ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-336/2021 от 28.09.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Долженко Е.М. № 33-3157/2021

№ 2-336/2021

67RS0006-01-2020-000502-75

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего - Дмитриевой Г.И.,

судей - Филенковой С.В., Шнытко С.М.,

при секретаре (помощнике судьи) - Скорубской Г.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 31 мая 2021 г.

Заслушав доклад судьи Шнытко С.М., объяснения посредством видеоконференц-связи представителя ГУ - УПФ РФ в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) ФИО1 в поддержание доводов жалобы,

установила:

ФИО2 обратился в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (далее – Управление ПФР) о включении в специальный стаж периодов работы с ..., назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с (дата) (с момента достижения возраста 50 лет), ссылаясь на то, что ответчиком незаконно спорные периоды не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи осуществлением работы во вредных условиях труда, и отказано в назначении указанной пенсии.

ФИО2 и представитель Управления ПФР в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 31.05.2021 исковые требования удовлетворены частично: на Управление ПФР возложена обязанность включить ФИО2 в специальный стаж периоды работы ... и назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с (дата)

В апелляционной жалобе Управление ПФР просит отменить решение и принять новое - об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца в спорные периоды ((дата) ) представлены работодателем в пенсионный орган без кода льготных условий.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 данного Закона.

Как указано в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 18.07.2002 № 537, в соответствии с которым при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым, в частности, на работах с вредными условиями труда, применяется Список № 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, либо Список № 1, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.

Списком № 1 1991 г. установлено право на льготное пенсионное обеспечение рабочим, специалистам и руководителям, постоянно занятым на эксплуатации, ремонте и наладке технологического оборудования, вентиляции, систем управления, приборов технологического и радиационного контроля, на работах по выводу из эксплуатации атомных реакторов различного назначения и атомных станций в условиях радиационной вредности (раздел XXIV «Атомные энергетика и промышленность» пп. 6 «Работа на промышленных атомных реакторах, на атомных электростанциях и атомных станциях теплоснабжения» код 12406000-17541).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2, <данные изъяты> обратился (дата) в ГУ УПФ РФ в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от (дата) в установлении ФИО2 пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа (...); в указанный стаж засчитаны периоды его работы общей продолжительностью <данные изъяты> Не включены периоды работы <данные изъяты> поскольку эти периоды в выписке из лицевого счета застрахованного лица представлены работодателем без кода особых условий труда.

По заключению государственной экспертизы условий труда от (дата) в периоды с <данные изъяты> соответствуют характеру выполняемой работы, предусмотренной ст. 11 и ст. 14 Закона № 400-ФЗ;

АО «<данные изъяты>» является специализированной субподрядной ремонтной организацией, которая по долгосрочным договорам, начиная ... по настоящее время выполняет услуги по техническому обслуживанию, ремонту, монтажу, реконструкции и модернизации оборудования атомной станции, в период с ... то есть трудовые функции ФИО2 в указанные периоды соответствуют трудовым функциям на работах с особо вредными условиями труда, дающим право на назначение льготной пенсии в соответствии со Списком № 1 1991 г. (раздел XXIV «Атомные энергетика и промышленность» пп. 6 «Работа на промышленных атомных реакторах, на атомных электростанциях и атомных станциях теплоснабжения» код 12406000-17541).

Экспертом отмечено, что в справке от (дата) АО «...» подтверждает льготную работу ФИО2 в рассматриваемые периоды; аттестация рабочих мест и СОУТ в АО «...» проводилась ... с итоговой оценкой (класс 3 1 и 3.3) - особо вредные условия труда и работодатель обязан был согласно законодательству РФ с (дата) выплачивать страховые взносы по доптарифу в ПФР.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования ФИО2, оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд обоснованно исходил из того, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды при постоянной занятости в должностях, предусмотренных Списком № 1 производств и работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденных постановлением Совмина СССР от 26.01.1991 № 10, пришел к обоснованному выводу о доказанности осуществления истцом трудовой функции в льготных условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом суд отметил, что нарушение работодателем установленных законом требований уплаты страховых взносов не может повлечь неблагоприятных последствий для истца. Принимая во внимание, что с учетом включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорных периодов работы истца его специальный стаж на момент подачи заявления в пенсионный орган о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил более ..., суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента достижения возраста ..., с (дата) .

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н.

Из положений ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 Закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.09.2017 № 47-КГ17-13).

ФИО2 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования (дата) , спорные периоды его трудовой деятельности имели место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа ФИО2 за спорные периоды предоставлены работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.

При этом, согласно представленной справке, уточняющей льготный характер работы ФИО2 от (дата) в спорные периоды ФИО2 <данные изъяты> направлялся на ... АЭС, где в течение полного рабочего дня, выполнял работы ..., согласно Списку № 1 (раздел 24 п. 6 г. позиция 12406000-7541) и имеет право на назначение пенсии по указанному Списку (т. 1, л.д. 230-231).

Представленные АО «...» сведения согласуются с выводами государственной экспертизы условий труда от (дата) которая ответчиком не оспорена. В суде первой инстанции ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлялось.

Таким образом, в отношении ФИО2 работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ предоставлялись недостоверные сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ.

Данный факт нашел свое подтверждение в суде первой и апелляционной инстанциях, ответчиком опровергнут не был.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что факт отсутствия данных персонифицированного учета не может являться безусловным основанием для отказа во включении истцу периодов его трудовой деятельности в специальный стаж, правомерен.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда, но не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность принятого решения.

При таком положении оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Рославльского городского суда Смоленской области от 31 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 08.10.2021