ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3370/2021 от 05.04.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Алхимова А.Е.Докладчик: Першина И.В.

Дело №33-3190/2022 (№2-3370/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«05» апреля 2022 года

г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Першиной И.В.,

судей Бычковской И.С., Сучковой И.А.,

при секретаре Свининой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Кемерово от 03 ноября 2021 года

по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу об установлении тождественности выполняемой работы, признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов работы,

УСТАНОВИЛА:

С учетом измененных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований ФИО1 просит установить тождественность выполняемой ею работы в период с 11.12.1996 по 19.10.1999 и с 18.01.2000 по 31.05.2005 в должности дежурного фельдшера здравпункта ОАО «Разрез Томусинский» работе фельдшера в медицинском учреждении;

признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 19.02.2021 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в части не включения периодов работы:

- с 11.12.1996 по 19.10.1999 - дежурным фельдшером здравпункта ОАО «Разрез Томусинский»,

- с 20.10.1999 по 17.01.2000 - медицинской сестрой в с/п «Романтика» ОАО «Разрез Томусинский»,

- с 18.01.2000 по 31.05.2005 - дежурным фельдшером здравпункта ОАО «Разрез Томусинский»,

- с 06.04.2006 по 30.09.2006 - заведующей здравпунктом – фельдшером ООО «БИНОНА»,

- с 01.10.2006 по 31.12.2006 - заведующей-фельдшером в здравпункте «Разрез Красногорский» ООО «БАСК-МЕД»,

- с 21.05.2007 по 30.12.2009 – старшим фельдшером, главной медицинской сестрой в ООО «БАСК-МЕД»,

- с 01.01.2010 по 21.02.2010,

- с 04.04.2010 по 30.06.2010 – главной медицинской сестрой в ООО «БАСК-МЕД»,

- с 01.07.2010 по 02.06.2011,

- с 04.06.2011 по 14.07.2011,

- с 19.07.2011 по 25.08.2011,

- с 30.08.2011 по 24.10.2011,

- с 26.10.2011 по 07.11.2011,

- с 09.11.2011 по 04.03.2012,

-с 06.03.2012 по 28.04.2012 – главной медицинской сестрой в ООО «БАСК-МЕД»,

- с 01.08.2012 по 30.09.2012,

- с 01.10.2012 по 08.11.2012 - фельдшером в ООО «Трест Востокгидроспецстрой»,

- с 14.04.2014 по 01.07.2014,

-с 26.07.2014 по 30.11.2014,

-с 01.01.2015 по 14.08.2016,

-с 15.08.2016 по 19.08.2016,

-с 20.08.2016 по 31.12.2016,

-с 01.01.2017 по 24.01.2017,

-с 25.01.2017 по 21.02.2017,

-с 22.02.2017 по 12.05.2017,

-с 13.05.2017 по 14.01.2018,

-с 15.01.2018 по 28.01.2018,

-с 29.01.2018 по 12.08.2018,

-с 13.08.2018 по 02.09.2018,

-с 03.09.2018 по 23.12.2018,

-с 24.12.2018 по 31.12.2018,

-с 09.01.2019 по 27.01.2019,

-с 28.01.2019 по 02.05.2019,

-с 03.05.2019 по 04.05.2019,

-с 05.05.2019 по 12.06.2019,

-с 13.06.2019 по 01.07.2019,

-с 02.07.2019 по 17.08.2019,

-с 18.08.2019 по 25.08.2019,

-с 26.08.2019 по 15.12.2019,

-с 16.12.2019 по 23.12.2019,

- с 24.12.2019 по 08.01.2020,

- с 09.01.2020 по 15.01.2020,

-с 16.01.2020 по 24.07.2020 - главной медицинской сестрой в ООО «БАСК-МЕД Регион»;

включить указанные периоды работы в специальный стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»,

назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента, указанного законодательством, с учетом действующей отсрочки для назначения досрочной пенсии.

Иск обоснован тем, что 24.08.2020 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении указанной досрочной страховой пенсии по старости. В удовлетворении заявления решением от 19.02.2021 отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа, периоды работы подтверждены без кода особых условий труда, указание в документах организационно-правовой формы лечебно-профилактических организаций, не предусмотренных законодательством.

С решением пенсионного органа она не согласна, поскольку действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, организациях, не содержит указания на форму собственности учреждений (организаций), осуществляющих медицинскую деятельность, кроме того, требование осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях в настоящее время не применяется.

Понятием «учреждение здравоохранения» охватывается, в том числе и субъект частной системы здравоохранения, независимо от его организационно-правовой формы.

Требования о необходимости подтвердить периоды работы индивидуальными сведениями без кода особых условий труда не содержится в законодательстве, поскольку право медицинских работников на досрочную пенсию предоставляется вне зависимости от присвоенных классов условиям труда. Обязанность работодателя по оценке условий труда возникла с 01.01.2014.

Работая в должности дежурного фельдшера здравпункта ОАО «Разрез Томусинский», она фактически выполняла обязанности фельдшера, предусмотренного Списком.

В судебном заседании от 13.10.2021 произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) на правопреемника - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась.

Представитель истца ФИО2 в части включения в специальный стаж периодов работы в ООО «Трест ВГСС» с 01.08.2012 по 30.09.2012 и с 01.10.2012 по 08.11.2012 не поддержала, на удовлетворении остальной части иск настаивала.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области –Кузбассе ФИО3 возражала против иска.

Решением суда постановлено:

«Исковые требования ФИО1 об установлении тождественности выполняемой ею работы в должности дежурного фельдшера в период с 11.12.1996 г. по 19.10.1999 г., с 18.01.2000 г. по 31.05.2005 г. в здравпункте ОАО «Разрез Томусинский» с работой фельдшера в медицинском учреждении, о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) от 19.02.2021 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в части не включения в специальный стаж периодов ее работы:

- с 11.12.1996 г. по 19.10.1999 г. - дежурным фельдшером здравпункта ОАО «Разрез Томусинский»,

- с 20.10.1999 г. по 17.01.2000 г. - медицинской сестрой в с/п «Романтика» ОАО «Разрез Томусинский»,

- с 18.01.2000 г. по 31.05.2005 г. - дежурным фельдшером здравпункта ОАО «Разрез Томусинский»,

- с 06.04.2006 г. по 30.09.2006 г. - заведующей здравпунктом-фельдшером ООО «БИНОНА»,

- с 01.10.2006 г. по 31.12.2006 г. - заведующей-фельдшером в здравпункте «Разрез Красногорский» ООО «БАСК-МЕД»,

- с 21.05.2007 г. по 30.12.2009 г. – старшим фельдшером, главной медицинской сестрой в ООО «БАСК-МЕД»,

- с 01.01.2010 г. по 21.02.2010 г., с 04.04.2010 г. по 30.06.2010 г. – главной медицинской сестрой в ООО «БАСК-МЕД»,

- с 01.07.2010 г. по 02.06.2011 г., с 04.06.2011 г. по 14.07.2011 г., с 19.07.2011 г. по 25.08.2011 г., с 30.08.2011 г. по 24.10.2011 г., с 26.10.2011 г. по 07.11.2011 г., с 09.11.2011 г. по 04.03.2012 г., с 06.03.2012 г. по 28.04.2012 г. – главной медицинской сестрой в ООО «БАСК-МЕД»,

- с 01.08.2012 г. по 30.09.2012 г., с 01.10.2012 г. по 08.11.2012 г. - фельдшером в ООО «Трест Востокгидроспецстрой»,

- с 14.04.2014 г. по 01.07.2014 г., с 26.07.2014 г. по 30.11.2014 г., с 01.01.2015 г. по 14.08.2016 г., с 15.08.2016 г. по 19.08.2016 г., с 20.08.2016 г. по 31.12.2016 г., с 01.01.2017 г. по 24.01.2017 г., с 25.01.2017 г. по 21.02.2017 г., с 22.02.2017 г. по 12.05.2017 г., с 13.05.2017 г. по 14.01.2018 г., с 15.01.2018 г. по 28.01.2018 г., с 29.01.2018 г. по 12.08.2018 г., с 13.08.2018 г. по 02.09.2018 г., с 03.09.2018 г. по 23.12.2018 г., с 24.12.2018 г. по 31.12.2018 г., с 09.01.2019 г. по 27.01.2019 г., с 28.01.2019 г. по 02.05.2019 г., с 03.05.2019 г. по 04.05.2019 г., с 05.05.2019 г. по 12.06.2019 г., с 13.06.2019 г. по 01.07.2019 г., с 02.07.2019 г. по 17.08.2019 г., с 18.08.2019 г. по 25.08.2019 г., с 26.08.2019 г. по 15.12.2019 г., с 16.12.2019 г. по 23.12.2019 г., с 24.12.2019 г. по 08.01.2020 г., с 09.01.2020 г. по 15.01.2020 г., с 16.01.2020 г. по 24.07.2020 г. - главной медицинской сестрой в ООО «БАСК-МЕД Регион», возложении на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу обязанности включить указанные периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента, указанного законодательством с учетом действующей отсрочки, – оставить без удовлетворения».

Определением суда от 21.01.2022 ФИО1 восстановлен пропущенный процессуальный срок для подачи апелляционной жалобы на решение суда от 03.11.2021.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.

Указывает, что действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, организациях. В ФЗ «О страховых пенсиях» и Списках не содержится указания на форму собственности учреждений (организаций), осуществляющих медицинскую деятельность. Требование об осуществлении деятельности в государственных и муниципальных учреждениях исключено из пенсионного законодательства Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ.

При вынесении решения суд исходил из п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 "О практике рассмотрения судами дел. связанных с реализацией прав граждан на трудовых пенсии».

Полагает, что разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения действующего законодательства не могут быть обязательными для судов при рассмотрении конкретного дела.

Судам при рассмотрении дела следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего спорное правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Ссылаясь на ст. 11 ГПК РФ, указывает, что суд обязан при разрешении гражданских дел, выбирать правовой акт более высокой юридической силы, а именно Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", судебная практика источником права не является.

О времени и месте судебного заседания, назначенного в суде апелляционной инстанции на 05.04.2022, стороны извещены надлежаще. В судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 167 ч.3, ст. 327 ч. 1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание истца, представителя оветчика.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

В силу п. 20 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 ст. 30).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с пп. «н» п. 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10. 1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 24.08.2020 ФИО1 обратилась в клиентскую службу ГУ-УПФР в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (на правах отдела) в Рудничном районе г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 19.02.2021 в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано, указано на отсутствие у истца требуемого стажа на соответствующих видах работ, установлено наличие специального стажа 8 лет 06 месяцев 07 дней по Спискам №464 от 06.09.1991, № 1066 от 22.09.1999, № 781 от 29.10.2002, (при требуемом 30 лет). В специальный стаж не засчитаны периоды работы:

- с 11.12.1996 по 19.10.1999 - дежурным фельдшером здравпункта ОАО «Разрез Томусинский», так как подтвержден индивидуальными сведениями без кода особых условий труда,

- с 20.10.1999 по 17.01.2000 - медицинской сестрой в с/п «Романтика» ОАО «Разрез Томусинский», поскольку из представленных документов не усматривается занятость в учреждениях, предусмотренных Списками от 06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066, от 29.10.2002 № 781, стаж на соответствующих видах работ подтвержден индивидуальными сведениями без кода особых условий труда,

- с 18.01.2000 по 31.05.2005 - дежурным фельдшером здравпункта ОАО «Разрез Томусинский», поскольку Списками от 06.09.1991 №464 и от 29.10.2002 № 781 «дежурный фельдшер» не предусмотрен,

- с 06.04.2006 по 30.09.2006 - заведующей здравпунктом-фельдшером ООО «БИНОНА», поскольку законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций – учреждение, а не «общества», стаж на соответствующих видах работ подтвержден индивидуальными сведениями без кода особых условий труда,

- с 01.10.2006 по 31.12.2006 - заведующей-фельдшером в здравпункте «Разрез Красногорский» ООО «БАСК-МЕД», поскольку стаж на соответствующих видах работ подтвержден индивидуальными сведениями без кода особых условий труда,

