ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3423/20 от 03.11.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-3600/2020

судья Епифанцева С.Ю.

(№ дела в суде 1 инстанции 2-3423/2020,

УИД 75RS0001-02-2020-003760-97)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кожиной Е.А.,

судей Кардаша В.В., Комковой С.В.,

при секретаре Зыряновой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 03 ноября 2020 года гражданское дело по иску администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности принять меры по сохранению объекта культурного наследия регионального значения,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО1

на решение Центрального районного суда города Читы от <Дата>, которым постановлено:

исковые требования администрации Главы Республики Б. и Правительства Республики Б. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о понуждении к действиям удовлетворить частично.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по принятию мер по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание Михайловской церкви (полковой)», расположенного по адресу: <адрес> именно: выполнить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке научно-изыскательскую и научно-проектную документацию на консервационные и (или) противоаварийные работы; провести в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке консервационные и (или) противоаварийные работы; выполнить в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке научно-изыскательскую и научно-проектную документацию.

В удовлетворении исковых требований к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, отказать.

Заслушав доклад судьи Кардаша В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия обратилась в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России) является пользователем объекта культурного наследия регионального значения «Здание Михайловской церкви (полковой)» (далее – также памятник, объект культурного наследия), расположенного по адресу: <адрес> Указанный памятник поставлен на государственную охрану на основании постановления Правительства Республики Бурятия от <Дата> «О постановке на государственную охрану вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры». Памятник истории является собственностью Российской Федерации и предоставлен ответчику на праве оперативного управления. <Дата>, с учетом ходатайства ответчика о переносе сроков исполнения работ, утвержден Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с которым ответчику установлено: 1) выполнить научно-изыскательскую и научно-проектную документацию на консервационные и (или) противоаварийные работы – в срок до <Дата>; 2) провести консервационные и (или) противоаварийные работы – в срок до <Дата>; 3) выполнить научно-изыскательскую и научно-проектную документацию – в срок до <Дата>; 4) выполнить ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации – в срок до <Дата>. В установленный срок условия пунктов 1, 2, 3 Состава (перечня) видов работ охранного обязательства ответчиком не исполнены, указанные работы не выполнены, сроки выполнения работ по пункту 4 не истекли. Непринятие ответчиком мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу утраты памятника, в связи с чем, нарушаются права и интересы государства. Учитывая, что вышеприведенные условия содержания памятника ответчиком не исполнены, меры, обеспечивающие физическую сохранность объекта культурного наследия, не приняты, согласованный перечень работ, являющийся неотъемлемой частью Охранного обязательства, не выполнен, возникла необходимость понуждения ответчика к выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия в судебном порядке. С учетом изложенного, истец просил суд обязать ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России принять меры по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание Михайловской церкви (полковой)», расположенного по адресу: <адрес> а именно: выполнить научно-изыскательскую и научно-проектную документацию на консервационные и (или) противоаварийные работы – в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения по данному делу; провести консервационные и (или) противоаварийные работы – в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления в законную силу решения по данному делу; выполнить научно-изыскательскую и научно-проектную документацию – в течение 18 (восемнадцати) месяцев с момента вступления в законную силу решения по данному делу (л.д.6-8).

Протокольным определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (л.д.119-120).

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.171-177).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации. Считает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что здание церкви принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. В соответствии с охранным обязательством ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России приняло на себя обязательства по сохранению спорного объекта и выполнению определенных в нем мероприятий. Согласно уставу ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности учреждения является осуществление в Вооруженных Силах РФ решения и выполнения задачи по реализации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям Министра обороны и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с уставом ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России формирует документы для принятия Министром обороны РФ и (или) директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил; составляет и утверждает акты проверок использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил, а также представляет их в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации; выступает по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ организатором конкурсов и аукционов; разрабатывает и утверждает документацию о проведении конкурсов и аукционов по согласованию с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ и иными заинтересованными органами военного управления. Полагает, что в силу положений пункта 1 статьи 47.2, подпунктов 1, 2 статьи 47.3, пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от <Дата> №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязанность по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия лежит на ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, за которым объект культурного наследия закреплен на праве оперативного управления. Таким образом, именно указанное учреждение должно обеспечить исполнение требований Федерального закона от <Дата> №73-ФЗ. Указывает, что изложенные доводы нашли свое отражение в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от <Дата> №Ф07-2907/20 по делу №А56-35312/2019, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от <Дата> (л.д.187-190).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России по доверенности ФИО2 просит в удовлетворении жалобы отказать. Ссылается на то, что полномочия по организации работ по сохранению объектов культурного наследия закреплены за Департаментом строительства Министерства обороны России. Указывает, что главным распорядителем бюджетных ассигнований при ежегодном планировании бюджета соответствующие лимиты на производство работ по сохранности объектов культурного наследия до распоряжения ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не доводятся, учреждение не обладает полномочиями по планированию бюджета. Уставные полномочия ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не свидетельствуют о том, что работы в рамках законодательства об объектах культурного наследия являются исключительным бременем учреждения. Полагает, что наличие вещного права учреждения не освобождает собственника федерального имущества от выполнения своей обязанности по бремени его содержания, учитывая определенный в Министерстве механизм распределения полномочий между ведомственными структурами.

Ответчик Министерство обороны Российской Федерации о дате, времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил. В апелляционной жалобе содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства обороны Российской Федерации.

Истец администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, ответчик ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России о дате, времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, «Здание Михайловской церкви (полковой)», расположенное по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения на основании постановления Правительства Республики Бурятия от <Дата> «О постановке на государственную охрану вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры.

Вышеназванное здание, значащееся в документах также как пункт технического обеспечения , находится в федеральной собственности и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, что подтверждается передаточным актом от <Дата> согласно которому здание и иное имущество были переданы учреждению от Квартирно-эксплуатационной части Кяхтинского района (л.д.80-83), и также содержанием возражений ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России на исковое заявление (л.д.112-116).

Распоряжением администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от <Дата> утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Здание Михайловской церкви (полковой)», расположенного по адресу: <адрес> (далее – охранное обязательство) (л.д.9-27).

Из содержания пункта 14 охранного обязательства следует, что лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона №73-ФЗ обязано (обязаны) обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном вышеназванным законом.

<Дата> председателем комитета государственной охраны объектов культурного наследия администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия подписан Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия к вышеназванному охранному обязательству, согласно которому ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, как законный владелец объекта культурного наследия обязано произвести следующие работы: 1) выполнить научно-изыскательскую и научно-проектную документацию на консервационные и (или) противоаварийные работы – в срок до <Дата>; 2) провести консервационные и (или) противоаварийные работы – в срок до <Дата>; 3) выполнить научно-изыскательскую и научно-проектную документацию – в срок до <Дата>; 4) выполнить ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации – в срок до <Дата> (л.д.28)

<Дата> председателем комитета государственной охраны объектов культурного наследия администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия ФИО3 в адрес начальника ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России направлены копия охранного обязательства и состав (перечень) видов работ по сохранению культурного наследия, предложено представить в течение 30 календарных дней предложения по составу и срокам проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (л.д.29).

<Дата> начальником ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России в адрес председателя комитета государственной охраны объектов культурного наследия администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия ФИО3 направлено информационное письмо с предложением перенести сроки проведения работ по сохранению объекта культурного наследия на 1 год (л.д.30-31).

С учетом вышеназванных предложений <Дата> председателем комитета государственной охраны объектов культурного наследия администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия подписан Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия к вышеназванному охранному обязательству, согласно которому ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, как законный владелец объекта культурного наследия обязано произвести следующие работы: 1) выполнить научно-изыскательскую и научно-проектную документацию на консервационные и (или) противоаварийные работы – в срок до <Дата>; 2) провести консервационные и (или) противоаварийные работы – в срок до <Дата>; 3) выполнить научно-изыскательскую и научно-проектную документацию – в срок до <Дата>; 4) выполнить ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации – в срок до <Дата> (л.д.32).

<Дата> заместителем председателя комитета государственной охраны объектов культурного наследия администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия в адрес начальника ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России направлено письмо о принятии в работу Состава (перечня) видов работ по сохранению объекта культурного наследия с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Здание Михайловской церкви (полковой)», расположенного по адресу: Р. Б., <адрес>, с приложением указанного Состава (перечня) видов работ по сохранению объекта культурного наследия (л.д.33).

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что работы, перечисленные в пунктах 1-3 Состава (перечня) видов работ по сохранению объекта культурного наследия в установленный срок выполнены не были.

Обращаясь в суд с иском, администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, ссылаясь на невыполнение охранного обязательства со стороны законного владельца объекта культурного наследия, просила суд возложить на ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России обязанность по выполнению мероприятий, отраженных в пунктах 1-3 Состава (перечня) видов работ по сохранению объекта культурного наследия с установлением новых сроков.

Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается нарушение ответчиком установленного законом порядка использования объекта культурного наследия, которое создает угрозу ухудшения состоянии данного объекта. Вместе с тем, пришел к выводу, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, не являясь распорядителем бюджетных ассигнований, выделяемых для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, текущего и капитального ремонта, технического обслуживания казарменно-жилищного и иного фонда Вооруженных Сил Российской Федерации и не обладая достаточными полномочиями для выполнения охранных обязательств, а также вынесенных истцом предписаний, входя в систему учреждений, подчиненных Министерству обороны Российской Федерации, не сможет обеспечить исполнение заявленных исковых требований, в связи с чем, судебный акт не будет отвечать требованиям исполнимости. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что обязанность по принятию мер по сохранению объекта культурного наследия должны быть возложена на его собственника в лице Министерства обороны Российской Федерации, а не на ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, постановлены с нарушением норм материального права.

Обязывая Министерство обороны Российской Федерации принять меры по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание Михайловской церкви (полковой)», а именно: выполнению в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке научно-изыскательской и научно-проектной документации на консервационные и (или) противоаварийные работы; проведению в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке консервационных и (или) противоаварийных работ; выполнению в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке научно-изыскательской и научно-проектной документации, суд первой инстанций не учел следующее.

В преамбуле Федерального закона от <Дата> №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, в связи с чем в Российской Федерации гарантируется их сохранность в интересах настоящего и будущего поколений.

В силу пункта 1 статьи 2 вышеназванного Федерального закона правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия предусмотрен статьей 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в пункте 1 которой указано, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» данная документация подлежит государственной историко-культурной экспертизе, порядок проведения которой определен Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденный постановлением Правительства РФ от <Дата> «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в отношении объектов культурного наследия регионального значения, каковым является объект культурного наследия «Здание Михайловской церкви (полковой)», расположенное по адресу: Р. Б., <адрес>, выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 47.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 47.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязано (обязаны) в установленные охранным обязательством сроки организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

Статьей 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регламентированы требования к содержанию и порядок оформления охранного обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранным обязательством, в том числе устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2-47.4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранное обязательство в отношении объектов культурного наследия регионального значения утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия.

Акт соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, определенного пунктом 7 настоящей статьи, с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и приобщается федеральным органом охраны объектов культурного наследия к учетному делу соответствующего объекта культурного наследия (пункт 10 статьи 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (абзац 1). В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением (абзац 2).

Таким образом, из положений вышеприведенных норм специального Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», регулирующего вопросы сохранения, использования, популяризацию и государственной охраны памятников истории и культуры, по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и, в частности, по сохранению объекта культурного наследия – спорного памятника, осуществлению расходов на его содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия возложена в силу императивной нормы закона (абзац 2 пункт 11 статьи 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») на ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, как на учреждение, которому объект культурного наследия передан на праве оперативного управления.

Вместе с тем, суд первой инстанции неправильно истолковал и применил к спорным отношениям нормы материального права, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации, как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и обязано выполнить научно-изыскательскую и научно-проектную документацию на консервационные и (или) противоаварийные работы, провести консервационные и (или) противоаварийные работы, выполнить научно-изыскательскую и научно-проектную документацию.

Ссылки представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России на отсутствие у учреждения, исходя из положений его Устава, утвержденного Министром обороны Российской Федерации <Дата>, полномочий по организации работ по сохранению объектов культурного наследия, а также материальных ресурсов, выделенных главным распорядителем бюджетных средств, судом апелляционной инстанции отклоняются.

В силу положений статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества, и включает в себя полномочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правам собственника, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством.

Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, ограничений по содержанию имущества и, следовательно, несению соответствующих расходов ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не содержат.

ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России приняло на баланс на праве оперативного управления спорный объект культурного наследия, в связи с чем, обязано принять меры к сохранению и содержанию данного объекта вне зависимости от обстоятельств, связанных с выделением соответствующего финансирования собственником объекта.

Согласно пункту 3 Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, утвержденного Министром обороны Российской Федерации <Дата> (л.д.154-162), учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для достижения указанных целей учреждение, в числе прочего, формирует документы для принятия Министром обороны Российской Федерации и (или) директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил; выступает по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны организатором конкурсов и аукционов; разрабатывает и утверждает документацию о проведении конкурсов и аукционов по согласованию с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны и иными заинтересованными органами военного управления; осуществляет контроль за исполнением условий и обязательств по заключенным договорам (пункт 20 Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России).

Таким образом, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России обладает необходимыми полномочиями по формированию и направлению документов, необходимых для принятия Министром обороны Российской Федерации и (или) директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны соответствующих решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, в том числе, о принятии мер по выполнению охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия, а также полномочиями по разработке и утверждению документации о проведении конкурсов и аукционов в целях выполнения уполномоченными организациями работ, связанных с разработкой проектной документации и проведением работ по сохранению объекта культурного наследия. Кроме того ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России уполномочено выступать организатором конкурсов и аукционов и осуществлять контроль за исполнением условий и обязательств по заключенным договорам.

Указанное обстоятельство подтверждается письмом начальника отдела (внутриведомственного распределения имущества Вооруженных Сил Российской Федерации) Департамента имущественных отношений Минобороны России от <Дата>, направленным в адрес начальника ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, из содержания которого следует, что в целях проведения каких-либо работ по объектам культурного наследия необходимо получение охранного свидетельства, а также подготовка тактико-технического задания, которые в Департамент строительства Минобороны России не поступали. В этой связи учреждению предложено рассмотреть возможность организации мероприятий по подготовке необходимой документации, либо рассмотреть совместно с заинтересованными органами военного управления, органами местного самоуправления, религиозными организациями вопроса дальнейшего использования либо передачи объекта культурного наследия в муниципальную собственность, в собственность Русской Православной Церкви (л.д.106).

Сведений о том, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России были организованы мероприятия по подготовке тактико-технического задания и иной документации, необходимой для организации проведения работ по сохранению спорного объекта культурного наследия, в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено.

Учитывая изложенное, а также положения абзаца 2 пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по принятию мер по сохранению объекта культурного наследия регионального значения. Указанная обязанность должна быть возложена на ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, которому объект культурного наследия регионального значения «Здание Михайловской церкви (полковой)» передан на праве оперативного управления.

При изложенных обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда – отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований. Обязанность по принятию мер по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание Михайловской церкви (полковой)», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: выполнению в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке научно-изыскательской и научно-проектной документации на консервационные и (или) противоаварийные работы; проведению в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке консервационных и (или) противоаварийных работ; выполнению в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке научно-изыскательской и научно-проектной документации подлежит возложению на ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, а исковые требования к Министерству обороны Российской Федерации подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Читы от <Дата> отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности принять меры по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, удовлетворить частично.

Возложить на Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обязанность принять меры по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание Михайловской церкви (полковой)», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: выполнить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке научно-изыскательскую и научно-проектную документацию на консервационные и (или) противоаварийные работы; провести в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке консервационные и (или) противоаварийные работы; выполнить в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке научно-изыскательскую и научно-проектную документацию.

В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации отказать.

Председательствующий:

Судьи: