ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-345/2022 от 13.10.2022 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Карелин А.В. Дело № 2-345/2022

№ 33-2591/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе судьи-председательствующего Софиной И.М.,

судей Алексеевой О.В., Фроловой Ж.А.,

при секретаре судебного заседания Русских Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 13 октября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Администрации города Далматово Курганской области о признании постановления незаконным, возложении обязанности восстановить в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

по апелляционной жалобе Администрации города Далматово Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 28 июля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., пояснения представителя третьего лиц ФИО5, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Администрации города Далматово Курганской области (далее – Администрация г. Далматово) о признании постановления незаконным, возложении обязанности восстановить в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование исковых требований указывала, что относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и имеет право на льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Постановлением Администрации г. Далматово от 21.04.2021 № 75/1 она с составом семьи два человека (сын ФИО6) была принят на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, и включена в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

Постановлением Администрации г. Далматово от 12.05.2022 № 171 снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, и исключена из списков на основании решения Главного управления социальной защиты населения Курганской области (далее – ГУ СЗН) по мотиву обеспеченности жильем сверх учетной нормы. Ссылалась на незаконность, необоснованность, нарушение ее прав названным постановлением и указывала, что собственником дома по адресу: <адрес>, не является, дом принадлежит ее бывшему супругу ФИО7 Жилое помещение, 1/2 доля в праве собственности на которое принадлежит ее сыну ФИО6, приобретено за счет средств материнского (семейного) капитала, в связи с чем в число участников долевой собственности подлежат включению несовершеннолетие дети, а доли в праве собственности на него подлежат перераспределению.

Просила суд признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Далматово от 12.05.2022 № 171 о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключении из списка граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений; обязать Администрацию г. Далматово принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить в указанные списки под прежними учетными номерами с 21.04.2021.

В судебном заседании истец ФИО4 на удовлетворении исковых требований настаивала и поясняла, что по причине необеспеченности жильем вынуждена проживать в жилом помещении бывшего супруга, где также проживает ее сын ФИО6, прекративший совместное проживание с супругой и детьми в 2018 году.

Представитель ответчика Администрации г. Далматово, представители третьих лиц ГУ СЗН, Администрация Далматовского района, Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее – ОПФР по Курганской области), третьи лица ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежаще, представительОПФР по Курганской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, иные лица о причинах неявки суд не уведомили.

Судом постановлено решение об удовлетворении иска ФИО4, признании незаконным постановление Администрации г. Далматово от 12.05.2022 № 171 о снятии ФИО4 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложении на Администрацию г. Далматово обязанности восстановить ФИО4 с составом семьи два человека в очереди граждан, жилые помещения которым подлежат предоставлению в жилищном фонде социального использования во внеочередном порядке, с 21.04.2021; взыскании с Администрации г. Далматово в пользу ФИО4 расходов по уплате госпошлины в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе Администрация г. Далматово просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы указывает, что материалы учетного дела свидетельствуют об обеспеченности истца жильем площадью 13,45 кв.м, поскольку жилой дом площадью 28,4 кв.м по адресу: <адрес>, является совместной собственностью ФИО4 и ее бывшего супруга ФИО7, как приобретенный ими в период брака. Зарегистрированный в данном жилом помещении сын истца ФИО6 по данным Единого государственного реестра недвижимости является собственником 1/2 доли квартиры площадью 23,9 кв.м по адресу: <адрес>. В связи с обеспеченностью ФИО4 жильем площадью более учетной нормы (12 кв.м), оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось, поэтому оспариваемое постановление устранило допущенное нарушение законодательства при принятии решения о постановке ФИО4 на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данные обстоятельства не получили надлежащей оценки суда первой инстанции.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В письменном отзыве ГУ СЗН доводы апелляционной жалобы Администрация г. Далматово поддерживает.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица ГУ СЗН по доверенности ФИО5 доводы апелляционной жалобы ответчика поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Иные участвовавшие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили. Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявивишихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями или собственниками жилых помещений, членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями или собственниками жилья, членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

В соответствии с чч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Далматовской городской Думы от 29.12.2005 № 96 учетная норм площади жилого помещения в целях принятия граждан Администрацией г. Далматово на учет нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

На основании ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 56 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Курганской области от 07.09.2007 № 369 утверждено Положение о Главном управлении социальной защиты населения Курганской области, в соответствии с которым ГУ СЗН осуществляет выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненным к ним лицам, вставшим на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющим право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на граждан из подразделений особого риска».

Приказом Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 25.03.2020 № 131 утверждён Порядок формирования и утверждения сводных списков граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в планируемом году, оформления, выдачи и вручения государственных жилищных сертификатов, ведения реестров выданных государственных жилищных сертификатов на территории Курганской области в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно пп. 3, 8, 9 указанного Порядка сводные списки граждан - получателей сертификатов формируются и утверждаются начальником ГУ СЗН. При этом ГУ СЗН вправе запрашивать учётные дела граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и осуществлять их проверку на соответствие условиям предоставления гражданам - участникам ведомственной целевой программы социальной выплаты (право гражданина на получение выплаты, правильность принятия гражданина органом местного самоуправления на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, правильность оформления и полнота представления документов, необходимых для выдачи сертификата).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО4, <...> года рождения, является гражданином, выехавшим добровольно в 1960 году из населенного пункта Н. Белоярка Катайского района Курганской области, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и имеет право на льготы и компенсации, указанные в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 10).

С 16.08.1986 по 24.11.2020 ФИО4 состояла в зарегистрированном браке с ФИО7 (л.д. 13, 14, 43, 44).

С 07.12.1987 ФИО4 состоит на регистрационном учете и проживает в одноэтажном жилом деревянном доме общей площадью 28,4 кв.м, 1940 года постройки, по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит бывшему супругу истца ФИО7 на праве единоличной собственности, поскольку приобретено им на основании договора купли-продажи от 18.11.1987 на денежные средства, полученные в дар от отца по договору от 18.11.1987 (л.д. 6, 8, 15, 16-17). Также регистрацию в данном жилом помещении по месту жительства с 07.12.1987 имеет собственник ФИО7, а с 11.08.2014 – сын истца от первого брака ФИО6 (л.д. 1-13, 45, 46, 92).

С 26.02.2015 ФИО6 и его супруга ФИО11 являются участниками равнодолевой собственности (по 1/2 доле каждый) на квартиру общей площадью 23,9 кв.м по адресу: <адрес>, где также проживают их несовершеннолетние дети ФИО1, <...> года рождения, ФИО2, <...> года рождения, и ФИО3, <...> года рождения (л.д. 36, 49, 50, 51-53, 54, 93, 97).

По данным Единого государственного реестра недвижимости, ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» ФИО4 недвижимого имущества в собственности на территории Российской Федерации не имеет, ФИО6 помимо жилого помещения площадью 23,9 кв.м, приобретенного в 2015 году, собственником иного имущества не значится (л.д. 34, 74, 75 ).

Постановлениями Администрации г. Далматово от 21.04.2021 № 75/1 и от 01.07.2021 № 112 ФИО4 с составом семьи два человека (сын ФИО6) принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (за номером 38), и в список граждан, жилые помещения которым будут предоставляться на условиях социального найма в жилищном фонде социального использования (за номером 655); признана участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (л.д. 18, 81, 84).

В связи с обращением ФИО4 с заявлением о выдаче ей, как участнику ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Курганской области ГУ СЗН проведена проверка учетного дела ФИО4, по результатам которой на основании предположения о принадлежности заявителю и ее бывшему супругу жилого помещения общей площадью 28,4 кв.м на праве совместной собственности, учитывая площадь жилого помещения, приходящуюся на долю ФИО6 (23,9 кв.м х 1/2 долю), и количество лиц, имеющих право пользования жилым помещением по месту регистрации заявителя (три человека), ГУ СЗН сделало вывод об обеспеченности ФИО4 жильем сверх учетной нормы (13,45 кв.м), а, соответственно, о необоснованном принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 20-21).

Постановлением Администрации г. Далматово от 12.05.2022 № 171 ФИО4 снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жильем сверху учетной нормы, исключена из списка граждан, подлежащих обеспечению жильем в жилищном фонде социального использования, и из списка граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (л.д. 100).

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в пользовании истца имеется жилое помещение бывшего супруга по <адрес> в <адрес> (28,4 кв.м) и 1/4 часть жилого помещения по <адрес> в <адрес>, приобретенного семьей ФИО6 за счет средств материнского (семейного) капитала (23,9 / 4 = 5,97 кв.м). В совокупности указанной жилой площадью пользуются три человека, на каждого из них приходится 11,45 кв.м общей площади жилья ((28,4 + 5,97) / 3), поэтому ФИО4 обеспечена жилой площадью ниже установленной учетной нормы, следовательно, правомерно была принята Администрацией г. Далматово на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановление о снятии истца с учета нуждающихся вынесено ответчиком незаконно.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается и отмечает, что в силу чч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения могут быть отнесены не только проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители, но и иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Такие лица имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Как видно из материалов дела, ФИО4 после расторжения брака продолжает проживать в квартире своего бывшего мужа, то есть пользуется данным жилым помещением наравне с собственником. Требование о выселении к ней не предъявлено, соглашения с собственником о временном пользовании данным жилым помещением не имеется. В этой квартире также проживает сын истца ФИО6

В квартире общей площадью 23,9 кв.м по адресу: <адрес>, 1/2 доля в праве собственности на которую принадлежит ФИО6, проживают ФИО11, несовершеннолетние ФИО1, ФИО2 и ФИО3

Таким образом, с учетом требований ч. 2 ст. 51 ЖК РФ и количества фактически проживающих в указанных помещениях лиц обеспеченность ФИО4 жилой площадью рассчитана судом верно и не превышает установленной в г. Далматово учетной нормы (12 кв.м).

В этой связи постановление Администрацией г. Далматово о снятии ФИО4 с учета нуждающихся в получении жилья, исключении из списка граждан, подлежащих обеспечению жильем в жилищном фонде социального использования, и из списка граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, является незаконным, нарушает жилищные права истца.

Постановленное судом решение сомнений в законности и обоснованности не вызывает. Выводы суда подробно мотивированы в решении, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела. Материальный закон применен и истолкован судом правильно, нарушений процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основанием к отмене решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь повторяют правовую позицию ответчика, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Далматовского районного суда Курганской области от 28 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Далматово Курганской области – без удовлетворения.

Судья - председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.10.2022.