ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-343/20 от 09.07.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-343/2020 (№ 33-2141/2020) судья Никифорова А.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июля 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Беляк А.С.,

судей Абрамовой И.В., Булавкина А.А.,

при секретаре судебного заседания Воробьёвой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.

дело по апелляционной жалобе администрации города Твери

на решение Заволжского районного суда г. Твери от 26 февраля 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Администрации города Твери к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Лазурь» о признании незаконным бездействие по не устранению замечаний, указанных в акте поверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 04.09.2019 года для получения паспорта готовности к отопительному периоду, обязании в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверке готовности к отопительному периоду и представить в Департамент ЖКХ и строительства документы, подтверждающие отсутствие задолженности за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией, предусмотренные подпунктом 14 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду - оставить без удовлетворения».

Судебная коллегия

установила:

администрация города Твери обратилась в суд с иском к ООО «Лазурь» о признании незаконным бездействия по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019 – 2020 годов от 04 сентября 2019 года, и возложении обязанности устранить данные замечания.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с п. 6 постановления администрации города Твери от 29 апреля 2019 года № 478 «О подготовке городского хозяйства к работе в отопительный период 2019 - 2020 годов» управляющим организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери, предписано проводить подготовку жилищного фонда к отопительному периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115.

Согласно подп. 1.1 п. 1 постановления администрации города Твери от 20 сентября 2019 года № 1168 «О пуске отопления в городе Твери» ООО «Тверская генерация», теплоснабжающим и теплосетевым организациям всех форм собственности на территории города Твери и (или) имеющим источники тепловой энергии, обслуживающие жилищный фонд, объекты социально-культурной сферы города Твери и прочих потребителей, необходимо приступить с 23 сентября 2019 года к подаче тепла в жилые дома, объекты социально-культурной сферы и иным потребителям в соответствии с графиком очередности включения потребителей тепла города Твери на 2019 год.

В соответствии с п. 6.3. Постановления управляющим компаниям, расположенным на территории города Твери, в срок до 06 сентября 2019 года надлежало представить в департамент ЖКХ и строительства оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов с представлением пакета документов, определенного пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду и выписку из реестра лицензии, выданную Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.

Департамент ЖКХ и строительства осуществляет проверку документов и обеспечивает подписание акта проверки готовности к отопительному периоду с приложением перечня замечаний при наличии таковых с указанием сроков их устранения.

Согласно требованиям Правил оценки готовности к отопительному периоду и приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 24.06.2019 № 78-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов» оценка готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2019-2020 годов осуществляется комиссией при администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к отопительному периоду 2019 - 2020 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии (далее - Комиссия) в составе, утвержденном Постановлением.

В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, уполномоченным органом должны быть проверены, в том числе, отсутствие задолженности за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией (подп. 14 п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду).

Ответчик, являясь потребителем по договору теплоснабжения, перед началом отопительного периода 2019-2020 годов обязан выполнить предусмотренные выше мероприятия, по итогам которых представить в адрес Департамента ЖКХ и строительства акт готовности к отопительному периоду, а в случае выявления в ходе проверки представленного акта замечаний устранить их в установленные сроки

По итогам проведения оценки готовности ООО «Лазурь» к отопительному периоду 2019 - 2020 годов Комиссией выдан акт проверки готовности от 04 сентября 2019 года с указанием замечаний и сроков для их устранения.

Несмотря на требования действующего законодательства, Общество, являющееся потребителем тепловой энергии, при наличии задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, не представило в департамент ЖКХ и строительства документы, подтверждающие устранение содержащихся в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019 -2020 годов замечаний, и в срок до 20 сентября 2019 года не устранило выявленные замечания.

Истец полагал, что нарушение требований по подготовке жилого фонда к работе в осенне - зимний период может отразиться на качестве предоставляемых услуг по горячему водоснабжению и отоплению, приведет к нарушению прав граждан – жителей г. Твери на благоприятные и безопасные условия проживания.

С учетом уточнения заявленных требований истец просил признать незаконным бездействие ООО «Лазурь» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 04 сентября 2019 года и обязать ООО «Лазурь» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Лазурь» к отопительному периоду, и представить в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24 июня 2019 года № 78-ОД.

В судебном заседании представитель истца и третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Кадичева Т.С. поддержала заявленные требования, с учетом их уточнения, обосновав доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика ООО «Лазурь» Филиппов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица ГУ «ГЖИ» Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представителем Главного управления представлено заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации города Твери поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального права.

Апеллянт указывает, что судом неверно дана оценка требованиям, установленным подпунктом 14 пункта 16 Правил, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103.

В соответствии с требованиями действующего законодательства на потребителя в лице ООО УК «Лазурь» возложена обязанность по подготовке находящегося в управлении жилого фонда к отопительному периоду, предоставлению в уполномоченный орган документов, подтверждающих отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, а при наличии задолженности - графика реструктуризации задолженности, согласованного поставщиком повой энергии.

Таким образом, требование о предоставлении документа об отсутствии задолженности за потребленную тепловую энергию вызвано не вмешательством в хозяйственную деятельность организации, а имеет своей целью оценку готовности этой организации к отопительному периоду и возможности осуществлять теплоснабжение многоквартирных жилых домов, что прямо предусмотрено действующим законодательством.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Причин своей неявки участники процесса суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ООО «Лазурь» является организацией, основным видом деятельности которой является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. В управлении ООО «Лазурь» находятся многоквартирные жилые дома.

ООО «Лазурь» является потребителем тепловой энергии, в связи с чем на данную организацию возложена обязанность по подготовке к отопительному периоду.

В силу п. 6 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту – Закон о теплоснабжении) проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее по тексту – Правила № 103), которые определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

Согласно пунктам 2, 5 Правил № 103 проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется комиссиями, которые образовываются органами местного самоуправления поселений, городских округов (уполномоченными органами).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду, утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:

объекты, подлежащие проверке;

сроки проведения проверки;

документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

29 апреля 2019 года администрацией города Твери было принято постановление № 478 «О подготовке городского хозяйства к работе в отопительный период 2019 - 2020 годов», которым, среди прочего, утвержден состав комиссии по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к отопительному периоду 2019-2020 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии.

Указанным постановлением также предписано управляющим организациям, расположенным на территории города Твери, в срок до 06 сентября 2019 года предоставить в Департамент ЖКХ и строительства оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов с представлением пакета документов, определенного пунктом 16 Правил № 103. Предусмотрена возможность продления срока предоставления документов до 15 сентября 2019 года.

Приказом департамента жилищно-комунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери от 24 июня 2019 года № 78-ОД утверждены Программа проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 - 2020 годов и составы комиссий по проверке.

В приложении № 3 к данной программе определен перечень документов, предъявляемых для оценки готовности потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, и подлежащих проверке соответствующей комиссией. Одним из таких документов является акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией, подписанный теплоснабжающей организацией и уполномоченным представителем потребителя. При наличии задолженности должен быть представлен график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии.

Обратившись в суд с вышеуказанными требованиями, истец указал, что ООО «Лазурь» не выполнило основные требования по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 годов, выявленные в ходе проверки и отраженные в акте от 09 сентября 2019 года, и не устранило замечания комиссии в виде необходимости представить график реструктуризации задолженности, согласованный с поставщиком тепловой энергии.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 421 и 450 ГК РФ, исходил из того, что возложение на ответчика обязанности по предоставлению графика реструктуризации задолженности может привести к нарушению свободы договора, в связи с чем пришел к выводу об отказе в иске.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда.

В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено, в числе прочего, отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель (подп. 14 п. 16 Правил № 103).

Данное положение о необходимости проверки отсутствия задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель полностью корреспондирует положению ч. 6 ст. 20 Закона о теплоснабжении.

Исходя из указанных положений, возложение на ответчика обязанности по предоставлению графика реструктуризации задолженности не свидетельствует о понуждении к заключению договора, учитывая суть спора, а направлено на выполнение ответчиком обязательных требований, установленных актом органа местного самоуправления, принятым на основании Закона о теплоснабжении и Правил № 103, - приказом департамента жилищно-комунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери от 24 июня 2019 года № 78-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 - 2020 годов», который не оспорен, недействительным не признан, является действующим.

По мнению судебной коллегии, выводы суда первой инстанции фактически направлены на правовую оценку акта органа местного самоуправления, в то время как требований о его оспаривании не заявлялось.

Также при разрешении спора судом не учтено, что бездействие ответчика может привести к неполучению паспорта готовности к отопительному периоду, не позволит обеспечить надежную и стабильную работу систем теплоснабжения, может привести к перебоям подачи тепла потребителям и повлечь за собой нарушение прав граждан на предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению надлежащего качества.

Учитывая изложенное, правовые основания для отказа в иске у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем решение не может быть признано законным и обоснованным, соответственно, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме и признании незаконным бездействия ООО «Лазурь» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов, и возложении на ООО «Лазурь» обязанности устранить выявленные замечания и представить в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заволжского районного суда г.Твери от 26 февраля 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью «Лазурь» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить замечания удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Лазурь» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 04 сентября 2019 года.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лазурь» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Лазурь» к отопительному периоду, и представить в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24 июня 2019 года № 78-ОД.

Председательствующий

Судьи