ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3365/2021 от 04.10.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-5143/2021

№ 2-3365/2021

72RS0025-01-2021-001995-90

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень 04 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.

судей Малининой Л.Б., Чесноковой А.В.

при секретаре Самороковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Б. на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 21 июня 2021 года, которым постановлено:

«В иске Б. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании незаконным приказа от 18.12.2020 № 4948 о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении Б. с составом семьи 2 человека на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие»; восстановлении в очереди по предоставлению жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма; обязании Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени предоставить жилое помещение по договору социального найма Б. с составом семьи 2 человека отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени – ФИО1, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,

установила:

Истец Б. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Тюмени о признании незаконным приказа о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 18 декабря 2020 года №4948, восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие», восстановлении в очереди по предоставлению жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма с составом семьи 2 человека.

Требования мотивированы тем, что Б., ее дочь Б.К., сын Б.К. являются малоимущими. В качестве нуждающихся в жилом помещении семья состояла на учете с 2008 года. В июле 2020 года истец получила уведомление о необходимости предоставления документов, так как подошла очередь на предоставление жилого помещения. Приказом от 17 августа 2020 года №3043 Б. было отказано в предоставлении жилья. Приказом от 18 декабря 2020 года №4948 в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, ответчик снял истца с семьей с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данный приказ истец считает незаконными. Решением Калининского районного суда от 24 декабря 2013 года по гражданскому делу №2-5075-13 по иску ГБУЗ ТО «Областная больница №19» Б. с детьми выселены из жилого помещения по адресу: г.Тюмень, <.......>, корпус 3, комната 243 без предоставления другого жилого помещения. 04 мая 2014 года по требования судебного пристава истец с детьми выселилась из данного помещения, другого жилого помещения не имеет, проживает по договору безвозмездного пользования по адресу: г.Тюмень, <.......>155.

Истец Б., представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени ФИО3, третьего лица Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района ФИО4 в судебном заседании с иском не согласились.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен истец Б. В апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении. Указывает, что судом первой инстанции не исследованы доказательства, имеющиеся в материалах дела, в частности справка от судебных приставов, решение Калининского районного суда от 24 декабря 2013 года по гражданскому делу №2-5075-13, требование о выселении, карточка очередника, возражение на отзыв Департамента имущественных отношений г.Тюмени. Отмечает, что судом первой инстанции не дана оценка обстоятельствам, подтверждающим что семья имеет низкий доход и является малоимущей. При этом ссылается на то обстоятельство, что с 2008 года она состояла на учете нуждающейся в жилом помещении как малоимущая, на ее иждивении находятся двое детей. Считает, что сведения о наличии факта независящих причин ее низкого дохода должен был представить орган социальной защиты населения. Полагает, что в установлении независящих причин низкого дохода должны учитываться все периоды ее нахождения на учете. Обращает внимание на неправомерность отказов ей в социальной помощи в период пандемии. Утверждает, что в 2021 году была получена справка у судебных приставов об отсутствии возможности получения алиментов. Считает, что Управление социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района обязано было назначить комиссию для установления причин ее низкого дохода и представить ответчику информацию о независящих причинах низкого дохода. Указывает, что суд первой инстанции неверно установил дату ее обращения к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения «07 августа 2020 года», в то время как фактически она обратилась 07 июля 2020 года, что подтверждается распиской о приеме документов для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, при этом задержка направления сведений о доходах на четыре дня (поданы 04 июля вместо 30 июня 2020 года) была обусловлена карантином. Настаивает, что отсутствие у нее жилья с 2013 года является веским доказательством нахождения на учете в качестве нуждающейся в жилье. Отмечает, что в порядке межведомственной работы Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени не мог получить соответствующие справки, а Управление социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района не выяснило независящие причины низкого дохода истца и не представило эту информацию ответчику. Полагает, что эти факты бездействия не могут лишить ее права на жилье. Указывает, что Управление жилищной политики Администрации г.Тюмени не обязало истца изменить условия очередности, несмотря на то, что состава семьи изменился. Ссылается на то, что причиной не предоставления справки о смене фамилии является то, что после постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье в 2008 году фамилию она не меняла. Считает, что ответчик неправомерно не рассмотрел заявление о признании семьи малоимущей ввиду отсутствия дохода за июнь месяц, поскольку все предприятия были закрыты на карантин в связи с новой коронавирусной инфекцией. Не соглашаясь с доводом третьего лица о том, что ее семья состоит на учете как малоимущая с 02 октября 2020 года, указывает, что семья состоит на данном учете с 29 августа 2008 года по настоящее время. Указывает, что Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени не доказал обоснованность снятия с учета ее семьи. Считает, что в связи с увеличением состава семьи и введенным режимом пандемии возникли проблемы по предоставлению документов. Ссылается на то, что социальная помощь ее семье была оказана. Обращает внимание на вынесение ранее Центральным районным судом г.Тюмени противоположных решений по аналогичным делам.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени, третье лицо Управление социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее- орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее- заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Б. 16 июля 2008 года была поставлена Администрацией г. Тюмени на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «малоимущие» с составом семьи 2 человека: она и сын ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.72,42,43).

Б.К.<.......> года рождения приходится Б. дочерью (л.д.42).

Отсутствие у семьи Б. жилого помещения, занимаемого на условиях договора социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также нуждаемость данной семьи в жилье участвующие в деле лица не отрицали.

04 июня 2020 года Б. получила датированное 02 июня 2020 года уведомление комитета по учету и распределению жилья Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени о необходимости в целях предоставления жилого помещения в течение 20 рабочих дней с даты направления уведомления предоставить заявление и документы, перечень которых прилагается. В случае не предоставления заявления и документов жилое помещение будет распределено в порядке очередности гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «малоимущие» (л.д.104).

07 июля 2020 года Б. обратилась в Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени с заявлением о предоставлении жилого помещения и представила документы, которые были приняты ответчиком (л.д.106).

17 августа 2020 года комитет по учету и распределению жилья Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени направил в адрес Б. уведомление об отказе в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда со ссылкой на приказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 17 августа 2020 года №3043 (л.д.39-40).

Согласно данному приказу Б. с составом семьи 3 человека отказано в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма ввиду отсутствия оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, предоставления не в полном объеме документов, указанных в п.2.3.1 Порядка, которые подлежат предоставлению заявителем самостоятельно, поступления ответа от органа государственной власти на межведомственный запрос об отсутствии информации, необходимой для предоставления услуги (л.д.49).

Приказом Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 18 декабря 2020 года №4948 Б. с составом семьи 2 человека снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «малоимущие» в связи с утратой оснований, дающих право гражданину на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д.48).

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего спора неправильно применил нормы материального права, не определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не дал оценку представленным доказательствам в их совокупности по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В августе 2020 года Б. неправомерно было отказано в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, поскольку на момент издания приказа о таком отказе Б. с семьей не была снята с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Как следует из материалов дела, снятие семьи истца с учета состоялось только приказом Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 18 декабря 2020 года №4948.

Порядок ведения органами местного самоуправления в Тюменской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (далее по тексту- Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года №137).

В соответствии со статьей 6 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны граждане, соответствующие в совокупности следующим условиям: 1) постоянно проживают в Тюменской области не менее 5 лет (за исключением детей в возрасте до 5 лет); 2) признаны в порядке, установленном настоящим Законом, малоимущими или относятся к одной или нескольким категориям граждан, указанным в статье 7 настоящего Закона; 3) имеют основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (граждане, относящиеся к категориям, указанным в статье 7 настоящего Закона, также не должны иметь установленных статьей 8 настоящего Закона оснований, исключающих возможность признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области).

Согласно части 1 статьи 8.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления одновременно с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном настоящим Законом.

Для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, применяется порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, установленный федеральным законом для оказания государственной социальной помощи. При расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях настоящего Закона учитываются все виды доходов, установленные Правительством Российской Федерации для оказания государственной социальной помощи (абзац первый части 3 статьи 8.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137).

При этом согласно абзацу 2 части 3 статьи 8.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137, органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по независящим от них причинам, указанным в Законе Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» или признанным таковыми по решению органов местного самоуправления, ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного по Тюменской области.

В соответствии с законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года №331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» право на государственную социальную помощь имеют проживающие в Тюменской области малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Тюменской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за получением государственной социальной помощи.

Частями 2,4 статьи 17 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года №331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» установлен перечень независящих причин, дающих право на получение адресной социальной помощи малоимущим семьям: - многодетность (наличие в семье трех и более нетрудоспособных детей и (или) детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования по очной форме); - наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством (кроме случаев, когда трудоспособные члены семьи признаны безработными, или обучаются в профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования по очной форме, или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом I группы), - иные независящие причины, дающие право на получение адресной социальной помощи, с учетом конкретной ситуации.

Как следует из материалов дела, 09 июля 2020 года Государственное казенное учреждение Тюменской области «Центр обеспечения мер социальной поддержки» Департамента социального развития Тюменской области отказало Б. в признании ее семьи малоимущей в связи с непредставлением или неполным предоставлением документов, указанных в пункте 15 регламента (отсутствуют сведения о доходах заявителя за июнь 2020 года) (л.д.70).

12 августа 2020 года Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени получил сведения о том, что на учете в Управлении социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района семья Б. как малоимущая не состоит, государственная социальная помощь в 2020 году ей не оказывалась, независящих причин у данной семьи не установлено (л.д.105).

Решением Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района от 02 октября 2020 года семья Б. признана малоимущей для получения государственной социальной помощи и (или) мер социальной поддержки в связи с представлением информации о доходах семьи за три последних месяца до обращения и среднедушевым доходом семьи 8 334,44 рублей при величине прожиточного минимума для трудоспособного населения 11 593 рублей (л.д.41).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что семья Б. не могла быть признана малоимущей для целей получения жилого помещения по договору социального найма в связи с не подтверждением наличия независящих причин низкого уровня доходов в данной семье. Поскольку признание гражданина малоимущим для предоставления жилого помещения обязательно наряду с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд посчитал, что у Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени имелись основания для снятия семьи Б. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «малоимущие».

В этой связи, суд отказал Б. в требовании о признании оспариваемого ею приказа незаконным и производных от него требованиях.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, поскольку они не основаны на нормах материального права.

Установленный статьей 17 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года №331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» перечень независящих причин, дающих право на получение адресной социальной помощи малоимущим семьям, не является исчерпывающим. Получение адресной социальной помощи служит одним из подтверждений независящих от гражданина причин низкого дохода.

Как уже указано выше, из материалов дела следует, что истец с семьей состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории «малоимущие» с 16 июля 2008 года до 18 декабря 2020 года.

02 октября 2020 года согласно справке Государственного казенного учреждения Тюменской области «Центр обеспечения мер социальной поддержки» Департамента социального развития Тюменской области семья Б. признана малоимущей для получения государственной социальной помощи и (или) мер социальной поддержки в связи с тем, что ее среднедушевой доход по сведениям за три предшествующих месяца менее величины прожиточного минимума. Соответственно, наличие не зависящих от истца причин низкого уровня дохода установлено.

Указанная справка действительна до 01 октября 2021 года (в течение одного года со дня принятия решения о признании семьи малоимущей). Таким образом, до октября 2021 года у Б. не было необходимости подтверждать статус своей семьи как малоимущей.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что семья Б. на 18 декабря 2020 года не относилась к категории малоимущих и не имела права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, у суда не имелось. Доказательств обратного ответчиком не представлено и материалы дела не содержат.

Поскольку на август 2020 года истица должна была быть обеспечена жилым помещением в порядке очередности, что подтверждается уведомлением Комитета по учету и распределению жилых помещений Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени, однако жилое помещение ей не было предоставлено в результате неправомерных действий ответчика, следует возложить обязанность на Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени предоставить Б. жилое помещение по договору социального найма на состав семьи два человека.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия пришла к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании оспариваемого истцом приказа Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 18 декабря 2020 года незаконным, восстановлении семьи истца в очереди в качестве нуждающихся и предоставлении жилого помещения, в связи с чем оспариваемое решение суда как постановленное при неправильном применении норм материального права подлежит отмене в соответствии с положениями части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения по делу.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

определила:

Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 21 июня 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать приказ о снятии с учета Б. с составом семьи 2 человека в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 18 декабря 2020 года № 4948 незаконным.

Восстановить Б. с составом семьи 2 человека в учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие».

Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени предоставить Б. с составом семьи 2 человека жилое помещение по договору социального найма.

Председательствующий подпись

Судьи коллегии: подписи

Мотивированное решение составлено 08 октября 2021 года

Копия верна.

Судья