ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3407/18 от 18.12.2018 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2-3407/2018 Председательствующий судья – Позинская С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 33-4371/2018

18 декабря 2018 года город Брянск

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Мариной Ж.В.

судей Киселевой Е.А.

ФИО1

при секретаре Голодухиной А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО2 на решение Советского районного суда г.Брянска от 18 сентября 2018 года по иску ФИО2 к Брянской городской администрации, Советской районной администрации об отмене решения по отказу во включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2016-2020 г.г. на получение социальной выплаты в 2019 году, обязании восстановить в списках и выдать социальную выплату в 2019 году.

Заслушав доклад судьи Киселевой Е.А., объяснения истца ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что имеет троих несовершеннолетних детей, является участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

В 2016 году была исключена из списка участников подпрограммы, однако решением Советского районного суда г. Брянска от 30.12.2016 года восстановлена в составе участников указанной подпрограммы.

31.05.2018 года городская комиссия по предоставлению социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2016 - 2020 годы муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в г. Брянске» на 2016-2020 годы отказала ей во включении в городской список молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области (2017-2020г.) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014-2020г.), подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2016-2020 годы муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в г. Брянске» на 2016-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году, ссылаясь на превышение возрастного ценза.

С учетом уточненных исковых требований просила суд отменить решение городской комиссии по предоставлению социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2016-2020 годы муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в городе Брянске» на 2016-2020 годы от 31.05.2018 года об исключении её (ФИО2) из списков на получение субсидии в 2019 году; обязать ответчика внести её в список на получение субсидии по программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2019 год; обязать ответчика выдать ей субсидию в предусмотренном Законом размере в 2019 году.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 18 сентября 2018 года в удовлетворении искового заявления ФИО2 к Брянской городской администрации, Советской районной администрации об отмене решения по отказу во включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2016-2020 г.г. на получение социальной выплаты в 2019 году, обязании внести в списки и выдать социальную выплату в 2019 году отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО2 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков Брянской городской администрации, Советской районной администрации, представитель третьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, семья ФИО2 с составом семьи 4 человека на основании распоряжения Советской районной администрации г. Брянска № 243-р от 03.08.2015 года включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Распоряжением Советской районной администрации г. Брянска № 284-р от 26.08.2016 года ФИО2 исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с 19.06.2015 года в связи с достижением возрастного ценза.

Распоряжением Советской районной администрации г. Брянска № 4-р от 17.01.2017 года на основании решения Советского районного суда г. Брянска от 23.11.2016 года, вступившего в законную силу 30.12.2016 года, ФИО2 с составом семьи 4 человека восстановлена в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с 26.09.2016 года.

Во исполнение определения Советского районного суда г. Брянска от 22.03.2017 года распоряжением Советской районной администрации г. Брянска № 109-р от 26.04.2017 года ФИО2 восстановлена в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с 19.06.2015 года.

Решением жилищной комиссии (протокол от 29.03.2018 года № 9) семья ФИО2 прошла перерегистрацию в список молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным услугам граждан РФ», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 года № 1710, и признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Номер в списке молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в Советской районной администрации города Брянска на 01.03.2018 года - 8.

В соответствии с выпиской из протокола заседания городской комиссии по предоставлению социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2016-2020 годы муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в городе Брянске» на 2016-2020 годы от 31.05.2018 года, отказано во включении в городской список молодых семей-участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области (2017-2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014-2020 годы), подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2016-2020 годы муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в г. Брянске» на 2016-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году, семье ФИО2 с составом семьи 4 человека, состоящих в списке участников подпрограммы с 19.06.2015 года, в связи с превышением у ФИО2 35-летнего возраста.

Не согласившись с указанным решением, ФИО2 обратилась в суд с заявленным иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что семья ФИО2 не может являться участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2016-2020 годы муниципальной программы «Стимулирование экономической активности в городе Брянске» на 2016-2020 годы, поскольку право семьи истца на участие в данной подпрограмме утратилось по достижении последней возраста, превышающего 35 лет. Право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 сентября 2001 года № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 Правительство Российской Федерации утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы и соответствующие Правила, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Закрепив в указанных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты (подпункт «а» пункта 6 Правил). Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 15 января 2015 года № 3-О).

В случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 27 Правил).

На уровне Брянской области Постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 851-п утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» (2017 - 2020 годы) государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014 - 2020 годы) (Постановление Правительства Брянской области от 29.05.2017 года № 265-п (ред. от 16.04.2018 года)).

В соответствии с пунктом 6 Порядка участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Принимая во внимание то, что ФИО2 <данные изъяты> года исполнилось 36 лет, то есть, на момент формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году, истец достигла предельного возраста, установленного для участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей на 2016-2020 годы, в связи с чем, перестала совместно с членами своей семьи относятся к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы по сути выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 18 сентября 2018 года по иску ФИО2 к Брянской городской администрации, Советской районной администрации об отмене решения по отказу во включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2016-2020 г.г. на получение социальной выплаты в 2019 году, обязании восстановить в списках и выдать социальную выплату в 2019 году оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий Ж.В. Марина

Судьи Е.А. Киселева

ФИО1