ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3372/19 от 29.08.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-3467/2019

№ 2-3372/2019

судья Сергеева Д.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Лещевой Л.Л.,

судей Щаповой И.А., Жилинского А.Г.,

при секретаре Карамовой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 29 августа 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Кабаргиной О. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кабаргина Р. В., Кабаргина В. Ю. к администрации муниципального района «Читинский район», администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Управлению Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю, Главному Управлению Министерства чрезвычайных ситуаций по Забайкальскому краю, Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации о признании пострадавшими гражданами в чрезвычайной ситуации, признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, включении в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной и финансовой помощи, выплате денежных средств,

по апелляционной жалобе истцов Кабаргиной О.А., Кабаргина В.Ю.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 05 июня 2019 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Кабаргиной О. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кабаргина Р. В., Кабаргина В. Ю. к администрации муниципального района «Читинский район», администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Управлению Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю, Главному Управлению Министерства чрезвычайных ситуаций по Забайкальскому краю, Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации о признании пострадавшими гражданами в чрезвычайной ситуации, признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, включении в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной и финансовой помощи, выплате денежных средств, отказать.

Заслушав доклад судьи краевого суда Лещевой Л.Л., судебная коллегия

установила:

Кабаргина О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кабаргина Р.В., и Кабаргин В.Ю. обратились с указанным исковым заявлением, просили суд признать их пострадавшими от наводнения, произошедшего в июле 2018 года, установить факт проживания Кабаргина В.Ю. по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, Ремстрой, <адрес>, включить Кабаргина В.Ю. в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи, признать за ними право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, обратить решение к немедленному исполнению. В обоснование требований указали, что проживают по указанному адресу с 2016 года, земельный участок и дом принадлежит Карлину С.В., брату Кабаргина В.Ю. Истец Кабаргин В.Ю. не зарегистрирован по вышеуказанному адресу, однако также проживает с 2016 года. В связи с не включением его в акт обследования об утрате имущества первой необходимости от <Дата>, Кабаргину В.Ю. было отказано в предоставлении единовременной материальной и финансовой помощи.

В ходе судебного заседания истцы Кабаргина О.А., Кабаргин В.Ю. исковые требования уточнили, просили обязать ответчиков выплатить им единовременную финансовую помощь в размере по 50000 рублей каждому, истцу Кабаргину В.Ю. единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей (л.д. 77).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.83-89).

В апелляционной жалобе истцы Кабаргина О.А., Кабаргин В.Ю. выражают несогласие с решением суда, считают его незаконным и необоснованным. Указывают, что ранее Кабаргин В.Ю. был собственником доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, однако в последующем по договору купли-продажи от <Дата> ? долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, продана Карлину В.Ф. Кроме того, <Дата> им дан отказ от участия в приватизации в пользу Карлина В.Ф., таким образом, Карлин В.Ф. является единственным собственником жилого помещения. Считает указание суда о том, что у Кабаргина В.Ю. имеется в собственности доля в жилом помещении незаконным. Помещение по адресу: <адрес>, <данные изъяты><адрес> является его единственным жильем. В период паводка в июле 2018 года истцы проживали в зоне затопления и пострадали, их имуществу причинен ущерб, однако администрацией они не включены в списки пострадавших. Просят решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав истцов, представителя администрации муниципального района «<адрес>» Соловьева Б.Б., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации с 9 июля 2018 г.

Как следует из материалов дела и установлено судом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, принадлежащий на праве собственности Карлину С.В. (л.д. 59-61), находился в зоне затопления, произошедшего в июле 2018 года в <адрес>.

Истцы Кабаргина О.А., Кабаргин Р.В. зарегистрированы в жилом доме по указанному выше адресу (л.д. 13-16). Истец Кабаргин В.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 9-10).

Согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости от <Дата>, имущество первой необходимости в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <данные изъяты><адрес>, утрачено полностью насос для воды 2 шт., утрачено частично котел отопительный (переносная печь) (л.д. 23-24). Наименований иного имущества, утраченного полностью либо частично, указанный акт не содержит. Истец Кабаргина О.А. с актом обследования утраченного имущества первой необходимости от <Дата> была ознакомлена, возражений относительно перечня, приведенного в нем имущества, не имела.

Из сообщения администрации городского округа «<адрес>» от <Дата> (л.д. 19-20) следует, что истцам Кабаргиной О.А., Кабаргину Р.В. отказано во включении в список на оказание финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации в связи с тем, что актом обследования утраченного имущества не установлена частичная или полная утрата имущества первой необходимости в соответствии с критериями утраты имущества первой необходимости, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110. Кабаргину В.Ю. отказано во включении в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации в связи с тем, что он не указан в акте.

Истцы Кабаргина О.А., Кабаргин Р.В. зарегистрированы с 2016 года и проживали на момент наступления паводка по адресу: <адрес>, <данные изъяты> «<адрес>. В связи с последствиями паводка указанным истцам была предоставлена единовременная материальная помощь по 10000 рублей каждому.

Отказывая в удовлетворении требований истцов, суд руководствовался положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, пришел к выводу о том, что актом обследования утраченного имущества первой необходимости от <Дата>, установлена утрата имущества первой необходимости в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <данные изъяты> «<адрес>, в количестве 2 единиц (насос для подачи воды 2 шт. утрачен полностью и котел отопительный (переносная печь) утрачен частично), в связи с чем истцы не имеют право на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в размере по 50000 рублей каждому, кроме того, истец Кабаргин В.Ю. не приобрел право на получение единовременной материальной помощи как пострадавший от чрезвычайной ситуации, поскольку имеет в собственности иное жилье, факт постоянного проживания Кабаргина В.Ю. по указанному в иске адресу, юридического значения в рассматриваемом случае не имеет.

Выводы суда в части отказа в удовлетворении требований истцов о признании за ними права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, судебная коллегия полагает правильными, основанными на верном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела и правильном применении норм материального права, по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подпунктами «г,д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 № 627 «О внесении изменений в Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (п. 2.2), выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Критериями утраты имущества первой необходимости являются:

а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

В соответствии с понятиями, используемыми в Правилах выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, имущество первой необходимости - минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

Учитывая, что в результате паводка утрачено частично и полностью в общей сложности 2 предмета имущества первой необходимости, оснований полагать, что произошла частичная утрата имущества первой необходимости истцов, не имеется.

Доводы жалобы о том, что ранее Кабаргин В.Ю. был собственником доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, однако в последующем по договору купли-продажи от <Дата> доля в праве была продана Карлину В.Ф., поэтому помещение по адресу: <адрес>, <данные изъяты><адрес> является его единственным жильем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания, а решение суда в части отказа установления факта постоянного проживания Кабаргина В.Ю. по адресу: <адрес>, СОНТ Ремстрой, <адрес>, признании за ним права на получение единовременной материальной помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности подлежащим отмене, с вынесением в указанной части нового решения об удовлетворении данных требований.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом статья 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Факт регистрации гражданина по месту жительства в пределах Российской Федерации подтверждается отметкой в паспорте (п. 18 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»).

В Главе 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7, указано, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является факт проживания истца Кабаргина В.Ю. в жилом помещении по адресу: <адрес>, <данные изъяты><адрес>, на момент возникновения чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела, Кабаргин В.Ю. на момент возникновения чрезвычайной ситуации имел регистрацию по адресу: <адрес>, доля в праве собственности на который была продана им по договору купли-продажи от <Дата>Карлину В.Ф.

Из представленных в суд апелляционной инстанции и принятых в качестве новых доказательств по делу, а именно сведений о том, что он работает в <адрес>, сведений из лечебных учреждений, из которых следует, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации он получал медицинское обслуживание в <адрес>, что объективно подтверждает факт постоянного проживания Кабаргина В.Ю. по адресу: <адрес>, <данные изъяты><адрес>.

Принятие новых доказательств судом апелляционной инстанции обусловлено тем, что они подтверждают юридически значимые обстоятельства по делу.

С учетом изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении требований Кабаргина В.Ю. об установления факта постоянного проживания, признании за ним права на получение единовременной материальной помощи, включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности подлежит отмене, с вынесением в указанной части нового решения, в остальной части решение оставить без изменения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 5 июня 2019 года в части отказа в удовлетворении требований об установлении факта постоянного проживания Кабаргина В.Ю. по адресу: <адрес>, <данные изъяты><адрес>, признании за ним права на получение единовременной материальной помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности отменить. В указанной части принять новое решение, которым установить факт постоянного проживания Кабаргина В. Ю. в жилом помещении по адресу: <адрес>, <данные изъяты><адрес>, для получения единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей при поступлении средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Признать Кабаргина В. Ю. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории городского округа «<адрес>» в июле 2018 года.

Признать за Кабаргиным В. Ю. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» включить Кабаргина В. Ю. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Кабаргину В. Ю. единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи