Председательствующий по делу Дело №33-4344/2019
Судья Сергеева Д.П.
(дело в суде первой инстанции №2-3378/2019,
УИД 75RS0001-01-2019-003332-57)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ревенко Т.М.
судей Бирюковой Е.А., Процкой Т.В.
при ведении протокола помощником судьи Кореневой В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 22 октября 2019 года гражданское дело по иску военного прокурора Читинского гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «СибирскоеТУИО» Минобороны России об обязании провести кадастровые работы
по апелляционным жалобам представителя Министерства обороны Российской Федерации ФИО1, представителя ФГКУ «СибирскоеТУИО» Минобороны России ФИО2
на решение Центрального районного суда г. Читы от 18 июня 2019 года, которым постановлено:
исковые требования военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «СибирскоеТУИО» Министерства обороны Российской Федерации об обязании произвести кадастровые (межевые) работы удовлетворить.
Обязать ответчика Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу представить в Департамент имущественных отношений Минобороны России техническую документацию на земельный участок с кадастровым номером №, необходимую для проведения кадастровых (межевых) работ.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации на основании документов, представленных Департаментом имущественных отношений Минобороны России, организовать проведение в 2020 году кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, в том числе путем заключения государственного контракта с уполномоченным органом.
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд, военный прокурор Читинского гарнизона ссылался на результаты проведенной прокуратурой проверки исполнения ФГКУ «СибирскоеТУИО» Минобороны России требований законодательства о сохранности федеральной собственности и землепользования. Во исполнение приказа Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 года № объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансовом учете ГУ «Домнинская квартирно-эксплуатационная часть района», в том числе земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 410000 кв.м, находящийся <адрес>, переданы на балансовый учет ФГКУ «СибирскоеТУИО» Минобороны России. Земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Российской Федерации, на земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «СибирскоеТУИО» Минобороны России. В нарушение пунктов 10, 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне», части 1 статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», статей 210, 309 ГК РФ, части 3 статьи 6, статей 8, 27, 42, части 1 статьи 69, статьи 70, части 1 статьи 93 ЗК РФ, части 3 статьи 1, части 1 статьи 7, части 2статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» границы земельного участка с кадастровым номером № не установлены, что может привести к незаконному захвату земельного участка или его части третьими лицами, уменьшению его площади и нарушению права собственности Российской Федерации. Просил обязать ФГКУ «СибирскоеТУИО» Минобороны России в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу представить в Департамент имущественных отношений Минобороны России техническую документацию на земельный участок с кадастровым номером №, необходимую для проведения кадастровых (межевых) работ; обязать Министерство обороны Российской Федерации на основании документов, представленных Департаментом имущественных отношений Минобороны России, организовать проведение в 2020 году кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, в том числе путем заключения государственного контракта с уполномоченным органом (л.д. 3-7).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 58-62).
Определением суда от 16 сентября 2019 года Министерству обороны Российской Федерации восстановлен срок на апелляционное обжалование (л.д. 146-149).
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 выражает несогласие с решением суда, судом не в полном объеме исследованы обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, выводы суда противоречат материалам дела, неправильно установлены юридически значимые обстоятельства. Действующим законодательством не предусмотрен императивный порядок постановки объектов недвижимости на кадастровый учет в установленный срок при наличии определенных обстоятельств. Из части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» следует, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется на основании волеизъявления собственника либо пользователя земельного участка. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленный в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Приводит содержание части 10 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Поскольку государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления собственника, то оснований для возложения на Министерство обороны РФ обязанности по проведению кадастровых (межевых) работ и землеустроительных работ не имелось. Доказательства угрозы утраты либо нерационального использования земельных участков вследствие невыполнения кадастровых работ, причинно-следственная связь между бездействием ответчиков и возможностью наступления негативных последствий не доказаны. Просит решение районного суда отменить (л.д. 125-128).
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ «СибирскоеТУИО» Минобороны России ФИО2 выражает несогласие с решением суда. Иск заявлен к федеральному органу исполнительной власти, выступающему в интересах Российской Федерации, требования не содержат информации о том, какие права Российской Федерации нарушены. Избранный истцом способ защиты права не отвечает критериям судебной защиты, так как учреждение нормы материального права не нарушало, иск содержит информацию о наличии предпосылок возможного захвата земельного участка. Истец заявленным иском подменяет федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства обороны РФ. Единственным индивидуализирующим признаком, который позволяет идентифицировать земельный участок, является его кадастровый номер. Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен для нужд обороны в 1976 году, является ранее учтенным, кадастровый номер присвоен 10 марта 1993 года. Принадлежность земельного участка на праве собственности конкретному лицу определяется сведениями, внесенными в ГКН, постановка земельного участка на кадастровый учет подтверждает существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. Требование к ФГКУ «СибирскоеТУИО» Минобороны России представить в Департамент имущественных отношений Минобороны России техническую документацию на земельный участок, необходимую для проведения кадастровых (межевых) работ, не основано на нормах права. Техническая документация – набор документов, используемых при проектировании (конструировании), изготовлении и использовании объектов, зданий, сооружений, промышленных изделий. Поэтому данное понятие не распространяет свое действие на земельные участки, применяется в отношении объектов капитального строительства. Неисполнение указанного требования не порождает правовых последствий. Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ не является участником судебного спора, создан приказом Министра обороны РФ от 30 апреля 2009 года № без образования юридического лица с целью реализации прав по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах РФ. Исходя из решения суда в случае ненаправления Департаментом имущественных отношений в адрес Министерства обороны РФ документов (при этом не конкретизировано, каких документов) у Министерства отсутствует обязанность по исполнению требований, содержащихся в решении суда. Ссылается на судебную практику. Судом не исследован порядок организации в Министерстве обороны РФ мероприятий по осуществлению кадастровых работ, организационно-правовой механизм. Требование об обязании Министерства обороны РФ организовать проведение кадастровых (межевых) работ заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку данный вид работ осуществляют специализированные организации. Земельный участок с кадастровым номером № является смежным с земельным участком с кадастровым номером №, границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством, поэтому предположения военного прокурора о возможном захвате земельного участка необоснованны. Пункт 3 части 1 статьи 7 Федерального закона «О кадастровой деятельности», которым руководствовался суд, утратил силу с 1 января 2017 года. Решение суда не содержит ссылок на нормы, которыми руководствовался суд. Просит решение районного суда отменить (л.д. 70-75).
В возражениях на апелляционные жалобы помощник военного прокурора Читинского гарнизона ФИО3 просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения (л.д. 108-111, 152-155, 158-161).
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика Минобороны России не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.
Проверив материалы дела, заслушав представителей ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ФИО2, ФИО4, помощника военного прокурора Читинского гарнизона ФИО5, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что отсутствие кадастровых (межевых) работ может привести к незаконному захвату рассматриваемого земельного участка или его части третьими лицами, уменьшению его площади, и как следствие, нарушению права собственности Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда, доводы апелляционных жалоб заслуживают внимания.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Из абзацев 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 02 января 2000 года №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008 года №66-ФЗ) следует, что государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра); государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным (пункт 2 статьи 7 ФЗ «О государственном земельном кадастре»).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с названным законом требований, входят в состав уникальных характеристик земельного участка, сведения о которых подлежат включению в государственный кадастр недвижимости (подпункт 2, 3, 6 части 1 статьи 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Кроме того, согласно части 2 статьи 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости; сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, в случае, если указанные права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; категория земель; разрешенное использование.
Как следует из части 1 статьи 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 8 статьи 38 названного Закона).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Аналогичные положения содержаться в Федеральном законе от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Так, в соответствии с частями 1, 2 статьи 8 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Из частей 4, 5 статьи 8 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в частности о земельном участке кадастровый номер и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; площадь; номер кадастрового квартала. В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения о земельном участке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; адрес объекта недвижимости (при его наличии).
В силу части 1 статьи 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно частям 8, 9, 10 статьи 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 25 сентября 2014 года №2114-О часть 9 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (законоположение, по сути, воспроизведено в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») направлена на идентификацию земельного участка как объекта гражданских и земельных отношений с учетом данных, содержащихся в правоустанавливающих и иных документах, предусматривает необходимые гарантии для защиты имущественных и иных прав участников земельных отношений, которые не имеют документов, подтверждающих местоположение границ земельных участков.
При таком положении, существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет.
Из дела следует, передаточным актом от 01 апреля 2011 года, утвержденным Министром обороны Российской Федерации, согласованным руководителем Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации подтверждено, что ФГУ «СибирскоеТУИО» Минобороны России приняло от ГУ «Домнинская квартирно-эксплуатационная часть района» имущество, документацию, а также все права и обязанности учреждения. Активы, передаваемые в соответствии с настоящим актом, включают в себя основные средства, земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером № (л.д.22-27).
25 мая 2012 года Министром обороны Российской Федерации утвержден Устав ФГКУ «СибирскоеТУИО» Минобороны России.
Согласно Уставу учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2).
Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Министерство обороны (пункт 5).
Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны. Учреждение непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны (пункт 11).
Учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил. Основной целью деятельности учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач, по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны (пункт 19).
Для достижения целей, указанных в пункте 19 Устава, учреждение осуществляет виды деятельности, в том числе, проводит инвентаризацию имущества Вооруженных Сил; формирует предложения по использованию имущества Вооруженных Сил; ведет учет имущества Вооруженных Сил; осуществляет в установленном порядке действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, выступает в суде в отношении имущества, закрепленного за учреждением, истцом, ответчиком и заинтересованным лицом; осуществляет действия по формированию и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил, получению кадастровых паспортов иных документов; осуществляет действия по внесению и исключению из реестра федерального имущества движимого и недвижимого имущества закрепленного собственником за учреждением (пункт 20) (л.д.28-45).
19 марта 2019 года военным прокурором Читинского гарнизона решено провести проверку в отношении ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. Проверка сведений о нарушении закона. п.9 плана работы военной прокуратуры Читинского гарнизона на 1-й квартал 2019 года. Соблюдение требований законодательства о землепользовании, сохранности федеральной собственности.
Установлен срок проведения проверки с 19 по 31 марта 2019 года.
Проведение проверки поручено старшему помощнику военного прокурора Читинского гарнизона (ФИО) (л.д.9).
Письмом от 19 марта 2019 года № ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России уведомлено о проведении проверки исполнения должностными лицами учреждения требований в сфере землепользования, сохранности федеральной собственности (л.д.10).
Согласно ответу ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России от 22 марта 2019 года № на запрос военного прокурора № от 19 марта 2019 года, на учете учреждения состоят земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером № площадью 410000 кв.м., адрес: <адрес>, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Уточнение местоположения границ земельных участков производится путем проведения кадастровых работ на основании заключенных Минобороны России Государственных контрактов на оказание данного вида услуг. Срок действия Государственного контракта, заключенного между Минобороны России и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», истек в декабре 2015 года.
По состоянию на текущую дату поставщик услуг для Минобороны России на проведение данного вида работ не определен, Государственный контракт не заключен, в связи с чем не представляется возможным провести мероприятия по уточнению границ земельных участков, состоящих на учете учреждения. При этом, сведения о данных земельных участках направлены в Департамент имущественных отношений Минобороны России для включения в Государственный контракт по проведению кадастровых работ в 2019-2020 годах (л.д.12-14).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 29 апреля 2004 года, 14 октября 2013 года, кадастровому паспорту земельного участка от 08 июня 2015 года №, выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20 марта 2019 года № сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью 410000 кв.м., кадастровая стоимость 1648200 рублей, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для военного городка, техзона, адрес: <адрес>, внесены государственный кадастр недвижимости 10 марта 1993 года. Собственность Российской Федерации, запись регистрации 29 апреля 2004 года №. Зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, запись регистрации 23 ноября 2011 года № (л.д.15-21).
Из вышеприведенных правовых норм следует, что кадастровый номер, описание местоположения; площадь; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, вид разрешенного использования земельного участка; сведения о вещных правах являются характеристикой земельного участка, позволяющей индивидуализировать его как самостоятельный объект гражданских прав, и подлежат определению в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРН от 20 марта 2019 года имеются сведения о земельном участке, которые позволяют его индивидуализировать, а именно:
-кадастровый номер №;
-площадь 410000 кв.м.;
-кадастровая стоимость 1648200 рублей;
-категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
-вид разрешенного использования – для военного городка, техзона;
-местоположение, адрес: <адрес>;
-дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости 10 марта 1993 года;
-сведения о вещных правах - собственность Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.
Исходя из положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН в связи с его постановкой на государственный кадастровый учет (часть 7 статьи 1); с внесением сведений о нем в ЕГРН как о ранее учтенном объекте недвижимости (часть 5 статьи 69).
В соответствии с частью 4 статьи 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признаются юридически действительными, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Поскольку сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости 10 марта 1993 года они признаются юридически действительными.
В силу пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Так, Российской Федерации принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, имеющим уникальные характеристики, сведения о которых внесены в ЕГРН.
При этом отсутствие межевания на земельный участок не умоляет прав собственника, поскольку в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Кроме того, материалы дела не содержат относимых, допустимых доказательств нарушения прав Российской Федерации вследствие захвата земельного участка, использования участка лицами без правоустанавливающих документов, не имеющих на то законных оснований.
Как не сдержат и доказательств угрозы утраты либо нерационального использования земельных участков вследствие невыполнения кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка.
Также, отсутствуют сведения о наличии спора о праве на земельный участок с кадастровым номером №.
При таком положении, принимая во внимание, что внесение изменений в сведения ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости носит заявительный характер, учитывая отсутствие спора о праве на земельный участок, а также отсутствие доказательств нарушения прав Российской Федерации путем захвата, использования земельного участка лицами, не имеющими на то законных прав, необходимости в проведении кадастровых (межевых) работ не имеется, в связи с чем нет оснований для возложения обязанности на ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России представить в Департамент имущественных отношений Минобороны России техническую документацию на земельный участок с кадастровым номером №, необходимую для проведения кадастровых (межевых) работ и возложения обязанности на Министерство обороны Российской Федерации на основании документов, представленных Департаментом имущественных отношений Минобороны России, организовать проведение в 2020 году кадастровых (межевых) работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, в том числе путем заключения государственного контракта с уполномоченным органом.
При таком положении, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований военного прокурора Читинского гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «СибирскоеТУИО» Минобороны России об обязании провести кадастровые работы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 18 июня 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований военного прокурора Читинского гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «СибирскоеТУИО» Минобороны России об обязании провести кадастровые работы отказать.
Председательствующий: Т.М.Ревенко
Судьи: Е.А.Бирюкова
Т.В.Процкая