ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-343/2023 от 25.01.2024 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Топорков М.М. дело № 33-743/2024 (33-14891/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2024 г. г. Волгоград

Волгоградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Козлова И.И.,

при помощнике судьи Князевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (материал) № 2-343/2023 (13-712/2023) по иску Камышинского городского прокурора Волгоградской области в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к Леновицкой Оксане Геннадьевне, Густомясовой Людмиле Андреевне о взыскании денежных средств, полученных преступным путем,

по частной жалобе Министерства Финансов Российской Федерации

на определение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 7 ноября 2023 г.,

установил:

Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения заочного решения Камышинского городского суда Волгоградской области от 7 февраля 2023 г. путем указания в исполнительном документе в графе «взыскатель» администратора доходов – ГУФССП России по Волгоградской области, ссылаясь на невозможность исполнения решения суда.

Определением судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 7 ноября 2023 г. в удовлетворении заявления Минфина России об изменении способа и порядка исполнения заочного решения Камышинского городского суда Волгоградской области от 7 февраля 2023 г. отказано.

В частной жалобе истец Минфин России просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы в соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не извещались.

Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), исходя из доводов частной жалобы, оценив имеющиеся в представленном материале доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения (определения) суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения норм процессуального права были допущены судьей при рассмотрении настоящего заявления.

Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст. 203 и 208 названного кодекса.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Из материалов дела следует, что заочным решением Камышинского городского суда Волгоградской области от 7 февраля 2023 г. исковые требования Камышинского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации в лице Минфина России к Леновицкой О.Г., Густомясовой Л.А. о взыскании денежных средств, полученных преступным путем, удовлетворены.

В доход Российской Федерации взысканы денежные средства, добытые преступным путем, с Леновицкой О.Г. в размере 40 000 руб., с Густомясовой Л.А. - в размере 10 000 руб.

В доход местного бюджета взыскана государственная пошлина с Леновицкой О.Г. в размере 1400 руб., с Густомясовой Л.А. – в размере 400 руб.

На основании заочного решения суда взыскателю Минфину России выданы исполнительные листы в отношении должников Леновицкой О.Г. и Густомясовой Л.А.

По предмету исполнения в отношении должников были возбуждены исполнительные производства, сума взыскания в рамках которых составила <.......>

Судебным приставом-исполнителем Камышинского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Волгоградской области вынесены постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа в отношении должников в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях.

Отказывая в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения заочного решения суда путем указания в графе взыскателя иного администратора доходов, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст. ст. 13, 203, 434 ГПК РФ, указал, что требование заявителя о таком изменении способа и порядка исполнения решения не основано на законе, обстоятельства, изложенные истцом в его заявлении, изменением способа и порядка исполнения как таковыми не являются, а являются изменением вступившего в законную силу судебного решения.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.

По смыслу ст. 203 ГПК РФ изменение способа и порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в судебном акте. Изменение способа и порядка исполнения решения предусматривает замену одного вида исполнения другим без изменения существа принятого решения.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 467-О Закон № 229-ФЗ не содержит перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Таким образом, суд разрешает вопрос об изменении способа и порядка исполнения судебного акта с учетом установленных им фактических обстоятельств, влияющих на возможность исполнения судебного акта.

В соответствии с подп. в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе должны быть указаны, в том числе сведения о должнике и взыскателе: для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование, адрес и идентификационный номер налогоплательщика органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов (абз. 5 п. 3).

Главным администратором доходов бюджета в соответствии со ст. 6 БК РФ признается определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ.

В соответствии с абз. 42 ст. 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 160.1 БК РФ бюджетными полномочиями по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов обладает администратор доходов бюджета.

Администраторы доходов бюджета в соответствии с п. 3 ст. 160.1 БК РФ осуществляют указанные бюджетные полномочия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 160.1 БК РФ).

Соответствующий порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 995, которым утверждены Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Правила).

В силу пункта 2 данного постановления Правительства Российской Федерации за федеральными органами государственной власти (государственными органами) и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также за Центральным банком Российской Федерации закреплены источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов согласно приложению (Перечень источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами государственной власти (государственными органами) и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также за Центральным Банком Российской Федерации).

Абзацем 9 п. 4 Правил установлено, что администрирование доходов федерального бюджета в случае вынесения федеральным судом судебного акта либо перечисления денежных средств ответчиком до вынесения федеральным судом судебного акта о взыскании денежных средств по иску (заявлению) прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации и разрешенному в пользу Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В разделе IV Штрафы, пени, платежи, поступающие от реализации конфискованного имущества Приложения к Порядку указано, что администратором дохода денежных средств, полученных от обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений выступает ФССП России.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России не осуществляет полномочия по администрированию дохода федерального бюджета в виде дохода, полученного преступным путем.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделение судебных приставов).

Пунктом 4 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1613 установлено, что Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

В силу пункта 2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Минюста России от 30 марта 2020 г. № 64 (далее – Положение о ТО ФССП) территориальным органом ФССП России является Главное управление (Управление) Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган), действующее на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.

При этом, в силу пп. 25 п. 8 Положения о территориальном органе ФССП территориальный орган осуществляет бюджетные полномочия получателя бюджетных средств и бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета в соответствии с правовыми актами, принятыми главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, с учетом положений приведенных выше правовых норм взыскателем в данном случае является государственный орган, осуществляющий администрирование соответствующего дохода в лиц своего территориального органа - ГУФФСП России по Волгоградской области.

При таком положении обжалуемое определение судьи не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением по делу нового определения об удовлетворении заявления об изменении порядка и способа исполнения решения суда с указанием в исполнительном документе в графе взыскателя администратора доходов ГУФССП России по Волгоградской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 330, 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

определение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 7 ноября 2023 г. отменить, разрешить вопрос по существу.

Заявление Министерства Финансов Российской Федерации об изменении порядка и способа исполнения заочного решения Камышинского городского суда Волгоградской области от 7 февраля 2023 г. удовлетворить.

Изменить порядок исполнения заочного решения Камышинского городского суда Волгоградской области от 7 ноября 2023 г. путем указания в исполнительном документе в графе «взыскатель» администратора доходов - ГУФССП России по Волгоградской области.

Председательствующий