева Тверской области Крылова Р.С. направлено уведомление о намерении с 01.09.2021 выполнять иную оплачиваемую работу (<данные изъяты>) по трудовому договору в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области по обучению школьников.

Директором МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области с <данные изъяты> Иноземцевой И.А. 06.09.2021 заключен срочный трудовой договор <данные изъяты> по совместительству с исполнением обязанностей <данные изъяты> на учебный год 2021-2022, с установлением размера заработной платы за выполняемую работу. Срок действия трудового договора с 06.09.2021 по 30.06.2022.

Аналогичное уведомление Иноземцевой И.А., замещающей должность муниципальной службы - <данные изъяты>, направлялось 26.08.2020 в адрес Главы города Ржева Тверской области Крылова Р.С., после чего 01.09.2020 заключен соответствующий трудовой договор на учебный год 2020-2021, срок действия трудового договора с 01.09.2020 по 28.06.2021.

В уведомлениях о намерении выполнять иную оплачиваемую работу Иноземцевой И.А. указывалось, что работа по обучению школьников не повлечет за собой конфликта интересов, однако данное заключение не имеет законного основания, то есть является самостоятельно принятым решением последней.

Кроме того, в уведомлениях не оговаривается, что при выполнении указанной работы муниципальный служащий обязуется соблюдать требования, предусмотренные статьями 14 и 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Таким образом, по мнению прокурора, Иноземцева И.А., являясь <данные изъяты> и работодателем директора МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, в 2020-2022 учебных годах трудоустраивалась в указанную школу <данные изъяты>, находилась в подчинении директора школы, при этом в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов, в нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в порядке подпункта «в» пункта 14 Положения, заявление (уведомление) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не подавала, что подтверждается заверенной администрацией города Ржева Тверской области копией журнала регистрации обращений, заявлений и уведомлений, являющихся основаниями для проведения заседания Комиссии.

Администрацией города Ржева Тверской области, в нарушение части 3 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», когда достоверно было известно о возникновении у <данные изъяты> Иноземцевой И.А. личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, не приняты. Заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов по рассмотрению вопроса о трудоустройстве Иноземцевой И.А. <данные изъяты> в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области в 2020-2022 учебных годах не проводились.

Указанный факт свидетельствует о том, что Иноземцева И.А., имея личную заинтересованность в виде получения доходов, работая в должности <данные изъяты> в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области (нагрузка 5 часов в неделю по трудовому договору от 01.09.2020 и 7 часов в неделю по трудовому договору от 06.09.2021), ненадлежащим образом исполняла свои должностные обязанности, как <данные изъяты>, поскольку при выполнении работы в образовательном учреждении она не находилась на своем рабочем месте, что является конфликтом интересов.

Как следует из части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.

В соответствии с пунктом 1.2 Устава МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, утверждённого приказом Отдела образования от 12.09.2019, его учредителем является муниципальное образование город Ржев Тверской области. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования город Ржев Тверской области осуществляет администрация города Ржева Тверской области.

Отдельные функции и полномочия учредителя в соответствии с Решением Ржевской городской Думы от 26.01.2012 «Об утверждении Порядка осуществления администрацией города Ржева и ее структурными подразделениями функций и полномочий учредителя муниципального учреждения города Ржева» осуществляет Отдел образования администрации города Ржева согласно Положению об отделе образования администрации города Ржева.

В соответствии с пунктом 4.10 Положения об отделе образования Администрации города Ржева Тверской области, утверждённого постановлением администрации города Ржева Тверской области № 36 от 22.01.2020, отдел образования осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств муниципального бюджета города Ржева Тверской области, предусмотренных на содержание Отдела образования и реализацию возложенных на него функций.

Вместе с тем, отдел образования в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных Отделу муниципальных учреждений образования города Ржева Тверской области; лицензированием образовательной деятельности всех типов муниципальных образовательных учреждений и соблюдением лицензионных условий; за ремонтом подведомственных Отделу образования муниципальных учреждений образования города Ржева Тверской области (пункт 4.8 Положения).

Кроме того, отдел образования в качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений осуществляет в установленном порядке за счет средств бюджета города Ржева финансирование деятельности образовательных учреждений, а также капитального и текущего ремонта, закрепленного за ним имущества, утверждает сметы доходов и расходов образовательных учреждений; устанавливает муниципальное задание для подведомственных муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Ржева (пункт 4.15 Положения).

В пункте 6.2 Положения об отделе образования администрации города Ржева Тверской области установлено, что руководство деятельностью осуществляет <данные изъяты>, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой города Ржева в соответствии с законодательством Российской Федерации.

<данные изъяты> без доверенности действует от имени Отдела образования, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, несет персональную ответственность за деятельность Отдела образования, выполнение возложенных на него задач и функций (пункт 6.7 Положения).

Пунктами 6.5, 6.8, 6.10, 6.12 Положения об отделе образования установлены полномочия <данные изъяты>, который назначает на должность, заключает, вносит изменения и прекращает трудовые договоры с руководителями подведомственных Отделу образования муниципальных организаций города Ржева Тверской области; утверждает правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции руководителей муниципальных образовательных учреждений; издает приказы, инструкции по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела образования, организует контроль над их исполнением; распоряжается финансовыми средствами Отдела образования, в пределах утвержденных смет и ассигнований на соответствующий период.

В силу п. 4.4 Устава МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, утверждённого приказом Отдела образования от 12.09.2019, директор образовательного учреждения подотчетен в своей деятельности учредителю (администрация города Ржева Тверской области) и уполномоченному органу (Отдел образования администрации города Ржева Тверской области) в пределах их компетенций.

Согласно п. 3.2.1 Устава МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, уполномоченный орган, в том числе, формирует и утверждает муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности, а также осуществляет финансовое обеспечение выполнения этого задания; осуществляет контроль за деятельностью бюджетного учреждения в порядке, установленном администрацией города Ржева Тверской области.

Уполномоченный орган определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации (подпункт «ж» пункта 3.2.1 Устава МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области).

Возможность установления директором МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области <данные изъяты> Иноземцевой И.А. выплат стимулирующего характера предусмотрена пунктом 2.3 трудовых договоров от 01.09.2020 и № 297 от 06.09.2021.

Принимая во внимание вышеуказанное, <данные изъяты> образования администрации г. Ржева Тверской области Иноземцева И.А., осуществляя одновременно трудовую деятельность на должности <данные изъяты> в подконтрольном, подотчетном и подведомственном ей МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, имела конфликт интересов, который мог повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должностных обязанностей.

По выявленным фактам нарушений требований законодательства о противодействии коррупции межрайонной прокуратурой 30.09.2022 в адрес Главы города Ржева Тверской области Крылова Р.С. внесено представление об устранении нарушений закона.

24.10.2022 в администрации города Ржева Тверской области проведено заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева и урегулированию конфликта интересов по рассмотрению вопроса о наличии конфликта интересов при трудоустройстве Иноземцевой И.А. по совместительству в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области.

По результатам заседания членами комиссии принято решение: установить, что выполнение иной оплачиваемой работы Иноземцевой И.А. в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области в качестве <данные изъяты> в 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах не содержит признаков заинтересованности, которая могла привести к конфликту интересов.

В ответе администрации города Ржева Тверской области от 02.11.2022 на представление межрайонной прокуратуры от 30.09.2022 указано, что к председателю Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева и урегулированию конфликта интересов заместителю Главы администрации города Ржева Тверской области Ямщиковой Е.Н. применено дисциплинарное наказание в виде замечания за нарушение Положения о комиссии по служебному поведению, выразившиеся в непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно в не проведении заседаний комиссии по рассмотрению вопроса о трудоустройстве <данные изъяты> Иноземцевой И.А. <данные изъяты> в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области в 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах. Привлечь к дисциплинарной ответственности <данные изъяты> Иноземцеву И.А. за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции не представляется возможным в связи с её увольнением по собственному желанию 31.10.2022 (распоряжение администрации города Ржева Тверской области от 28.10.2022 об увольнении Иноземцевой И.А. по собственному желанию).

По результатам рассмотрения представления межрайонного прокурора от 30.09.2022 администрация г. Ржева Тверской области не приняла решение об увольнении Иноземцевой И.А. по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, чем нарушила принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, установленный пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Кроме того, администрация Ржевского муниципального округа Тверской области не выполнила свои обязанности по противодействию коррупции, что посягает на утвержденный законом порядок осуществления публичной власти на территории Российской Федерации, нарушаются интересы Российской Федерации по приоритетному применению мер по предупреждению коррупции, обеспечению безопасности государства, препятствуя реализации ее государственной антикоррупционной политики; а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на формирование в обществе нетерпимости и негативного отношения к коррупционному поведению.

Непринятие мер по предотвращению конфликта интересов является правонарушением, за которое в качестве меры ответственности федеральным антикоррупционным законодательством Российской Федерации установлено безальтернативное увольнение лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Непринятие <данные изъяты> Иноземцевой И.А., являющейся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанное последствие в виде увольнения является безальтернативным (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В случае совершения коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы, когда под угрозу ставятся интересы Российской Федерации, а закон безальтернативно устанавливает в качестве меры ответственности увольнение с муниципальной службы, у работодателя возможность произвольного усмотрения отсутствует.

Применение к муниципальному служащему, не исполнившему свою обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, дисциплинарного взыскания в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия имеет целью предупреждение совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений и является обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Возможность применения к муниципальному служащему иных видов дисциплинарного взыскания, в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, действующим правовым регулированием не предусмотрена.

На основании Закона Тверской области № 19-ЗО от 05.05.2022 «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Ржевский муниципальный район, с городским округом город Ржев Тверской области и наделении городского округа город Ржев Тверской области статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» изменен статус городского округа город Ржев Тверской области, наделив статусом муниципального округа - Ржевский муниципальный округ Тверской области.

В соответствии с решением Думы Ржевского муниципального округа от 15.12.2022 принят Устав Ржевского муниципального округа Тверской области (далее - Устав), согласно которому органы местного самоуправления Ржевского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Ржевского района, городского округа город Ржев Тверской области, сельского поселения «Есинка», сельского поселения «Итомля», сельского поселения «Медведево», сельского поселения «Победа», сельского поселения «Успенское», сельского поселения «Хорошево», сельского поселения «Чертолино». Ржевский муниципальный округ является единственным муниципальным образованием и входит в состав Тверской области.

В силу части 1 статьи 28 Устава структуру органов местного самоуправления Ржевского муниципального округа составляют: Дума Ржевского муниципального округа, Глава Ржевского муниципального округа, Администрация Ржевского муниципального округа, Контрольно-счетная палата Ржевского муниципального округа.

Решением Думы Ржевского муниципального округа № 69 от 29.12.2022 изменено наименование Отдела образования администрации города Ржева Тверской области на Управление образования и молодежной политики Администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, с утверждением Положения об Управлении образования и молодежной политики Администрации Ржевского муниципального округа Тверской области.

Обращение прокурора с данным иском связано с необходимостью защиты интересов Российской Федерации в сфере предупреждения коррупции и борьбы с ней, реализации принципов верховенства закона, единства и укрепления законности, а также минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений (статьи 1-3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Другого правового способа защиты интересов Российской Федерации, иначе как путем предъявления настоящего иска не имеется, поскольку ранее принятые меры прокурорского реагирования не удовлетворены.

Неопределенный круг лиц предполагает, что круг потенциальных лиц, права которых могут быть нарушены, не определен, данных лиц индивидуализировать невозможно. С учетом положений вышеприведенных норм, предъявляя настоящий иск в суд, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральными законами, в том числе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации».

Учитывая тот факт, что после совершения коррупционного правонарушения ответчик до настоящего времени занимает муниципальную должность <данные изъяты>, она подлежит увольнению с муниципальной службы Ржевского муниципального округа Тверской области на основании части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Определением суда от 02.03.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования Тверской области и Министерство региональной политики Тверской области.

Определением суда от 05.04.2023 приняты увеличенные исковые требования; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Глава администрации Ржевского муниципального округа Тверской области Крылов Р.С. и первый заместитель Главы администрации Ржевского муниципального округа Тверской области Берлизов Н.А.

Определением суда от 19.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области.

Представитель истца заместитель Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Дмитриева Л.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик Иноземцева И.А. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика администрации Ржевского муниципального округа Тверской области Грехова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, считая их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица Управления образования и молодежной политики администрации Ржевского муниципального округа Тверской области Петрова А.Н. возражала против удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель третьего лица МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области Чаленко Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам и обстоятельствам, изложенным в возражениях.

Представитель третьего лица Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Ржевского муниципального округа Тверской области и урегулированию конфликта интересов Ямщикова Е.Н. возражала против удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в возражениях.

Специалист Государственной инспекции труда в Тверской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся в деле материалам, ранее в суд представил отзыв на исковые требования прокурора, в котором указал, что надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов государственной и муниципальной службы является предметом прокурорского надзора, в связи с чем, Государственная инспекция труда в Тверской области не вправе давать заключение по вопросам, не входящим в ее компетенцию.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Тверской области, Министерства региональной политики Тверской области, Правительства Тверской области, а также третьи лица Глава Ржевского муниципального округа Тверской области Крылов Р.С. и первый заместитель Главы администрации Ржевского муниципального округа Тверской области Берлизов Н.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствии и возражения.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Ржевского района Тверской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование представления указано, что судом неправильно применены нормы материального права. Ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении, прокурор полагает, что Иноземцева И.А., уволившись с должности <данные изъяты>, не прекратила в нем свою трудовую деятельность, на протяжении 10 лет являясь муниципальным служащим, работала по трудовому договору в подконтрольном ей, как <данные изъяты>, МОУ СОШ № 12 г. Ржева на должности <данные изъяты> по совместительству, что несло в себе двойную нагрузку из бюджета муниципального образования по оплате труда Иноземцевой И.А.

Несмотря на свою должностную обязанность анализировать и прогнозировать потребность образовательных учреждений в педагогических кадрах, Иноземцева И.А. на протяжении долгого времени (10 лет) действенных мер по поиску <данные изъяты> в МОУ СОШ № 12 г. Ржева не приняла, взаимодействие, в том числе путем направления письменной информации в Министерство образования Тверской области по вопросу кадрового обеспечения МОУ СОШ № 12 г. Ржева, не организовала.

Учитывая <данные изъяты> нагрузку ФИО2 и ФИО3, принятых на работу в МОУ СОШ № 12 г. Ржева, как <данные изъяты> не приняты необходимые меры по поиску иных <данные изъяты> и распределение всей нагрузки по <данные изъяты>ФИО2 и ФИО3, с которыми заключены трудовые договоры по должности <данные изъяты> либо принятие мер к повышению квалификации ФИО4., ФИО3. либо поиска другого <данные изъяты>, что позволило бы МОУ СОШ № 12 г. Ржева не привлекать Иноземцеву И.А. к труду в качестве <данные изъяты>

Иноземцева И.А., как муниципальный служащий, была обязана принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Ответчик имела возможность отказаться от предложений МОУ СОШ № 12 г. Ржева о выполнении работы по совместительству, но этого не сделала, а наоборот работала на двух должностях длительное время.

Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доход самим муниципальным служащим, как работа <данные изъяты>

В уведомлении о намерении выполнять иную оплачиваемую работу по трудовому договору в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева <данные изъяты> Иноземцева И.А. делала вывод о том, что работа <данные изъяты> не повлечет за собой конфликта интересов. Однако, данное заключение не имеет законного основания, то есть является самостоятельно принятым решением Иноземцевой И.А.

В уведомлении, датированном 26.08.2020, указано, что работа в школе будет выполняться по пятницам. Однако, выпиской табеля учета рабочего времени МОУ СОШ № 12 г. Ржева за 2020-2021 учебные года установлено, что Иноземцева И.А. <данные изъяты>: четверг и пятница.

Заседание комиссии проведено органом местного самоуправления только после поступления представления межрайонной прокуратуры от 30.09.2022. Решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов носит рекомендательный характер, в связи с чем не было обжаловано межрайонной прокуратурой.

Из буквального толкования ответа администрации г. Ржева на представление прокурора следует, что факт нарушения закона установлен, но привлечь муниципального служащего не представляется возможным по причине его увольнения.

Спустя непродолжительное время Иноземцева И.А. снова принята на муниципальную службу в администрацию г. Ржева на должность <данные изъяты>

Кроме того, отделом образования администрации г. Ржева проводилась проверка по обращению <данные изъяты> о несогласии с действиями МОУ СОШ № 12 по факту отчисления ее сына. Нарушений требований законодательства об образовании не установлено, о чем 21.06.2022 заместителю Министра образования Тверской области дан ответ, подписанный Иноземцевой И.А. Рассмотрением жалоб граждан на действия (бездействия) МОУ СОШ № 12 г. Ржева с подписанием Иноземцевой И.А. ответов на них является конфликтом интересов.

Последнее уведомление о намерении выполнять иную оплачиваемую работу Иноземцева И.А. предоставила работодателю 01.09.2021, соответственно с указанной даты у Иноземцевой И.А. возникла обязанность по уведомлению работодателя о наличии конфликта интересов, которую не исполнила. Совершенный проступок носит длящийся характер.

В возражениях на апелляционное представление ответчик Иноземцева И.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения. Полагает, что все возможные меры по урегулированию конфликта интересов были ей предприняты.

В возражениях на апелляционное представление Управление образования и молодежной политики администрации Ржевского муниципального округа просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения, поскольку Иноземцевой И.А. были предприняты все возможные действия, предусмотренные законами № 25-ФЗ, № 273-ФЗ, в целях предотвращения возможного конфликта интересов.

В возражениях на апелляционное представление МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения. <данные изъяты> деятельность Иноземцевой И.А. на финансирование МОУ СОШ № 12 г. Ржева никак не сказывалась, никаких преимуществ перед другими школами не было.

В возражениях на апелляционное представление Министерство региональной политики Тверской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения, полагая его законным и обоснованным, выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В возражениях на апелляционное представление Министерство образования Тверской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения. Суд обосновано указал, что требование истца об увольнении Иноземцевой И.А. противоречит действующему законодательству, в связи с прекращением трудового договора. Доводы апелляционного представления являются несостоятельными. Решение суда является законным и обоснованным.

В заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Пилипенко Д.Н., действующая на основании доверенности, доводы апелляционного представления поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить.

В заседании суда апелляционной инстанции ответчик Иноземцева И.А., представитель Администрации Ржевского муниципального округа Грехова Н.В., представитель Управления образования и молодежной политики Администрации Ржевского муниципального округа Тверской области Петрова А.Н., возражали против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.

На основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы представления прокурора, возражений, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционного представления и возражений, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Настоящее исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

В соответствии с частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 настоящей статьи, понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

Согласно статье 11 названного Федерального закона, лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта. Обязанность муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Из положений статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ следует, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Судом первой инстанции установлено, что 07.09.2012 Иноземцева И.А. распоряжением администрации города Ржева Тверской области принята на муниципальную службу и назначена на должность <данные изъяты>, заключен трудовой договор от 07.09.2012, о чем 18.09.2012 сделана соответствующая запись в ЕГРЮЛ, что подтверждается выпиской от 05.12.2022.

Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области в сентябре 2022 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в муниципальном образовании город Ржев Тверской области.

В ходе проверки установлено, что Иноземцева И.А., замещающая должность муниципальной службы - <данные изъяты>, в период с 2020 по 2022 годы работала <данные изъяты> в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области по совместительству.

26.08.2020 Иноземцева И.А., замещающая должность муниципальной службы - <данные изъяты>, направила в адрес Главы города Ржева Тверской области ФИО5 уведомление о намерении выполнять иную оплачиваемую работу (<данные изъяты>) по трудовому договору в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области <данные изъяты>.

01.09.2020 между МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области и Иноземцевой И.А. заключен срочный трудовой договор по совместительству с исполнением обязанностей <данные изъяты> на учебный год 2020-2021, с установлением размера заработной платы за выполняемую работу. Срок действия трудового договора с 01.09.2020 по 28.06.2021.

01.09.2021 Иноземцевой И.А. направлено аналогичное уведомление в адрес Главы города Ржева Тверской области ФИО5

06.09.2021 заключен трудовой договор на учебный год 2021-2022, срок действия которого определен с 06.09.2021.

Режим работы согласно трудовым договорам от 01.09.2020 и от 06.09.2021 установлен 5-ти часовая при 5-ти дневной рабочей неделе с двумя выходными (п. 3.1).

Согласно выпискам из табеля учета рабочего времени за 2020, 2021-2022 учебный год МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области Иноземцева И.А. работала <данные изъяты> еженедельно по четвергам - 2 часа, пятницам - 3 часа.

Заявления (уведомления) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Тверской области и урегулированию конфликта интересов Иноземцева И.А. не подавала.

Администрацией города Ржева Тверской области проверка соблюдения муниципальными служащими муниципального образования город Ржев Тверской области ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных федеральными законами, законами Тверской области, утвержденного постановлением администрации города Ржева Тверской области от 17.11.2014, не проведена.

Ржевским межрайонным прокурором Тверской области в адрес Главы города Ржева Тверской области Крылова Р.С. вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 30.09.2022 с требованием принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих.

24.10.2022 в рамках исполнения вышеназванного представления проведено заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов по рассмотрению вопроса о наличии конфликта интересов при трудоустройстве Иноземцевой И.А. по совместительству в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, на котором членами Комиссии принято решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы Иноземцевой И.А. в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области в качестве <данные изъяты> в 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах не содержит признаков заинтересованности, которая могла привести к конфликту интересов.

31.10.2022 Иноземцева И.А. уволена с муниципальной службы и освобождена от замещения должности <данные изъяты>, трудовой договор от 07.09.2012 прекращен.

С 07.11.2022 Иноземцева И.А. работает в Управлении образования по трудовому договору от 07.11.2022.

В ответе от 02.11.2022 на представление Ржевского межрайонного прокурора Тверской области об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции от 30.09.2022, администрацией города Ржева Тверской области сообщено о рассмотрении 28.10.2022 представления, по результатам которого членам Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства. К председателю Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов, заместителю Главы администрации города Ржева Тверской области Ямщиковой Е.Н. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов, выразившееся в непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно в не проведении заседаний комиссии по рассмотрению вопроса о трудоустройстве <данные изъяты> города Ржева Тверской области Иноземцевой И.А. <данные изъяты> в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области в 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах. Привлечь к дисциплинарной ответственности <данные изъяты> Иноземцеву И.А. за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции не представилось возможным в связи с её увольнением по собственному желанию.

Данные обстоятельства также подтверждаются распоряжением администрации города Ржева Тверской области от 31.10.2022 «О привлечении к дисциплинарной ответственности Ямщиковой Е.Н.», распоряжением администрации города Ржева Тверской области от 28.10.2022 «об увольнении Иноземцевой И.А.», протоколом заседания комиссии от 24.10.2022.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны муниципального служащего - <данные изъяты> (в дальнейшем <данные изъяты>) Иноземцевой И.А. нарушений части 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ не допущено, поскольку она ежегодно направляла на имя Главы города Ржева Тверской области уведомления о своём намерении осуществлять по совместительству иную оплачиваемую работу. Проведение заседаний Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева и урегулированию конфликта интересов в целях рассмотрения вопроса о ее трудоустройстве в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области не зависит от воли Иноземцевой И.А., которая своевременно проинформировав работодателя о намерении заниматься <данные изъяты>, вправе была рассчитывать на надлежащее рассмотрение этих заявлений.

Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что увольнение муниципального служащего не является единственным и безальтернативным способом предотвращения или урегулирования конфликта интересов. Поскольку последнее уведомление о намерении выполнять иную оплачиваемую работу Иноземцева И.А. предоставила работодателю 01 сентября 2021 года истек шестимесячный срок, предусмотренный Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ, для применения взыскания в виде увольнения муниципального служащего.

По результатам рассмотрения представления Ржевского межрайонного прокурора Тверской области об устранений нарушений требований законодательства о противодействии коррупции от 30 сентября 2022 года председатель Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих й урегулированию конфликта интересов (<данные изъяты>) Ямщикова Е.Н. на основании распоряжения администрации города Ржева от 31 октября 2022 года привлечена к дисциплинарной ответственности за нарушение Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов, выразившееся в не принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно: в не проведении заседаний комиссии по рассмотрению вопроса о трудоустройстве <данные изъяты> Иноземцевой И.А. <данные изъяты> в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области в 2020-2022 гг.

На дату вынесения Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области в адрес администрации города Ржева Тверской области представления от 30 сентября 2022 года трудовой договор Иноземцевой И.А с МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области уже был расторгнут на основании дополнительного соглашения о расторжении трудового договора от 28 июня 2022 года к трудовому договору от 06 сентября 2021 года.

Учитывая изложенное и нормы, предусмотренные частью 6 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ, суд не установил законных оснований для признания незаконным и изменения формулировки основания увольнения Иноземцевой И.А. по собственному желанию на увольнение в связи с утратой доверия, внесения соответствующих изменений в трудовую книжку Иноземцевой И.А. и увольнения <данные изъяты> Иноземцевой И.А., а также оснований для вывода о бездействии администрации Ржевского муниципального округа Тверской области в непринятии мер ко взысканию в виде увольнения <данные изъяты> Иноземцевой И.А за совершение коррупционного правонарушения.

Согласно сообщению директора МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области ФИО6 управляющей делами администрации города Ржева ФИО7 от 21 октября 2022 года, Иноземцева И.А. принята на работу в 2020-2021 и 2021-2022 году <данные изъяты> по совместительству, необходимость приема вызвана отсутствием <данные изъяты> в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области и невозможностью закрыть вакансию <данные изъяты><данные изъяты> нагрузка Иноземцевой И.А. в 2020-2021 учебном году за неделю составила 5 часов, в 2021/2022 учебном году - 7 часов, заработная плата состояла из ставки 0,28 от должностного оклада и компенсационной выплаты за высшую категорию учителя.

Суд проверил доводы истца о наличии личной выгоды Иноземцевой И.А. при исполнении работы по совместительству, исходя из представленных Федеральным налоговым органом сведений о доходах физических лиц, документов о распределении средств, заложенных в бюджете города Ржева Тверской области на текущий финансовый год между образовательными учреждениями и пришел к выводу об отсутствии преимуществ МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, в которой работала по совместительству Иноземцева И.А., перед другими школами города Ржева. Стимулирующие выплаты <данные изъяты> распределяются комиссией по распределению стимулирующей части оплаты труда работникам и оформляются протоколом. Никакого приоритета Иноземцева И.А. <данные изъяты> не имела.

<данные изъяты> Иноземцевой И.А. никак не сказывалась и на оплате труда директора МОУ «СОШ №12» г. Ржева Тверской области, поскольку в силу пункта 3.3 Положения о назначении дифференцированных выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных образовательных организаций, подведомственных отделу образования администрации города Ржева Тверской области, утвержденного приказом отдела образования от 19 сентября 2017 года, выплаты стимулирующего характера устанавливает Комиссия по определению размеров выплат.

В соответствии с приказом Отдела образования администрации города Ржева Тверской области от 28 августа 2019 года Иноземцева И.А. в состав комиссии по назначению и распределению выплат стимулирующего характера также не входила.

С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленными доказательствами не подтвержден факт личной заинтересованности и выгоды Иноземцевой И.А., а также конфликта интересов при совмещении работы в должности <данные изъяты> (в настоящее время Ржевского муниципального округа Тверской области) и <данные изъяты> в МОУ «COШ № 12» г. Ржева Тверской области.

Разрешая вопрос о наличии в действиях Иноземцевой И.А. неисполнения служебных обязанностей ввиду отсутствия на рабочем месте, суд принял во внимание, что данные обстоятельства надлежащими доказательствами не подтверждены. Документов, подтверждающих применение к Иноземцевой И.А. мер ответственности за прогулы, материалы дела не содержат. Напротив, из представленных ответчиком многочисленных почетных грамот и благодарностей следует, что Иноземцева И.А. добросовестно исполняет свои служебные обязанности с высоким профессионализмом и большим вкладом в развитие образования г. Ржева Тверской области. Работая в должности <данные изъяты>, Иноземцева И.А. выполняла свои обязанности за пределами установленной продолжительности рабочего времени, что позволяло ей работать по совместительству.

Ссылка истца о наличии конфликта интересов при проведении проверки в рамках рассмотрения обращения (жалобы) <данные изъяты> о незаконном отчислении сына ФИО8 из МОУ «СОШ № 12» города Ржева Тверской области в 2022 году, судом первой инстанции признана несостоятельной.

Как следует из представленных документов по рассмотрению обращения ФИО9 от 31 мая 2022 года проверка по жалобе инициирована Министерством образования Тверской области и Ржевским межрайонным прокурором Тверской области. Данная жалоба направлена для рассмотрения в отдел образования города Ржева Тверской области.

<данные изъяты> Иноземцева И.А., действуя в рамках должностной инструкции, направила данную жалобу для рассмотрения непосредственно в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области.

Заместителем Иноземцевой И.А. - ФИО10 в рамках своих полномочий дан ответ-пояснения заместителю Министра образования Тверской области, начальнику управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования Тверской области ФИО11 на основании результатов проверки проведенной самим образовательным учреждением.

Ответ на запрос Министерства образования Тверской области подписан Иноземцевой И.А., поскольку это входит в ее должностные обязанности <данные изъяты>, однако, как указано выше, самостоятельно проверку она не проводила.

Таким образом, не установив в действиях Иноземцевой И.А. признаков коррупционного проступка, суд отказал в удовлетворении исковых требований Ржевского межрайонного прокурора Тверской области в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам законодательства, регулирующим спорные отношения.

Прокурор, реализуя полномочия в области противодействия коррупции, вправе заявить требование, направленное на защиту интересов муниципального образования.

В этом случае принятие решения о наличии конфликта интересов, являющего правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, находится в компетенции суда.

В целях обеспечения достоверной квалификации конкретной ситуации в качестве конфликта интересов необходимо учитывать, что конфликт интересов является оценочной категорией. Следовательно, для квалификации ситуации в качестве конфликта интересов в целях противодействия коррупции необходимо достоверно установить одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

В обжалуемом решении судом первой инстанции приведены мотивы, по которым он пришел к выводам об отказе в удовлетворении иска прокурора. Оснований для несогласия с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционного представления прокурора повторяют позицию истца, изложенную суду первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

По сути изложенные в представлении обстоятельства являются процессуальной позицией истца, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного судебного постановления в апелляционном порядке.

Письмо Министерства образования Тверской области от 30.06.2023 , приобщенное в качестве дополнительного доказательства в суде апелляционной инстанции, о неправильности выводов суда не свидетельствует, поскольку содержит информацию о ФГОС НОО, реализуемых в 2022-2023 учебном году, который не является периодом осуществления ответчиком преподавательской деятельности.

С учетом изложенного, решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям.

Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ржевского городского суда Тверской области от 30 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление Ржевского межрайонного прокурора Тверской области - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 сентября 2023 года

Председательствующий Ю.Ю. Солдатова

Судьи К.В. Климова

Т.В. Кубарева