Дело № 33-13580/2022 № 2-336/2022 УИД 66RS0051-01-2021-003361-02 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02.09.2022 г.Екатеринбург
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Локтина А.А., судей Абрашкиной Е.Н., Максимовой Е.В., при ведении протокола помощником судьи Семерневой К.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО1 к товариществу собственников жилья «Ленина 160» о признании незаконными начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истца на решение Серовского районного суда Свердловской области от 05.04.2022.
Заслушав доклад судьи Абрашкиной Е.Н., объяснения представителей ответчика, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ТСЖ «Ленина,160» в котором просил обязать ответчика произвести перерасчет платы за жилищные услуги с 01.08.2018 по 01.01.2021 по лицевому счету <№> путем уменьшения размера платы за ЖКУ на сумму 9422,13 руб.; обязать агента по начислениям - ИП ФИО2 произвести перерасчет платы за жилищные услуги с 01.08.2018 по 01.01.2021 по лицевому счету <№> путем уменьшения размера платы за ЖКУ на сумму 9422,13 руб.; взыскать с ответчика за нарушение прав потребителя денежные средства в размере 5 000 руб. в качестве компенсации морального вреда; взыскать с ответчика штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя; взыскать с ответчика неустойку (пени) за нарушение предусмотренных сроков удовлетворения отдельных требований потребителя в размере 9 422,13 руб.; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 руб.
В обоснование иска указано, что истец является собственником жилого помещения и потребителем жилищно-коммунальных услуг по адресу: <адрес> С 01.04.2014 деятельность по управлению вышеуказанным многоквартирным домом осуществляет Товарищество собственников жилья «Ленина 160» (далее – ТСЖ, товарищество). С 01.01.2018 по 01.01.2021 ТСЖ производились по лицевому счету № <***> незаконные начисления за услугу «содержание и ремонт жилья» без принятия соответствующего решения об установлении тарифа за эту услугу общим собранием членов ТСЖ. Решение об установлении размера платы на содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме с 01.02.2017 в соответствии с постановлением главы администрации Серовского городского округа от 14.02.2017 № 222 в размере 20,39 руб. на 1 кв.м. занимаемого помещения в месяц и в дальнейшем руководствоваться данным документом было принято 04.03.2017 очередным общим собранием собственников, членов товарищества собственников жилья «Ленина 160». Данное решение оформлено протоколом №1 от 04.03.2017 (пункт 11). В последующем увеличение размера платы на содержание жилого помещения потребителям производилось без соответствующего решения членов Товарищества собственников жилья «Ленина160». Председатель ТСЖ «Ленина 160» ФИО3 единолично, в нарушение Жилищного кодекса РФ с 01.01.2018, без проведения собрания членов ТСЖ изменила ранее утвержденный собранием размер платы на содержание и ремонт жилья, установив его в размере 20,67 руб., применив для расчета Постановление главы администрации СГО № 2438 от 28.12.2017 «О размере платы за жилое помещение для нанимателей в Серовском городском округе». Далее без проведения общего собрания членов ТСЖ председатель ТСЖ ФИО3 единолично с 01.09.2018 по 01.01.2019 установила размер платы на содержание жилья в размере 24,24 руб., применив для расчета Постановление главы СГО № 1267 от 15.08.2018, далее единолично с 01.01.2019 по 01.11.2019 установила размер платы на содержание жилья в размере 24,01 руб., применив для расчета предыдущее Постановление главы СГО № 1267 от 15.08.2018, тем самым подтверждая незаконность начислений с 01.09.2018 по 01.01.2019, при этом за указанный период перерасчет не произвела. Решение об установлении размера платы на содержание жилого помещения в многоквартирном доме согласно постановления органа местного самоуправления Серовского городского округа (с последующими изменениями) собственниками МКД «Ленина 160» было принято на общем собрании собственников МКД только 27.03.2019, при этом в решении собрания по этому вопросу не указывалось, какое Постановление администрации Серовского городского округа об установлении тарифа на содержание жилья необходимо применять для расчета, а также не указан был размер платы за услугу «содержание жилья». Вопрос в повестку собрания собственников в МКД об установлении платы на содержание жилого помещения при создании Товарищества собственников жилья не входит в компетенцию данного собрания и решение по нему является ничтожным и не подлежит исполнению. Данное решение было оспорено и признано недействительным в судебном порядке, о чем постановлено решение Серовского районного суда Свердловской области от 21.01.2020, вступившее в законную силу. Между тем, председателем ТСЖ ФИО3, в нарушение жилищного законодательства Российской Федерации в спорный период при прохождении судебных слушаний по иску о признании недействительными решений общего собрания собственников жилья от 27.03.2019 с 01.11.2019 по 01.01.2021 единолично был изменен тариф на содержание жилого помещения в МКД «Ленина 160», установлен исходя из Постановления администрации СГО № 2349 от 24.10.2019 в размере 28,13 руб., при этом новое собрание членов ТСЖ «Ленина 160» проведено не было, а также игнорирует принятые судебные решения. Агент по начислениям ИП ФИО2 с 01.01.2018 при начислениях за жилищные услуги руководствуется письменным указанием исполнительного органа (председателя) ТСЖ «Ленина 160» ФИО3 Общего собрания членов ТСЖ «Ленина 160» с вопросом о голосовании об изменении платы на содержание жилья, установленного ранее общим собранием членов ТСЖ 04.03.2017 в размере 20,39 руб. по настоящее время не проводилось и решения об изменении этого тарифа не принималось. Факт незаконных начислений при установлении размера платы на содержание жилого помещения в многоквартирном доме ТСЖ «Ленина 160» подтверждается проведенной Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проверкой по моему обращению (ответ № 29-23-02/9854 от 12.03.2021). Истцом с 01.01.2018 по настоящее время производится оплата за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме согласно произведенным ежемесячным начислениям за услугу «содержание и ремонт жилья» по неутвержденному общим собранием членов ТСЖ тарифу, о чем уведомлены председатель ТСЖ ФИО3 и агент по начислениям - ИП ФИО2 Расчет начислений в месяц за услугу «содержание и ремонт жилья» по установленному тарифу: 20,39 руб.*58.8 кв.м=1 198,93 руб. Исходя из вышеизложенного, по мнению истца им за период с 01.08.2018 по 01.01.2021 за услугу «содержание и ремонт жилья» Товариществу собственников жилья «Ленина 160» произведена переплата в размере 9 422,13 руб. 22.03.2021 в ТСЖ «Ленина 160» и агенту по начислениям - ИП ФИО2 были направлены претензии о проведении перерасчета по тарифу на содержание и ремонт жилья с 01.07.2018 по лицевому счету <№> и выплате штрафа. Однако в удовлетворении претензии истцу было отказано со ссылкой на несуществующее решение общего собрания членов ТСЖ «Ленина 160», проведенного в период с 21.02.2021 по 06.03.2021, при этом к ответу на претензию не приобщены подтверждающие документы. Согласно протокола общего собрания членов ТСЖ «Ленина 160» от 06.03.2021 в повестке данного собрания не стоял вопрос об установлении платы за услугу «содержание и ремонт жилья» с 2018 по настоящее время и решения по данному вопросу не принималось. Сообщает, что претензия о проведении перерасчета и возврате денег и выплате штрафа была подана в ТСЖ «Ленина 160» 23.03.2021, но не удовлетворена, при этом ответчиком и агентом по начислениям - ИП ФИО2 за период с 01.08.2018 по 01.01.2021 необоснованно и незаконно произведено начисление за услугу «содержание и ремонт жилья» по лицевому счету <№> ФИО1 в размере 9 422,13 руб., что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ИП ФИО2, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
Обжалуемым решением исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
С таким решением истец не согласился, принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
В доводах апелляционной жалобы апеллянт, оспаривая законность и обоснованность постановленного по делу судебного акта, указывает, что существует несколько критериев, при соблюдении которых размер платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД будет считаться обоснованным.
Первое условие: размер платы должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества МКД и быть соразмерен утвержденному перечню, объему и качеству услуг и работ (ч.1 ст.156 ЖК РФ, п.п.29,35 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491).
Так, Минстрой РФ в своем письме от 17.03.2016 №7513-0/1/04 отмечает, что для определения размера платы обязателен индивидуальный подход к каждому многоквартирному дому.
Второй критерий: размер платы должен быть рассчитан профессионалами и документально подтвержден. Расчет выполняется в отношении каждого МКД по результатам осмотров состояния общего имущества такого дома с целью своевременного определения видов и объемов работ по ремонту общего имущества.
Результат осмотра оформляется в виде акта и считается основанием для принятия мер по устранению дефектов (п.14 ПП РФ №491).
Третий критерий - размер платы должен быть согласован обеими сторонами договора управления многоквартирным домом, так как считается существенным условием такого договора. Если размер платы не согласован, договор недействителен.
И последний критерий - различия в размерах платы для жилых и нежилых помещений допустимы только в тех случаях, когда они не являются дискриминационными для какой-то из сторон.
Размер платы должен быть обоснованным (п.16 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017г. №22, определение КС РФ от 28.03.2017г. № 700-0).
Управляющая организация, ТСЖ обязаны составленные ею предложения о размере платы размещать на досках объявлений в подъездах МКД или в пределах земельного участка такого дома. Сделать это нужно не позднее, чем за тридцать дней до проведения общего собрания собственников помещений, членов ТСЖ в МКД.
При рассмотрении настоящего иска ответчик, по мнению истца, не предоставил в суд документы, указывающие на законность применения с 2018 по 2020 года тарифов на содержание общего имущества МКД согласно постановлений органов местного самоуправления, а именно результаты осмотра, оформленные в виде акта, которые считаются основанием для принятия мер по устранению дефектов, информацию о размещении на стендах подъезда МКД предложений о размере платы на содержание жилья в период с 2018 по 2020 года, информацию о перечне, объему работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, полноценных отчетов, которые бы подтвердили соответствие выполненных работ и оказанных услуг утвержденной стоимости по каждому виду таких работ и услуг, решения общего собрания членов ТСЖ об установлении размера платы на содержание жилья с 2018 по 2020 года.
Ответчик, ссылаясь на протокол №1 годового ОСС членов ТСЖ «Ленина 160» от 06.03.2021, заявлял, что на данном собрании приняты решения об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества с 2018 по 2020 года согласно постановлений органов местного самоуправления, однако, на судебном заседании на вопрос истца ответчик не смог предоставить протокол общего собрания членов ТСЖ, где были бы приняты решения об утверждении размера платы на содержание жилья с 2018 по 2020 года, в предоставленном суду протоколе №1 годового ОСС членов ТСЖ в повестке собрания отсутствуют вопросы об утверждении перечня, объемов работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, отсутствуют вопросы об установлении размера платы за содержание жилья в 2018 в размере 20,67 руб. согласно Постановления СГО №2438 от 28.12.2017, об установлении платы с 01.09.2018 по 01.01.2019 в размере 24,24 руб. согласно Постановления СГО №1267 от 15.08.2018, об установлении платы с 01.11.2019 по 01.01.2021 в размере 28,13 руб. согласно Постановления СГО №2349 от 24.10.2019. В протоколе в тексте не указано, что данные вопросы обсуждались на собрании, а также, что предлагалось принять решения по утверждению перечня работ и вышеуказанных размеров платы с 2018 по 2020 года. Также в протоколе отсутствуют тексты решений об установлении новых размеров платы за содержание жилья с 2018 по 2020 года и отмены принятого ранее на общем собрании собственников, членов ТСЖ платы на содержание жилья в размере 20,39 руб., которое оформлено протоколом №4 от 04.03.2017.
Суд первой инстанции не учел при принятии решения данные несоответствия, хотя истец неоднократно на заседании обращал на это внимание.
К протоколу №1 годового ОСС членов ТСЖ от 06.03.2021 ответчик приобщил сметы расходов и доходов с 2018 по 2020 года, которые якобы рассматривались на собрании.
Истец на заседании суда заявлял ходатайство о приобщении к материалам дела протокол годового ОСС от 27.03.2019 с приобщенными материалами, ссылаясь на то, что на данном собрании утверждались планы работ, сметы за 2018 и 2019 года, однако ходатайство было отклонено и протокол ОСС от 27.03.2019 не приобщен к материалам дела. Ответчик же предоставил в суд сметы расходов и расходов за 2018 и 2019 совсем другого содержания, на что истцом в суде было обращено внимание.
Суд не принял во внимание данный факт и принял решение на основании фальсифицированных ответчиком смет расходов и доходов за 2018 и 2019 не сравнив документы с теми, что были утверждены решением ОСС от 27.03.2019. В материалах дела имеется протокол годового собрания от 02.12.2017, на котором также утверждалась смета расходов и доходов на 2018 год и эта смета также отличается от той, что предоставлено ответчиком на суд в 2022 году.
В представленной ответчиком смете расходов и доходов за 2018 год указано, что ответчик 8 месяцев применял тариф в размере 20,67 руб. и 4 месяца применял тариф в размере 24,24 руб. Ответчик не мог знать заранее при составлении сметы на 2018 год о том, что с 01.09.2018 тариф с 20,67 руб. поменяется на тариф в размере 24,24 руб., так как Постановление администрации СГО №1267 об изменении тарифа издано 15.08.2018. Данный факт указывает на фальсификацию при составлении сметы с целью оправдать свои незаконные действия по применению неутвержденной платы за содержание жилья. То же самое несоответствие текста сметы за 2019, принятой ранее.
Фальсифицированные документы не могут быть допустимыми доказательствами по данному делу.
Суд первой инстанции при вынесении решения также не принял во внимание доводы истца о несоответствии размера площадей жилых и нежилых помещений, применяемой ответчиком при расчетах тарифа, а также то, что ответчиком не учитывался при расчетах размер доходов ТСЖ и остаток денежных средств на начало года.
Согласно справки Росреестра площадь жилых и нежилых помещений в МКД «Ленина 160» составляет 11602,8 кв. м.
Ответчиком же в смете за 2018 год указана площадь 11 264,8 кв.м., в сметах за 2019 2020 года указана площадь 11 813 кв.м., что не соответствует действительности.
Также при указании в сметах расходов и доходов на 2018-2020 года размера платы на содержание жилья ответчик при расчете не учел полученные за данные года доходы, а именно должны были учитываться доходы в 2018 году в размере 552 400 руб., доходы в 2019 году в размере 130116,95 руб. и остаток денежных средств в размере 146,77 руб., доходы в 2020 году в размере 30293,30 руб. и остаток денежных средств в размере 30293,90 руб.
При этом судом к участию в деле был привлечен Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, между тем, указанным лицом не были представлены возражения относительно поданного ФИО1 иска. Кроме того, Департамент в своем ответе N2 29-23-02/9854 от 12.03.2021 на обращение истца дал ответ, в котором указал, что общим собранием в МКД «Ленина 160» было принято решение об установлении размера платы за содержание жилья в МКД согласно постановлению администрации Серовского городского округа от 14.02.2017 №222 в размере 20,39 руб. на 1 кв. метр занимаемого помещения в месяц. Данное решение оформлено протоколом №24 от 04.03.2017. В последующем увеличение размера платы за содержание жилья производилось без соответствующего решения членов ТСЖ. Решение об установлении платы за содержание жилья в размере 20,67 руб., 24,01 руб., 28,13 руб., 28,53 руб. членами ТСЖ было принято на общем собрании только 27.03.2019, при этом данное решение было оспорено и признано недействительным в судебном порядке, исходя из чего истец указывает, что примененные ответчиком в период с 2018 по 2020 года тарифы для расчета платы за содержание жилья являются незаконными, так как не подтверждены документально.
От стороны ответчика в материалы дела поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик указывает на необоснованность доводов такой жалобы, законность постановленного по делу решения суда.
Лица, явившиеся в судебное заседание, поименованы во вводной части настоящего апелляционного определения.
Иные лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и своевременно, в том числе путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда в сети Интернет: http://www.ekboblsud.ru, которая доступна для всех участников процесса. От истца в адрес Свердловского областного суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах, судебная коллегия с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 01.04.2014 многоквартирным домом <№>, расположенным в <адрес> управляет ТСЖ «Ленина 160».
ФИО1 является собственником жилого помещения <№>, расположенным в указанном спорном доме, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2010.
На внеочередном собрании собственников, нанимателей, членов ТСЖ «Ленина 160» 04.03.2017 была утверждена плата за содержание жилья. Данный факт подтверждается Протоколом общего собрания №4 от 04.03.2017, которому на собрании принято решение рассчитывать плату за содержание жилья в соответствии с Постановлением администрации Серовского городского округа №222 от 14.02.2017 и в дальнейшем предложено руководствоваться данным документом.
В последующем на ежегодном собрании членов ТСЖ плата за содержания жилья не утверждалась, утверждались сметы доходов и расходов, ТСЖ «Ленина 160» применяло ставки установленные администрацией Серовского городского округа. В 2021 году на общем собрании собственников членов ТСЖ «Ленина 160», что закреплено в протоколе №1 от 06.03.2021, были утверждены сметы расходов и доходов на 2018 – 2021 года, которые были разработаны на основании действующих постановлением администрации Серовского городского округа. Таким образом, решение членов ТСЖ подтвердило применение ставок установленных органом местного самоуправления при начислении платы за содержание жилья. На общем собрании в 2021 собственники также пришли к решению, что размер платы на содержание жилья определяется действующим Постановлением администрации Серовского городского округа с последующими изменениями, то есть действующим в определенный период в году.
ТСЖ «Ленина 160» в 2017-2018 года применяло для расчета платы за содержание жилья Постановление администрации Серовского городского округа №222 от 14.02.2017, в 2018 году - Постановление администрации Серовского городского округа №1267 от 15.08.2018, в 2019-2020 года- Постановление администрации Серовского городского округа №2349 от 24.10.2019.
ИП ФИО2, являясь агентом ТСЖ «Ленина 160» на основании договора №73/17 на оказание услуг по начислению платежей населения от 01.02.2019, производил начисления в соответствии с установленными органом местного самоуправления тарифами, выставляла квитанции гражданам, проживающим в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Установив указанные обстоятельства и отказывая в иске, суд руководствовался положениями ст.ст. 153,154,156,161, Жилищного кодекса РФ, и исходил из того, что действия ответчика не противоречат действующему законодательству, поскольку начисление платы за содержание жилья в многоквартирном <адрес> в <адрес> производилось в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, так как ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет ТСЖ, при отсутствии решения об утверждении ставок на содержание жилья, применять плату, установленную органом местного самоуправления. Кроме того, суд пришел к выводу, что поскольку действия ответчика по выставлению указанных начислений не являются незаконными, не имеется правовых оснований и для удовлетворения производных от них требований (взыскание неустойки, штрафа, компенсации морального вреда).
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд первой инстанции, разрешая иск с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства имеющие значение для дела судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении дела не допущено.
В силу ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как следует из представленных в материалы дела протокола общего собрания собственников нанимателей, членов ТСЖ «Ленина 160» от 04.03.2017, протокола №1 от 06.03.2021 участниками собраний принято решение рассчитывать плату за содержание жилья в соответствии с Постановлениями администрации Серовского городского округа, действующими в юридически значимый период времени, так ТСЖ «Ленина 160» в 2017-2018 года применяло для расчета платы за содержание жилья Постановление администрации Серовского городского округа №222 от 14.02.2017, в 2018 году - Постановление администрации Серовского городского округа №1267 от 15.08.2018, в 2019-2020 годах - Постановление администрации Серовского городского округа №2349 от 24.10.201, что, вопреки изложенным апеллянтом в жалобе доводам, соответствует нормам жилищного законодательства.
При этом иные доводы жалобы в силу установленной выше совокупности обстоятельств не имеют правового значения для разрешения вопроса о правомерности применения ТСЖ для расчета платы за содержание жилья ставок, установленных органом местного самоуправления.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, аналогичны процессуальной позиции истца в суде первой инстанции и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Серовского районного суда Свердловской области от 05.04.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Председательствующий Локтин А.А.
Судьи Абрашкина Е.Н.
Максимова Е.В.