ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3404/20 от 10.08.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

УИД 16RS0042-03-2020-001778-57

Дело № 2-3404/2020 ~ М-1785/2020

Судья Юнусов Х.Х. (№ 33-10839/2020)

Учет № 027г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 августа 2020 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гиниатуллиной Ф.И., Сахиповой Г.А.,

при ведении протокола помощником судьи Гилязетдиновой Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1 на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 2 июня 2020 года, которым ФИО2 отказано в удовлетворении иска к исполнительному комитету «город Набережные Челны» о возложении обязанности организовать и обеспечить местом её ребенка ФИО1, <дата> года рождения в МБДОУ «Детский сад .... «Сабантуй».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к исполнительному комитету «город Набережные Челны» о возложении обязанности организовать и обеспечить местом её ребенка ФИО1, <дата> года рождения в МБДОУ «Детский сад .... «Сабантуй». В обоснование ФИО2 указала, что является матерью несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения. Истец с ребенком зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, <адрес>. ФИО1 был своевременно зарегистрирован в Управлении образования по делам молодежи исполнительного комитета «город Набережные Челны» для направления в муниципальную дошкольную образовательную организацию по месту жительства. Истцу на момент подачи иска не поступало предложений об устройстве в детский сад её ребёнка, в связи с чем к желаемой истцом дате зачисления ребенок в детский сад не направлен по неизвестной причине. В настоящее время ребенку необходимо место в группе полного дня в муниципальной дошкольной образовательной организации на закрепленной территории <адрес> с учетом территориальной доступности. В приоритете истец рассматривает место в группе с 12-часовым пребыванием ребенка в одном из следующих детских садов: МБДОУ «Детский сад .... «Сабантуй». Просит признать право несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения, на бесплатное общедоступное дошкольное образование, возложить на Управление образования и по делам молодежи исполнительного комитета «город Набережные Челны» обязанность предоставить несовершеннолетнему ФИО1, место в группе полного дня с 12-часовым пребыванием ребенка в МДОО на закрепленной территории города Набережные Челны с учетом территориальной доступности, выражающейся в безопасности физической досягаемости МДОО, обязать Управление образования и по делам молодежи исполнительного комитета города Набережные Челны рассмотреть вопрос о предоставлении места несовершеннолетнему ФИО1, в МБДОУ «Детский сад .... «Сабантуй».

Истец в суде первой инстанции исковые требования поддержал, уточнив, что ответчиком должно выступать не Управление образования и по делам молодежи исполнительного комитета города Набережные Челны, а непосредственно сам Исполком.

Представитель исполнительного комитета «город Набережные Челны» –исковые требования не признал.

Судом принято решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение о предоставлении ее ребенку места в детском саду с учетом территориальной доступности.

Стороны в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО2 является матерью несовершеннолетнего ФИО1, <дата> года рождения, который зарегистрирован в АИС «Электронный детский сад» в МБДОУ .... «Елочка» города Набережные Челны, место в очереди - 2, дата подачи заявления 15 февраля 2016 года.

Истцом соблюдены все условия для получения места в детском саду; ребенок в детский сад не направлен.

ФИО2 обратилась в Управление образования и по делам молодежи исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны с просьбой предоставить место в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ .... «Сабантуй», а также в пределах 64, 65 микрорайонов.

11 февраля 2020 года в ответе на указанное обращение сообщено, что ФИО1, <дата> года рождения относится к возрастной категории 1-2 года, его очередность в своей возрастной категории в МБДОУ .... «Сабантуй» - 90. При комплектовании 2020 года группы данной возрастной категории в детских садах 63, 64, 65 комплексов комплектоваться не будут в связи с большой очередностью детей более старшего возраста. На сегодняшний день группы в МБДОУ .... «Сабантуй» укомплектованы полностью. Направление ребенка будет возможно только в порядке электронной очереди при наличии свободных мест.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска ФИО2, исходил из того, что сын истца ФИО1 (возраст от 1 года до 2-х лет) был поставлен в очередь на получение места в МБДОУ с 25 марта 2019 года. В этой же очереди состоят дети, поставленные на учет раньше, чем ФИО1, и старше его по возрасту. Не предоставление сыну истца места в МБДОУ связано исключительно отсутствием свободных мест и наличием очередности.

Судебная коллегия находит приведенные суждения ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 года, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В силу гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности права на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждения, всем детям гарантируется общедоступность бесплатного дошкольного образования, принадлежащее ребенку право на образование не может быть поставлено в зависимость от прав других детей.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).

В статье 5 Закона об образовании закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 15 мая 2006 года N 5-П) государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что ФИО2 соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление родителей), орган муниципального образования обязан обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного образования.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции не имел правовых оснований не признавать право несовершеннолетнего ФИО1 на бесплатное общедоступное дошкольное образование. В связи с этим у Исполкома возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.

Однако мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении предпринято не было, свободные места в других организациях в доступной близости от места проживания ребенка, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, ФИО2, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем были нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование.

Управление образования по делам молодежи исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны на заявление истца был дан ответ от 11 февраля 2020 года о том, что ФИО1, <дата> года рождения, относится к возрастной категории 1-2 года, очередность ребенка в своей возрастной категории в МБДОУ .... «Сабантуй» - 89. На получение места в данный детский сад состоят 403 ребенка, которые относятся к более старшей возрастной категории. В связи с большой очередностью детей более старшего возраста открыть группы для детей с 1-2 лет в МБДОУ .... «Сабантуй», а также в 64, 65 микрорайонах не представляется возможным. На сегодняшний день группы в МБДОУ .... «Сабантуй» укомплектованы полностью. Направление ребенка возможно только в порядке электронной очереди при наличии свободных мест.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает такого основания для отказа в приеме в образовательную организацию. Исполком должен обеспечить всех детей, которые нуждаются в предоставлении места. Доступность дошкольного образования регламентирована нормативными правовыми актами, доказательств, подтверждающих принятие ответчиком исчерпывающих мер по обеспечению ребенка возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, не представлено. Конституционное право ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование нарушено бездействием ответчика.

Муниципальная услуга по постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), включена и в перечень муниципальных услуг, предоставляемых исполнительным комитетом муниципального образования «город Набережные Челны», утвержденный постановлением исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» от 13 мая 2016 года № 2363.

Постановлением исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 25 марта 2016 года № 1316 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее - Регламент).

Приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 года № 293 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок).

Пунктами 4 и 5 указанного Порядка так же установлено, что правила приема в образовательные организации должны обеспечивать прием в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, отказ в выдаче направления ребенку, возраст которого соответствует условиям предоставления муниципальной услуги, возможен только по основаниям отсутствия свободного места в образовательной организации.

Кроме того, в пункте 2.10 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

1) в части постановки на учет: подача недостоверных (недостаточных) сведений, препятствующих процедуре идентификации данных свидетельства о рождении ребенка; превышение возраста ребенка максимального возраста детей, принимаемых в организацию;

2) в части зачисления в организацию: отсутствие в системе «Электронный детский сад» информации о направлении ребенка в организацию; наличие медицинских противопоказаний к посещению ребенком организации; заявление родителей (законных представителей) об отказе в получении муниципальной услуги.

Постановлением исполкома муниципального образования «город Набережные Челны» от 21 декабря 2018 года № 765 пункты 3.4.8 и 3.4.9, на которые ссылается суд в своем решении, исключены из административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденного Постановлением исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» от 25 марта 2016 года № 1316 и измененного Постановлением исполнительного комитета муниципального образования «город Набережные Челны» от 27 июня 2016 года № 3251.

На основании изложенного судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы о нарушении норм права при рассмотрении данного гражданского дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита конституционного права ребенка на общедоступное и бесплатное образование.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене. Поскольку обстоятельства дела установлены правильно, однако судом допущена ошибка в толковании норм материального права, существенно повлиявшая на исход дела, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным вынести новое решение, которым исковые требования ФИО2 удовлетворить в части признания за несовершеннолетним ФИО1 право на бесплатное общедоступное дошкольное образования и возложения на ответчика рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности от места проживания несовершеннолетнего на территории города Набережные Челны.

Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрено гарантий по поступлению ребенка в определенный детский сад, требования ФИО2 в части возложения на ответчика обязанности предоставить ребенку истца место в МБДОУ .... «Сабантуй» не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 2 июня 2020 года по данному делу отменить, принять новое решение.

ФИО3 Алмазовны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, удовлетворить частично.

Признать за несовершеннолетним ФИО1, <дата> года рождения, право на бесплатное общедоступное дошкольное образование.

Возложить обязанность на исполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны» рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1, <дата> года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности от места проживания несовершеннолетнего на территории города Набережные Челны.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи