Дело № 33-652/2021
В суде первой инстанции дело слушал судья Ильченко А.С. (Дело № 2-3373/2020; УИД 27RS0003-01-2020-002571-55)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 февраля 2021 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Кочуковой Г.Н.,
судей Хуснутдиновой И.И., Пестовой Н.В.,
при секретаре Шадрине Б.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 сентября 2020 года по иску военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий,
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения представителя ответчика МО РФ Ефремова Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Климовой М.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Военный прокурор гарнизона Комсомольска-на-Амуре, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации) о возложении обязанности оборудовать котельную (инв.№397), расположенную на территории военного городке № 12 в поселке Майский Советско-Гаванского района Хабаровского края газоочистным оборудование и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства, установить срок исполнения, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование предъявленных требований указал, что военной прокуратурой гарнизона Комсомольска-на-Амуре проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха при эксплуатации котельных Минобороны России на территории гарнизона Комсомольск-на-Амуре, которой установлено, что на территории военного городка № 12, дислоцированного в п. Майский Советско-Гаванского района Хабаровского края Министерством обороны Российской Федерации за ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления закреплен теплогенерирующий объект - котельная № 397. Эксплуатация котельной осуществляется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При сжигании угля марки «ЗБЦКО» через дымовую трубу осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, причиняется вред экологии.
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены прокурора удовлетворены частично, судом постановлено:
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность произвести оборудование котельной инв.№ 397, расположенной на территории военного городка № 12 п. Бяудэ Советско-Гаванского района Хабаровского края, газоочистным оборудование и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Исковые требования военного прокурора города Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий – оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска к Министерству обороны Российской Федерации. В обоснование доводов указав, что котельная введена в эксплуатацию в 1982 году, установка газоочистного оборудования проектом постройки не предусмотрено; прокурор инвентаризацию выбросов вредных веществ не проводил и не представил доказательств превышения в атмосферном воздухе на территории военного городка допустимого уровня загрязняющих веществ в результате эксплуатации котельной; МО РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность должна быть возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, которое приняло в оперативное управление данную котельную по акту и эксплуатировала ее в отсутствие в котельной газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих ) веществ в атмосферный воздух.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель истца, представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился истец, о явке был извещен по правилам ст.113 ГПК РФ, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом и своевременно о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, котельная (инвентарный № 397), работающая на твердом топливе, и расположенная на территории военного городка № 12 в поселке Майский (п. Бяудэ) Советско-Гаванского района Хабаровского края, является собственностью Российской Федерации в лице Минобороны России, передана в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и им эксплуатируется.
По результатам проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха при эксплуатации котельных Минобороны России, распложенных на территории гарнизона Комсомольск-на-Амуре установлено, что котельная (инвентарный № 397), расположенная на территории военного городка № 12 в поселке Майский Советско-Гаванского района Хабаровского края, требованиям законодательства не соответствует, а именно, в нарушение п.4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 «Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования», оборудование для очистки дымовых газов в котельной отсутствует.
Таким образом, установлено, что эксплуатация вышеуказанной котельной осуществляется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух. При этом, для эксплуатации оборудования котельной используется уголь марки «ЗБПКО», в результате сжигания которого через дымовую трубу осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред экологии в целом.
По указанным фактам выявленных нарушений закона начальнику ЖКС № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО военным прокурором гарнизона Комсомольск-на-Амуре 14.02.2020 года внесено представление (исходящий № 418).
Как следует из ответа начальника ЖКС № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО от 14.02.2020 года по результатам рассмотрения представления, Учреждение не намерено проводить установку газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку надлежащее оборудование котельных названным оборудованием в обязанность ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не входит и подлежит возложению на собственника имущества - Минобороны России.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований к собственнику котельной, ссылаясь на то, что ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей собственника противоречит требованиям ст.42 Конституции Российской Федерации, статей 16, 34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и приводит к загрязнению окружающей среды атмосферы, создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, поскольку они противоречит материалам дела и нормам права.
Обязанность предупреждения негативного воздействия на окружающую среду, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, и вредного воздействия на атмосферный воздух, инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка их данных в силу ст.ст. 16, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 16, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух…, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, лежит на лице, осуществляющем хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 № 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ).
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.02.2017 № 607 утвержден устав ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, с учетом изменений, внесенных в Устав приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 30.07.2018 № 2025, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование (п. 21). Учреждение осуществляет материально- техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт, закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование…) (п. 25). Финансирование учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета (субсидии) с учетом государственного задания на очередной финансовый год, средств федерального бюджета (субсидии) на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), средств, полученных от приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения, иных источников (п. 30).
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны РФ, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утверждены приказом Министра обороны РФ от 30.01.2020 № 25.
В силу данных Правил целевые субсидии предоставляются учреждениям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству обороны РФ как получателю бюджетных средств на цели, указанные в п. 3 настоящих Правил (п. 2), целевые субсидии предоставляются, в частности, учреждениям в целях осуществления мероприятий по содержанию имущества, находящегося в федеральной собственности (подп. 2 п. 3).
Согласно п. 4 данного Порядка для определения объема (расчета размера) целевой субсидии учреждение представляет в орган военного управления, ответственный за исполнение расходных обязательств, соответствующих целям предоставления целевой субсидии, заявку на предоставление целевой субсидии, содержащую расчеты (обоснования) планируемых расходов с приложением документов и материалов, подтверждающих потребность учреждения в запрашиваемой целевой субсидии.
Расчеты (обоснования) целевой субсидии формируются учреждением с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками и правоустанавливающими документами в зависимости от цели предоставления целевой субсидии.
В зависимости от целевой субсидии учреждение дополнительно к заявке представляет в орган военного управления следующие документы:
для целевых субсидий, указанных в подп. 2 п. 3 настоящих Правил, - акт обследования объекта, дефектную ведомость, смету на проведение работ.
В соответствии с п. 5 названного Порядка предоставление из федерального бюджета целевых субсидий осуществляется на основании соглашений, заключаемых между Министерством обороны и учреждениями в соответствии с типовой формой, утвержденной Минфином РФ. Проект соглашения разрабатывается учреждением совместно с органом военного управления, ответственным за формирование и утверждение государственного задания учреждению, и направляется курирующим органом военного управления на согласование в прошитом виде, скрепленный подписью руководителя учреждения по очередности (с приложением копий материалов согласования проекта соглашения) в орган военного управления, Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации, Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (срок согласования не более 5 рабочих дней с даты регистрации поступления проекта соглашения) и для проведения правовой экспертизы в Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции прокурором представлены документы, подтверждающие принятие ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ указанной котельной в оперативное управление по акту в 2017 году, ее эксплуатацию, отсутствие в котельной газоочитского оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Документы, подтверждающие принятие ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ мер для получения из федерального бюджета средств (субсидии) для проведения работ в целях установки указанного оборудования в котельной инв. № 397 в военном городке № 12 в поселке Майский Советско-Гаванского района Хабаровского края, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в суд первой инстанции не представлено.
При таком положении суд первой инстанции неправомерно возложил обязанность по совершению действий, связанных с установкой газоочистного оборудовании и средств контроля в указанной котельной на МО РФ, отказав в удовлетворении исковых требований к ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
Возложение обязанностей по совершению действий, связанных с установкой газоочистного оборудовании и средств контроля в указанной котельной на МО РФ не соответствует положениям статей 22, 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", пунктов 2, 6, 15, 16 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860, предусматривающим возложение обязанности по установке оборудования для очистки дымовых газов на юридических лиц, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность на этих объектах, в данном случае на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, которое эксплуатирует котельную N 397, осуществляет хозяйственную деятельность на котельной.
Отсутствие в настоящее время у данного ответчика денежных средств не освобождает его от исполнения указанной обязанности, учреждение не лишено возможности в случае невозможности совершения установленных судом действий по независящим от него причинам разрешить вопрос об отсрочке исполнения решения суда.
Доводы ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о том, что собственник имущества несет бремя его содержания и именно он должен принимать решения о проведении соответствующих работ заслуживают внимание, однако исходя из целей создания ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, определенных уставом видов его деятельности, порядка финансирования этой деятельности, именно на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ возложена обязанность подготавливать документы, связанные с проектированием, ремонтом, реконструкцией вверенного ему недвижимого имущества, формировать расчеты (обоснования) для получения субсидии из федерального бюджета с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, для обеспечения содержания (эксплуатации) недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, и по получении финансирования из соответствующих источников выполнять работы по ремонту и/или реконструкции закрепленного за ним недвижимого имущества.
Поскольку судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неверно применены нормы материального права, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения по выше изложенным основаниям.
В силу положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуются финансовые затраты, а также значительный объем времени, учитывая, что работы связанные с техническим содержанием казарменно-жилищного фонда Минобороны России определяются централизованно, путем заключения государственных контрактов, судебная коллегия определяет срок для исполнения решения суда в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 сентября 2020 года отменить, принять новое решение.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность произвести оборудование котельной инв.№ 397, расположенной на территории военного городка № 12 п. Бяудэ Советско-Гаванского района Хабаровского края, газоочистным оборудование и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
В удовлетворении исковых требований военного прокурора города Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации отказать.
Председательствующий: Г.Н. Кочукова
Судьи: И.И. Хуснутдинова
ФИО1