УИД 54RS0003-01-2019-003536-58
Судья: Шумова Н.А. Дело № 2-3408/2019
Докладчик: Никифорова Е.А. № 33-3525/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Слядневой И.В.,
судей Никифоровой Е.А., Давыдовой И.В.,
при секретаре Левицкой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «30» июля 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе Мосейчука В.Ф. на решение Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 25 декабря 2019 года по исковому заявлению Мосейчука В.Ф. к администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска о понуждении к пересмотру индивидуальной программы, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении исковых требований Мосейчука В.Ф. к администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска о понуждении к пересмотру индивидуальной программы в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Истец обратился в суд с иском к администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска, с учетом уточнений просит обязать ответчика пересмотреть индивидуальную программу предоставления социальных услуг №8, составленную 05.12.2017 в отношении него, исключив из программы все виды предоставляемых социальных услуг, за исключением следующих: предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам, СФО (раздел 1 п.9); оказание медицинской помощи индивидуального характера; оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера - замена постельного белья, СФО (раздел 1 п.11); обеспечение мягким инвентарем - верхней и нижней одеждой в соответствии с сезоном, ростом, размером, СФО (раздел 1 п. 18); обеспечение мягким инвентарем - обувью домашней, уличной в соответствии с сезоном и размером, СФО (раздел 1 п. 19); обеспечение мягким инвентарем - нательным бельем, СФО (раздел 1 п.20); гигиена тела общая (гигиеническая ванна), СФО (раздел 1 п.22); обеспечение мягким инвентарем - постельными принадлежностями (гражданам, частично утратившим и сохранившим способность к самообслуживанию, СФО (раздел 1 п.23); оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего гигиенического характера - глажка постельного, нательного белья, одежды машинным способом, СФО (раздел 1 п.26).
В обоснование своих требований истец указал, что 05.12.2017 между ним и ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» был заключен Договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме № 747, в соответствии с условиями которого, он является заказчиком социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Согласно п. 1.2 вышеназванного Договора объем социальных услуг, предоставляемых заказчику, определяется Перечнем социальных услуг, предоставляемых в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - Индивидуальная программа).
В соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Согласно Перечню социальных услуг, предоставляемых в соответствии с индивидуальной программой (п. 3.4 Договора, Приложение № 1 к Договору), ежемесячно третьим лицом ему предоставляется 69 социальных услуг на общую сумму 14 133, 70 руб.
В связи с отсутствием потребности в предоставлении основной части услуг он неоднократно подавал заявления в адрес Ответчика с просьбой исключить из Индивидуальной программы предоставления социальных услуг №8, составленной 05.12.2017, пункты с наименованием услуг, в предоставлении которых он не нуждается, однако его обращение было оставлено без удовлетворения и ненужные услуги продолжают ему предоставляться.
Полагает, что своим отказом в пересмотре Индивидуальной программы и исключении из нее социально-бытовых услуг, в предоставлении которых он не нуждается, ответчиком грубо нарушены его гражданские права и законные интересы. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг является документом, который составляется для каждого получателя социальных услуг исходя из личных потребностей в социальном обслуживании.
Право на отказ от предоставления социальных услуг закреплено за получателем социальных услуг в п. 4 ст. 9 Федерального закона № 442-ФЗ от 28 декабря 2013г. «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», получатели социальных услуг имеют право на отказ от предоставления социальных услуг.
Ст. 18 вышеназванного Закона также регламентирует, что гражданин имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.
При этом, как следует из буквального толкования указанных норм, отказ допускается не только от социального обслуживания в целом, но и от предоставления конкретной социальной услуги. То есть получателю социальных услуг предоставляется право самостоятельно, исходя из своих интересов и потребностей, определять нуждаемость в предоставлении социального обслуживания и объем предоставляемых социальных услуг. Никто не вправе определять за получателя социальных услуг перечень социальных услуг, от которых он должен и может отказаться. Помимо прочего, закон не предусматривает и не требует предоставления мотивированного отказа, т.е. получатель социальных услуг или его представитель имеют право не разъяснять причины своего отказа.
Кроме того, в соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации товары или услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей.
В силу ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Мосейчук В.Ф., в апелляционной жалобе просит решение отменить, иск удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на то, что решение является немотивированным и несправедливым, выводы суда носят предположительный характер и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, он не заявлял требования к ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» и не просил изменить либо расторгнуть договор от 05.12.2017, суть требований к ответчику - понуждение к изменению перечня социальных услуг.
Решение суда не соответствует требованиям ч.1 ст. 195 ГПК РФ, вынесено с существенными нарушениями материального права в связи, с чем нарушено право на отказ от предоставления социальных услуг.
Довод суда с том, что нормы ФЗ «О защите прав потребителей» в части права истца на отказ от услуг, с учетом специального регулирования правоотношений по предоставлению социальных услуг в стационарной форме применению не подлежат, противоречит п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №17 от 28.06.2012г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», предусматривающему, что права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации товары и услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей.
Полагает, что указанные судом положения главы 29 ГК РФ (ч.2 ст.450 ГК РФ, ч.1 ст.451 ГК РФ) никакого отношения к спору не имеют, а поэтому применены не верно.Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятия "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п.п. 3 и 4 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 этого Федерального закона.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Мосейчук В.Ф. проживает в ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов», между истцом (заказчик) и ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» (исполнитель) 05.12.2017 заключен договор №747 о предоставлении социальных услуг в стационарной форме (л.д.7-9).
Предметом договора является оказание исполнителем заказчику социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, которые заказчик обязуется оплатить. Объем социальных услуг, предоставляемых заказчику, определяется Перечнем социальных услуг, предоставляемых в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (приложение№1) (л.д.10-13). Индивидуальная программа предоставления социальных услуг является неотъемлемой частью настоящего договора (приложение №2).
Указанная индивидуальная программа за №8, состоящая из 7-ми разделов, подписана сторонами 05.12.2017 (л.д.14-16).
Согласно разделу 3 указанного договора, размер платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основании тарифов на социальные услуги, утв. департаментом по тарифам НСО. Размер ежемесячной платы за социальные услуги, определенные в инд. программе, не может превышать 75% величины среднедушевого дохода получателя соц. услуг. На момент заключения договора стоимость услуг составляет 14 133,7 руб.
Согласно п.6.1 договора, договор действует до 04.12.2020.
Согласно п.4.1 договора, условия, на которых заключен договор, могут быть изменены по соглашению сторон, либо по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.
13.06.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о пересмотре условий предоставления услуг по инд. программе. Просил исключить услуги, в оказании которых он не нуждается: предоставление мебели и одежды, медицинских услуг, питание (л.д.17). 27.06.2019 истцу был дан ответ (л.д.18) о том, что подготовлена новая редакция инд. программы. Кроме того, истцу сообщено, что приказом Минсоцразвития НСО от 31.10.2014 № 1288 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Новосибирской области» (в ред. от 12.09.2018 №996) при предоставлении социальных услуг в стационарной форме закреплен комплекс социально-бытовых услуг, в обязательном порядке включающий в себя такие услуги как: обеспечение мебелью согласно утвержденным нормативам; обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам; обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам; прием и обеспечение хранений личных вещей и ценностей. Данный перечень услуг был учтен при пересмотре действующей индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
Была подготовлена новая редакция индивидуальной программы предоставления социальных услуг 13.06.2019, из которой были исключены медицинские услуги (л.д.33), которую истец подписывать отказался.
Разрешая спор, руководствуясь нормами Федерального закона N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации", Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Новосибирской области», утвержденного Приказом Минсоцразвития Новосибирской области от 31.10.2014 N 1288, учитывая, что в соответствии с указанным порядком при предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания договор в обязательном порядке включает в себя социально-бытовые услуги, указанные в абзацах 2 - 5 подпункта "а" пункта 1 статьи 4 Закона N 499-ОЗ, а именно обеспечение площадью жилых помещений согласно утвержденным нормативам; обеспечение мебелью согласно утвержденным нормативам; обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам; обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам, исходя из того, что инд. программа подписана сторонами, на ее основании заключен договор, инд. программа в отношении истца реализована, срок действия договора и пересмотра инд.программы не истек, нарушений договора исполнителем услуг судом не установлено, суд пришел к выводу, что оснований для пересмотра инд. программы не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Согласно ст. 16 Федерального закона от дата N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации" Мосейчуку В.Ф. составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг № 8 от 05.12.2017 исходя из потребности истца в социальных услугах, который является приложением к договору о предоставлении социальных услуг в стационарной форме № 747 от 05.12.2017 и являющегося для ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» основным документом для принятия на обслуживание, в котором указаны виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг.
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг составляется исходя из потребностей гражданина в социальных услугах и носит рекомендательный характер.
Между тем индивидуальная программа составлена законно, не ущемляет права нуждающегося в социальном обслуживании и удовлетворяет потребностям обратившегося.
Принимая во внимание, что при предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания предоставляется комплекс социальных услуг, который в соответствии с утвержденным Порядком в обязательном порядке включает в себя социально-бытовые услуги по обеспечению мебелью, питанием, одеждой, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 25 декабря 2019 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу Мосейчука В.Ф. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи