Судья Каробчевская К.В.
Дело № 33–482/2021 ( 2-3340/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лапухиной Е.А.,
судей Лобанова В.В., Крюгер М.В.,
при секретаре Мусулевой Н.А.
рассмотрела 20 января 2021 года в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 07 октября 2020 года, которым постановлено:
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кукуштан» и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» утвердить организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кукуштан», а именно: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования подразделения транспортной безопасности, либо положение (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договор, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности в случае привлечения подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кукуштан» от актов незаконного вмешательства в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кукуштан» соответствующий требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровне безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения представителя ответчика ОАО «РЖД» - ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, прокурора Пермской транспортной прокуратуры Юмшановой М.В., возражавшей относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Пермский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности на ответчика:
- обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кукуштан» и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязанности утвердить организационно - распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кукуштан», а именно: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования подразделения транспортной безопасности, либо положение (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договор, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности в случае привлечения подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кукуштан» от актов незаконного вмешательства в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу;
- разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кукуштан» соответствующий требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровне безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что в рамках осуществления проверки соблюдения ОАО «Российские железные дороги» законодательства о транспортной безопасности, противодействии терроризму выявлены нарушения законодательства на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта «Железнодорожная станция «Кукуштан». Данный объект входит в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций, являющегося структурным подразделением Свердловской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции «Кукуштан». Согласно представленной информации объект транспортной инфраструктуры Железнодорожная станция «Кукуштан» 31.07.2012 включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением второй категории, реестровый номер ЖСТ **. Оценка уязвимости утверждена 26.10.2015.
ОАО «РЖД» обязано было организовать проведение дополнительной оценки уязвимости на ОТИ «Железнодорожная станция Кукуштан» до 01.10.2017. В нарушение указанных норм закона ОАО «РЖД» дополнительная оценка уязвимости ОТИ «Железнодорожная станция Кукуштан» не проведена до настоящего времени. В результате допущенного бездействия ОАО «РЖД» как субъект транспортной инфраструктуры не исполнило другие обязанности, установленные законодательством о транспортной безопасности, направленные на обеспечение защищенности железнодорожной станции Кукуштан. ОАО «РЖД», обязано было организовать разработку и представление на утверждение, в Федеральное агентство железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция Кукуштан» в срок до 01.11.2017 либо до 01.12.2017.
В нарушение указанных норм ввиду непринятия ОАО «РЖД» своевременных мер по организации проведения дополнительной оценки уязвимости на ОТИ «Железнодорожная станция Кукуштан» Положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности либо Положение (устав) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договор с ним до настоящего времени не утверждены. ОАО РЖД обязано было организовать разработку и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта плата обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция Кукуштан» в срок до 01.01.2018.
Заключение об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Железнодорожная станция Кукуштан», заверенное гербовой печатью Росжелдора, как это предусмотрено п. 45 Приказа Министерства транспорта РФ от 06.03.2013 № 74 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной; безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных; средств в установленной сфере деятельности», ОАО «РЖД» не получено.
Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда объекты транспортной инфраструктуры, особенно с массовым пребыванием людей, наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика исковые требования не признал по доводам, указанным в письменном отзыве, возражениях и дополнительном отзыве на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ОАО «РЖД» просит об отмене решения в виду нарушения норм материального права. В жалобе заявитель указывает, что железнодорожная станция Кукуштан согласно уведомлению Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.07.2012г. внесена в реестр категорированных объектов с присвоением третей категории. В августе 2015г. на основании заключенного ОАО «РЖД» договора проведена оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Кукуштан», результаты которой утверждены 20.11.2015г. руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017г. № 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности. При этом, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020г. № 1633 утверждены новые Требования, которые вступили в силу с 24.10.2020г. В этой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 Требования не подлежат применению и признаны утратившими силу. Таким образом, не может быть признано законным и исполнимым решение суда, обязывающее ОАО «РЖД» исполнить Требования № 495. Кроме того, Требованиями № 1633 изменен порядок подготовки плана обеспечения транспортной безопасности и прилагаемых к нему документов о привлечении подразделения транспортной безопасности. С учетом произошедших изменений законодательства требования транспортного прокурора являются необоснованными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Пермской транспортной прокуратуры Юмшанова М.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, представитель ОАО «РЖД» ФИО1 на доводах апелляционной жалобы настаивала.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основано на таких принципах как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистических, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1).
Пунктами 3, 4 и 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры в сроки, предусмотренные подпунктом 7 пункта 5 постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности» (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 26.04.2017 № 495).
Подпунктом 3 пункта 5 указанного постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В силу подпункта 5 пункта 5 названного постановления Правительства РФ от 26.04.2017г. № 495 на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
На основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (подпункт 6 пункта 5 названного постановления Правительства РФ от 26.04.2017г. № 495)
В подпункте 9 пункта 5 постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 изложен соответствующий комплекс мер, которым установлено утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
ОАО «РЖД», являясь собственником объектов транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать безопасность в сфере данного транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Как следует из материалов дела, что 31.07.2012 «Железнодорожная станция Кукуштан» внесена в Единый реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением 2 категории (реестровый номер ЖСТ **).
План обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры – «Железнодорожная станция Кукуштан» не утвержден.
Из материалов проведенной Пермской транспортной прокуратурой проверки в отношении ОАО «РЖД» следует, что в нарушение вышеуказанных требований ответчиком дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – «Железнодорожная станция «Кукуштан» не проведена; организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кукуштан», а именно: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования подразделения транспортной безопасности, либо положение (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договор, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности в случае привлечения подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция «Кукуштан» от актов незаконного вмешательства не утверждены; не разработаны и не представлены на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. До настоящего времени дополнительная оценка уязвимости в отношении указанного объекта не проведена, организационно-распорядительные документы не утверждены, не разработаны и не представлены на утверждение.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495, установив, что при наличии соответствующей обязанности ответчик проявил бездействие, выразившееся в непринятии мер по устранению угрозы транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Кукуштан», пришел к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме, учитывая при этом необходимость соблюдения баланса интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Пермский транспортный прокурор.
Судебная коллегия соглашаясь с выводами суда первой инстанции, находит, что в рассматриваемом случае суд первой инстанции, верно применив указанные нормы права, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку установил факт бездействия ответчика, выразившегося в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, непроведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Доводы апелляционной жалобы ответчика отмену решения не влекут, поскольку не ставят под сомнение законность решения суда и по существу направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции, в связи с чем, не могут являться основанием к отмене или изменению решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, план обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Кукуштан» до настоящего времени не утвержден, дополнительная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение ее результатов не проведено.
Судом на ответчика возложена обязанность разработать и представить на утверждение план обеспечения транспортной безопасности, а также реализовать план обеспечения транспортной безопасности в течение срока, превышающего срок, предоставленный для разработки и представления плана на утверждение в соответствующий орган.
При этом следует учесть, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 16-ФЗ и подпунктом 6 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и представить на утверждение план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости. В тоже время, согласно подпункта 7 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495, план обеспечения транспортной безопасности ОТИ 3 категории должен быть реализован в течение одного года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что ответчиком не исполнено.
В соответствии со сроками, установленными в пункте 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495, создание подразделений транспортной безопасности предусмотрено ранее утверждения самого плана, возражения ответчика в данной части не исключают возложения на ОАО «РЖД» как субъекта транспортной инфраструктуры установленной законом обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты спорного объекта от актов незаконного вмешательства, с учетом того, что указанные действия направлены на реализацию мер безопасности, и зависят исключительно от ответчика. При этом копии положения (устава) о сформированном подразделении транспортной безопасности и договора являются приложениями к плану.
Тем самым указанные нормы права не ставят создание подразделений транспортной безопасности в зависимость от наличия у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности.
Указания в жалобе на то, что постановлением Правительства РФ от 08.10.2020г. № 1633 утверждены новые Требования, которые вступили в силу с 24.10.2020г., в этой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017г. № 495 Требования, на основании которых судом вынесено решение об удовлетворении иска, не подлежат применению, отмену решения суда не влекут. Постановление Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742 в соответствии с пунктом 6 данного документа вступает в силу с 01.01.2021, соответственно днем окончания действия постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 является 31.12.2020, а действующее с 24.10.2020 постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 содержит аналогичные заявленным прокурором требования по обеспечению ответчиком транспортной безопасности.
Доводы, изложенные в жалобе не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 07 октября 2020 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - подпись
Судьи –подписи