ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-339/2021 от 23.12.2021 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья суда первой инстанции Дело № 33-189/2021

Пеннер И.А. № 2-339/2021

87RS0005-01-2021-000519-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Анадырь 23 декабря 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе

председательствующего Зиновьева А.С.,

судей Малова Д.В.,Скляровой Е.В.,

при секретаре Лысаченко Е.А.,

с участием прокурора Талаевой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации городского округа Эгвекинот на решение Иультинского районного суда от 20 августа 2021 года (с учетом определения от 27 августа 2021 года о внесении исправлений в решение суда), которым постановлено:

«исковое заявление прокурора Иультинского района Чукотского автономного округа в интересах Тегрет К. О., Тегрет А. Э., Тегрет Э. А., Келевелькувье А. О. к Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в связи с признанием дома аварийным, удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа, зарегистрированную в качестве юридического лица 10 декабря 2008 года, ИНН 8704004380, расположенную по адресу: Чукотский автономный округ, пгт Эгвекинот, <адрес>, обязанность предоставить Тегрет К. О., <дата> года рождения, уроженке <адрес>, и членам её семьи Тегрет А. Э., <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, Тегрет Э. А., <дата> года рождения, уроженке <адрес>, Келевелькувье А. О., <дата> года рождения, уроженке <адрес>, зарегистрированным по адресу: <адрес>, в границах с. Конергино городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа благоустроенное применительно к условиям населенного пункта с. Конергино жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади взамен занимаемого.

Решение суда о возложении обязанности подлежит исполнению непосредственно после его вступления в законную силу».

Заслушав доклад судьи Скляровой Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

прокурор Иультинского района Чукотского автономного округа обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) к Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа (далее – Администрация ГО Эгвекинот, Администрация, ответчик), в котором (с учетом последующих уточнений) просил возложить обязанность на ответчика предоставить Тегрет К.О., Тегрет А.Э., Тегрет Э.А., Келевелькувье А.О. благоустроенное жилое помещение в границах с. Конергино городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа, равнозначное по площади занимаемому, по договору социального найма, вне очереди в связи с признанием дома, в котором проживают истцы, аварийным, подлежащим сносу.

Как указано в иске, по результатам проверки соблюдения жилищного законодательства прокуратурой Иультинского района установлено, что распоряжением главы Администрации ГО Эгвекинот от 7 декабря 2018 года № 364-ра, дом , расположенный по адресу: Чукотский автономный округ, Иультинский район, с. Конергино, ул. <адрес>, являющийся муниципальной собственностью ГО Эгвекинот, признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку бездействие Администрации ГО Эгвекинот в части непринятия мер по внеочередному переселению из аварийного жилья истцов нарушает их жилищные права, а также ставит под угрозу их жизнь и здоровье, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

По заявленным исковым требованиям судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Ответчик Администрация ГО Эгвекинот подал апелляционную жалобу на решение суда, указав на его необоснованность, незаконность и необходимость отмены.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Иультинского района просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, истцы о причинах неявки не сообщили, ответчик просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Талаева О.И. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, выслушав прокурора Талаеву О.И., проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор и принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 51, 57, 86, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что спорное жилое помещение расположено в доме, признанном в установленном порядке аварийным, подлежащим сносу, уровень его несущей способности находится в неудовлетворительном состоянии, проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно. Признание дома аварийным и подлежащим сносу расценено судом как достаточное основание для признания проживания в таком доме опасным для жизни и здоровья истцов, для возложения по этой причине на ответчика обязанности предоставить истцам другое жилое помещение во внеочередном порядке без дополнительных доказательств опасности спорного жилья для проживания.

Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не соответствующим действующему законодательству, постановленным при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, и ошибочно признанных судом установленными, довод апелляционной жалобы ответчика о необоснованности признания судом за истцами права на внеочередное предоставление жилья взамен занимаемого – заслуживающим внимания, но не по причине перечисленных в апелляционной жалобе территориальных сложностей Иультинского района в вопросах строительства жилья, а в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Тегрет К.О. является нанимателем жилого помещения в отдельно стоящем одноквартирном доме, расположенном по адресу: Чукотский автономный округ, Иультинский район, с. Конергино, <адрес>, членами ее семьи являются муж Тегрет А.Э., малолетние дети Келевелькувье А.О., <дата> года рождения, Тегрет Э.А., <дата> года рождения, что подтверждается договором социального найма жилого помещения № 12 от 24 мая 2018 года, выписками от 18 августа 2021 года из домовой (поквартирной) книги и из финансово-лицевого счета. Согласно выписке из реестра муниципального имущества ГО Эгвекинот указанный жилой дом является муниципальной собственностью ГО Эгвекинот.

29 ноября 2018 года межведомственная комиссия, назначенная постановлением Администрации от 12 декабря 2017 года № 368-па, провела обследование отдельно стоящего одноквартирного жилого дома по <адрес>, 1956 года постройки, в ходе которого, в частности, установлено, что снизились эксплуатационные характеристики, несущая способность строительных конструкций, это привело к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Дом в связи с физическим износом следует признать аварийным и подлежащим сносу. Проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно. По результатам обследования составлен акт межведомственной комиссии № 17.

На основании вышеуказанного акта межведомственной комиссией принято заключение № 17 от 29 ноября 2018 года, которым жилой дом по ул. <адрес> в с. Конергино Иультинского района Чукотского автономного округа признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. Проведение восстановительных работ признано экономически нецелесообразным.

Распоряжением Администрации ГО Эгвекинот № 364-ра от 7 декабря 2018 года жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению промышленной и сельскохозяйственной политики Администрации поручено решить вопрос о переселении жильцов из данного дома в муниципальный жилищный фонд, пригодный для проживания.

Как следует из списка жителей села Конергино, Тегрет К.О. состоит на учете нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма на семью из 4 человек под номером 8.

Администрацией ГО Эгвекинот с момента признания дома аварийным истцу Тегрет К.О. и членам ее семьи трижды предлагались жилые помещения в пгт Эгвекинот: <адрес>; <адрес>; <адрес>. От всех предложений Тегрет К.О. отказалась по причине отсутствия работы в пгт Эгвекинот.

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» предусмотрено приобретение в 2022 году восьми жилых помещений в селе Конергино ГО Эгвекинот площадью не менее 304 кв.м.

В силу пункта 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение № 47).

Согласно пункту 7 Положения № 47 (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент оценки спорного жилого дома) орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) этого Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В силу пункта 43 Положения № 47 при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в этом Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Согласно пункту 44 Положения № 47 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении № 47 требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения № 47, по форме согласно приложению № 1;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В соответствии с пунктом 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения № 47 предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в данном Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

В силу пункта 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Приведенный в пункте 47 Положения перечень решений, принимаемых комиссией, является исчерпывающим.

Из буквального текста пункта 47 Положения следует, что решение о признании жилого дома аварийным, подлежащим сносу может быть принято в отношении многоквартирного дома; в отношении одноквартирного дома – о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Исходя из пункта 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Согласно пункту 49 Положения отселение граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, происходит в установленные органом местного самоуправления сроки.

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ) (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года).

Обобщая вышеприведенные правовые нормы и разъяснения Верховного Суда РФ, судебная коллегия признает, что для внеочередного обеспечения жильем лиц, занимающих непригодные для проживания жилые помещения, необходимо установить как факт непригодности жилья для проживания, так и факт угрозы этого жилого помещения безопасности жизни и здоровья лиц, в них проживающих, и установить эти факты следует в предусмотренном действующим законодательством порядке.

Данные обстоятельства не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции в нарушение статьи 148 ГПК РФ о задачах подготовки дела к судебному разбирательству, не определил в качестве юридически значимых обстоятельства признания одноквартирного жилого дома, занимаемого семьей Тегрет, непригодным для проживания, в нарушение статьи 67 ГПК РФ о порядке оценки доказательств не проверил, являются ли акт и заключение межведомственной комиссии от 29 ноября 2018 года надлежащими доказательствами непригодности для проживания спорного дома, не установил, соответствуют ли они требованиям действующего законодательства, в частности, производилась ли надлежащая оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением, компетентным ли составом комиссии принято решение, соответствует ли принятое комиссией решение Положению № 47; не признал юридически значимым факт угрозы спорного дома жизни и здоровью жильцов.

Между тем акт межведомственной комиссии о признании жилого дома по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, заключение о признании этого же дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, на основании которых издано положенное в основу исковых требований прокурора распоряжение Администрации городского округа Эгвекинот от 7 декабря 2018 года № 364-ра о признании этого жилого дома аварийным и подлежащим сносу, не соответствуют требованиям Положения № 47.

Так, в нарушение пункта 7 Положения в состав комиссии, обследовавшей спорный жилой дом, не был включен представитель органа, уполномоченного на проведение муниципального жилищного контроля, что подтверждается постановлением Главы администрации ГО Эгвекинот от 29 марта 2021 года № 119-па, из которого следует, что представитель муниципального жилищного контроля включен в состав межведомственной комиссии лишь данным постановлением, то есть после 29 марта 2021 года, в то время как обследование спорного жилого дома проведено в ноябре 2018 года (<данные изъяты>).

Несмотря на пункт 43 Положения № 47 выводы комиссии не сопровождаются ссылками на проведенные специальные исследования, показатели, по которым проводились эти исследования, их фактические результаты, на заключения (акты) органов государственного надзора (контроля), входивших в состав межведомственной комиссии, из которых было бы видно, каким санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам не соответствует спорный жилой дом, ссылки на нормативные акты и СНиП в заключении отсутствуют, при проведении обследования дома какое-либо оборудование не применялось, специальные замеры не производились, осмотр проводился визуально, вывод комиссии об экономической нецелесообразности восстановительных работ не подтвержден какими-либо расчетами. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии в отсутствие результатов фактического технического обследования дома не соответствуют форме, установленной приложениями №№ 1 и 2 к Положению № 47.

Вопреки пункту 44 Положения № 47, которым определен перечень дополнительных документов, в том числе заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении № 47 требованиям, а также подпункту «д» пункта 45 Положения, по смыслу которых в совокупности с пунктом 33 Положения такое заключение является обязательным при необходимости установления снижения уровня прочности и устойчивости конструкций и оснований жилого дома, заявитель, обратившись в межведомственную комиссию, не представил такое заключение проектно-изыскательской организации. Несмотря на отсутствие этого заключения, комиссия пришла к выводу о снижении до недопустимого уровня надежности спорного дома, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Выводы межведомственной комиссии в акте и в заключении противоречивы: в акте сделан вывод об аварийности жилого дома и необходимости его сноса, в заключении – о непригодности его для проживания, аварийности и необходимости сноса. Главой администрации ГО Эгвекинот спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Решения межведомственной комиссии и Главы администрации ГО Эгвекинот не соответствуют пунктам 43, 47 Положения № 47, поскольку решение об аварийности и необходимости сноса дома может быть принято только применительно к многоквартирному жилому дому и на основании заключения специализированной организации по результатам обследования жилого дома, а спорный жилой дом является одноквартирным.

В соответствии с пунктом 6 Положения № 47 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Возможность принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу в отношении одноквартирного жилого дома Положение № 47 не предусматривает.

Кроме того, такой вид решения как признание жилого дома одновременно непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу не предусмотрен пунктом 47 Положения № 47. Решение о выявлении оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу и решение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания являются в силу указанного пункта Положения № 47 разными видами решений, которые могут быть приняты в отношении разных объектов: первое – в отношении многоквартирного жилого дома; второе – в отношении жилого помещения.

Между тем системный анализ вышеприведенных норм Положения № 47 свидетельствует о том, что на межведомственную комиссию возлагается обязанность принять соответствующее решение в той формулировке, которая указана в пункте 47 Положения.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит акт межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений муниципального жилищного фонда ГО Эгвекинот от 29 ноября 2018 года № 17, заключение комиссии от 29 ноября 2018 года № 17 и распоряжение Главы администрации ГО Эгвекинот № 364-ра от 7 декабря 2018 года ненадлежащими доказательствами определения состояния жилого помещения, занимаемого семьей Тегрет, поскольку эти документы составлены комиссией с участием представителей не всех перечисленных в Положении № 47 органов, с нарушением предусмотренного действующим законодательством порядка, а принятое в отношении жилого дома решение не предусмотрено Положением № 47.

Кроме того, акт и заключение не содержат вывод о том, что жилой дом по <адрес>, угрожает безопасности жильцов. Доказательства, содержащие сведения об опасности жилого дома для проживающих в нем лиц на момент его обследования межведомственной комиссией, в материалах дела отсутствуют.

Коллегия не принимает во внимание поступившее в суд апелляционной инстанции от истца Тегрет К.О. сообщение от 14 декабря 2021 года о переселении ее семьи к родственникам по причине невозможности проживания в спорном доме, а также сообщение, направленное 14 декабря 2021 года в адрес прокурора Иультинского района директором МУП ЖКХ «Иультинское», о том, что спорный жилой дом отключен, со слов прокурора Талаевой О.И., по заявлению Тегрет К.О., от электроснабжения с декабря 2018 года, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии необходимости в признании жилого дома непригодным и опасным для проживания в момент его обследования только в установленном действующим законодательством порядке и только специально уполномоченным на это органом.

Обобщая вышеизложенное, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности во внеочередном порядке обеспечить истцов другим жилым помещением в связи с аварийностью дома судебная коллегия находит не соответствующим материалам дела и действующему законодательству.

Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права привели к вынесению неправильного решения и в силу статьи 330 ГПК РФ являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Учитывая, что судом апелляционной инстанции все юридически значимые обстоятельства установлены на основании имеющихся материалов дела, с которыми стороны ознакомлены, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 328 ГПК РФ полагает необходимым принять по делу новое решение.

Поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, несоответствие заключения межведомственной комиссии действующему законодательству судебная коллегия признает обстоятельством, лишающим его и основанного на нем распоряжения Администрации ГО Эгвекинот от 7 декабря 2018 года № 364-ра юридической силы, и, как следствие, не влекущими обязанность ответчика предоставить семье Тегрет вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным применительно к условиям населенного пункта с. Конергино Иультинского района требованиям, равнозначное по площади взамен занимаемого.

Учитывая вышеизложенное, отменяя решение суда первой инстанции по настоящему делу, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения иска прокурора.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Иультинского районного суда от 20 августа 2021 г. по настоящему делу отменить.

В удовлетворении искового требования прокурора Иультинского района Чукотского автономного округа о возложении на Администрацию городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа обязанности предоставить Тегрет К. О. и членам ее семьи Тегрет А. Э., Тегрет Э. А., Келевелькувье А. О. в границах с. Конергино городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа благоустроенное применительно к условиям населенного пункта с. Конергино жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади взамен занимаемого, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Иультинский район, с. Конергино, <адрес>, отказать.

Апелляционную жалобу ответчика удовлетворить частично.

Председательствующий А.С. Зиновьев

судьи Д.В. Малов

Е.В. Склярова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2021 года.