ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3423/2021 от 24.05.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Назаренко И.А. № 33- 4720/2022

Докладчик: Шульц Н.В. (№ 2-3423/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2022 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Шульц Н.В.,

судей: Ворожцовой Л.К., Кирилловой Т.В.,

при секретаре: Свининой М.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шульц Н.В. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка - Борисова М.М. и представителя ПАО «ФСК ЕЭС» - Лукьяновой Т.В.

на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 15 декабря 2021 года

по гражданскому делу по иску прокурора города Новокузнецка в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации г.Новокузнецка об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Новокузнецка обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации г.Новокузнецка об обязании совершить действия.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Новокузнецка в соответствии с поручением прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса проведена проверка информации Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса о неисполнении требований предписания от 26.06.2020 по итогам внеплановой проверки соблюдения администрацией города Новокузнецка законодательства о градостроительной деятельности. В ходе проверки установлено, что в мае 2020 года в адрес Главного управления поступили обращения ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» о получении отказа администрации города Новокузнецка в согласовании документации по планировки территории для размещения объектов энергетики федерального значения по инвестиционному проекту: «Комплексная реконструкция подстанции 220 кВ Западно-Сибирская», размещение которых планируется на территориях Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района на основании части 12.7, части 12.8 статьи 45 ГрК РФ в связи с несоответствием планируемого размещения объектов энергетики федерального значения градостроительным регламентам, установленным для территориальных зон, в границах которых планируется размещение таких объектов, а также о получении отказа во внесении изменений в генеральный план города Новокузнецка в части расширения функциональной зоны производственных предприятий 4 и 5 класса опасности и исключения зоны городских лесов, зоны зеленых насаждений санитарно-защитного назначения и коммунально-складских зеленых насаждений санитарно-защитного назначения и коммунально-складских предприятий из зоны планируемого размещения объекта федерального значения по инвестиционному проекту: «Комплексное техническое перевооружение и реконструкция подстанции 220 кВ «НКАЗ», и внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Новокузнецка в части расширения территориальной зоны производственных предприятий IV- V классов опасности (П-3) и исключения зоны городских лесов (ЗН-2) и зоны зеленых насаждений санитарно-защитного назначения (ЗН-3).

Главным управлением составлен Акт проверки и в адрес администрации города Новокузнецка вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 26.06.2020, обязывающее Главу города Новокузнецка обеспечить подготовку и внесение на утверждение в Новокузнецкий городской Совет народных депутатов муниципального образования правового акта о внесении изменений в генеральный план г. Новокузнецка, утвержденный решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 16.06.2010 , а также обеспечить подготовку и внесение на утверждение в Новокузнецкий городской Совет народных депутатов муниципального правового акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Новокузнецка, утвержденные решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 .

Срок устранения нарушений законодательства о градостроительной деятельности в предписании устанавливался в соответствии с пунктом 3.1.6 административного регламента - 3 месяца.

Акт внеплановой проверки по соблюдению органами местного самоуправления Новокузнецкого городского округа градостроительной деятельности от 26.06.2020 и предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 26.06.2020 поступили в адрес Главы города Новокузнецка 28.07.2020, вх.. Администрацией города Новокузнецка в адрес Главного управления направлены возражения (письмо от 09.09.2020 ) о несогласии с выданным актов внеплановой проверки от 26.06.2020 и предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 26.06.2020.

Просил суд обязать администрацию города Новокузнецка подготовить и внести на утверждение в Новокузнецкий городской Совет народных депутатов муниципального образования правовой акт о внесении изменений в генеральный план г. Новокузнецка, утвержденный решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 16.06.2010 , подготовить и внести на утверждение в Новокузнецкий городской совет народных депутатов муниципальный правовой акт о внесении изменения в Правила землепользования и застройки г. Новокузнецка, утвержденные решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 . Срок исполнения установить до 31.12.2021.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил требования, просил суд обязать администрацию города Новокузнецка: разработать проект о внесении изменений в Генеральный план города Новокузнецка в части отсутствия указания параметров функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, в соответствии с Положением о составе, порядке подготовки Генерального плана Новокузнецкого городского округа, порядке подготовки изменений и внесения их в Генеральный план Новокузнецкого городского округа, а также о составе и порядке подготовки планов реализации Генерального плана Новокузнецкого городского округа, утвержденного решением Новокузнецкого Городского Совета Народных депутатов от 03.02.2015 , а также в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; разработать проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Новокузнецка в части несоответствия территориальных зон, отображенных на карте градостроительного зонирования, функциональным зонам, в соответствии со статьей 7 Правил землепользования и застройки города Новокузнецка, утвержденных решением Новокузнецкого Городского Совета Народных депутатов от 31.01.2012 , а также в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Срок исполнения установить до 31.12.2021.

Определением суда от 29.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка.

Определением суда от 30.09.2021 к участию в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы».

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 декабря 2021 года постановлено:

«Исковые требования прокурора города Новокузнецка в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации г. Новокузнецка об обязании совершить действия удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию города Новокузнецка:

- разработать проект о внесении изменений в Генеральный план города Новокузнецка в части отсутствия указания параметров функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, в соответствии с Положением о составе, порядке подготовки Генерального плана Новокузнецкого городского округа, порядке подготовки изменений и внесения их в Генеральный план Новокузнецкого городского округа, а также о составе и порядке подготовки планов реализации Генерального плана Новокузнецкого городского округа, утвержденного решением Новокузнецкого Городского Совета Народных депутатов от 03.02.2015 , а также в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

- разработать проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Новокузнецка в части несоответствия территориальных зон, отображенных на карте градостроительного зонирования, функциональным зонам, в соответствии со статьей 7 Правил землепользования и застройки города Новокузнецка, утвержденных решением Новокузнецкого Городского Совета Народных депутатов от 31.01.2012 .

Установить Администрации города Новокузнецка срок для совершения указанных действий до 31.12.2022».

В апелляционной жалобе представитель Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка Борисов М.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

В обоснование доводов жалобы указывает, что территориальные зоны, границы которых установлены на карте градостроительного зонирования Правил в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №№ и , соответствуют функциональным зонам, границы которых отображены на «Схеме планируемых границ функциональных зон. Параметры планируемого развития функциональных зон» Генплана.

Кроме того, Комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка были внесены изменения в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальных зон ЗН-3 (Зона зеленых насаждений) и зоны ИТ-1 (Зона объектов улично-дорожной сети) на П-3 (Зона производственных предприятий 4 и 5 классов опасности) по границам земельного участка с кадастровым номером .

Реконструкция ПС 220 кВ НКАЗ запланирована в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , .

Границы территориальных зон Правил землепользования и застройки соответствуют функциональным зонам генерального плана.

Полагает, выводы суда о несоответствии территориальных зон, отображенных на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки функциональным зонам, отображенным на схеме планируемых границ функциональных зон генерального плана, является преждевременным.

Также отмечает, что решением Новокузнецкого городского Совета Народных депутатов от 24.11.2021 внесены изменения в генеральный план города Новокузнецка.

В частности, пункт 1.2. решения гласит: абзац пятый подраздела «Электроснабжение» раздела «Перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения» изложен в следующей редакции:

«Генеральным планом предусматривается строительство новых подстанций для обслуживания новой застройки и отпаек к этим подстанциям от существующих ЛЭП (проектируемые ПС 110/10 кВ «Новокузнецкая», ПС 110/10 «Зыряновская», ПС 110/10 «Новый центр», 220/110/10 «Кузнецкая-2», 110/10 «Красногорская», 110/10 «Пушкинская»), замена ВЛ-35 кВт в Центральном районе на кабельные подземные линии 35 кВ, комплексное техническое перевооружение и реконструкция подстанции 220 кВ НКАЗ, реконструкция ВЛ 220 кВ Еланская-Ферросплавная, реконструкция ВЛ 220 кВ Ферросплавная-НКАЗ, комплексная реконструкция подстанции 220 кВ Западно-Сибирская».

Кроме того, ответчиком в материалы дела была представлена схема электроснабжения, на которой отображены планируемые к размещению объекты федерального значения (подстанция 220 кВ НКАЗ, подстанция 220 кВ Западно-Сибирская»).

Полагает, судом не были приняты во внимание указанные обстоятельства.

Относительно доводов жалобы прокурором г.Новокузнецка Максимовой П.Ю., представителем Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса - Шинкаренко Е.Н. принесены возражения.

В апелляционной жалобе представитель ПАО «ФСК ЕЭС» - Лукьянова Т.В. просит решение суда изменить в части применения норм Кодекса административного судопроизводства РФ, а не Гражданского процессуального кодекса РФ, к данным правоотношениям, что позволит применить правовые последствия признания незаконными нормативно-правовых актов органов местного самоуправления - генерального плана города Новокузнецка и Правил землепользования и застройки города Новокузнецка с момента их издания, указав на их отмену полностью или в части, в какой они нарушают права ПАО «ФСК ЕЭС».

В обоснование доводов жалобы также указывает, что в данном случае установление зон городских лесов (земельный участок с кадастровым номером ) не порождает и не изменяет новых прав и обязанностей у ПАО «ФСК ЕЭС», а исключает возможность эксплуатировать уже существующий объект федерального значения, а также реконструировать его с учетом развития региона.

Наличие зоны городских лесов приводит к невозможности расположения уже существующих объектов в границах указанной территории, так как в городских лесах запрещено строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

В тоже время Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» запрещено в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций осуществлять работы по посадке и вырубке деревьев и кустарников.

Также не были учтены охранные зоны и для проектируемых линий электропередачи 220 кВ, несмотря на то, что место размещение заходов ВЛ 220, 110 кВ на территорию ПС 220 кВ НКАЗ предварительно согласовано администрацией города Новокузнецка распоряжением от 21.10.2011 № 2609.

Сложившаяся ситуация препятствует обеспечению безопасных условий эксплуатации объектов федерального значения, предусмотренных Схемой территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, и не позволяет реализовать технические решения по реконструкции объектов в рамках инвестиционного проекта.

Полагает, поскольку действующий генеральный план города Новокузнецка и Правила землепользования и застройки города Новокузнецка нарушают имеющиеся законные права собственника объекта ПАО «ФСК ЕЭС» по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, следовательно, подлежат отмене в той части, в которой нарушают эти права.

Относительно доводов жалобы прокурором г. Новокузнецка Максимовой П.Ю. принесены возражения.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, заслушав представителя ПАО «ФСК ЕЭС» Дырда В.В., прокурора Медведеву М.П., представителя Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса Шинкаренко Е.Н., проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации (схема территориального планирования Российской Федерации);

2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований (генеральный план городского округа).

В силу ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ при подготовке и утверждении документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов федерального значения.

Согласно ч.4 ст.23 Градостроительного кодекса РФ положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

В силу п. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ на картах генерального плана городского округа отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения.

В соответствии с ч. 7 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе, утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории городского округа объектов федерального значения.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что прокуратурой города Новокузнецка в соответствии с поручением прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса проведена проверка информации Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса о неисполнении требований предписания от 26.06.2020 по итогам внеплановой проверки соблюдения администрацией города Новокузнецка законодательства о градостроительной деятельности.

В ходе проверки установлено, что в мае 2020 года в адрес Главного управления поступили обращения ПА О «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» от 28.05.2020 , от 28.05.2020 ЛЦ2/16/1048 о получении отказа администрации города Новокузнецка в согласовании документации по планировки территории для размещения объектов энергетики федерального значения по инвестиционному проекту: «Комплексная реконструкция подстанции 220 кВ Западно-Сибирская» (шифр: ОКУТ-000002), размещение которых планируется на территориях Новокузнецкого городского круга и Новокузнецкого муниципального района на основании части 12.7, части12.8 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ в связи с несоответствием планируемого размещения объектов энергетики федерального значения градостроительным регламентам, установленным для территориальных зон, в границах которых планируется размещение таких объектов, а также о получении отказа во внесении изменений в генеральный план города Новокузнецка в части расширения функциональной зоны производственных предприятий 4 и 5 класса опасности и исключения зоны городских лесов, зоны зеленых насаждений санитарно-защитного назначения и коммунально-складских зеленых насаждений санитарно-защитного назначения и коммунально-складских предприятий из зоны планируемого размещения объекта федерального значения по инвестиционному проекту: «Комплексное техническое перевооружение и реконструкция подстанции 220 кВ «НКАЗ», и внесения изменении в Правила землепользования и застройки города Новокузнецка в части расширения территориальной зоны производственных предприятий IV- V классов опасности (П-3) и исключения зоны городских лесов (ЗН-2) и зоны зеленых насаждений санитарно-защитного назначения (ЗН-3).

На основании массового нарушения прав граждан при подготовке и утверждении документов территориального планирования и градостроительного зонирования города Новокузнецка, указанных в обращении ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в соответствии с приказом Главного управления от 15.06.2020 в период с 19.06.2020 № 26.06.2020 была проведена внеплановая проверка соблюдения администрацией города Новокузнецка законодательства о градостроительной деятельности, согласованная с Прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса, что подтверждается решением о согласовании от 17.06.2020.

Для проверки администрацией города Новокузнецка представлены следующие документы:

- генеральный план г. Новокузнецка, утвержденный решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 16.06.2010 ;

- материалы по обоснованию генерального плана (фрагмент текстовой части, а именно сведения об объектах электроснабжения);

- извлечение из Правил землепользования и застройки г. Новокузнецка, утвержденных решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 (фрагмент карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты территориальных зон).

Согласно приложению к Схеме территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2016 -р, в перечне тепловых электростанций мощностью 100 МВт и выше, планируемых для размещения указана ПС 220 кВ Западно-Сибирская (реконструкция), расположенная по адресу: <адрес>, предусмотренная в целях повышения надежности электроснабжения г. Новокузнецка, электроснабжения Западно-Сибирского металлургического комбината, а также комплексной реконструкции подстанции 220 кВ Западно-Сибирская.

Согласно приложению к Схеме территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2016 -р, в перечне подстанций с проектным номинальным классом напряжения ПО кВ и выше, планируемых для размещения указана ПС 220 кВ НКАЗ-2 (реконструкция), расположенная по адресу: <адрес>, предусмотренная для выдачи мощности ГТЭС Новокузнецкая и реновации основных фондов в целях повышения надежности электроснабжения крупнейших предприятий металлургической промышленности Кузбасса; комплексное техническое перевооружение и реконструкция подстанции 220 кВ НКАЗ и реконструкция ВЛ 220 кВ Еланская - Ферросплавная; реконструкция ВЛ 220 кВ Ферросплавная - НКАЗ.

Исходя из представленных документов, в текстовой части генерального плана отсутствуют параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, что не соответствует требованиям пункта 2 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно представленным графическим материалам генерального плана, а именно «Схема планируемых границ функциональных зон. Параметры планируемого развития функциональных зон»:

- земельный участок с кадастровым номером , на котором планируется ПС 220 кВ Западно-Сибирская (реконструкция), расположен в зонах промышленных предприятий и коммунально-складских предприятий;

- земельные участки, на которых планируется ПС 220кВ НКАЗ-2 (реконструкция) находятся в следующих функциональных зонах: - в зоне коммунально-складских предприятий, – в зоне земель лесного фонда, а именно леса Гослесфонда, – в зоне резервируемых производственных территорий, а также частично в зоне земель лесного фонда.

Приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. » утверждены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения.

Установлено, что на схеме энергоснабжение, являющееся составной частью генерального плана, обозначения объектов федерального значения не соответствуют указанным требованиям. На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Новокузнецка, утвержденных решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 , (далее - Правила землепользования и застройки) земельный участок с кадастровым номером (ПС 220 кВ Западно-Сибирская (реконструкция)) отображен в территориальных зонах производственных предприятий, а именно в зоне производственных предприятий I-II класса опасности (П-1), в зоне производственных предприятий IV-V класса опасности (П-3), в зоне объектов улично-дорожной сети (ИТ-1), а также в зоне зеленых насаждений санитарно-защитного назначения (ЗН-3).

На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельные участки, на которых планируется ПС 220кВ НКАЗ-2 (реконструкция) находятся в следующих территориальных зонах: , - в зоне производственных предприятий IV-V класса опасности (П-3), - в зоне городских лесов (ЗН-2) и зеленых насаждений санитарно-защитного назначения (ЗН-3).

По результатам проверки представленных материалов и документов выявлено несоответствие территориальных зон, отображенных на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, функциональным зонам, отображенным на Схеме планируемых границ функциональных зон генерального плана.

По результатам анализа выявленных нарушений, Главным управлением сформулирован вывод о несоблюдении законодательства о градостроительной деятельности администрацией города Новокузнецка.

Главным управлением составлен Акт проверки и в адрес администрации города Новокузнецка вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 26.06.2020, в соответствии с которым, Главу города Новокузнецка обязали обеспечить подготовку и внесение на утверждение в Новокузнецкий городской Совет народных депутатов муниципального образования правового акта о внесении изменений в генеральный план г.Новокузнецка, утвержденный решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 16.06.2010 , а также обеспечить подготовку и внесение на утверждение в Новокузнецкий городской Совет народных депутатов муниципального правового акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Новокузнецка, утвержденные решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 .

Срок устранения нарушений законодательства о градостроительной деятельности в предписании устанавливался в соответствии с пунктом 3.1.6 административного регламента - 3 месяца.

Согласно письму от 09.09.2020 Администрацией города Новокузнецка в адрес Главного управления направлены возражения, о несогласии с выданным актом внеплановой проверки от 26.06.2020 и предписанием об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 26.06.2020.

В соответствии с пунктом 3.1.7 административного регламента орган местного самоуправления, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в главное управление в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания с приложением документов, подтверждающих обоснованность таких возражений.

В связи с тем, что возражения администрации города Новокузнецка были представлены по истечению установленного срока, Главным управлением направлено письмо от 22.09.2020 об указанном обстоятельстве. А также разъяснено о невозможности продления срока исполнения предписания на срок более чем на 3 месяца и необходимости устранения выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 3.3 административного регламента установлен контроль за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.

Контроль за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений проводится в форме внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

Согласно приказу Главного управления от 29.10.2020 в период с 30.10.2020 по 27.11.2020 была проведена внеплановая проверка исполнения Главой Новокузнецкого городского округа предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 26.06.2020.

В рамках проведения внеплановой проверки в администрации Новокузнецкого городского округа запрошены документы, подтверждающие исполнение предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 26.06.2020. Однако, данные документы не представлены.

Согласно пояснениям представителя администрации г. Новокузнецка решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 24.11.2021 в решение об утверждении генерального плана города Новокузнецка внесены изменения в части, а именно Генеральным планом предусматривается комплексное техническое перевооружение и реконструкция подстанции 220 кВ НКАЗ, реконструкция ВЛ 220 кВ Еланская - Ферросплавная, реконструкция ВЛ 220 кВ Ферросплавная - НКАЗ, комплексная реконструкция подстанции 220 кВ Западно-Сибирская.

Установив указанные обстоятельства, проанализировав положения законодательства, представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком нарушаются требования градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, функциональным зонам, отображенным на Схеме планируемых границ функциональных зон генерального плана, что не позволяет обеспечить устойчивое развитие территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, что влечёт за собой массовые нарушения прав граждан, в связи с чем исковые требования прокурора об обязании исполнения действий подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об обоснованности заявленных требований, поскольку он соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка о соответствии территориальных зон Правил функциональным зонам Генерального плана, о внесении изменения в Генеральный план и Правила застройки г.Новокузнецка в части изменения территориальных зон ЗН-3 (зона зеленых насаждений) и зоны ИТ-1 (зона объектов улично-дорожной сети) на П-3 (зона производственных предприятий 4 и 5 классов опасности) в отношении земельного участка с кадастровым номером не свидетельствуют о незаконности принятого судебного решения и основанием к его отмене не являются, с учетом иных установленных нарушений, в частности отсутствия сведений об изменении территориальной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером . Внесение изменений в Генеральный план предусматривающих реконструкцию подстанции 220 кВ НКАЗ и комплексную реконструкцию подстанции 220 кВ Западно-Сибирская, а также предоставление схемы электроснабжения с отображенными планируемыми к размещению подстанциями 220 кВ НКАЗ и 220 кВ Западно-Сибирская не свидетельствуют о внесении соответствующих изменений в территориальное зонирование в Генеральный план и Правила застройки г.Новокузнецка в установленном порядке.

Судом первой инстанции установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, решение принято в пределах заявленных истцом требований, ссылки представителя ПАО «ФСК ЕЭС» в жалобе на необходимость применения в рассматриваемом деле положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и отмены Генерального плана г.Новокузнецка и Правил землепользования и застройки г.Новокузнецка полностью или в части, в которой они нарушают права ПАО «ФСК ЕЭС» не могут быть приняты во внимание, поскольку суд, в соответствии с положениями ст.196 ГПК РФ, рассматривает дело в пределах заявленных требований, требований же о признании Генерального плана г.Новокузнецка и Правил землепользования и застройки г.Новокузнецка полностью или в части, в которой они нарушают права ПАО «ФСК ЕЭС» прокурором не заявлялось, ПАО «ФСК ЕЭС» будучи привлеченным к участию в деле, самостоятельных требований также не заявил, в связи с чем основания для рассмотрения дела в порядке предусмотренной КАС РФ, исходя из заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.

Доводы апелляционных жалоб признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку не указывают на незаконность вынесенного судебного постановления, не опровергают выводы суда, направлены на ошибочное толкование закона, иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Основания для отмены решения суда по доводам жалобы отсутствуют. Оснований предусмотренные ч.4 ст.330 ГПК РФ, влекущих безусловную отмену принятого судом решения судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка - Борисова М.М. и представителя ПАО «ФСК ЕЭС» - Лукьяновой Т.В. - без удовлетворения.

Председательствующий: Н.В. Шульц

Судьи: Л.К. Ворожцова

Т.В. Кириллова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.05.2022