ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-345/2021 от 15.07.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Дело №2-345/2021

89RS0003-01-2021-000333-94

Апелл. дело №33-1430/2021

Судья Миниханова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15.07.2021 город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В., Кравцовой Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Рахимкуловой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Надымским городским судом Ямало-Ненецкого автономного округа гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Шпакова Н.А. - Киселёва М.С. на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2021 по иску Шпакова Н.А. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации Надымского района о признании незаконным отказа во включении в окружной список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество», о возложении обязанности по включению в окружной список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» по даче подачи заявления, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении требований Шпакову Н.А. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации Надымского района о признании отказа во включении в окружной список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество», незаконным, возложении обязанности по включению в окружной список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» по дате подачи заявления.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., пояснения представителя истца - адвоката Киселёва М.С., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Шпаков Н.А. в лице своего представителя Киселёва М.С. обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании отказа во включении в окружной список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество», незаконным, о возложении обязанности по включению в окружной список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» по дате подачи заявления. В обоснование указал, что истец состоял в списках граждан - получателей социальной выплаты в связи с выездом из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области по дате подачи заявления 09.02.2012. На основании приказа Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.11.2018 года истец был исключен из списка граждан программы «Сотрудничество» на основании п.п. «г» п. 2.10 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество», в связи с тем, что супруге истца принадлежало за пределами округа жилое помещение в г. Тюмень. В сентябре 2020 года истец обращался в Департамент с заявлением о восстановлении в списках граждан в рамках программы «Сотрудничество», письмом Департамента от 26.10.2020 года истцу было отказано. С таким решением Департамента истец не согласился, полагал, что подлежит восстановлению в окружном списке по дате подачи заявления с 18.01.2018 года, поскольку жилое помещение было отчуждено супругой истца более пяти лет назад, отказ Департамента от 26.10.2020 просил признать незаконным.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Надымского района.

Истец Шпаков Н.А. в судебном заседании на требованиях настаивал, привел в обоснование доводы, изложенные в исковом заседании.

Представитель истца адвокат Киселёв М.С. в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом. Направил возражения на исковое заявление, в которых указал, что приказом Департамента от 08.02.2013 истец первоначально был включен в окружной список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» в категории «работающие граждане» по дате подачи заявления 09.02.2012. В ходе проверочных мероприятий по заявлению истца о предоставлении социальной выплаты в планируемом году было выявлено, что супруге истца с 03.07.2009 по 11.07.2012 принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. Приказом Департамента от 28.11.2018 истец был исключен из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» по основанию, предусмотренному п.п. «г» п. 2.10 Положения. Обстоятельства отчуждения супругой истца жилого помещения более пяти лет назад, правового значения для признания недействительным приказа Департамента об исключении истца из окружного списка не имеют, поскольку истец подлежал однозначному исключению из окружного списка, в связи отсутствием права на участие в программе и восстановлению по дате первоначального заявления не подлежит. Исключение из окружного списка по основанию п.п. «г» п. 2.10. Положения само по себе не является препятствием для повторного обращения гражданина с заявлением об участии в программе в орган местного самоуправления по истечении пятилетнего срока с момента отчуждения супругой истца жилого помещения за пределами автономного округа. Просил в удовлетворении требований истцу отказать. Рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.

Представитель ответчика Администрации Надымского района Самарский И.В. в судебном заседании требования не признал, указал, что решение об исключении граждан из окружного списка принимается в форме приказа Департамента. Граждане, состоящие в окружном списке, ежегодно, с 01 января по 01 июля предоставляют в органы местного самоуправления заявление по форме, согласно приложению № 6 к Положению о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» (п. 2.12 Положения), которым и является заявление истца от 18.01.2018. Приказ Департамента от 28.11.2018, на основании которого истец исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» по основаниям, предусмотренным п.п. «б» и «г» п. 2.10 Положения, в связи с наличием за пределами автономного округа жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину и (или) членам его семьи, и выявлением в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений, является законным, что установлено решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В настоящее время Шпаков Н.А. состоит в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» по дате подачи заявления 19.03.2019. Рассмотреть вопрос о предоставлении истцу социальной выплаты будет возможным по достижению очередности в сводном списке претендентов на 2021 год, исходя из средств, выделенных из бюджета Тюменской области на реализацию программы «Сотрудничество». Просил в удовлетворении требований отказать.

Третье лицо Шпакова Т.И. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, надлежащим образом.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда не согласен представитель истца Киселев М.С., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое, которым признать незаконным отказ Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.10.2020 об отказе во включении истца в окружной список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» по дате подачи заявления 18.01.2018 и обязать Департамент включить истца в указанный список по дате подачи заявления с 18.01.2018. В обоснование жалобы ссылается на факт обращения истца с заявлением о включении его в указанный список 18.01.2018, данное заявление, по мнению апеллятора, не может расцениваться только лишь как направленное на включение истца в соответствующие списки с целью получения социальной выплаты. По данному заявлению ответчиком должно было быть принято самостоятельное решение, однако этого им сделано не было. Следовательно, истец должен быть включен в список именно с 18.01.2018.

Администрацией Надымского района представлено возражение на апелляционную жалобу, в которой ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Киселев М.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Истец Шпаков Н.А., представители ответчиков Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации Надымского района, третье лицо Шпакова Т.И. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили. Шпаков Н.А. представил в судебную коллегию заявление, в котором просил рассмотреть дело по жалобе на решение от 23.03.2021 без его участия, с участием его представителя - адвоката Киселева М.С., жалобу поддержал.

Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Правительством Тюменской области принято Постановление от 30.12.2014 №705-п, которым утверждена государственная программа по реализации договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа «Сотрудничество».

Как указано в программе, основанием для ее разработки являются Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, постановление Совета Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2004.

Целью программы является дальнейшее социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области, включая интеграционные процессы в экономике и социальной сфере, а одной из задач - оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан, выехавшим на постоянное место жительства с территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа на юг Тюменской области, а также проживающим на территории автономных округов, улучшение жилищных условий граждан (имеющих трех и более детей, в том числе, имеющих невысокий уровень дохода, семей, имеющих детей-инвалидов, семей, в которых дети остались без родителей (единственного родителя), граждан, являющихся участниками программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, молодых семей, граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, иных категорий граждан).

В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, в рамках государственной программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 №705-П, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа принято Постановление от 27.06.2011 N 437-П, которым утверждено Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область.

В соответствии с п. 1.2 указанного Положения (далее - Положение) право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения (жилых помещений) имеют граждане, постоянно проживающие в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ), выезжающие из автономного округа в Тюменскую область, не имеющие жилых помещений в других регионах Российской Федерации, не получавшие социальные выплаты (субсидии), иные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения либо готовое жилое помещение за счет бюджетных средств либо средств организаций, за исключением граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий на территории автономного округа при переселении из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу.

Как следует из материалов дела, Шпаков Н.А. на основании его заявления от 09.02.2012 решением комиссии по реализации мероприятий окружной целевой программы «Жилище» при Администрации муниципального образования Надымский район от 07.03.2012 включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» для приобретения жилья в населенных пунктах юга Тюменской области, по муниципальному образованию Надымский район на 01.12.2012.

Приказом Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.02.2013 № 22-ОД Шпаков Н.А. включен в окружной список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках программы «Сотрудничество» категории «работающие граждане» по дате подачи заявления - 09.02.2012, а по достижении пенсионного возраста переведен в категорию «пенсионеры».

Приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 28.11.2018 № 508-од/ж истец исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» и «г» пункта 2.10 Положения в связи с выявлением в 2018 году в ходе проверочных мероприятий сведений о наличии в собственности супруги истца - Шпаковой Т.И. в период с 03.07.2009 по 11.07.2012 жилого помещения по адресу: <адрес> выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений об отсутствии жилья в собственности.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.07.2020 №33-849/2020 Шпакову Н.А. отказано в удовлетворении его исковых требований к Департаменту муниципального имущества Администрации муниципального образования Надымский район, Администрации муниципального образования Надымский район, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения от 28.11.2018 №508-од/ж об исключении из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество».

В апелляционном определении судебная коллегия указала на обоснованность доводов апелляционной жалобы Шпакова Н.А. о том, что для снятия с учета по подп. «б» п. 2.10 Положения (наличие за пределами автономного округа жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину и (или) членам его семьи) необходимо, чтобы участники имели жилье в собственности на дату принятия такого решения. В то же время признала обоснованным решение Департамента о снятии истца с учета по подп. «г» п. 2.10 Положения - выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

Разрешая заявленные Шпаковым Н.А. в настоящем деле требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец состоит в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество», по дате подачи заявления от 19.03.2019, оснований для включения истца в указанный список по дате подачи заявления от 18.01.2018 не имелось.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.

Так, суд обоснованно исходил из того, что исключение истца из окружного списка по основанию, предусмотренному подп. «г» п. 2.10 Положения, не являлось препятствием для повторного обращения с заявлением об участии в программе в орган местного самоуправления по истечении пятилетнего срока с момента отчуждения супругой истца жилого помещения за пределами автономного округа.

Согласно материалам дела, с повторным заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области Шпаков Н.А. обратился 19.03.2019.

Согласно ответу Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.10.2020 №401-18-01/2675 на обращение представителя истца, Шпаков Н.А. состоит в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество», категория - пенсионеры по старости, исходя из даты подачи заявления от 19.03.2019 составом семьи два человека, включая супругу Шпакову Т.И.

В данном ответе также указано, что восстановление граждан в окружной список возможно только по новой дате заявления о постановке на учет в рамках программы «Сотрудничество».

В ответе от 18.01.2021 №89-04-01-09/361 Департамент вновь сообщил представителю истца, что Шпаков Н.А. состоит в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» по категории «пенсионеры по старости» по дате подачи заявления от 19.03.2019, в сводном списке граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году, Шпаков Н.А. состоит по категории «пенсионеры по старости» по дате подачи заявления от 19.03.2019.

В п. 2.1 Положения установлен перечень документов, предоставляемых гражданами в орган местного самоуправления муниципального района либо городского округа, либо муниципального округа в автономном округе по месту своего жительства в целях включения в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество».

В том числе, согласно данному пункту, граждане предоставляют заявление, форма которого приведена в приложении №1 к Положению.

Данной формой предусмотрена просьба заявителя включить его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, для приобретения жилого помещения в Тюменской области.

Также формой заявления предусмотрено указание на отнесение заявителя к определенной категории граждан, на отсутствие у заявителя и членов его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов Российской Федерации, а также на уведомление заявителя о том, что заведомо ложные сведения, сообщенные в заявлении, могут повлечь отказ во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат.

Форма предусматривает указание на ознакомление заявителя с условиями участия в мероприятиях программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения (жилых помещений, доли в жилом помещении), находящегося в моей собственности и (или) членов семьи заявителя семьи, в муниципальную собственность, и согласие заявителя с обязанностью выполнять эти условия.

Согласно п. 2.12 Положения граждане, состоящие в окружном списке, ежегодно, с 01 января по 01 июля представляют в органы местного самоуправления заявление по форме согласно приложению № 6 к настоящему Положению.

Указанная форма содержит просьбу заявителя включить его в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» в определенном году, а также указание на ознакомление заявителя с условиями участия в программе «Сотрудничество» и его обязанность их выполнять. Формой предусмотрено указание на согласие заявителя и членов его семьи на проведение проверки сведений в органе регистрации прав.

В примечании к форме заявления указано, что данное заявление необходимо представлять ежегодно с 01 января по 01 июля в органы местного самоуправления.

Заявление от 18.01.2018 Шпаковым Н.А. подано еще до принятия Департаментом решения от 28.11.2018 № 508-од/ж об исключении истца из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество». Иными словами, на момент обращения истца с заявлением от 18.01.2018 он еще состоял в указанных списках.

Кроме того, заявление от 18.01.2018 выполнено по форме, предусмотренной приложением №6 к Положению.

Таким образом, заявление истца от 18.01.2018 подано им в соответствии с п. 2.12 Положения, предусматривающем ежегодное предоставление такого заявления гражданами, состоящими в окружном списке, в органы местного самоуправления.

При таких обстоятельствах оснований расценивать заявление Шпакова Н.А. от 18.01.2018 как заявление о включении в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», согласно п. 2.1 Положения, у ответчиков не имелось. Соответственно, у ответчиков не было обязанности принимать по данному заявлению решение о включении или об отказе во включении в окружной список, притом, что на момент подачи этого заявления Шпаков Н.А. еще состоял в таком списке.

С заявлением о включении в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», в соответствии с п. 2.1 Положения Шпаков Н.А. обратился 19.03.2019, о чем указывалось выше. Именно со дня подачи этого заявления истец и состоит в окружном списке. Следовательно, оснований для включения истца в окружной список с 18.01.2018 у ответчиков не имелось.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным ответа Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.10.2020, и, соответственно, обоснованно отказал истцу в удовлетворении его требования о возложении на Департамент обязанности включить истца в окружной список граждан по дате подачи заявления с 18.01.2018.

В этой связи доводы апелляционной жалобы судебная коллегия признает несостоятельными и не влияющими на существо решения. По сути, они повторяют позицию стороны истца, изложенную в исковом заявлении и судебном заседании, однако они основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не влияют на обоснованность выводов суда первой инстанции, полностью соответствующих фактическим обстоятельствам дела и достаточно аргументированных, ввиду чего не могут являться основанием к отмене судебного постановления.

С учетом требований закона и установленных судом обстоятельств, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба истца не содержит.

При разрешении дела существенных нарушений норм процессуального права, указанных в ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Шпакова Н.А. - Киселёва М.С. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи