Судья Паршукова Н.В. Дело № 2-3471/2019
33-812 /2020 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2020 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Поникаровской Н.В.
судей Харитоненко Н.В., Алексенко Л.В.
при секретаре Зининой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 07 октября 2019 года, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 16 мая 2019 г. № в части не включения в специальный стаж ФИО1 периодов его работы с 27 сентября 1993 г. по 12 февраля 1998 г. в должности матера котельного цеха № 2, с 13 февраля 1998 г. по 30 октября 2002 г. в должности старшего мастера цеха централизованного ремонта (ЦЦР) ТЭЦ г. Бишкек – филиал ОАО «Электрические станции».
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) обязано включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды его работы с 27 сентября 1993 г. по 12 февраля 1998 г. в должности матера котельного цеха № 2, с13 февраля 1998 г. по 30 октября 2002 г. в должности старшего мастера цеха централизованного ремонта (ЦЦР) ТЭЦ г. Бишкек – филиал ОАО «Электрические станции» и назначить ему досрочную страховую пенсию на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 29 октября 2018 г.
С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) в пользу ФИО1 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя УПФ РФ ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО1 и его представителя ФИО3, просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику, указав, что в связи с наличием необходимой продолжительности специального стажа 29 октября 2018 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В назначении пенсии ему было отказано, а в стаж, дающий право на назначении досрочной пенсии не были включены периоды его с 27 сентября 1993 г. по 12 февраля 1998 г. в должности мастера котельного цеха № 2; с 13 февраля 1998 г. по 30 октября 2002 г. в должности старшего мастера цеха централизованного ремонта (ЦЦР) ТЭЦ г. Бишкек – филиал ОАО «Электрические станции».
Полагая отказ необоснованным, просил обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 29 октября 2018 г.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, полагая, что работа истца в условиях, предусмотренных Списком № 2, не подтверждена, поскольку данных о том, что истец осуществлял работу по ремонту оборудования в местах его установки.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Так, в силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Подпунктом «б» п. 1 указанного Постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
В ходе рассмотрения дела установлено, что 29 октября 2019 г. ФИО1 обратился в УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 16 мая 2019 г. № истцу отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения. Специальный стаж ФИО1 на дату обращения составил 00 лет 00 месяцев 00 дней (требуемый не менее 6 лет 3 месяца).
Как следует из письма Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 17 мая 2019 г. №, на основании представленных документов в специальный стаж истца не включены периоды:
ТЭЦ г. Бишкек – филиал ОАО «Электрические станции»
- с 27 сентября 1993 г. по 12 февраля 1998 г. в должности мастера котельного цеха № 2 (с 1 января 1998 г. цех переименован в цех централизованного ремонта (ЦЦР)).
- с 13 февраля 1998 г. по 30 октября 2002 г. в должности старшего мастера цеха централизованного ремонта, поскольку вышеуказанные периоды работы проходили на территории Кыргызской Республики.
Принимая оспариваемое решение и удовлетворяя иск ФИО1, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, руководствуясь как положениями пенсионного законодательства Российской Федерации, так и нормами Соглашению о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., правильно исходил из того, что работа истца в спорные периоды проходила в должностях и условиях предусмотренных Списком № 2 (от 26 января 1991 г. № 10) и поэтому подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
С учетом продолжительности такого стажа и возможности назначения пенсии со снижением пенсионного возврата, суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить истцу пенсию с 29 октября 2018 года.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью таких выводов, поскольку они основаны на совокупности исследованных судом доказательств, подтверждены материалами дела и основаны на законе.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, а равно и результат оценки доказательств по делу, подробно приведены в решении и возражений со стороны апелляционной инстанции не вызывают.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Республика Кыргызстан является участником Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Абзацем 2 п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р, предусмотрено, что трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).
Условие об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов этих государств, является обязательным для зачета в стаж периодов работы по найму, имевших место после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
Согласно представленным сведениям социального фонда Кыргызской Республики от 26 февраля 2019 г. на ФИО1 за период с 1996 г. по 2018 г. перечислялись страховые взносы, в подтверждение чего представлена выписка из личного страхового дела истца.
Таким образом, факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, является подтвержденным.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, в разделе XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются 2140000б-23362 мастера, старшие мастера по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления) в местах его установки 2140000б-23398 мастера, старшие мастера производственных участков котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи.
Таким образом, мастера и старшие мастера приобретают право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2 только при условии занятости при ремонте оборудования в местах его установки или на производственных участках в указанных выше цехах.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80% рабочего времени.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленной трудовой книжки истца, он 27 сентября 1993 г. был принят в котельный цех № 2 ТЭЦ г. Бишкек на должность мастера. С 1 января 1998 г. котельный цех № 2 реорганизован в цех централизованного ремонта (ЦЦР). 13 февраля 1998 г. истец переведен на должность ст. мастера ЦЦР, а 01 ноября 2002 г. переведен заместителем главного инженера по ремонтам.
Согласно справке уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и, подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, от 24 октября 2018 г. №, выданной Филиалом ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек, ФИО1 постоянно полный рабочий день работал с 27 сентября 1993 г. по 12 февраля 1998 г. в должности мастера котельного цеха № 2, с 13 февраля 1998 г. по 30 октября 2002 г. в должности старшего мастера цеха централизованного ремонта (ЦЦР) в производстве ТЭЦ г. Бишкек – филиал ОАО «Электрические станции».
Данная профессия предусмотрена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 1996 г. № 298, а также Списком № 2 разделом XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», кодом позиции 2140000б-23362. Основание: личная карточка формы Т-2, приказы по личному составу, лицевые счета по заработной плате за 1993 г. по 2013 г., штатное расписание 1993-2013 гг., должностные инструкции, акты выполненных работ за 1993-2013 гг.
При сопоставлении Списков № 2 Российской Федерации и Кыргызской Республики видно, что кодом позиции 2140000б-23362. разделом XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 1996 г. № 298 предусмотрены мастера, старшие мастера по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления в местах его установки.
Таким образом, условия труда и характер выполняемой работы по указанным Списком аналогичен, также предусматривает ремонт оборудования в местах его установки, в связи с чем льготная справка, выданная Филиалом ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек, является надлежащим и достоверным доказательством того, что истец выполнял работы по ремонту оборудования в местах его установки.
Более того, Филиал ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек указало, что при начислении и выплаты пенсий работникам, занятым полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2, руководствуется действующим Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 1996 г. № 298.
В ходе рассмотрения дела на запрос суда Филиал ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек подтвердило обоснованность выдачи истцу справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, от 24 октября 2018 г. №.
В обоснование своей правовой позиции представителем истца в судебное заседание представлена должностная инструкция мастера ЦЦР по ремонту поверхностей нагрева котельного оборудования ЦЦР-Д № 6 ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек от 11 января 1994 г. сроком действия до 11 января 2000 г. и должностная инструкция старшего мастера ЦЦР по ремонту поверхностей нагрева котельного оборудования ЦЦР-Д № 21 ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек от 20 февраля 1998 г. сроком действия до 20 февраля 2001 г.
Из должностной инструкции мастера ЦЦР по ремонту поверхностей нагрева котельного оборудования ЦЦР-Д № 6 ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек от 11 января 1994 г. следует, что данная инструкция предназначена для мастера ЦЦР по ремонту поверхности нагрева котельного оборудования, основной задачей мастера ЦЦР является обеспечение надежной работы оборудования путем организации и проведения своевременного и качественного его ремонта.
Зоной обслуживания мастера является: мастерская с установленным в ней оборудованием. Мастер организует выполнение подготовительных работ по техническому освидетельствованию котлонадзора согласно графику, после выполнения капитального и среднего ремонта оборудования обязан составлять отчетную документацию на выполнение работ.
Из должностной инструкции старшего мастера ЦЦР по ремонту поверхностей нагрева котельного оборудования ЦЦР-Д № 21 ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек от 20 февраля 1998 г. следует, что данная инструкция предназначена для старшего мастера ЦЦР по ремонту поверхности нагрева котельного оборудования основной задачей старшего мастера ЦЦР является обеспечение надежной работы оборудования путем организации и проведения своевременного и качественного его ремонта. Зоной обслуживания мастера является: мастерская с установленным в ней оборудованием. Мастер организует выполнение подготовительных работ по техническому освидетельствованию котлонадзора согласно графику, проводит проверку сварочных трансформаторов, комплектует отчетную документацию на выполнение ремонтных работ.
При таком положении наименование должности (профессии) истца в спорные периоды с 27 сентября 1993 г. по 12 февраля 1998 г. и с 13 февраля 1998 г. по 30 октября 2002 г. соответствует наименованию, указанному в Списке № 2, указанные выше документы подтверждает его занятость именно на ремонте котельного оборудования.
Доводы пенсионного органа о том, что из приведенной выше должностной инструкции следует, что ремонт оборудования проводился не в местах его установки, а в самой мастерской не могут быть признаны обоснованными, поскольку из инструкции это прямо не следует, а также противоречат данным, изложенной в справке, уточняющей условия труда, выданной самим работодателем.
Допустимых и достоверных доказательств того, что работа истца в спорные периоды проходила в иных условиях пенсионным органом не представлено.
Поскольку в ходе рассмотрения дела ФИО1 были представлены допустимые доказательства, подтверждающие необходимые данные о работе в спорные периоды, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении его иска.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут повлиять ни на выводы суда, ни на законность решения суда в целом.
С учетом изложенного принятое судом решение является законным и обоснованным и оснований к его отменен апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 07 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: