ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-334/2023 от 11.09.2023 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

№ 2-334/2023

г. Симферополь

Судья: Белякова В.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 сентября 2023 года №33-8614/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующей, судьи Курской А.Г.

судей Любобратцевой Н.И., Морозко О.Р.

при секретаре Плескун А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КЕД к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании действий незаконными, понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 28 июня 2023 года

Заслушав доклад судьи Курской А.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

у с т а н о в и л а:

КЕД 13 марта 2023 года обратилась в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании действий незаконными, понуждении совершить определенные действия.

Исковые требования мотивированы тем, что истец, достигнув пенсионного возраста, обратилась с заявлением в клиентскую службу (на правах отдела) в Нижнегорском районе о назначении пенсии по старости, предоставив необходимые документы, а также справки о заработной плате.

При этом, согласно письменному ответу клиентской службы в Нижнегорском районе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ не представилось возможным учесть суммы заработной платы за период с апреля 1992 года по декабрь 2001 года, указанные в справках:

№К-1406/6 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Нижнегорского района Республики Крым, за время работы в Нижнегорском отделе статистики с февраля 1988 года по сентябрь 1992 года;

№К-1406/4 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Нижнегорского района Республики Крым, за время работы в Нижнегорском райфинотделе с сентября 1992 года по апрель 1996 года;

№К-1406/8 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Нижнегорского района Республики Крым, за время работы в Отделении государственного казначейства в Нижнегорском районе с мая 1996 года по декабрь 2001 года, поскольку указанные справки не содержат сведений о денежных единицах, обязательное наличие которых, предусмотрено Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-У.

В связи с этим истец просила: признать необоснованными действия руководителя клиентской службы (на правах отдела) в Нижнегорском районе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 10.01.2023 года об отказе в принятии архивных справок о ее заработке и назначении пенсии по старости; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым принять для начисления КЕД пенсии по старости Архивные справки об ее заработке:

№ К-1406/6 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Нижнегорского района Республики Крым, за время работы в Нижнегорском отделе статистики с февраля 1988 по сентябрь 1992;

№ К-1406/4 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Нижнегорского района Республики Крым, за время работы в Нижнегорском райфинотделе с сентября 1992 по апрель 1996;

№ К-1406/8 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Нижнегорского района Республики Крым, за время работы в Отделении государственного казначейства в Нижнегорском районе с мая 1996 года по декабрь 2001 года и произвести перерасчет пенсии, исходя из заработка согласно указанных архивных справок из расчета денежной единицы действовавшей до 01.04.1992 - в советских рублях, с 01.04.1992 года - в купонах (переходная денежная единица)1:1, с 12.11.1992 года по 02.09.1996 года - в карбованцах (национальная валюта), с 02.09.1996 года - в гривнах (национальная валюта); обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет назначенной КЕД пенсии, с даты подачи заявления - с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

Определением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 03 апреля 2023 года материалы гражданского дела переданы на рассмотрение в Нижнегорский районный суд Республики Крым (л.д.27).

Определением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 15 мая 2023 года принято гражданское дело №2-334/2023 к производству судьи Беляковой В.Н по исковому заявлению КЕД к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании действий незаконными, понуждении совершить определенные действия, и назначено к судебному разбирательству (л.д.40-41).

Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 28 июня 2023 года исковое заявление КЕД удовлетворено.

Суд признал отказ руководителя клиентской службы (на правах отдела) в Нижнегорском районе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в принятии архивных справок №К-1406/6 от ДД.ММ.ГГГГ за период с 1988 года по сентябрь 1992 года, №К-1406/4 от ДД.ММ.ГГГГ за период с сентября 1992 года по апрель 1996 года, №К-1406/8 от ДД.ММ.ГГГГ с мая 1996 года по декабрь 2001 года, и назначении пенсии по старости – незаконным.

Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым принять для расчета (перерасчета) страховой пенсии по старости КЕД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, справки о заработке: № К-1406/6 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Нижнегорского района Республики Крым, за время работы в Нижнегорском отделе статистики с февраля 1988 года по сентябрь 1992 года; К-1406/4 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Нижнегорского района Республики Крым, за время работы в Нижнегорском райфинотделе с сентября 1992 года по апрель 1996 года; №К-1406/8 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Нижнегорского района Республики Крым, за время работы в Отделении Государственного казначейства в <адрес> с мая 1996 года по декабрь 2001 года, в которых суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: до 01 апреля 1992 года - в советских рублях, с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года - в купонах (переходная денежная единица) 1:1, с 12 ноября 1992 года по 02 сентября 1996 года - в карбованцах (национальная валюта), с 02 сентября 1996 года - в гривнах (национальная валюта).

Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет и выплату страховой пенсии по старости КЕД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учетом заработной платы за период с февраля 1988 года по сентябрь 1992 года, с сентября 1992 года по апрель 1996 года, с мая 1996 года по декабрь 2001 года, начиная с даты назначения пенсии, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.

В апелляционной жалобе представителя ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым АЯИ, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и о принятии по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований КЕД отказать в полном объеме.

В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не применил нормы, подлежащие применению, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, кроме того, судом неверно истолкованы нормы материального права, что привело к принятию противоречивого решения.

ДД.ММ.ГГГГ истцом КЕД поданы письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика-апеллянта, в которых указано о несостоятельности приведенных в ней доводов, и содержится просьба об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, а решения суда без изменения.

Согласно пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальных сайтах судов в сети Интернет размещены актуальные сведения о делах, находящихся на рассмотрении в соответствующих судах, о движении дел, о судебных заседаниях, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 указанного федерального закона, в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети «Интернет».

Учитывая, что движение данного дела отражалось на сайте Верховного Суда Республики Крым в установленном законом порядке, лица участвующие в деле не были лишены возможности отслеживать движение дела либо посредством собственных телекоммуникационных устройств с подключением к сети «Интернет» (персональный компьютер, мобильный телефон с выходом в «Интернет»), либо в местах доступных для пользователей информацией.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции, 11.09.2023 г. стороны не явились, извещены о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили.

Истец КЕД получила судебную повестку – 29.08.2023 и направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствия, а представитель пенсионного органа получил судебную повестку 25.08.2023 года, а электронное уведомление доставлено ответчику – 22.08.2023 г.

Заявлений от истца и ответчика об отложении дела не поступало, что является волеизъявлением сторон по делу.

На основании ст. 113, 117, ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.

Согласно части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Поскольку решение суда обжалуется только в части, в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет решение суда только в обжалуемой части.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, проверив в соответствии со статьями 327, 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы пенсионного органа, возражения истца КЕД на апелляционную жалобу, исследовав оригинал пенсионного дела КЕД, а также приложение к заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ копии архивных справок и копию трудовой книжки, не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам и основаниям, указанным в апелляционной жалобе, исходя из нижеследующих требований закона.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.

В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав граждан – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции РФ, в числе которых ст. 7 Конституции РФ, гарантирует установление государственных пенсий.

При удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их законности, обоснованности и доказанности в части наименования денежных единиц (советские рубли, купоны, карбованцы, гривны), действующих во времени на территории Украины в спорный период, признав доводы возражений на иск в данной части необоснованными и не заслуживающими внимания.

Оснований не согласиться с выводами, изложенными в решении суда первой инстанции об удовлетворении иска, у судебной коллегии не имеется, исходя из нижеследующих обстоятельств, установленных судом.

Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами гражданского дела и материалами пенсионного дела , что согласно трудовой книжке серии УКР от ДД.ММ.ГГГГКЕД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в Нижнегорском районном отделе статистики в должности экономиста (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ – присвоена квалификация экономиста второй категории (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ – уволена, в связи с переводом, с ее согласия, в Нижнегорский райфинотдел, п.5 ст.36 КЗоТ Украины (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода с районного отдела статистики экономистом бюджетной инспекции Нижнегорского райфинотдела (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ – присвоен 12 ранг государственного служащего (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ – принята присяга государственного служащего, ДД.ММ.ГГГГ – уволена, в связи с переводом в управление финансов Нижнегорской райгосадминистрации, п.5 ст.36 КЗоТ Украины (приказ -л от ДД.ММ.ГГГГ);

ДД.ММ.ГГГГ – принята заместителем начальника управления – начальником бюджетного отдела, ДД.ММ.ГГГГ – уволена, в связи с переводом в Отделение государственного казначейства <адрес>, по согласованию между руководителями, п.5 ст. 36 КЗоТ Украины (Приказ -л от ДД.ММ.ГГГГ);

ДД.ММ.ГГГГ – назначена на должность начальника отделения Гос.казначейства в Нижнегорском районе по конкурсному отбору в порядке перевода из финуправления районной госадминистрации Нижнегорска (приказ -л от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ – присвоен одиннадцатый ранг государственного служащего (приказ -л от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ – в связи с реорганизацией Государственного казначейства Украины путем преобразования в правительственный орган государственного управления в составе Министерства финансов Украины, уволена с занимаемой должности в порядке перевода, для дальнейшей работы в Государственном казначействе Украины, как в правительственном органе государственного управления в составе Минфина Украины, согласно п.5 ст.36 КЗоТ Украины (Постановление КМУ от ДД.ММ.ГГГГ, приказ ГКУ -к от ДД.ММ.ГГГГ, приказ -л от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-13).

Решением ответчика о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что КЕД назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно в размере 9288,92 руб. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, составляет 16509,66 рублей (оригинал выплатного дела , л.д.1).

Согласно ответу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым клиентской службы (на правах отдела) в Нижнегорском районе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГКЕД, суммы заработной платы за период с апреля 1992 года по декабрь 2001 года, указанные в справках №К-1406/6, № К-1406/4, № К-1406/8 от 30.12.2020 года, выданных архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Нижнегорского района Республики Крым не представляется возможным зачесть, ввиду отсутствия в указанных справках сведений о денежных единицах, обязательное наличие которых предусмотрено Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.08.1992 года №1-68-У (л.д. 6).

При анализе правоотношений сторон, с учетом вышеуказанной информации, и при проверке правомерности действий ответчика пенсионного органа, по не включению вышеуказанных периодов работы в расчет страхового стажа, суд первой инстанции руководствовался нижеследующими нормами права, действующими во времени.

Так, в силу части 1 статьи 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с требованиями ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию Согласном.6 ст. 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 6- ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.

В силу ст. 12 вышеуказанного закона на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Согласно п.2 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 год определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до) 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В соответствии со ст.ст.2,3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 208-ФЗ от 21.07.2014 года с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размеры пенсий подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации. При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.

В силу ст. 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 208-ФЗ от 21.07.2014 года, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года 56,6723 рубля за 10 украинских гривен. Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсия», на основании которого производится реализация прав граждан РФ на страховые пенсии, с момента его вступления в силу, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 ст. 36).

Положения ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в настоящее время в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (п.2).

При этом варианты определения расчетного размера пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 ст. 30 данного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателем или государственными (муниципальными) органами.

13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года), пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст.6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Из содержания архивных справок № К-1406/6, № К-1406/4, №К-1406/8 от ДД.ММ.ГГГГ, выданных архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Нижнегорского района Республики Крым и заверенных печатью, суд установил, что в документах архивного фонда «Отдела статистики в <адрес> Главного управления статистики в Автономной Республике Крым государственной службы статистики Украины» в лицевых счетах по заработной плате КЕД, ДД.ММ.ГГГГ г.р., за период с февраля 1988 года по декабрь 2001 года действительно отсутствуют сведения о наименовании денежных единиц, в которых производились начисления заработной платы (л.д.7-9).

Факт осуществления КЕД трудовой деятельности в указанные периоды ответчиком не оспаривался и подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.10-13).

Установив вышеуказанное обстоятельство, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы ответчика (пенсионного органа) о законности принятого им решения являются необоснованными, поскольку пунктами 10, 11 Указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» - в периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала, национальная валюта.

Кроме того, судом первой инстанции принята во внимание дата введения национальной валюты и с учётом этого был рассмотрен вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным истцом КЕД сведениям о заработке.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, с учетом нижеследующего.

Так, в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года Центральным Банком России не установлен, соответствующие выплаченные суммы заработка исчисляются из подсчета.

Приложением № 1 к Указанию Минсоцзащиты РФ от 18 заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях.

По Информации о наименованиях, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР (Приложение № 1 к Указанию Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств-бывших республик Союза ССР", зарегистрированному в Минюсте РФ 21.03.1996 года № 1056), в Украине в период с 01.04.1992 года по 11.11.1992 год действовала переходная денежная единица (купон), с 12.11.1992 года введена национальная валюта - карбованец.

Постановлением Верховной Рады Украины и Национального Банка Украины "О расширении введения в оборот купонов многоразового использования" № 171 от 04.04.1992 года, постановлено, что с 01.04.1992 года все денежные выплаты населению Украины, включая заработную плату, пенсии, стипендии, компенсации, помощь, за сданную сельхозпродукцию и иные виды денежных выплат осуществляются в купонах многоразового использования на полную сумму этих выплат.

Указом Президента Украины "О реформе денежной системы Украины" № 549/92 от 07.11.1992 года, начиная с 23 часов 12 ноября 1992 года, прекращено функционирование рубля в денежном обороте на территории Украины, и установлено, что единственным законным способом платежа на территории Украины становится украинский карбованец, представителем которого в наличном обороте выступает купон Национального банка Украины.

Согласно Указу Президента Украины "О денежной реформе в Украине" №762/96 от 25.08.1996 года со 2 сентября 1996 года в Украине введена гривна, предусмотрен обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1.

В соответствии с п. 11 раздела III Распоряжения Правления ПФ РФ от 32.06.2004 года № 99р (ред. от 28.01.2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» при обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 года перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на января 2002 года (период выплаты заработной платы в переходной в пленяется другими месяцами, непосредственно предшествующими ил следующими за ним. Информация о сроках введения национальной валюты содержится в Указании Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года У1-1 -У).

В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования Курс купона Центробанком РФ не устанавливался. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1. Поэтому заработная плата за период с 1 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 год исключается из расчета заработка.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 года № 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" принято решение об укреплении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.

В период с 12 ноября 1992 года по 01 сентября 1996 года заработная плата на Украине выплачивалась в купоно-карбованцах.

25 августа 1996 года Президентом Украины подписан Указ «О денежной реформе в Украине», согласно которому Национальному банку Украины было поручено с 2 сентября 1996 ввести в обращение гривневые банкноты и монеты и прекратить эмиссию купонов многоразового использования.

С 16 сентября 1996 года купоно-карбованцы перестали быть законным средством платежа на территории Украины.

В период с 02 сентября 1996 года по декабрь 1996 года заработная плата на Украине выплачивалась в гривнах Украины.

Поскольку вопрос о денежных единицах в Украине разрешался на уровне законодательства, которое распространялось на всю территорию Украины, в связи с чем, денежные единицы - купоно-карбованцы с 1991 по 1996 и гривна с 1996 года по 2001 год были единственным платежным средством на Украине, в законодательных актах Украины содержатся сведения о сроках введения национальной валюты, суд пришел к выводу о наличии необходимых условий для расчета истцу КЕД страховой пенсии по старости на основании архивных справок, содержащих сведения о заработной плате.

Само по себе отсутствие в справке работодателя прямого указания на наименование валюты, в которой исчислена заработная штата, с учетом изложенных обстоятельств не влечет недопустимости данного доказательства и не может являться основанием ограничения пенсионных прав истца.

Право лица на пенсионное обеспечение не может быть поставлено в зависимость от того, отражал ли работодатель в лицевых счетах сведения о наименовании денежной единицы, в которой работнику выплачивалась заработная плата.

Из вышеуказанного следует, что изменение средств платежа на территории Украины, в определенные периоды, является установленным и общеизвестным фактом.

Приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства (оригинал пенсионного дела, трудовую книжку, архивные справки), оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь, в их совокупности по правилам ст. ст. 55, 56, 67, 71 ГПК РФ, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу , правильно установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в архивных справках №К-1406/6, № К-1406/4, № К-1406/8 от ДД.ММ.ГГГГ, выданных архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Нижнегорского района Республики Крым и представленных истцом в пенсионный орган, а затем в суд, отсутствует указание на денежную единицу, что не является препятствием к их зачету, поскольку сведения о денежной единице являются общедоступными и ответчик вправе был самостоятельно определить курс валюты, подлежащий применению к заработной плате, в связи с чем, удовлетворил исковые требования КЕД в части отказа в принятии архивных справок о ее заработке №К-1406/6 от ДД.ММ.ГГГГ за период с 1988 года по сентябрь 1992 года, №К-1406/4 от ДД.ММ.ГГГГ за период с сентября 1992 года по апрель 1996 года, №К-1406/8 от ДД.ММ.ГГГГ с мая 1996 года по декабрь 2001 года и обязал ответчика (пенсионный орган) произвести перерасчет пенсии, исходя из заработка истца, согласно указанным архивным справкам, из расчета денежной единицы, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ - в советских рублях, с 01.04.1992 года - в купонах (переходная денежная единица) 1:1, с 12.11.1992 года по 02.09.1996 года - в карбованцах (национальная валюта), с ДД.ММ.ГГГГ - в гривнах (национальная валюта).

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым соглашается в части признания незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии.

Суд первой инстанции, рассматривая требования истца о понуждении ответчика произвести перерасчет страховой пенсии, с даты обращения, а именно - с ДД.ММ.ГГГГ, пришел к нижеследующим выводам, при вышеизложенных обстоятельствах.

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства по данному вопросу, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь, в их совокупности по правилам ст. ст. 55, 56, 67, 71 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае, перерасчет размера страховой пенсии по старости КЕД, с учетом заработной платы за период с февраля 1988 года по сентябрь 1992 года, с сентября 1992 года по апрель 1996 года, с мая 1996 года по декабрь 2001 года, необходимо произвести - с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты назначения истцу пенсии.

Проверяя доводы апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и считает, что суд первой инстанции, в пределах заявленных требований, полно и правильно установил все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным в дело доказательствам, обосновано применил нормы действующего законодательства во времени.

По мнению суда апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных норм не установлено.

Несогласие апеллянта, с данной судом оценкой представленных в дело доказательств, не свидетельствует о неправомерности принятого судом решения в части удовлетворения исковых требований и не может служить основанием к его отмене либо изменению.

Вместе с тем, судебная коллегия установила, что на листе дела 70 на 7 странице текста решения Нижнегорского районного суда Республики Крым от 28 июня 2023 года в абзаце 7 в предпоследней строчке ошибочно указано «страховая пенсия по инвалидности» вместо правильного – «страховая пенсия по старости», что не является основанием к его отмене. Описка может быть устранена в порядке ст. 200 ГПК Российской Федерации, поскольку не влияет на правильность принятого судом решения по существу спора.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 28 июня 2023 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 сентября 2023 года.

Председательствующий:

Судьи: