ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-338/2021 от 20.01.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-338/2021 № 33-542/2022

Председательствующий в суде первой инстанциисудья – докладчик в суде апелляционной инстанции

Ващенко С.С.Самойлова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Самойловой Е.В.,

судей Белинчук Т.Г. и Богославской С.А.

при секретаре Лыфарь Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации города Алушты Республики Крым о признании недействительным постановления, понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе администрации города Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 01 апреля 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Самойловой Е.В. об обстоятельствах дела, содержании решения суда первой инстанции и доводах апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

В октябре 2020 года ФИО1 обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с исковыми требованиями к администрации <адрес> Республики Крым о признании недействительным постановления администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка очередности на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка гр. ФИО1», а также о возложении обязанности на администрацию <адрес> Республики Крым восстановить его с ДД.ММ.ГГГГ в очереди на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства, а также для личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов муниципального образования городской округ Алушта.

Исковые требования ФИО1 мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства, а также для личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов муниципального образования городской округ Алушта в порядке единой очередности в независимости от указанного заявителем вида разрешенного использования земельных участков посредством автоматизированной системы.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец исключен из списка очередности на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, в связи с тем, что согласно справке о регистрации, выданной ФИО1 МПК «Партенит-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире, расположенной по адресу: Республика Крым, <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, зарегистрировано 5 человек: заявитель ФИО1, сын заявителя – ФИО8, дочери заявителя – ФИО9, ФИО10, внук заявителя – ФИО11 При этом в силу статьи 2 Семейного кодекса РФ к членам семьи заявителя не относится внук. <адрес> жилого помещения, в котором заявитель проживает, составляет 47,2 кв.м. Согласно сведениями ЕГРН у супруги заявителя ФИО12 имеется в собственности иное жилое помещение общей площадью 29,3 кв.м. Таким образом, обеспеченность общей площадью жилых помещений составляет более 10 кв.м в расчете на заявителя и каждого совместно проживающего с ним члена его семьи.

Кроме этого, администрация <адрес> указала, что к заявлению о предоставлении земельного участка ФИО1 не представлены документы, подтверждающие постоянное проживание на территории муниципального образования городской округ Алушта более пяти лет, предшествующий дате подаче заявления о предоставлении земельного участка.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд за защитой своего права.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены.

ФИО1 восстановлен в очереди на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства, а также для личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов муниципального образования городской округ Алушта с ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с вышеуказанным решением суда, администрация <адрес> Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.

Апеллянт указывает, что при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, в частности положения пункта 9 части 2 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросов земельных отношений», при расчете обеспеченности общей площадью жилых помещений заявителя и каждого совместно проживающего с ним члена его семьи.

Кроме того, по мнению апеллянта, судом первой инстанции не учтено то, что у супруги истца имеется в собственности жилое помещение площадью 29,3 кв.м. Таким образом, общая площадь жилых помещений, занимаемых истцом, его супругой и членами семьи, составляет 76,8 кв.м (29,3 кв.м + 47,5 кв.м), в связи с чем, обеспеченность жилой площадью составляет более 10 кв.м на каждого члена семьи.

Определением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО1 восстановлен процессуальный срок на обжалование решения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120-121).

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебное заседание при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции истец ФИО1, представитель ответчика – администрации города Алушта Республики Крым, не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела при отсутствии неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене, апелляционная жалоба администрации города Алушты Республики Крым - удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, не соответствует изложенным требованиям.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.

Так, согласно пункту 10 статьи 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (в редакции по состоянию на декабрь 2019 года, то есть на дату обращения ФИО1 с заявлением о получении земельного участка и на дату принятия администрацией <адрес> Республики Крым оспариваемого постановления), к льготным категориям граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся совершеннолетние граждане Российской Федерации, которые имеют обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданин.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", граждане, определенные статьей 4 настоящего Закона, желающие приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, подают заявление в уполномоченный орган.

В заявлении указываются вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и другие сведения, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право гражданина на приобретение земельного участка в собственность бесплатно или в аренду.

Постановлением Совета министров Республики Крым N 41 от 10 февраля 2015 года утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее - Порядок N 41).

Согласно пункту 2.1.2. Порядка N 41 к заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта заявителя (всех его страниц) или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя; 2) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если заявление предоставлено представителем заявителя; 3) копии документов, подтверждающих принадлежность заявителя к льготной категории граждан; 4) копия документа, подтверждающего факт постоянного проживания заявителя на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более 5 лет, предшествующих дате подачи Заявления.

В соответствии с пунктом 2.2.3. Порядка N 41 основанием для отказа включения заявителя в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка является его несоответствие требованиям статей 4, 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015, а также включение его в Список ранее в другом или том же муниципальном районе или городском округе.

Согласно пункту 3.3 гражданин, стоящий в очереди, подлежит исключению из Списка на основании решения уполномоченного органа, в том числе, в связи с выявлением отсутствия оснований для включения в Список.

Как следует из материалов дела, в 2019 году ФИО1 обратился в администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о постановке в очередь и предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку он обладает правом на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, так как в соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения не более 10 квадратных метров в расчете на него и каждого совместно проживающего с ним члена его семьи.

К указанному заявлению ФИО1 были приложены следующие документы: копия паспорта гражданина РФ на 5 листах, из которого следует, что место проживания ответчика с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано по <адрес> пгт. Партенит <адрес>, копия паспорта гражданина Украины ФИО1 на 1 листе, где имеется отметка о регистрации ДД.ММ.ГГГГ брака с ФИО2 (после заключения брака – ФИО17) В.М.; копия выписки из ЕГРН в отношении объекта надвижимости с кадастровым номером 90:15:020101:3903; копия справки о зарегистрированных лицах в <адрес> пгт. Партенит <адрес>; копия выписки из ЕГРН в отношении объекта надвижимости с кадастровым номером 90:15:020101:3902; копия справки о зарегистрированных лицах в <адрес> пгт. Партенит <адрес>; копия паспорта гражданина Российской Федерации ФИО17 В.М.; расписка к заявлению; копия паспорта гражданина Российской Федерации ФИО3; копии удостоверений труженика тыла и ветерана труда; копия паспорта гражданина Российской Федерации ФИО17 В.Б.; копия паспорта гражданина Российской Федерации ФИО4; копия паспорта гражданина Российской Федерации ФИО17 С.Б.; копия паспорта гражданина Российской Федерации ФИО17 А.Б.; копия паспорта гражданина Российской Федерации ФИО5; копия справки о получении льгот ФИО1 по категории инвалиды (2 группа); копия справки о получении льгот ФИО12 по категории инвалид (2 группа); копия справки о присвоении 2-й группы инвалидности ФИО13

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 и ФИО12 на основании Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» передана в собственность в равных долях <адрес> пгт. Партенит <адрес>, общей площадью 82,3 кв.м, жилой – 43,9 кв.м, что подтверждается свидетельством о праве собственности на жилье, выданным Ялтинской квартирно-эксплуатационной частью района (т. 1 л.д. 178).

На основании постановлений администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГФИО1 произведены работы по перепланировке и переустройству <адрес> пгт. Партенит <адрес>.

В результате перепланировки и переоборудования вышеуказанная квартира разделена на два жилых помещения - однокомнатную <адрес> общей площадью 29,3 кв.м, жилой – 14,9 кв.м, и двухкомнатную <адрес> общей площадью 47,5 кв.м, жилой площадью 26,5 кв.м (т. 1 л.д. 192-194,210).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 и его супруга ФИО12 заключили соглашение о прекращении общей долевой собственности на квартиру, по условиям которого в собственность ФИО1 передана двухкомнатная <адрес> общей площадью 47,5 кв.м, жилой площадью 26,5 кв.м, в собственность ФИО12 - однокомнатная <адрес> общей площадью 29,3 кв.м, жилой – 14,9 кв.м (т. 1 л.д. 195).

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о регистрации права собственности ФИО1 на <адрес> пгт. Партенит <адрес>, площадью 47,5 кв.м, с присвоением кадастрового номера 90:15:020101:3903, и о регистрации права собственности ФИО12 на <адрес> пгт. Партенит <адрес>, площадью 29,3 кв.м, с присвоением кадастрового номера 90:15:020101:3902, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН.

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО1 поставлен в очередь на получение бесплатно в собственность земельного участка для жилищного строительства, садоводства, а также для личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, в порядке единой очередности в независимости от указанного заявителем вида разрешенного использования земельных участков посредством автоматизированной информационной системы.

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО1 исключен из списка очередности на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка в связи с выявлением отсутствия оснований для включения в Список, а именно: в <адрес>, площадью 47,5 кв.м, принадлежащей ФИО1, зарегистрировано место проживания пяти человек, в том числе: ФИО1, его сын ФИО8, его дочери ФИО9 и ФИО10, а также внук – ФИО11 При этом, в силу положений статьи 2 Семейного кодекса Российской Федерации, ФИО11 к членам семьи ФИО1 не относится. Кроме того супруге ФИО1 принадлежит на праве собственности <адрес> пгт. Партенит <адрес>, площадью 29,3 кв.м. Таким образом, обеспеченность общей площадью жилых помещений составляет более 10 кв.м в расчете на заявителя и на каждого совместно проживающего с ним члена его семьи. Также ФИО1 не представлены документы, подтверждающие его проживание на территории муниципального образования городской округ Алушта на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, признав ФИО11 членом семьи ФИО1, исходил из того, что наличие в собственности жены истца ФИО12 квартиры общей площадью 29,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, не влияет на размер обеспеченности общей площадью истца и проживающих с ним членов его семьи, поскольку в данной квартире проживают сама ФИО12, ее мама ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и брат ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справкой, выданной МПК «Партенит-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, проживающие с ФИО1 члены его семьи: ФИО10 – дочь, ФИО9 – дочь, ФИО8 – сын, ФИО11 – внук, не имеют в пользовании или собственности другого жилого помещения. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспеченность общей площадью жилых помещений составляет менее 10 кв.м в расчете на истца и каждого совместно проживающего с ним члена его семьи. Кроме того, факт проживания истца на территории муниципального образования городской округ Алушта более пяти лет, предшествующих подачи заявления о предоставлении земельного участка, установлен решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу и не подлежит дополнительному доказыванию. Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии у администрации <адрес> правовых оснований для исключения ФИО1 из списка очередности на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка на основании п.п.3 п.3.3 Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, в связи с чем, исковые требования удовлетворил.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, так как при рассмотрении дела судом неверно применены нормы материального права, не учтены существенные для дела обстоятельства.

Так, основанием для исключения заявителя из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым послужило несоответствие заявителя требованиям пункта 10 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (в редакции, действующей на момент обращения ФИО1 с заявлением о его постановке на учет).

Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 30-ЗРК/2019 "О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым, регулирующие имущественные и земельные отношения" внесены изменения в Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", в связи с чем, с целью обеспечения единообразия при толковании понятия "члены семьи гражданина" статья 4 указанного закона, дополнена частью 2 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015, согласно которой для целей применения пункта 9 части 1 настоящей статьи к членам семьи гражданина, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся проживающие совместно с гражданином в жилом помещении, в том числе жилом доме, его супруг (супруга), дети и родители, а также иные лица, признанные членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Как следует из пояснительной записки Главы Республики Крым к проекту Закона Республики Крым "О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым, регулирующие имущественные и земельные отношения", при определении понятия "члены семьи гражданина" предлагается исходить из термина, установленного частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Данные изменения направлены на конкретизацию и определение понятия "член семьи"; для приведения законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с федеральным. Из этого следует, что определение термина "член семьи" имелся в федеральном законодательстве на момент постановки ФИО1 на учет для получения земельного участка, и необоснованно не был применен к нему при вынесении постановления от 17 декабря 2019 года № 3723.

В соответствии с пунктом 4.1 раздела IV Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года N 41, документы, которые включены в учетное дело, подлежат обновлению перед предоставлением гражданину земельного участка, путем предоставления оригиналов документов, предусмотренных пунктом 2.1.2 пункта 2.1 раздела III настоящего Порядка.

Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданин (пункт 10 статьи 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (в редакции по состоянию на декабрь 2019 года, то есть на дату обращения ФИО1 с заявлением о получении земельного участка и на дату принятия администрацией <адрес> Республики Крым оспариваемых постановлений)).

Обращаясь в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет, ФИО1 приложил к заявлению копии паспортов ФИО12, ФИО8, ФИО10, ФИО9, ФИО11, ФИО13 и ФИО14, таким образом, он указал их в качестве членов своей семьи. Однако, на момент постановки истца на учёт на получение бесплатно в собственность земельного участка для жилищного строительства, садоводства, а также для личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым ФИО11, ФИО13 и ФИО14, как то предписано положениями и части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации членами семьи ФИО1 в судебном порядке не признавались. Также в материалах дела отсутствуют сведения о том, что они были вселены в занимаемые семьей ФИО1 помещения как её члены.

Таким образом, при расчете размера обеспеченности жилыми помещениями ФИО15 и членов его семьи, учитывается отношение суммарной общей площади жилых помещений занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности на количество членов семьи истца, которыми являются он, его супруга ФИО12 и их дети – ФИО8, дочери – ФИО10, ФИО9

Так, исходя из материалов дела, общая суммарная площадь занимаемых ФИО1 и членами его семьи жилых помещений составляет 76,8 кв.м (47,2 кв.м. (<адрес>) + 29,3 кв.м (<адрес>), таким образом обеспеченность ФИО1 и членов его семьи общей площадью жилых помещений составляет 15,36 кв.м (76,8/5), что превышает норму в размере 10 кв.м, установленную законом.

Согласно пункту 3.3 раздела III вышеуказанного Порядка, гражданин, стоящий в очереди, подлежит исключению из Списка на основании решения уполномоченного органа в случае утраты им оснований, дающих право в соответствии с Законом на получение земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, бесплатно в собственность (аренду).

В связи с изложенными выше обстоятельствами, судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрация <адрес> пришла к верному выводу о наличии оснований для исключения ФИО1 из списка очередности на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, поскольку обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилых помещений превышает норму, указанную в пункте 10 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (в редакции по состоянию на дату обращения ФИО1 с заявлением о получении земельного участка и на дату принятия администрацией <адрес> Республики Крым оспариваемых постановлений) и соглашается с доводами апеллянта о неверном применении судом первой инстанции норм материального права при исчислении обеспеченности общей площадью жилых помещений истца и членов его семьи.

При этом судебная коллегия соглашается с тем, что факт проживания истца на территории муниципального образования городской округ Алушта более пяти лет, предшествующих подачи заявления о предоставлении земельного участка, установлен решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу (л.д. 33-35) и не подлежит дополнительному доказыванию, однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что ФИО1 относится к льготной категории граждан, предусмотренной положениями пункта 10 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (в редакции по состоянию на дату обращения ФИО1 с заявлением о получении земельного участка). Кроме того, ФИО1 не сообщил администрации <адрес> Республики Крым о наличии судебного акта об установлении его постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и не приложил его копию. В тоже время, приложенная ФИО1 копия паспорта гражданина Украины, где имеется отметка о месте его регистрации с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, представлена не в полном объеме, поскольку не содержит сведений об отмене регистрации и регистрации места проживания в <адрес>.

Судебная коллегия, кроме того, обращает внимание на то, что в заявлении о постановке в очередь и предоставлении земельного участка для ИЖС ФИО1 указал, что он и его супруга не имеют в собственности жилого помещения. Аналогичную информацию предоставила в расписке к его заявлению и супруга ФИО12, подтвердив своей подписью достоверность указанных в расписке сведений, прилагаемых документов, а также соответствие условиям бесплатного предоставления земельного участка. Однако, с учетом выше установленных обстоятельств, изложенные в заявлении и расписке сведения, являются недостоверными, поскольку истец и его супруга имеют в собственности жилые помещения. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 3.3 Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, гражданин, состоящий в очереди, подлежит исключению из Списка в случае выявления в представленных им документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемое ФИО1 постановление администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка очередности на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка гр. ФИО1» является правомерным, принятым в пределах полномочий органа местного самоуправления, в соответствии с требованиями закона, оснований для его отмены не установлено. Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований ФИО1

При таких обстоятельствах, разрешая требования истца, оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и о принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 01 апреля 2021 года отменить, апелляционную жалобу администрации города Алушты Республики Крым, удовлетворить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации города Алушты Республики Крым о признании недействительным постановления, понуждении совершить определенные действия, отказать.

Председательствующий Е.В. Самойлова

Судьи Т.Г. Белинчук

С.А. Богославская