ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-335/2021 от 15.12.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Косолапова В.А. дело № 33-13578/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2021 г. в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Алябьева Д.Н.,

судей: Боеску-Зыковой М.В., Грековой Н.О.,

при секретаре Дроботовой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-335/2021 по иску комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области к ФИО1 об устранении реестровой ошибки путем приведения границ земельного участка в первоначальное состояние

по апелляционной жалобе комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области

на решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 25 августа 2021 г., которым в удовлетворении исковых требований комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области к ФИО1 об устранении реестровой ошибки путем приведения границ земельного участка в первоначальное состояние, отказано.

Заслушав доклад судьи Боеску-Зыковой М.В., выслушав представителей комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО1ФИО4, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области обратился в суд с иском к ФИО1 об устранении реестровой ошибки путем приведения границ земельного участка земельного участка с кадастровым № <...> в первоначальное состояние с общей площадью <.......> кв.м.

В обоснование требований указано, что автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области № <...> «Донской-Ляпичев-Крепинский» состоит в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Волгоградской области, утвержденном Постановлением Администрации Волгоградской области от 24 мая 2010 г. № 231-п и находится в оперативном управлении комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.

В ходе надзора за сохранностью автомобильных дорог в Калачёвском муниципальном районе Волгоградской области установлено, что земельный участок с кадастровым № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, расположен вдоль полосы отвода автомобильной дороги № <...> «Донской-Ляпичев-Крепинский». Ограждение земельного участка с кадастровым № <...> находится в непосредственной близости от проезжей части и закрывает доступ к водопроводной трубе, обеспечивающей отток воды от земляного полотна проезжей части, что приводит к разрушению автомобильной дороги.

Первоначально собственнику земельного участка с кадастровым № <...> был представлен земельный участок площадью 1400 кв.м, который в отсутствие законных оснований в последствии был увеличен до 1829 +/- 30 кв.м., что влечет нарушение прав и законных интересов истца, поскольку не позволяет в полном объеме обеспечивать содержание и ремонт автомобильной дороги № <...> «Донской-Ляпичев-Крепинский», так как ограждение земельного участка ответчика фактически расположено в полосе отвода автомобильной дороги, в том числе на водопропускной трубе, что может повлечь разрушение автомобильной дороги и негативным образом отразиться на обеспечении безопасности третьих лиц (участников дорожного движения). Полагает, что при увеличении границ спорного земельного участка с 1400 кв.м. до 1829 +/- 30 кв.м. с кадастровым № <...> и проведении кадастровых работ ответчик был обязан согласовать границы земельного участка с комитетом, однако это выполнено не было, что привело к нарушению прав истца.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом изменения исковых требований, просил обязать ФИО1 устранить реестровую ошибку, допущенную кадастровыми инженерами ФИО5 и ФИО6 по результатам межевания земельного участка с кадастровым № <...>, проведенного в 2015 году, исключив следующие координаты неверно определенных границ из ЕГРН: 1) № <...>, 2) № <...>, 3) № <...>, 4) № <...>; привести границы земельного участка с кадастровым № <...> в первоначальное состояние, состоявшее до увеличения площади земельного участка, равной 1400 кв.м., исчисляемой со стороны фасадной части <адрес><адрес>.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств, имеющих значение для дела.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 в лице представителя ФИО4 полагает доводы жалобы не обоснованными, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 3, 9 и 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно статье 61 названного Федерального закона воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, Техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган, регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

Согласно пункту 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального Закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ) автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (п. 15 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 25 Закона № 257-ФЗ порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 11 ноября 2013 г. № 617-п утвержден порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее – Постановление Администрации Волгоградской области от 11 ноября 2013 г. № 617-п).

Полосы отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (п.2 указанного постановления).

Приобретение и прекращение права на земельные участки, образующие полосу отвода автомобильной дороги, отнесение указанных земельных участков к соответствующей категории земель осуществляются в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации (п.4 указанного постановления).

Организация проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков и постановка их на кадастровый учет для размещения полосы отвода автомобильной дороги в случае ее строительства, реконструкции либо для установления границ полосы отвода существующей автомобильной дороги обеспечивается комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п.5 указанного постановления).

Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в том числе, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьёй 39.14 ЗК РФ, согласно которой предоставление земельного участка осуществляется в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьёй 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учёта земельного участка или государственного кадастрового учёта в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Как следует из материалов дела, Волгоградскому объединению дирекции строящихся автомобильных дорог Калачёвского района Волгоградской области для строительства автоподъезда к плодосовхозу «Донской» выдан государственный акт, и закреплено за последним 4,38 га земли в границах согласно плану землепользования. Указанный акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право пользования землей № <...> в феврале 1985 года.

Постановлением администрации Волгоградской области от 24 мая 2010 г. № <...>-п указанная автомобильная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области № <...> «Донской-Ляпичев-Крепинский», и передана на баланс и оперативное управление комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.

Согласно техническому паспорту, изготовленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, автомобильная дорога «Донской-Ляпичев-Крепинский» относится к 4 категории дорог.

В соответствии с карточкой № 1 на водопропускную трубу автомобильной дороги «Донской-Ляпичев-Крепинский», расположена «км. 0+300» имеет наименование водотока «резерв», высота насыпи над трубой 0,6 м., 1983 года постройки, длины трубы «L=15», отверстие «d = 0.5», железобетонная, техническое состояние удовлетворительное.

25 декабря 2020 г. комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области заключил с ООО «СТРОЙСЕРВИС» государственный контракт № <...>, согласно которому, общество обязалось выполнить комплекс работ по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, в том числе в Калачёвском районе Волгоградской области в период 2021-2024 гг., в соответствии с приложением, куда также входит автомобильная дорога № <...> «Донской-Ляпичев-Крепинский», и 16 водопропускных труб на указанном участке автомобильной дороги.

В пункте 1 приложения № 3 к Государственному контракту № 552-20 от 25 декабря 2020 г., указано, что на расстоянии 300 метров от начала дороги «Донской-Ляпичев-Крепинский» располагается одноочковая железобетонная труба 0,5 метров в диаметре и длинной 15 метров; в пункте 2 указано, что на расстоянии 1 км 650 м от начала автомобильной дороги «Донской-Ляпичев-Крепинский» располагается одноочковая железобетонная труба 1,0 м в диаметре и длинной 15 м.

Согласно ответу ГКУ Волгоградской области «Дирекция автомобильных дорог» от 23 марта 2020 г. на обращение комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, владелец частного домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, огородил свой участок сплошным забором, при этом, одна из сторон забора смонтирована на боровке земляного полотна. При этом, на данном участке автомобильной дороги (ПК 16+00) «Донской-Ляпичев-Крепинский» расположена водопропускная труба диаметром 1,0 м выходной оголовок, который закрыт мешками с грунтом собственником огороженной территории.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16 ноября 2018 г., которое зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1829 +/- 30 кв. м с кадастровым № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для приусадебного землепользования, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, на котором располагается жилой дом и хозяйственные постройки.

Актом проверки № 2019/8 администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от 26 апреля 2019 г. установлено, что ФИО1 не допущено самовольное занятие земельного участка или его части по адресу: <адрес>, также приложена схема, произведен обмер участка.

Согласно материалам наследственного дела № <...> к имуществу ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 25 января 1990 г. ФИО7 после смерти матери ФИО8 вступил в наследство, которое состояло из жилого дома, находящегося в совхозе «Донской» Калачёвского района Волгоградской области с надворными постройками, который расположен на земельном участке размером 0,14 га.

Согласно свидетельству на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей ФИО7 на основании постановления администрации от 10 июня 1992 г. № 17 Ляпичевского с/совета для приусадебного землепользования представлен в собственность участок площадью <.......> га в <адрес> с/совета.

На основании постановления Ляпичевской сельской администрации Калачёвского района Волгоградской области от 15 сентября 1999 г. дому, принадлежащему ФИО7 в <адрес>, присвоен адрес: <адрес>.

Согласно копии регистрационного дела в отношении спорного земельного участка, 07 мая 2015 г. и 10 октября 2015 г. ФИО7 обращался в управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области с заявлениями о государственной регистрации изменений объекта недвижимости с кадастровым № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с изменением площади и описания местоположения границ земельного участка, и изменением вида разрешенного использования, к заявлению прилагались межевые планы от 21 апреля 2015 г., 09 июня 2015 г., процедура регистрации приостанавливалась, о чем ФИО7 уведомлялся. При подготовке межевых планов проводилось согласование границ земельного участка с кадастровым № <...>, о чем составлены акты. В дальнейшем спорный земельный участок с площадью 1829 +/- 30 кв.м. был зарегистрирован в установленном законом порядке за ФИО7

В ходе выездного судебного заседания 09 июля 2021 г. с участием сторон, третьего лица кадастрового инженера ФИО5, который указал на местности 4 точки спорного земельного участка с кадастровым № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с правоустанавливающими документами, судом первой инстанции установлено, что фактически границы земельного участка ответчика не находятся в границах содержащихся в правоустанавливающих документах и содержащихся на сайте публичной кадастровой карты РФ (rreestrmap.ru): в точке № <...> которая располагается близ автомобильной дороги «Донской-Ляпичев-Крепинский» граничит с земельным участком № <...> по <адрес> находится в глубине земельного участка ответчика, соответственно забор домовладения не выходит за границы которые определены в правоустанавливающих документах; в точке № <...>, которая располагается близ автомобильной дороги «Донской-Ляпичев-Крепинский», граничит с земельным участок № <...> по <адрес>, выходит за границы земельного участка ответчика, которые определены в правоустанавливающих документах, забор домовладения ФИО1 находится за пределами границ земельного участка; в точке № <...>, которая граничит с земельным участком № <...> по <адрес> и располагается напротив <адрес> находится в глубине земельного участка ответчика, соответственно забор домовладения не выходит за границы, которые определены в правоустанавливающих документах; в точке № <...>, которая располагается напротив <адрес> и должна граничить с земельным участком № <...> по <адрес>, находится за границами земельного участка ответчика, которые определены в правоустанавливающих документах, забор домовладения ФИО1 фактически находится на территории земельного участка № <...> по <адрес>, соответственно, забор домовладения ФИО1 находится за пределами границ земельного участка.

В ходе осмотра водопропускной трубы диаметром 1,0 м, которая располагается под автомобильной дорогой «Донской-Ляпичев-Крепинский» выходной оголовок со стороны земельного участка № <...> по <адрес>, не завалена мешками, отверстие свободно, имеется угол наклона от проезжей части, то есть имеется кювет, предназначенный для сбора и отвода воды с дорожного полотна. Выходной оголовок водопропускной трубы диаметром 1,0 м, которая располагается под автомобильной дорогой «Донской-Ляпичев-Крепинский» со стороны <адрес>А, <адрес>, где располагается здание плодохранилища ООО «Сады Придонья», полностью засыпан землей, дорожное полотно автомобильной дорогой «Донской-Ляпичев-Крепинский» находится на уровне земельного участка <адрес>А <адрес>, то есть кювет, предназначенный для сбора и отвода воды с дорожного полотна, отсутствует.

Согласно сведениям содержащимся на сайте публичной кадастровой карты РФ (rreestrmap.ru), земельный участок под автомобильной дорогой «Донской-Ляпичев-Крепинский» не отмежеван, кадастровые работы по нему не проводились, границы, вид его разрешенного использования и площадь земельного не определены, что не оспаривалось сторонами.

Оценив представленные по делу доказательства в совокупности и установив, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия находит решение суда правильным, законным и обоснованным.

Довод апелляционной жалобы о наличии реестровой ошибки, судебная коллегия отклоняет, поскольку из совокупности установленных обстоятельств действительно усматривается спор о границах земельных участков. Установление границ является основополагающим при определении наличия либо отсутствия реестровой ошибки, а также способа ее устранения. Требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.

Довод жалобы о том, что земельный участок по адресу: <адрес> незаконно увеличен более чем на 10% при уточнении границ, не состоятелен к отмене решения суда, так как ни результаты межевания земельного участка ответчика, ни право собственности, в судебном порядке истцом не оспорены.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Каких-либо новых доводов, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.

Доводы жалобы повторяют позицию истца, приведенную в иске, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку, и, по сути, сводятся к выражению несогласия апеллянта с произведенной судом оценкой доказательств по делу, которую судебная коллегия находит правильной.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 25 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: