Дело №2-335/2023
Апелл. дело №33-343/2024
Судья Елисеева Н.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Шошиной А.Н.,
судей коллегии: Савельевой Е.Н., Старовойтова Р.В.,
при секретаре Бибиковой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тазовского района, действующего в интересах Российской Федерации, к Администрации Тазовского района, ФИО1 о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности,
по апелляционным жалобам представителя ответчика ФИО1 - ФИО2 и представителя третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района - ФИО3 на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 октября 2022 года, которым постановлено:
признать незаконным распоряжение главы Тазовского района от 02 мая 2023 года №190 «О дисциплинарном взыскании ФИО1».
Возложить на Администрацию Тазовского района обязанность расторгнуть трудовой договор с ФИО1 на основании пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия по причине непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тазовского района, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации Тазовского района, ФИО1, в котором просил признать незаконным распоряжение главы Тазовского района от 02 мая 2023 года №190 «О наложении дисциплинарного взыскания на ФИО1», возложении обязанности по расторжению трудового договора, заключенного с ФИО1, изданию приказа об увольнении ФИО1 на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя).
В обоснование исковых требований указал, что проведенной прокуратурой Тазовского района проверкой соблюдения требований земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности, а также законодательства о противодействии коррупции в Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района (далее - также Департамент) выявлено наличие конфликта интересов и неурегулирование конфликта интересов при исполнении служебных полномочий начальником Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО1 Установлено, что 22 декабря 2017 года между Департаментом и начальником ФИО1 в нарушение статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации заключен договор аренды земельного участка без проведения торгов для эксплуатации гаража на санях. Рассмотрение заявления ФИО1 с последующим принятием решения о предоставлении земельного участка осуществлялось должностными лицами Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района, находившимися в непосредственном подчинении его руководителя ФИО1 Мер к уведомлению нанимателя о возникновении личной заинтересованности и конфликта интересов, предотвращению конфликта интересов начальник Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района не принял.
Проверкой также установлено, что ООО «Тазагрорыбпром», в котором осуществлял трудовую деятельность в качестве <данные изъяты> родной брат ФИО1 - ФИО4, является арендатором муниципального имущества. В ходе проведенной проверки выявлены факты ненадлежащего осуществления контроля за использованием организацией муниципального имущества, выразившиеся в заключении в период с февраля 2016 года по февраль 2023 года договора субаренды здания магазина, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, с индивидуальным предпринимателем в отсутствие согласия Администрации Тазовского района; ненадлежащего ведения претензионно-исковой работы и несвоевременного обращения в суд с исковыми заявлениями к ООО «Тазагрорыбпром» о взыскании задолженности по договорам аренды муниципального имущества в период с октября 2022 года по март 2023 года, о взыскании задолженности по договорам аренды земельных участков в период с мая 2021 года по март 2023 года. Установлены факты использования ООО «Тазагрорыбпром» принадлежащего муниципалитету помещения холодильного склада, здания рыбоприемного пункта, здания «Караванка», пользование судном «НГП-721», частью здания гаража, мотобударками при отсутствии правоустанавливающих документов; факты использования принадлежащими муниципалитету земельными участками с истекшими сроками аренды. При этом надлежащих мер, направленных на оформление сложившихся между сторонами правоотношений, истребование имущества и земельных участков из чужого незаконного владения, взыскание платы за пользование имуществом и земельными участками не принято. Указанные недостатки в работе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района не нашли отражения в акте инвентаризации от 05 августа 2021 года.
Установленные в ходе проверки нарушения, по мнению прокурора, свидетельствуют о том, что ФИО1 имел личную заинтересованность в выявлении меньшего количества нарушений в деятельности организации, где трудовую деятельность осуществлял его родной брат ФИО4 в должности <данные изъяты>, однако мер по уведомлению представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности, возможном конфликте интересов и урегулированию конфликта интересов не принял. В комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов также не обращался.
По результатам проведенной проверки 30 марта 2023 года прокурором Тазовского района главе Тазовского района внесено представление, по итогам рассмотрения которого 02 мая 2023 года принято распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания на ФИО1 в виде выговора за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей в целях противодействия коррупции. Между тем, нарушения, приведенные в представлении прокурора Тазовского района комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации Тазовского района и урегулированию конфликта интересов не рассматривались, в составленном по итогам заседания комиссии протоколе не отражены, при подготовке заключения не учтены, оценка при вынесении итогового решения им не дана.
Прокурор полагал вынесенное распоряжение главы Тазовского района от 02 мая 2023 года незаконным и подлежащим отмене с возложением на Администрацию Тазовского района обязанности по расторжению трудового договора с ФИО1 на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основания для утраты доверия к работнику со стороны работодателя).
В представленных в суд возражениях на исковое заявление представитель ответчика Администрации Тазовского района - ФИО5 полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указала, что право пользования земельным участком у ФИО1 возникло в 2013 году до его трудоустройства в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района, договор аренды от 22 декабря 2017 года заключен в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Также полагала срок привлечения к дисциплинарной ответственности по факту неуведомления представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности и урегулированию конфликта интересов при оформлении правоотношений по договору аренды пропущенным. Относительно наличия личной заинтересованности ФИО1 при проведении Департаментом инвентаризации муниципального имущества, находящегося в пользовании ООО «Тазагрорыбпром», указала, что проверкой установлено непринятие ФИО1 мер к уведомлению в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и непринятие мер по его предотвращению. Считала, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года №25-ФЗ наряду со взысканием в виде увольнения предусмотрены иные виды дисциплинарных взысканий; оснований для утраты доверия к ФИО1 работодатель в ходе проведенной проверки не усмотрел, в связи с чем распоряжение Администрации Тазовского района о наложении на ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде выговора является законным и отмене не подлежит (том 1, л.д. 236-239).
В возражениях на исковое заявление представитель третьего лица - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО3 также полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что в 2017 году имело место переоформление возникших до трудоустройства ФИО1 в Департамент правоотношений по договору аренды земельного участка в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Ссылка в приказе на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации является технической ошибкой и на законность заключенного с ФИО1 договора аренды не влияет. Конфликта интересов при проведении инвентаризации в ООО «Тазагрорыбпром», при осуществлении контроля за использованием ООО «Тазагрорыбпром» муниципального имущества, земельных участков, при ведении претензионно-исковой работы Департаментом ФИО1 не допущено (том 2, л.д.210-229).
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Поленов Д.И. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Администрации Тазовского района ФИО6, ответчик ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования не признали.
Представители третьих лиц - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района, Отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений правового управления Администрации Тазовского района ФИО3 и ФИО7 с иском не согласились.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО1 - ФИО2 просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований. Приводит доводы о наличии правовых оснований для заключения договора аренды земельного участка с ФИО1 без проведения торгов в 2017 году. Указывает на отсутствие в действиях ФИО1 нарушений антикоррупционного законодательства при осуществлении служебной деятельности.
В апелляционной жалобе (в редакции дополнений к ней) представитель третьего лица - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО3 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований. Приводит доводы о том, что наличие задолженности по договорам аренды имущества и земельных участков, проведение государственной регистрации отдельных договоров после их заключения и начала исполнения, а также наличие родственных отношений между начальником Департамента и <данные изъяты> ООО «Тазагрорыбпром», не могли быть положены в основу решения об удовлетворении исковых требований, поскольку конфликта интересов при осуществлении ФИО1 служебной деятельности не допущено.
Одновременно с подачей апелляционной жалобы заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии выписки из единого государственного реестра недвижимого имущества в отношении земельного участка от 28 ноября 2023 года. Суд апелляционной инстанции считает возможным приобщить к материалам дела в качестве нового доказательства копию выписки из единого государственного реестра недвижимого имущества в отношении земельного участка от 28 ноября 2023 года, поскольку содержащаяся в материалах дела выписка содержит техническую ошибку в части указания срока аренды земельного участка с кадастровым номером 89:06:010109:48 на основании договора аренды от 20 марта 2023 года №14-Т.
Выслушав ответчика ФИО1 и его представителя ФИО2, представителя третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО3, полагавших решение суда первой инстанции подлежащим отмене, прокурора Еремина О.Г., полагавшего решение суда первой инстанции законным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения Районной Думы муниципального образования Тазовский район от 28 ноября 2007 года №7-5-110 учрежден отраслевой (функциональный) орган Администрации Тазовского района с правами юридического лица - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района, утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района (том 7, л.д. 62-74).
На основании распоряжения главы Тазовского района от 12 декабря 2016 года №216 л/с ФИО1 назначен на должность муниципальной службы начальником Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района с 13 декабря 2016 года (том 7, л.д. 61), с ним был заключен трудовой договор от 12 декабря 2016 года сроком до 31 декабря 2017 года (том 7, л.д.54-60). На основании дополнительных соглашений трудовые договоры неоднократно заключались на новый срок (том 1, л.д. 153-170).
В соответствии с должностной инструкцией начальника Департамента имущественных отношений Администрации Тазовского района, утвержденной 11 апреля 2018 года главой Тазовского района, указанная должность относится к главной группе должностей категории «руководители».
Прокуратурой Тазовского района в период с 03 марта 2023 года по 30 марта 2023 года в Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности, о противодействии коррупции, по выявленным в ходе проверки нарушениям в адрес главы Администрации Тазовского района 30 марта 2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (том 1, л.д. 183-192).
В представлении указано, что в действиях ФИО1, замещающего должность начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района усматриваются признаки коррупционного правонарушения, которые выразились в заключении договора аренды земельного участка между Департаментом и ФИО1 без проведения торгов для эксплуатации гаража на санях в отсутствие предусмотренных статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации оснований. Рассмотрение документов о предоставлении ФИО1 земельного участка без проведения торгов и последующее принятие решения о его предоставлении с изданием приказа, осуществлялось муниципальными служащими, находящимися в непосредственном подчинении ФИО1 Вместе с тем, при наличии личной заинтересованности, связанной с получением имущественного права на земельный участок, ФИО1 не принял мер к уведомлению представителя нанимателя о возникновении (предотвращении) конфликта интересов, в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов не обращался.
В представлении также указано, что проведенной прокуратурой Тазовского района проверкой выявлено осуществление ненадлежащего контроля Департаментом за использованием арендатором ООО «Тазагрорыбпром» муниципального имущества, пользование земельными участками с истекшими сроками аренды. По результатам проведенной внеплановой инвентаризации приведенные нарушения не выявлены и не отражены в акте, излишков или недостач муниципального имущества, переданного в пользование ООО «Тазагрорыбпром», также не установлено.
В ходе проверки выявлено следующее.
Передача ООО «Тазагрорыбпром» в период с февраля 2016 года по февраль 2023 года принадлежащего муниципалитету здания магазина, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, по договору субаренды индивидуальному предпринимателю без получения письменного согласия Администрации Тазовского района, предусмотренного договором аренды;
использование ООО «Тазагрорыбпром» принадлежащего муниципалитету холодильного склада для хранения замороженной рыбы, здания рыбоприемного пункта в период с 27 декабря 2022 года по 01 февраля 2023 года, судна «НГП-721» в период со 02 мая 2022 года по 10 июля 2022 года, частью здания гаража в период с 19 августа 2022 года по 09 декабря 2022 года, мотобударками рыболовецкими (с реестровыми номерами 139166, 139186, 139187, 139188) в период с 24 августа 2022 года по настоящее время в отсутствие договора. При этом мер к заключению договора аренды, взысканию арендной платы либо к истребованию имущества из чужого незаконного владения Департаментом не принято.
Установлен факт пользования ООО «Тазагрорыбпром» земельным участком с кадастровым номером 89:06:030203:46 с истекшим сроком действия договора аренды от 25 мая 2011 года №30-11 - 09 мая 2016 года; земельным участком с кадастровым номером № с истекшим сроком договора аренды от 12 ноября 2015 года №146 - 04 июня 2020 года; земельным участком с кадастровым номером № с истекшим сроком действия договора аренды от 25 декабря 2018 года №396-Т - 28 ноября 2021 года; земельным участком с кадастровым номером 89:06:010103:100 с истекшим сроком действия договора аренды от 31 мая 2019 года №48-Т - 08 ноября 2020 года; земельным участком с кадастровым номером № с истекшим сроком действия договора аренды от 20 сентября 2019 года №69-Т - 18 августа 2022 года; земельным участком с кадастровым номером 89:06:010105:861 с истекшим сроком действия договора аренды от 21 сентября 2020 года №32-Т - 26 декабря 2022 года. При этом мер к своевременному заключению договоров аренды на новый срок, к надлежащему ведению претензионно-исковой работы Департаментом не принято, что привело к недополучению денежных средств бюджетом Тазовского района.
Установлено ненадлежащее ведение Департаментом претензионно-исковой работы в отношении ООО «Тазагрорыбпром», несмотря на наличие по состоянию на 10 марта 2023 года задолженности по договорам аренды муниципального имущества за период с октября 2022 года по март 2023 года в размере 1 783 568 руб. 54 коп., а также по договорам аренды земельных участков за период с мая 2021 года по март 2023 года. Претензия Департамента от 03 октября 2022 года о необходимости погашения образовавшейся задолженности ООО «Тазагрорыбпром» оставлена без удовлетворения, мер для обращения с исковым заявлением в суд не принято. Оплата задолженности по арендной плате за пользование муниципальным имуществом имела место 10 марта 2023 года в размере 1 000 000 руб. после проведенной прокуратурой Тазовского района проверки.
Также установлено, что ответственным за учет и использование муниципального имущества, а также обеспечение порядка проведения инвентаризации, за оценку имущества, документального подтверждения его наличия в ООО «Тазагрорыбпром» является родной брат начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района, замещающий должность <данные изъяты> ФИО4 Учитывая факт близкого родства начальника Департамента и <данные изъяты> Общества, а также выявленные в ходе проверки недостатки в работе Департамента по ненадлежащему осуществлению контроля за использованием имущества, земельными участками, ненадлежащему ведению работы по взысканию задолженности по договорам аренды имущества и земельных участков, а также результат проведенной инвентаризации, в ходе которой не установлено нарушений, имеются основания полагать о наличии личной заинтересованности ФИО1 в благоприятном исходе результатов инвентаризации, как для организации, так и для профессиональной деятельности близкого родственника.
Указанные обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствовали о возникновении конфликта интересов у ФИО1 при исполнении им обязанностей муниципальной службы, о наличии которого последний представителя нанимателя в известность не поставил, что свидетельствует о нарушении антикоррупционного законодательства начальником Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО1 (том 1, л.д.183-192).
В соответствии с представлением прокурора на основании распоряжения Администрации Тазовского района от 06 апреля 2023 года №91-р в отношении ФИО1 назначена проверка.
По результатам проверки начальником отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений правового управления Администрации Тазовского района от 20 апреля 2023 года подготовлен доклад, представленный на рассмотрение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации Тазовского района и урегулированию конфликта интересов. Согласно отраженным в докладе выводам, при заключении Департаментом с его начальником ФИО1 договора аренды земельного участка от 22 декабря 2017 года №ЗОО-Т у ФИО1 имелась возможность в получении преимуществ, что могло образовать его личную заинтересованность. Личная заинтересованность могла повлиять на объективность и беспристрастность исполнения ФИО1 обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» может свидетельствовать о возникновении конфликта интересов. Вместе с тем, срок привлечения к дисциплинарной ответственности ФИО1 истек 22 декабря 2020 года. При подписании приказа от 06 августа 2021 года №714 «Об утверждении акта внеплановой инвентаризации» ФИО1 установлен факт нарушения ФИО1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», выразившийся в неисполнении обязанности по уведомлению представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов (том 2, л.д.5-22).
Аналогичные выводы содержатся в решении заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации Тазовского района и урегулированию конфликта интересов, оформленном протоколом от 21 апреля 2023 года №1 (том 1, л.д.209-222).
Распоряжением главы Тазовского района от 02 мая 2023 года №190 за ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора (том 1, л.д. 208).
Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для отмены распоряжения главы Тазовского района и возложении на Администрацию Тазовского района обязанности по расторжению трудового договора с ФИО1 и его увольнению на основании пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия. При этом суд исходил из доказанности наличия у ФИО1 личной заинтересованности при проведении муниципальными служащими Департамента инвентаризации в ООО «Тазагрорыбпром», где в качестве <данные изъяты> работал его родной брат ФИО4
Суд указал, что нарушения, выразившиеся в ненадлежащем осуществлении контроля за муниципальным имуществом, бездоговорном использовании муниципального имущества, ненадлежащем ведении претензионно-исковой работы в отношении ООО «Тазагрорыбпром», невнесении арендной платы на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <адрес> и урегулированию конфликта интересов не рассматривались, при подготовке заключения комиссии не учтены, им оценка при вынесении решения комиссией и формировании выводов не дана.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.
За совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (часть 1 статьи 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы (часть 3 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Как установлено частью 3 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:
доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;
При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей (часть 4 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
На основании части 3 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, относится к дисциплинарному взысканию.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что в части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28 мая 2010 года между Администрацией Тазовского района в лице заместителя главы Администрации района и Администрацией поселка Тазовский в лице главы Администрации муниципального образования поселок Тазовский заключен договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора №455, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 89:06:0101002:274, площадью 3408,0 кв.м., расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, поселок городского типа Тазовский, на 68 метров севернее административного здания по улице Калинина, 25, для размещения площадки под установку 38 гаражей на санях. Срок аренды установлен с 05 мая 2010 года по 04 мая 2015 года (том 2, л.д.104-111).
На основании заявления ФИО1, в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации Тазовского района от 14 апреля 2015 года №181 «Предоставление земельного участка без проведения торгов» заместителем начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО8 06 декабря 2017 года издан приказ №282-Т, согласно которому ФИО1 с 10 августа 2017 года предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 40 кв.м., расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, сроком на десять лет, для эксплуатации гаража (том 2, л.д.134-135).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного развития территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктом 8 настоящего пункта, пунктом 5 статьи 46 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что право пользования по договору аренды на 1/40 долю земельного участка у ФИО1 возникло на основании соглашения о присоединении к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора до трудоустройства в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района - 04 декабря 2013 года, а впоследствии 22 декабря 2017 года имело место переоформление права аренды в отношении образуемого земельного участка в результате проведенных кадастровых работ по его разделу и выделению из него 40 отдельных земельных участков, правовые основания для заключения договора аренды земельного участка на основании пункта 4 статьи 11.8 и подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов, вопреки доводам искового заявления, имелись.
Вместе с тем, ФИО1, замещая должность начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района, при оформлении договора аренды земельного участка для эксплуатации гаража возглавляемым им ведомтсвом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не принял.
В соответствии с частью 6 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года №2778-О, закрепление шестимесячного срока, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения муниципального служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих муниципальную службу. Установление срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с муниципальной службы, не предполагает произвольного применения соответствующей правовой нормы.
Таким образом, ФИО1 мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске.
Учитывая, что обязанность по принятию мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов должна быть исполнена на момент заключения договора аренды сторонами - 22 декабря 2017 года, представителю нанимателя 23 декабря 2017 года (на следующий день после заключения договора аренды земельного участка) должно быть известно о том, что свои обязанности ФИО1 не выполнил, шестимесячный срок со дня обнаружения дисциплинарного проступка пропущен.
Из материалов дела следует, что 18 июня 2021 года состоялось рабочее совещание по вопросам деятельности предприятий агропромышленного комплекса и факторий Тазовского района, в котором принимали участие представители Администрации Тазовского района.
По итогам совещания принято решение рекомендовать Администрации Тазовского района провести оценку эффективности использования ООО «Тазагрорыбпром» муниципального имущества, в том числе с привлечением экспертной организации (аудиторской организации) для проведения проверки правильности, достоверности, полноты ведения бухгалтерской (финансовой) отчетности; правильности исчисления производственных и реализационных затрат, непосредственно относящихся к основному виду деятельности - рыбодобыче; обоснованности объема производственных и реализационных затрат на добычу ВБР и правильности отнесения указанных затрат в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации; обоснованности и правильности учета и распределения затрат на добычу ВБР (рыбы) и другие направления деятельности Общества; обоснованности и правильности калькулирования себестоимости добычи ВБР (рыбы) и других видов продукции по направлениям деятельности Общества в срок до 01 сентября 2021 года; рассмотреть возможность вхождения уполномоченного муниципальным образованием юридического лица в Общество в качестве третьего лица с внесением вклада в уставный капитал Общества в срок до 10 июля 2021 года; провести совещания с рыбодобывающими организациями, осуществлявшими деятельность на территории Тазовского района, по вопросам организации промысла на дополнительных рыболовных участках (водных объектах) и вовлечение дополнительных трудовых ресурсов (рыбаков) в срок до 15 августа 2021 года (том 2, л.д. 144-149).
Согласно пункту 1.7 Положения о порядке проведения инвентаризации муниципального имущества муниципального образования Тазовский район, утвержденного постановлением Администрации Тазовского района от 16 июня 2017 года №807 в редакции постановления Администрации Тазовского района от 26 сентября 2017 года №1160, уполномоченным органом, осуществляющим инвентаризацию имущества, является Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района.
Пунктом 2.5 Положения установлено, что внеплановые инвентаризации проводятся по поручению Главы муниципального образования Тазовский район, в связи с обращениями граждан, юридических лиц по фактам использования не по целевому назначению имущества; в целях передачи имущества в аренду, выкупа, продажи, а также при преобразовании муниципального унитарного предприятия; в целях выявления объектов муниципальной собственности, не включенных в реестр муниципального имущества и в состав муниципальной казны муниципального образования Тазовский район.
В пункте 4.1 Положения определено, что результаты проведенной инвентаризации в отношении имущества, находящегося у муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (казенные предприятия), у муниципальных учреждений, органов местного самоуправления на праве оперативного управления, в также в отношении имущества, составляющего муниципальную казну муниципального образования Тазовский район, оформляются актом инвентаризации.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения результаты проведения инвентаризации утверждаются приказом начальника Департамента (том 2, л.д. 150-160).
Из материалов дела следует, что в целях оценки эффективности использования ООО «Тазагрорыбпром» муниципального имущества, в соответствии с пунктом 2.1 Протокола рабочего совещания по вопросам деятельности предприятий агропромышленного комплекса и факторий Тазовского района от 18 июня 2021 года №14, 08 июля 2021 года заместителем начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО8 издан приказ №619 о проведении в период с 12 июля 2021 года по 23 июля 2021 года внеплановой инвентаризации муниципального имущества (согласно приложению), переданного в пользование ООО «Тазагрорыбпром». В состав постоянно действующей комиссии по проведению инвентаризации включен директор ООО «Независимая Консалтинговая Фирма «Аудит и оценка» ФИО9 Комиссии по проведению инвентаризации поручено в срок до 16 августа 2021 года предоставить результаты проверочных мероприятий (том 2, л.д.161).
Приказом начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО1 от 06 августа 2021 года №714 утвержден акт внеплановой инвентаризации муниципального имущества, переданного в пользование ООО «Тазовское агропромышленное рыбодобывающее предприятие». ООО «Тазовское агропромышленное рыбодобывающее предприятие» поручено предоставить в срок до 01 декабря 2021 года заключение о целесообразности проведения ремонтно-восстановительных мероприятий (том 2, л.д.180-184).
Из акта внеплановой инвентаризации муниципального имущества, переданного в пользование ООО «Тазовское агропромышленное рыбодобывающее предприятие», являющегося приложением к приказу от 06 августа 2021 года №714, следует, что проверка проведена путем сверки фактического наличия имущества в присутствии <данные изъяты> ООО «Тазовское агропромышленное рыбодобывающее предприятие» ФИО4, главного инженера ФИО10
В ходе внеплановой инвентаризации установлено, что все объекты, находящиеся на фактории 5-6 Пески, переданы в пользование предприятию на безвозмездной основе, имеются в наличии, внешне объекты находятся в удовлетворительном, пригодном для эксплуатации состоянии; здания, расположенные по адресу: <адрес>, имеются в наличии. При этом установлено, что здания «Караванка», магазина, столовой, рыбоприемного пункта, арочного склада имеют значительный амортизационный износ и требуют ремонта. По итогам проверочных мероприятий излишков или недостач муниципального имущества, переданного в пользование предприятию, не выявлено. Фактов использования муниципального имущества не по назначению не установлено. С целью устранения выявленных нарушений рекомендовано предприятию провести обследование гусеничного снегоболотохода ГАЗ-34039 (реестровый номер 36184), электроагрегата дизельного АД-40R в блок-контейнере «Север» (реестровый номер 77277), дизель-генератора на 100 кВт (реестровый номер 84486), дизельных электростанций ДЭС-АД-30 (реестровый номер 75591).
Судом установлено, что с 04 апреля 2007 года в ООО «Тазагрорыбпром» в должности заместителя <данные изъяты> работал родной брат ФИО1 - ФИО4 (том 1, л.д. 177-178), с ним был заключен трудовой договор от 04 апреля 2007 года №6 (том 1, л.д.179).
Из объяснений начальника отдела приватизации и оформления прав на муниципальное имущество Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО11, начальника управления муниципальной собственности Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО12 от 12 апреля 2023 года, начальника отдела по ведению реестра муниципального имущества Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО13 от 13 апреля 2023 года следует, что проверка фактического наличия муниципального имущества, его состояния, использования по целевому назначению проводилась с участием главного инженера Общества ФИО14 и иных сотрудников, отвечающих по направлениям деятельности предприятия. При этом <данные изъяты> Общества личного участия при проверке фактического наличия и состояния муниципального имущества не принимал, с членами комиссии на проверку не выходил. В период проведения инвентаризации начальник Департамента ФИО1 находился в отпуске, в связи с чем приказ о проведении проверки был подписан заместителем начальника ФИО15 Предметом инвентаризации являлись объекты, указанные в приложении к приказу о проведении инвентаризации, земельные участки предметом проверки не являлись. Каких-либо поручений, способных повлиять на выводы инвентаризационной комиссии, они от начальника Департамента ФИО1 не получали (том 2, л.д.189-196).
Принимая во внимание, что внеплановая инвентаризация муниципального имущества, переданного в пользование ООО «Тазовское агропромышленное рыбодобывающее предприятие» проводилась в присутствии <данные изъяты> Общества ФИО4; акт внеплановой инвентаризации также содержит указание на то, что <данные изъяты> Общества наряду с директором ФИО16, являлся представителем правообладателя имущества при проведении инвентаризации, начальником Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ФИО1 при подписании приказа об утверждении акта внеплановой инвентаризации от 06 августа 2021 года №714 не исполнена обязанность муниципального служащего по направлению уведомления представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности в виде возможности получения каких-либо преимуществ его близким родственником.
Относительно проводимой Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района договорной работы, претензионно-исковой работы, а также работы, направленной на взыскание задолженности по договорам аренды имущества и земельных участков, представленными в материалы дела доказательства подтверждается следующее.
На основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года №39-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Тазовский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа» право собственности на здание магазина, расположенного по адресу: <адрес>, за муниципальным округом Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа зарегистрировано 11 февраля 2021 года, что подтверждается выпиской их Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (том 5, л.д.38-41).
Факт заключения 18 февраля 2016 года между ООО «Тазагрорыбпром» и индивидуальным предпринимателем ФИО17 договора субаренды здания магазина, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, в период, когда данное имущество находилось в собственности Администрации поселка Тазовский, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет. Из ответа Управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский от 26 октября 2023 года следует, что Управлением по обеспечению поселка Тазовский, являющимся правопреемником Администрации поселка Тазовский, документы, подтверждающие согласование передачи арендатором по договору аренды муниципального имущества от 07 октября 2019 года имущества в субаренду отсутствуют, однако получение такого согласия не исключается (том 7, л.д. 78).
Из доклада начальника отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений правового управления Администрации Тазовского района от 20 апреля 2023 года (том 2, л.д.15) следует, что здание магазина (реестровый номер №) передано по договору субаренды индивидуальному предпринимателю в отсутствие на то полученного согласия Администрации Тазовского района.
Представленной ООО «Тазагрорыбпром» информацией подтверждается, что в 2022 году договоров субаренды в отношении здания указанного магазина не заключалось. Из представленных в материалы дела фотографий видно, что магазин «Сэрви» по техническим причинам с 14 января по 18 февраля 2023 года, а также с 20 февраля по 11 марта 2023 года не работал (том 5, л.д. 45-67).
Материалами дела подтверждается, что 27 декабря 2017 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района и ООО «Тазовское агропромышленное рыбодобывающее предприятие» на основании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 декабря 2017 года №03-10/81-2017 и приказа Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района от 27 декабря 2017 года №858 заключен договор о передаче муниципального имущества в виде здания рыбоприемного пункта и здания «Караванка» в безвозмездное пользование. В пункте 1.6 договора передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование определено, что настоящий договор заключается сроком на пять лет и действует с 27 декабря 2017 года по 26 декабря 2022 года (том 5, л.д.68-74).
Из представленной Департаментом информации, не опровергнутой истцом, следует, что Департамент произвел расчет арендной платы за период с 27 декабря 2022 года по 01 февраля 2023 года, когда имело место переоформление договора. Размер доначисленной Обществу арендной платы составил 2 701 руб. 15 коп. Также произведено доначисление арендной платы за пользование зданием рыбоприемного пункта на 40 тонн в сутки за период с 27 декабря 2022 года по 01 февраля 2023 года, в размере 5378 руб. 70 коп.
Из материалов дела следует, что 02 мая 2017 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района и ООО «Тазовское агропромышленное рыбодобывающее предприятие» заключен договор аренды муниципального имущества №37, в соответствии с которым арендодатель предоставил арендатору во временное владение и пользование сроком на пять лет муниципальное имущество в виде судна «НГП-721» (том 5, л.д. 85-92). В пункте 1.6 договора аренды муниципального имущества определено, что договор действует со 02 мая 2017 года по 01 мая 2022 года.
При этом установлено, что за период фактического пользования судном со 02 мая 2022 года по 24 июня 2022 года (54 календарных дня) Департаментом 16 марта 2023 года в адрес ООО «Тазагрорыбпром» направлена претензия за исходящим номером 89-4-01-10/1287, которая в добровольном порядке должником не исполнена, что явилось основанием для обращения 03 мая 2023 года с исковым заявлением в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании задолженности. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 июля 2023 года по делу А81-4699/2023 исковое заявление удовлетворено (том 6, л.д. 127-134).
Материалами дела подтверждается, что 19 августа 2019 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района и ООО «Тазовское агропромышленное рыбодобывающее предприятие» на основании протокола рассмотрения заявок от 08 августа 2019 года №1 заключен договор аренды муниципального имущества в виде части здания гаража с реестровым номером №, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, сроком на три года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 5, л.д. 117-124).
Согласно представленной Департаментом информации, за период фактического пользования имуществом с 19 августа 2022 года по 09 октября 2022 года ООО «Тазагрорыбпром» произведена арендная плата в размере 340,91 руб. Доказательств обратного не представлено.
Материалами дела подтверждается, что 31 июля 2017 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района и ООО «Тазовское агропромышленное рыбодобывающее предприятие» на основании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 марта 2017 года №03-10/18-2017 и приказа Департамента от 31 июля 2017 года №420 заключен договор аренды муниципального имущества №60 в виде четырех мотобударок рыболовецких с подвесным мотором Mercury 9,9 (реестровые номера 139166, 139186, 139187, 139188), 20 бензиновых двигателей, сроком на пять лет с 25 августа 2017 года по 24 августа 2022 года (том 5, л.д.133-144).
Из представленной Департаментом информации следует, что 25 августа 2022 года ООО «Тазовское агропромышленное рыбодобывающее предприятие» имущество возвращено арендодателю по акту приема-передачи. Доказательств обратного не представлено.
Материалами дела подтверждается, что с учетом эксплуатации на протяжении длительного периода времени (с ноября 2013 года) мотобударок, которые имели деформации и повреждения, Департаментом принято решение о проведении мероприятий по их ремонту (при наличии такой возможности) либо списанию в соответствии с Положением о порядке формирования, управления и распоряжения муниципальным имуществом, утвержденным решением Районной Думы муниципального образования Тазовский район от 15 мая 2017 года №5-2-20. С целью замены непригодного для предстоящего сезона вылова рыбы муниципального имущества и поддержки предприятия агропромышленного комплекса Тазовского района Департаментом приобретены лодки промысловые «Камчатка» в количестве 10 штук.
Материалами дела подтверждается, что 14 января 2022 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района и индивидуальным предпринимателем ФИО19 на основании протокола рассмотрения заявок от 16 декабря 2021 года №18 заключен договор аренды муниципального имущества №1 в виде здания диспетчерской сроком на пять лет, с 14 января 2022 года по 13 января 2027 года (том 3, л.д.161-168).
На основании постановления Администрации Тазовского района от 28 марта 2023 года №256-п индивидуальному предпринимателю ФИО19 с 14 января 2022 года в аренду предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на период с 14 января 2022 года по 13 января 2027 года (том 3, л.д.172-173). 28 марта 2023 года между Администрацией Тазовского района и индивидуальным предпринимателем ФИО19 заключен договор аренды указанного земельного участка на период с 14 января 2022 года по 13 января 2027 года. При этом в пункте 2.2 договора указано, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания сторонами и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 14 января 2022 года (том 3, л.д. 174-184).
Также установлено, что с момента заключения договора аренды муниципального имущества от 14 января 2022 года №01 диспетчерская эксплуатируется индивидуальным предпринимателем ФИО19, что подтверждается протоколом заседания комиссии по проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды от 16 декабря 2021 года №18, договором аренды муниципального имущества от 14 января 2022 года №1, платежными поручениями от 17 мая 2022 года №37, от 09 сентября 2022 года №54, от 14 февраля 2023 года №2. Задолженность по договору аренды земельного участка у арендатора отсутствует.
Материалами дела подтверждается, что 20 марта 2023 года между Администрацией Тазовского района и ООО «Авиационная компания «Ямал», ООО «Тазагрорыбпром» на основании постановления Администрации Тазовского района от 20 марта 2023 года №221-п заключен договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в целях эксплуатации части здания гаража. Пунктом 2.1 договора срок аренды установлен для ООО «Авиакомпания «Ямал» с 17 января 2022 года по 01 марта 2025 года, для ООО «Тазагрорыбпром» - с 18 августа 2022 года по 09 октября 2023 года (том 3, л.д. 185-198).
Аналогичный договор аренды земельного участка был заключен 20 сентября 2019 года, с установлением срока аренды для ООО «Авиакомпания «Ямал» - с 18 января 2019 года по 17 января 2022 года, для ООО «Тазагрорыбпром» с 19 августа 2019 года по 18 августа 2022 года (том 3, л.д.199-210).
Материалами дела подтверждается, что 31 мая 2019 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района и ООО «Тазовское агропромышленное рыбодобывающее предприятие» на основании приказа Департамента от 25 февраля 2019 года №34-Т заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с целью использования грузового причала. В соответствии с пунктом 2.1 срок аренды земельного участка установлен на три года с 09 ноября 2017 года по 08 ноября 2020 года (том 3, л.д. 211-220, 230-231).
Из представленной Департаментом информации следует, что по истечении срока договора аренды - 08 ноября 2020 года правоотношения сторон прекращены на основании соглашения о расторжении договора аренды от 01 декабря 2021 года. Имущество в пользование Обществу после 08 ноября 2020 года не передавалось, договоры аренды в отношении земельного участка не заключались. При этом также установлено, что грузовой причал является муниципальной собственностью, использовался для стоянки судна «Полярная звезда». Доказательств обратного не представлено.
Согласно справке, представленной ООО «Тазагрорыбпром» от 27 октября 2023 года №304 (том 7, л.д.3), здание холодильника, расположенное по адресу: <адрес>, было передано муниципальному унитарному предприятию «Тазовский рыбзавод» для хранения рыбной продукции на основании договора аренды до 2005 года. В ходе банкротства муниципального унитарного предприятия «Тазовский рыбзавод» здание холодильника было передано муниципалитету, после создания ООО «Тазагрорыбпром» здание для хранения замороженной рыбы находится в пользовании Общества.
Вопреки доводам третьего лица - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района, отсутствие здания холодильника в реестре муниципального имущества не освобождает Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района от исполнения обязанности по выявлению объекта недвижимого имущества, право собственности района на которое не зарегистрировано, и оформления права в установленном законом порядке.
Также установлено и ведение Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования Тазовский район претензионно-исковой работы, направленной на взыскание в бюджет Тазовского района задолженности по договорам аренды земельных участков и по договорам аренды имущества (том 4, л.д.103-249), том 5, л.д. 1-25, том 5, л.д.209-225, том 6, л.д. 1-134).
Из представленной Департаментом имущественных и земельных отношений информации следует, что в 2021 году в рамках проведенной Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района работы в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа направлено 11 заявлений о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельными участками на общую сумму 298 865 руб. 90 коп. Задолженность погашена. В 2022 году в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа направлено заявление о взыскании задолженности по арендной плате в размере 194 204 руб. 51 коп. 20 апреля 2023 года исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме. В 2023 году в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа направлено 9 заявлений о взыскании задолженности по договорам аренды земельных участков в размере 576 031 руб. 88 коп. Задолженность погашена.
Кроме того, в 2022 году Департаментом в адрес Общества направлены 2 претензии об устранении нарушений, связанных с неисполнением условий заключенных договоров аренды земельных участков - 28 января 2022 года №214 и 03 октября 2022 года №2683.
Также установлено, что в период переоформления договоров аренды земельных участков начисление арендной платы и штрафных санкций производится всем землепользователям.
В сентябре 2022 года Департаментом в адрес ООО «Тазагрорыбпром» направлено 2 претензии об устранении нарушений, связанных с неисполнением условий заключенных договоров аренды муниципального имущества (исходящие письма №2453, 2616); в декабре 2022 года направлена претензия от 01 декабря 2022 года №3229; в январе 2023 года - претензия от 31 января 2023 года №89-4/1-13-02/390; 15 марта 2023 года и 30 марта 2023 года в адрес Общества направлено две претензии.
В 2022 году в рамках проведенной Департаментом работы Обществом в счет погашения задолженности по арендной плате в адрес Департамента перечислены денежные средства на общую сумму 4 438 332 руб. 65 коп., в том числе 3 395 056 руб. 60 коп. - в счет задолженности по арендной плате и 1 043 274 руб. 05 коп. - задолженности по пени.
В 2021 году Департаментом в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа предъявлено три заявления о взыскании с Общества задолженности по арендным платежам на общую сумму 2 660 560 руб. 29 коп. (дело №А81-1694/2021, дело №А81-6442/2021, дело №А81-10330/2021), образовавшаяся задолженность Обществом погашена.
Из представленной Департаментом сверки взаиморасчетов за период с 01 января 2023 года по 22 февраля 2023 года следует, что начисленная Департаментом задолженность подтверждена и принята арендатором. 10 марта 2023 года Обществом в адрес Департамента перечислены денежные средства в размере 1 000 000 руб. в счет частичного погашения образовавшейся задолженности.
С учетом размера поступивших денежных средств 15 марта 2023 года, а также 30 марта 2023 года Департаментом в адрес Общества направлены претензии. В связи с наличием остатка задолженности Департаментом 03 мая 2023 года в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа предъявлено заявление о взыскании суммы долга в размере 1 224 085 руб. 04 коп., которое решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 июля 2023 года по делу №А81-4699/2023 было удовлетворено.
В настоящее время задолженность по арендной плате Обществом погашена полностью, имеет место остаток задолженности по уплате пени в размере 1 808 руб. 17 коп.
Приведенный анализ свидетельствует о том, что Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района ведется договорная работа, претензионно-исковая работа, принимаются надлежащие меры для обращения с заявлениями в арбитражный суд за защитой нарушенного права муниципального образования и взыскании денежных средств с последующим их направлением в бюджет Тазовского района. По истечении сроков действия договора аренды имеет место заключение договоров на новый срок, передача имущества по истечении срока действия договора арендатором арендодателю.
Как указано выше, в соответствии с частью первой статьи 27.1, частью первой статьи 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции предусмотрены взыскания в виде замечания, выговора, увольнения с муниципальной службы. При этом частью четвертой статьи 27.1 названного Федерального закона предусмотрено, что при применении предусмотренных статьей 27 настоящего Федерального закона взысканий учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право работодателя на расторжение трудового договора с работником в случаях непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
В данном случае главой Администрации Тазовского района с учетом установленного факта неисполнения требований закона муниципальным служащим ФИО1 об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей муниципальным служащим, установленных в целях противодействия коррупции, в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации к ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Каких-либо нарушений при ведении возглавляемым ФИО1 Департаментом договорной работы, претензионно-исковой работы с ООО «Тазагрорыбпром», дающих основания для вывода об утрате доверия со стороны работодателя в материалы дела не представлено и судом не установлено. Таких доказательств и указания на соответствующие обстоятельства не представлено и в суд апелляционной инстанции.
При таких данных, правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Тазовского района, действующего в интересах Российской Федерации, о признании незаконным распоряжения главы Тазовского района от 02 мая 2023 года №190 о наложении дисциплинарного взыскания, возложении обязанности по расторжению трудового договора, заключенного с ФИО1, изданию приказа об увольнении ФИО1 на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, у суда первой инстанции не имелось. Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового судебного постановления об отказе в иске.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 октября 2023 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска прокурора Тазовского района, действующего в интересах Российской Федерации, к Администрации Тазовского района, ФИО1 о признании незаконным распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, возложении обязанности по расторжению трудового договора и издании приказа об увольнении ФИО1 отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия.
Судья /подпись/ А.Н. Шошина
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 февраля 2024 года.
Дело №2-335/2023
Апелл. дело №33-343/2024
Судья Елисеева Н.М.