- с 21.05.2007 по 30.12.2009 - старшим фельдшером, главной медицинской сестрой в ООО «БАСК-МЕД», поскольку законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций – учреждение, а не «общества», стаж на соответствующих видах работ подтвержден индивидуальными сведениями без кода особых условий труда,

- с 01.01.2010 по 21.02.2010,

- с 04.04.2010 по 30.06.2010 - главной медицинской сестрой в ООО «БАСК-МЕД», поскольку законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций – учреждение, а не «общества», страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями,

- с 01.07.2010 по 02.06.2011,

- с 04.06.2011 по 14.07.2011,

- с 19.07.2011 по 25.08.2011,

- с 30.08.2011 по 24.10.2011,

- с 26.10.2011 по 07.11.2011,

- с 09.11.2011 по 04.03.2012,

- с 06.03.2012 по 28.04.2012 - главной медицинской сестрой в ООО «БАСК-МЕД», законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций – учреждение, а не «общества», стаж на соответствующих видах работ подтвержден индивидуальными сведениями без кода особых условий труда,

- с 01.08.2012 по 30.09.2012 - фельдшером в ООО «Трест Востокгидроспецстрой», поскольку законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций – учреждение, а не «общества», стаж на соответствующих видах работ подтвержден индивидуальными сведениями без кода особых условий труда,

- с 01.10.2012 по 08.11.2012 - фельдшером в ООО «Трест Востокгидроспецстрой», поскольку законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций – учреждение, а не «общества», страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями,

-с 14.04.2014 по 01.07.2014,

-с 26.07.2014 по 30.11.2014,

-с 01.01.2015 по 14.08.2016,

-с 15.08.2016 по 19.08.2016,

-с 20.08.2016 по 31.12.2016,

-с 01.01.2017 по 24.01.2017,

-с 25.01.2017 по 21.02.2017,

-с 22.02.2017 по 12.05.2017,

-с 13.05.2017 по 14.01.2018,

-с 15.01.2018 по 28.01.2018,

-с 29.01.2018 по 12.08.2018,

-с 13.08.2018 по 02.09.2018,

-с 03.09.2018 по 23.12.2018,

-с 24.12.2018 по 31.12.2018,

-с 09.01.2019 по 27.01.2019,

-с 28.01.2019 по 02.05.2019,

-с 03.05.2019 по 04.05.2019,

-с 05.05.2019 по 12.06.2019,

-с 13.06.2019 по 01.07.2019,

-с 02.07.2019 по 17.08.2019,

-с 18.08.2019 по 25.08.2019,

-с 26.08.2019 по 15.12.2019,

-с 16.12.2019 по 23.12.2019,

-с 24.12.2019 по 08.01.2020,

-с 09.01.2020 по 15.01.2020,

-с 16.01.2020 по 24.07.2020 - главной медицинской сестрой в ООО «БАСК-МЕД Регион», поскольку законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций – учреждение, а не «общества», стаж на соответствующих видах работ подтвержден индивидуальными сведениями без кода особых условий труда,

Как следует из копии трудовой книжки ФИО1 она ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в здравпункт АООТ «Разрез Томусинский» на должность дежурного фельдшера, ДД.ММ.ГГГГ переведена медсестрой в с/п «Романтика» ОАО «Разрез Томусинский», ДД.ММ.ГГГГ переведена дежурным фельдшером 1 категории в здравпункт ОАО «Разрез Томусинский», ДД.ММ.ГГГГ переведена на здравпункт фельдшером, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в связи с переводом в ООО «Бинона», ДД.ММ.ГГГГ принята заведующей здравпункта-фельдшером ООО «Бинона», ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с переводом в ООО «БАСК-МЕД», ДД.ММ.ГГГГ принята на должность заведующей-фельдшера на разрез «Красногорский» ООО «БАСК-МЕД», ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность старшего фельдшера, ДД.ММ.ГГГГ должность истца поименована как «главная медицинская сестра», ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> из ООО «БАСК-МЕД» по п. <данные изъяты> ТК РФ, ДД.ММ.ГГГГ принята на должность фельдшера в исполнительный аппарат ООО «Трест ВГСС», ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> из ООО «Трест ВГСС» по п<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ принята на должность главной медицинской сестры в Администрацию ООО «БАСК-МЕД Регион», ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> из ООО «БАСК-МЕД Регион» по п<данные изъяты>

Отказывая в удовлетворении иска о включении в специальный стаж указанных периодов работы, суд обоснованно указал, что в силу приведенных положений закона возможно назначение пенсии, предусмотренной п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях», только лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, применил к спорным правоотношениям закон, подлежащий применению, установил, что спорные периоды работы не осуществлялись истцом в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены решения в виду следующего.

В соответствии с пунктом 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 ст. 123.21 ГК РФ (в редакции с 01.09.2014) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 ст. 87 ГК РФ (в ред. от 30.12.2008 № 312-ФЗ) обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Согласно пункту 1 ст. 87 пункты 1, 3 ГК РФ (в ред. ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ) обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Согласно пункту ст. 96 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Согласно пункту ст. 96 ГК РФ (в редакции с 01.09.2014) акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Из трудовой книжки истца, представленных справок работодателей, следует, что 01.01.1993 разрез Томусинский концерна «Кузбассразрезуголь» преобразован в акционерное общество открытого типа «Разрез Томусинский» Минтопэнерго РФ, 01.01.1997 акционерное общество открытого типа «Разрез Томусинский» Минтопэнерго РФ переименован в открытое акционерное общество «Разрез Томусинский» Департамента угольной промышленности Минтопэнерго России.

Из представленных в материалы дела сведений о статусе финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих экономическую деятельность на сайте <данные изъяты> и общедоступных сведениях из ЕГРЮЛ видно, ООО «БИНОНА» как юридическое лицо зарегистрировано 16.11.2004, ликвидировано 01.09.2008.

Согласно справки от 05.08.2021 ООО «Трест ВГСС» (ИНН ) прекратило свою деятельность 29.03.2021, ликвидировано в результате банкротства.

Из представленных справок ООО «БАСК-МЕД» и ООО «БАСК-МЕД Регион», уточняющих характер работы истца, не следует, что организационно-правовая форма данных организаций в спорные периоды работы истца соответствовала Спискам.

Таким образом, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, входящее в общество с ограниченной ответственностью либо в акционерное общество структурное подразделение, не может являться учреждением здравоохранения, в связи с чем отсутствуют предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы в ОАО «Разрез Томусинский», ООО «БИНОНА», ООО «БАСК-МЕД», ООО «БАСК-МЕД Регион», ООО «Трест ВГСС».

Указанные организации не указаны в действовавших в спорные периоды работы Единых номенклатурах государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденных приказами Минздрава РФ от 03.11.1999 №395, от 03.06.2003 № 229. Само по себе наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности безусловным доказательством признания общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества учреждением здравоохранения не является.

В силу п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

По данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО1 индивидуальные сведения в отношении стажа истца за спорные периоды предоставлены работодателями в пенсионный орган без кода льготных условий, записи в графе «условия для досрочного назначения страховой пенсии» отсутствуют.

Вопреки доводам жалобы том, что право на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 1920-О).

Осуществляемая коммерческими организациями профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях в учреждениях здравоохранения.

В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Содержащиеся в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам судебной практики обязательны для судов, поскольку такие разъяснения, основанные на требованиях закона, формируют единство судебной практики по конкретным вопросам применения действующего законодательства, способствуют правильному толкованию закона на всей территории Российской Федерации, в связи с чем ссылка суда первой инстанции на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" является обоснованной. Применение судом при разрешении дела разъяснения, данного в указанном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, способствовала принятию по делу законного и обоснованного решения.

Указание в апелляционной жалобы на применение при разрешении спора положений Конституции Российской Федерации в качестве акта прямого действия, приведено без учета разъяснений, данных в п.п. "б" п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию Российской Федерации, в частности, когда имеется пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны.

Выводы суда не противоречат обстоятельствам дела и представленным суду доказательствам, согласуются с приведенными в судебном решении правовыми нормами, регулирующим спорные правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Кемерово от 03 ноября 2021 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий- И.В.Першина

Судьи- И.С.Бычковская

И.А.Сучкова