ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-342/20 от 06.10.2020 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Пыресева О.А. №2-342/2020

Докладчик Смелкова Г.Ф. Дело №33-1446/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Старинновой Л.Д.,

судей Ганченковой В.А., Смелковой Г.Ф.,

при секретаре Марининой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 октября 2020 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казённому учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, признании расчета размера субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг неправильным по апелляционной жалобе и дополнениям к ней ФИО1 на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2020 г.

Заслушав доклад судьи Смелковой Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском к ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия».

В обоснование требований с учетом уточнения указал, что вступившим в законную силу решением суда на ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» возложена обязанность предоставить истцу субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 декабря 2019 г. Решением ответчика от 17 января 2020 г. № 292 истцу была предоставлена мера социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При подаче заявления он предоставил сведения об удовлетворении заявления его супруги о распоряжении средствами материнского капитала в виде ежемесячных выплат с указанием конкретной суммы. Однако данные суммы ответчиком при расчете размера субсидии не были учтены. В феврале 2020 года ответчик произвел перерасчет размера субсидии и зачел в доход супруги истца ежемесячные выплаты из материнского капитала. Кроме того, доход истца в новом расчете ответчик определил с учетом 8000 руб., выплаченных по дополнительному соглашению №2 от 15 июня 2019 г. к договору от 16 сентября 2018 г. №3 на оказание юридических услуг, и 25 000 руб., выплаченных по договору от 8 июля 2019 г. №4 на оказание юридических услуг. Решением ответчика от 19 февраля 2020 г. № 518 истцу прекращена выплата субсидии по тем основаниям, что он относится к гражданам, расходы которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. В сообщении о прекращении выплаты субсидии ответчик указал, что истец скрыл сведения о доходах. С решением ответчика истец не согласен, считает его незаконным. Он не скрывал сведения о своих доходах, поскольку документы об оплате его услуг как представителя имелись у ответчика. Считает, что суммы, полученные им по договорам на оказание юридических услуг, подлежат включению в расчет в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» с учетом количества месяцев, в которые данные услуги оказывались. Также он не согласен с включением в доход супруги для исчисления размера субсидии ежемесячных выплат из материнского капитала. Обращает внимание на неточности, допущенные ответчиком в расчете размера субсидии, в связи с чем прилагает свой расчет.

По данным основаниям, с учетом неоднократного уточнения исковых требований, истец просил суд признать незаконным решение ответчика от 19 февраля 2020 г. № 518 о прекращении предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признать неправильными произведенные ответчиком расчеты размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 17 января 2020 г. № 292 и от 19 февраля 2020 г. № 518.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2020 г. исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении иска. Отмечает, что с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки он представил весь необходимый пакет документов; просил ознакомить его с личным делом для удостоверения в наличии всех документов для решения вопроса о предоставлении субсидии и определения ее размера. Однако ответчик принял заявление, и, подтвердив полноту представленных документов, отказался ознакомить его с личным делом; в последующем не направил ему решение о прекращении выплаты субсидии и не предоставлял подробный расчет размера субсидии. Указывает, что ежемесячные выплаты из материнского капитала не указаны в перечне доходов, учитываемых при расчете размера среднедушевого дохода семьи, в связи с чем данные выплаты не подлежат учету при расчете размера субсидии. Отмечает, что ответчик, включая в доход ежемесячные выплаты из материнского капитала, руководствовался не нормативными актами, а сообщением Министерства социальной защиты населения, труда и занятости Республики Мордовия. Ссылается, что суд в расчет размера субсидии в нарушение требований закона полученные им денежные средства по договору на оказание юридических услуг включил без учета числа месяцев, за которые они выплачены. Ссылается, что часть полученных денежных средств он вернул заказчику. Указывает на отклонение его ходатайства об истребовании материалов личного дела. Полагает, что суд необоснованно отклонил замечания на протокол судебного заседания.

В судебное заседание истец ФИО1, представитель ответчика ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия», третьи лица ФИО2 и ФИО3, представитель третьего лица Министерства социальной защиты труда и занятости населения по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. В письменных заявлениях истец ФИО1 просил рассмотреть дело в его отсутствие.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12 марта 2020 г. удовлетворены исковые требования ФИО1 к ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о признании незаконным решения от 13 декабря 2019 г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 декабря 2019 г.

27 декабря 2019 г. ФИО1 обратился в ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в котором проживают он сам, его супруга ФИО2 и двое их несовершеннолетних детей, а также его отец ФИО3, приложив копии документов удостоверяющих личность членов его семьи, копии трудовых книжек, копии лицевых счетов, справки о доходах и ежемесячных пособиях по уходу за ребенком, уведомление об удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Жилое помещение, в котором проживает семья истца, относится к государственному жилищному фонду, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией, право оперативного управления закреплено за ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Решением ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 17 января 2020 г. №292 истцу была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3016,17 руб.

Из данного решения следует, что размер субсидии определен исходя из состава группы 5 человек, прожиточного минимума группы 9260,80 руб., прожиточного минимума на детей 9442 руб., совокупного дохода семьи 34 519,41 руб., среднедушевого дохода 6903,88 руб., периода расчета 6 месяцев, суммы величины ПМ группы 46 304 руб., ПМ на душу населения 9181 руб., СДД в Республике Мордовия 19 913 руб. (л.д. 88 т.1).

Из сообщения ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 20 февраля 2020 г. следует, что расчет субсидии произведен исходя из среднемесячного дохода отца истца ФИО3 - 21713,21 руб.; среднемесячного дохода сына истца А.Ф.В.,<дата> года рождения - 5441,44 руб.; среднемесячного дохода дочери истца А.П.В., <дата> года рождения - 120 руб. и среднемесячного дохода супруги истца ФИО2 - 7244,75 руб., состоящего из ежемесячной выплаты из средств материнского капитала в связи с рождением второго ребенка за период с июня по октябрь 2019 года в сумме 43 468,51 руб. (л.д. 26 т. 1).

Решением ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 19 февраля 2020 г. №518 и распоряжением ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 19 февраля 2020 г. №519 прекращено предоставление истцу мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с превышением размера СДД (л.д. 120-121 т. 1).

Из данного решения следует, что размер субсидии определен исходя из состава группы 5 человек, прожиточного минимума группы 9260,80 руб., прожиточного минимума на детей 9442 руб., совокупного дохода семьи 51019,41 руб., среднедушевого дохода 10203,88 руб., периода расчета 6 месяцев, суммы величины ПМ группы 46 304 руб., ПМ на душу населения 9181 руб., СДД в Республике Мордовия 19 913 руб. (л.д. 120 т.1).

Письмом от 20 февраля 2020 г. ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» сообщило истцу, что ему был произведен перерасчет размера субсидии в связи с тем, что он не указал в качестве дохода полученные им денежные средства за оплату его услуг как представителя в июне 2019 года в размере 8000 руб. и в ноябре 2019 года в размере 25 000 руб. С учетом данных сумм совокупный доход его семьи составил 51 019,41 руб., среднедушевой доход - 10 203,88 руб. Указано, что предоставлении меры социальной поддержки прекращено с 1 февраля 2020 г., предложено внести переплату за январь в размере 3016,17 руб. (л.д. 27 т. 1).

В сообщении от 5 июня 2020 г. ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» привело аналогичные вышеуказанным расчеты размера субсидии, включающие в качестве дохода супруги истца ежемесячные выплаты из средств материнского капитала в связи с рождением второго ребенка и в качестве дохода истца полученные им по договорам о представлении интересов в суде в июне 8000 руб. и в ноябре 25000 руб., с определением его среднемесячного дохода в размере 16500 руб. ((8000+25000)/2=16500) (л.д. 202 т. 1).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не указал в качестве дохода полученную им оплату за услуги представителя, в связи с чем, у ответчика имелись основания для перерасчета размера субсидии. Суд указал, что поскольку сумма вознаграждения получена единовременно и в договорах представительства не расписано какие услуги истец оказывает в каждом месяце, то данные доходы не подлежат делению на весь период действия договора по предоставлению интересов в суде. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что ответчик правомерно включил в доход семьи истца получаемые его супругой ежемесячные выплаты из средств материнского капитала в связи с рождением второго ребенка.

Поскольку совокупный доход семьи истца превысил величину соответствующей максимально допустимой доли (22%) расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из установленного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, в совокупном доходе семьи, истцу было отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 марта 2019 г. № 114 региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемый для расчета размера субсидий, на 2019 год был установлен в размере 22 процентов; региональный стандарт стоимости жилищно- коммунальных услуг по многоквартирным жилым домам для пользователей жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде в Пайгармском сельском поселении на 2019 год был установлен в размере 1735,54 руб.

В силу части 3 статьи 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).

Пунктом 23 Правил установлено, что при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

где:

С1 - размер субсидии (в рублях);

ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);

n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);

Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 настоящих Правил.

Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Во исполнение этого закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (далее - Перечень видов доходов).

Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32 - 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки (пункт 27 Правил).

Фактически истец выражает несогласие с расчетами ответчика в части необоснованного включения в совокупный доход семьи получаемые его супругой ФИО2 ежемесячные выплаты из материнского капитала, а также неправильного расчета его ежемесячного дохода.

Учитывая в расчете размера субсидии ежемесячные выплаты из материнского капитала, суд первый инстанции, согласившись с ответчиком, исходил из того, что законом направление использования данных выплат законом не ограничено, в отличие от материнского капитала в целом, в связи с чем, данные выплаты относятся к доходам; пунктом 34 Правил и Перечнем видов доходов исключение их дохода семьи ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка из средств материнского капитала не предусмотрено.

Как указано выше в пункте 34 Правил приведен перечень доходов, которые учитываются в совокупном доходе семьи в целях предоставления субсидии, в числе данных доходов ежемесячные выплаты из средств материнского капитала не указаны.

Пункт 35 Правил содержит перечень денежных выплат, которые не учитываются при исчислении размера совокупного дохода семьи.

Так, подпунктом «д» пункта 35 Правил установлено, что в совокупном доходе семьи в целях предоставления субсидии не учитываются другие виды материальной поддержки в виде денежных выплат и (или) натуральной помощи, оказываемой гражданам за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме указанных в подпунктах «б» и «г» пункта 34 настоящих Правил.

Приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 г. утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций они разработаны для оказания методической помощи, в том числе уполномоченным органам, предоставляющим гражданам субсидии и обеспечивающим их перечисление (выплату, вручение).

Согласно подпункту 59.6 пункта 59 раздела V «Исчисление совокупного дохода семьи» Методических рекомендаций к другим видам доходов, указанным в подпункте «д» пункта 35 Правил, рекомендуется относить, в частности материнский (семейный) капитал, предоставленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно пункту 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лицо, получившее государственные сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Пунктом 4 указанной нормы права установлено, что распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Таким образом, приведёнными нормативными актами предусмотрено право на получение средств материнского капитала одновременно по нескольким направлениям, в том числе в виде ежемесячных выплат как одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

При этом в Методических рекомендациях не имеется ни каких разъяснений о том, что к другим видам доходов, указанным в подпункте «д» пункта 35 Правил, средства материнского капитала относятся только в случаях их использования на какие-то определенные цели (например, улучшение жилищных условий, получение образования ребенком, формирование накопительной пенсии, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов).

Так же как не имеется в Методических рекомендация и разъяснений о том, что ежемесячные выплаты из средств материнского капитала не относятся к другим видам доходов, указанным в подпункте «д» пункта 35 Правил.

Семья А-ных являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в предыдущие периоды, в том числе в те когда ФИО2 выплачивалась ежемесячная выплата из средств материнского капитала, которая ранее не учитывалась ответчиком при расчете совокупного дохода семьи истца.

В суде первой инстанции ответчиком в подтверждение правомерности включения в совокупный доход семьи ежемесячной выплаты из средств материнского капитала представлено электронное письмо Министерство социальной защиты труда и занятости населения по Республике Мордовия, не содержащее ссылок на какие-либо нормативные акты.

Не ссылались на наличие таких разъяснений о не отнесении к другим видам доходов, указанным в подпункте «д» пункта 35 Правил, ежемесячных выплат из средства материнского капитала ни ответчик, ни третье лицо Министерство социальной защиты труда и занятости населения по Республике Мордовия.

При том ответчик на запрос суда апелляционной инстанции о предоставлении сведений о том, каким региональным нормативным актом либо нормативным актом органа местного самоуправления предусмотрен применённый расчет размера субсидии с учетом получаемых ФИО2 ежемесячных выплат из средств материнского капитала, сведений о таких нормативно-правовых актах не представил.

В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 17 января 2020 г. № 292 в части расчета размера субсидии не соответствует закону, в связи с чем оно подлежит отмене в данной части.

Учитывая, что в решении от 19 февраля 2020 г. №518 о прекращении предоставления субсидии ФИО1 ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» также применил расчет размера субсидии с учетом в совокупном доходе семьи ежемесячных выплат из средств материнского капитала, то данное решение так же нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

Вместе с тем, учитывая, что при подаче заявления ФИО1 не предоставил ответчику сведения о доходах, полученных по договорам об оказании услуг по предоставлению интересов в суде, ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» в соответствии с положениями пунктов 42(1), 60, 62 Правил и пункта 4.17 Методических рекомендаций вправе было провести проверку предоставленных сведений о доходах и приостановить либо прекратить выплату субсидии в случае представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что ФИО1 по договору на оказание услуг по представлению интересов в суде №3 от 16 сентября 2018 г. оказывал отцу ФИО3 юридические услуги при рассмотрении гражданского дела в период с 16 сентября 2018 г. по 23 мая 2019 г. (дата подписания акта выполненных услуг), за что истцу было уплачено 80 000 руб., о чем свидетельствует расписка от 23 мая 2019 г.

Кроме того, согласно дополнительному соглашению №2 от 15 июня 2019 г. к указанному договору №3 от 16 сентября 2018 г. ФИО1 оказывал отцу ФИО3 юридические услуги при рассмотрении заявления о возмещении судебных расходов в июне 2019 г., за что истцу было уплачено 8000 руб., о чем свидетельствует расписка в получении денежных средств от 19 июня 2019 г.

8 июля 2019 г. ФИО1 и ФИО3 заключили договор на оказание услуг по представлению интересов в суде №4, по условиям которого ФИО1 обязался оказывать заказчику услуги по представлению его интересов. Из акта о выполненных услугах от 8 ноября 2019 г. следует, что ФИО1 оказал юридические услуги на сумму 25 000 руб., которые он получил согласно расписке от этой же даты.

Данные денежные средства в силу пункта 34 Правил и Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, подлежат учету при расчете среднедушевого дохода семьи истца.

Вместе с тем, согласно статье 9 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Следовательно, за период с июня по ноябрь 2019 года среднемесячный доход ФИО1 по указанным договорам на оказание юридических услуг составил 6600 руб., согласно следующему расчету (8000 + 25 000) : 5 (число месяцев за которые доход был получен) = 6600 руб.

Таким образом, ответчиком применен неверный метод расчета среднемесячного дохода истца, что повлекло прекращение выплаты ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Вместе с тем, доводы истца о том, что по дополнительным соглашениям он вернул полученные денежные средства заказчику - отцу ФИО3, судебная коллегия признает не состоятельными, поскольку в силу приведенных норм права полученный доход учитывается независимо от того каким образом в последующем данным доходом распоряжаются. В данном случае ФИО1 посчитал возможным распорядиться своим доходом путем его возврата заказчику, что само по себе об отсутствии у него дохода не свидетельствует.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконными и отмене решения ответчика от 19 февраля 2020 г. №518 о прекращении предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе в части расчета размера субсидии, и решения ответчика от 17 января 2020 г. № 292 в части расчета размера субсидии.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2020 г. отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Государственного казённого учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 19 февраля 2020 г. №518 о прекращении предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1, в том числе в части расчета размера субсидии.

Признать незаконным и отменить решение Государственного казённого учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 17 января 2020 г. № 292 в части расчета размера субсидии.

Председательствующий Л.Д. Стариннова

Судьи В.А. Ганченкова

Г.Ф. Смелкова

Мотивированное апелляционное определение составлено 8 октября 2020 г.

Судья Г.Ф. Смелкова