ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3411/20 от 16.02.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2-3411/2020 Председательствующий – Борлаков М.Р.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-392/2021 (№33-4141/2020)

г. Брянск 16 февраля 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

Фроловой И.М.,

ФИО2,

при секретаре

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Брянской городской администрации ФИО4 на решение Советского районного суда г. Брянска от 2 сентября 2020 г. по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации о понуждении оборудовать контейнерную площадку (ул. Октябрьская, 103).

Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения представителя истца помощника прокурора Советского района г. Брянска Тумакова Д.А., представителя третьего лица АО «Чистая планета» ФИО5, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Советского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Советского района г. Брянска выявлено, что контейнерная площадка по ул. Октябрьская в районе дома №103 (вблизи многоквартирных домов) не огорожена с трех сторон металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м, отсутствует твердое, прочное, легко очищаемое покрытие на уровне земли (контейнер расположен на земле), не промаркированы контейнеры с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не оборудован график вывоза отходов, территория не благоустроена зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.

По факту выявленных нарушений главе Брянской городской администрации вносилось представление, однако мер, направленных на приведение контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства принято не было.

Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, просил суд обязать Брянскую городскую администрацию привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства контейнерную площадку по адресу: <...>, а именно: огородить с трех сторон металлическим ограждением высотой не менее 1,5 метров, промаркировать контейнеры с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, оборудовать графиком вывоза отходов, благоустроить территорию – ограничить бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, площадку расположить на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии (основание из бетона или асфальта), которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 2 сентября 2020 г. исковые требования прокурора удовлетворены.

Суд обязал Брянскую городскую администрацию привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства контейнерную площадку по адресу: <...>, а именно: огородить с трех сторон металлическим ограждением высотой не менее 1,5 метров, промаркировать контейнеры с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, оборудовать графиком вывоза отходов, благоустроить территорию – ограничить бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, площадку расположить на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии (основание из бетона или асфальта), которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды.

В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации ФИО4 просит отменить решение суда, в иске прокурору отказать. Указывает, что относительно требований прокурора о маркировке контейнеров и оборудовании графика вывоза отходов Брянская городская администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку данные мероприятия на орган местного самоуправления законом не возлагаются. Контейнеры предоставляются потребителям региональным оператором акционерным обществом «Чистая планета» (далее – АО «Чистая планета»). Маркировки должен наносить собственник контейнеров. График вывоза твердых коммунальных отходов должен составляться и контролироваться региональным оператором. Срок для исполнения решения суда установлен без учета проведения закупок в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Суд первой инстанции, разрешая требования по существу, не принял во внимание с учетом характера спорного правоотношения положения ст. 43 ГПК РФ, не определил круг лиц, чьи права и интересы могут быть затронуты, при этом имелись основания к тому, что их права затрагиваются при рассмотрении иска.

Частью 5 ст. 330 ГПК РФ установлено, что при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение.

Одним из оснований для безусловной отмены решения суда, приведенных в п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 18 июня 2019 года настоящее гражданское дело подлежит рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Определением судебной коллегии к участию в деле в качестве третьего лица привлечен региональный оператор АО «Чистая планета».

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является незаконным и подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения, в силу требований п. 2 ст. 328, п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца помощник прокурора Советского района г. Брянска Тумаков Д.А. исковые требования поддержал, просил установить срок исполнения заявленных требований до 16 мая 2021 г.

Представитель третьего лица АО «Чистая планета» ФИО5 в судебном заседании суда апелляционной инстанции исковые требования прокурора поддержала.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Брянской городской администрации не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители третьих лиц Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, Советской районной администрации г. Брянска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились по неизвестной суду причине, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Разрешая исковые требования по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Как видно из материалов дела, требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15).

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в т.ч. утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).

Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Также в п. 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. (п. 4).

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 6).

Как следует из материалов дела, Главой Брянской городской администрации утвержден Перечень мест сбора для обустройства контейнерных площадок, в частности: по ул. Октябрьская, 103 (количество контейнеров 5, 1 бункер для крупногабаритного мусора).

Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, опубликованному на официальном сайте Брянской городской администрации bga32.ru, собственником места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу ул. Октябрьская, 103 является Брянская городская администрация.

Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области утвержден Постановлением Правительства Брянской области от 16 ноября 2020 г. №528-п.

В соответствии с п. 2.2.2.3 указанного Порядка контейнерная площадка должна располагаться на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения и скопления на них воды.

Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.

Контейнерные площадки должны быть оборудованы информационными щитами с указанием актуальной информации: видов твердых коммунальных отходов, контактов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, собственника контейнерной площадки, графика вывоза твердых коммунальных отходов, сведений об организации, осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов от места их накопления, сведений об обслуживаемых объектах.

Согласно п. 2.2.2.1 Порядка контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов, и графика вывоза отходов.

Как установлено в п. 3.6.1. Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска, принятых решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 октября 2009 г. №170, контейнерная площадка должна иметь основание из бетона или асфальта, с трех сторон ограждаться металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м, чтобы не допускать попадания отходов на прилегающую к площадке территорию.

Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

В соответствии с п. 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Данные Правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Актом проверки соблюдения действующего законодательства от 12 мая 2020 г. зафиксирован факт того, что на момент выездной прокурорской проверки контейнерная площадка по ул. Октябрьской в районе дома №103 не огорожена с трех сторон металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м., отсутствует твердое прочное, легко очищаемое покрытие на уровне земли (контейнер расположен на земле), контейнеры не промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не оборудована графиком вывоза отходов, территория не благоустроена зелеными насаждениями по периметру.

Прокуратурой Советского района г. Брянска главе Брянской городской администрации 24 апреля 2020 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (принять меры по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства ряда контейнерных площадок, расположенных в Советском районе г. Брянска.

Согласно письму от 27 мая 2020 г. Брянской городской администрации, с 1 января 2019 г. ОАО «Чистая планета» исполняет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Брянска. На момент рассмотрения представления в части, касающейся маркировки контейнеров с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, графика вывоза, устранены.

Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянкой городской администрации в 2019 году заключен муниципальный контракт от 11 ноября 2019 г. №0127300013119000747_123266 на «Выполнение работ по обустройству контейнерных площадок в Советском районе г. Брянска в 2019 году» с подрядчиком ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ». За ненадлежащее исполнение ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» договорных обязательств по обустройству контейнерных площадок в Арбитражный суд Брянской области подано исковое заявление о расторжении муниципального контракта.

Выбор подрядной организации для проведения работ по обустройству контейнерных площадок возможен после проведения процедуры заключения контрактов в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 5 апреля 2013 г.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Брянская городская администрация как собственник контейнерной площадки не исполняет вышеуказанные требования законодательства по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г. Брянск.

В связи с чем требования прокурора об обязании Брянской городской администрации привести спорную контейнерную площадку в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства являются законными и обоснованными.

Ненадлежащая организация по сбору бытовых отходов на территории г. Брянска является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Довод представителя ответчика о том, что Брянская городская администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, основан на неправильном применении норм материального права.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Брянская городская администрация как собственник спорной контейнерной площадки, является надлежащим ответчиком по делу.

В настоящем споре региональный оператор не может являться ответчиком по делу, поскольку в силу п. 10 ст.24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в его деятельность накопление твердых коммунальных отходов не входит.

Довод представителя ответчика о том, что график вывоза отходов должен составляться региональным оператором, судебная коллегия отклоняет, как противоречащий требованиям п. 2.2.2.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 16 ноября 2020 г. №528-п.

Согласно ч. 2 ст. 206 РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судебная коллегия, учитывая требования прокурора установить срок исполнения заявленных требований до 16 мая 2021 г., а также отсутствие доказательств со стороны ответчика на принятие мер по исполнению требований прокурора, считает возможным установить срок исполнения судебного акта до 16 мая 2021 г.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 2 сентября 2020 г. по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации о понуждении оборудовать контейнерную площадку (ул. Октябрьская, 103) отменить.

Исковые требования прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации о понуждении оборудовать контейнерную площадку (ул. Октябрьская, 103) удовлетворить.

Обязать Брянскую городскую администрацию в рамках предоставленных законом полномочий в срок до 16 мая 2021 г. привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства контейнерную площадку по адресу: <...>, а именно: огородить с трех сторон металлическим ограждением высотой не менее 1,5 метров, промаркировать контейнеры с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, оборудовать графиком вывоза отходов, благоустроить территорию – ограничить бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, площадку расположить на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии (основание из бетона или асфальта), которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды.

Председательствующий

ФИО1

Судьи

И.М. Фролова

ФИО2