ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-349/17 от 11.10.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Лукичева Л.В. дело № 33-16495/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Екатеринбург 11.10.2019

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волошковой И.А., судей Кучеровой Р.В., Подкорытовой Н.П. при ведении протокола помощником судьи Поповой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-349/2017 по иску прокурора Октябрьского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах субъекта Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, государственному унитарному предприятию Свердловской области «Распорядительная дирекция Мингосимущества Свердловской области», обществу с ограниченной ответственностью «Свердловский завод безалкогольных напитков «Тонус», обществу с ограниченной ответственностью «Айседора» о возложении обязанности

по частной жалобе Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на определение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 03.07.2019.

Заслушав доклад председательствующего Волошковой И.А., объяснения представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - ФИО1, поддержавшей доводы частной жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Беловой К.С., возражавшей относительно доводов жалобы и согласной с определением суда, судебная коллегия

установила:

вступившим в законную силу 01.03.2018 решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 03.11.2017 частично удовлетворен иск прокурора Октябрьского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах субъекта Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО), государственному унитарному предприятию Свердловской области «Распорядительная дирекция Мингосимущества Свердловской области» (далее - ГУП СО «Распорядительная дирекция МУГИСО), обществу с ограниченной ответственностью «Айседора» (далее - ООО «Айседора») о возложении обязанности, на МУГИСО, ООО «Айседора» (ИНН ... возложена обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия «Комплекс медопивоваренного завода ФИО2 и ФИО3», расположенного по адресу: ... пропорционально принадлежащим долям в праве на объект, на ГУП СО «Распорядительная дирекция МУГИСО» возложена обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия «Комплекс медопивоваренного завода ФИО2 и ФИО3», расположенного по адресу: ... пропорционально принадлежащей доле в праве на объект, в удовлетворении остальной части иска, также в удовлетворении иска к ООО «Свердловский завод безалкогольных напитков «Тонус» отказано.

08.05.2019 в Октябрьский районный суд г.Екатеринбурга поступило заявление МУГИСО о замене должника в исполнительном производстве № с МУГИСО на правопреемника - Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» (далее - ГБУК СО НПЦ).

В обоснование заявления указано, что 14.12.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области возбуждено исполнительное производство № -ИП (взыскатель- прокуратура Октябрьского района г.Екатеринбурга, должник - МУГИСО, предмет исполнения - возложение обязанности на МУГИСО, ООО «Айседора»

в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия «Комплекс медопивоваренного завода ФИО2 и ФИО3», расположенного по адресу: г..., пропорционально принадлежащим долям в праве на объект). 18.12.2018 Правительством Свердловской области издано Распоряжение 786-РП о закреплении объекта недвижимости лит. А-А6 на праве оперативного управления за ГБУК СО НПЦ в целях проведения в отношении него ремонтно-реставрационных работ. В соответствии с указанным распоряжением право оперативного управления ГБУК СО НПЦ на объект недвижимости лит. А-А6 возникает с 01.03.2019. Право оперативного управления зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (№ от 28.02.2019). В соответствии с уставной деятельностью ГБУК СО НПЦ создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере сохранения, использовании и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской федерации. ГБУК СО НПЦ является государственным заказчиком научно-проектных, реставрационных и ремонтно-восстановительных работ на объектах культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, имеет лицензию на проведение работ на объектах культурного наследия. Закрепление объекта недвижимости лит. А-А6 за ГБУК СО НПЦ согласуется с уставной деятельностью Учреждения и приведет к достижению целей эффективного использования объекта и проведению необходимых ремонтно-реставрационных работ на нем.

Ссылаясь на статью 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статью 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статью 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 210,214,296,298 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», а также ссылаясь на абзац 2 пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ, МУГИСО считает, что имеются основания для замены должника в исполнительном производстве с МУГИСО на ГБУК СО НПЦ, поскольку процессуальное правопреемство обусловлено правопреемством в материальном праве и допускается при установлении факта перехода к правопреемнику функций правопредшественника.

Определением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 03.07.2019 отказано в удовлетворении заявления МУГИСО о замене должника в исполнительном производстве по гражданскому делу по иску прокурора Октябрьского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах субъекта Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к МУГИСО, ГУП СО «Распорядительная дирекция МУГИСО, ООО «Свердловский завод безалкогольных напитков «Тонус», ООО «Айседора» о возложении обязанности.

В частной жалобе МУГИСО просит определение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 03.07.2019 отменить, разрешить вопрос по существу, удовлетворить заявление МУГИСО о замене должника в исполнительном производстве № 38120/18/66062-ИП с МУГИСО на правопреемника - ГБУК СО НПЦ. Продолжает настаивать на доводах, которые, по его мнению, безосновательно были отклонены судом первой инстанции. Полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Учитывая положения части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание характер разрешаемого процессуального вопроса, судебная коллегия определила рассмотреть частную жалобу при данной явке. Информация о времени и месте рассмотрения частной жалобы размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.

Исполнительное производство является стадией гражданского процесса. Замена стороны правопреемником на стадии исполнения судебного акта производится определением суда в порядке, предусмотренном статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве.

Частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Согласно части 1 и пункту 1 части 2 статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Судебный пристав -исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.

В качестве общего правила, которое определяет возможность процессуального правопреемства, возникающего на основе правопреемства материально-правового, закон закрепил изменение субъектного состава спорного правоотношения - выбытие одной из его сторон.

Поскольку правопреемство как институт гражданского процессуального права неразрывно связано с правопреемством как институтом гражданского права, так как необходимость привести процессуальное положение лиц, участвующих в деле, в соответствие с их юридическим интересом обусловливается изменениями в материально-правовых отношениях, то переход субъективного права или обязанности в гражданском правоотношении, по поводу которого производится судебное разбирательство, к другому лицу служит основанием для гражданского процессуального правопреемства.

Правопреемство в исполнительном производстве происходит к тех случаях, когда права или обязанности одного из субъектов материального правоотношения переходят к другому лицу, которое не принимало участия в данном производстве.

Из материалов дела следует, что 14.12.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области возбуждено исполнительное производство № (взыскатель- прокуратура Октябрьского района г.Екатеринбурга, должник - МУГИСО, предмет исполнения - возложение обязанности на МУГИСО, ООО «Айседора» в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия «Комплекс медопивоваренного завода ФИО2 и ФИО3», расположенного по адресу: ... пропорционально принадлежащим долям в праве на объект).

На праве собственности Свердловской области принадлежит объект культурного наследия - часть здания производственного корпуса - помещения, общей площадью 3347 кв.м., назначение: нежилое, расположенные по адресу: ...

28.02.2019 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области зарегистрировано право оперативного управления ГБУК СО НПЦ на объект недвижимости (объект культурного наследия) - часть здания производственного корпуса - помещения, общей площадью 3347 кв.м., назначение: нежилое, расположенные по адресу: ...), возникновение права оперативного управления имуществом - с 01.03.2019 (Распоряжение Правительства Свердловской области 786-РП от 18.12.2018 о закреплении государственного казенного имущества Свердловской области на праве оперативного управления за ГБУК СО НПЦ).

Необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому.

Таким образом, в целях определения возможности процессуального правопреемства судом должно быть установлено наличие правопреемства в спорном материальном правоотношении.

МУГИСО является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области, осуществляющим управление и распоряжение объектами государственной собственности Свердловской области в сфере использования государственного имущества Свердловской области, его приватизации (подпункт 2 пункта 1 Положения о МУГИСО, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2012 № 824-ПП).

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотренозакономили договором.

Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,296).

Государственное или муниципальноеунитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленныхзаконом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Распоряжением Правительства Свердловской области 786-РП от 18.12.2018 о закреплении государственного казенного имущества Свердловской области на праве оперативного управления за ГБУК СО НПЦ установлено, что право оперативного управления на объект культурного наследия - часть здания производственного корпуса - помещения, общей площадью 3347 кв.м., назначение: нежилое, расположенные по адресу: ..., возникает с 01.03.2019.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением (абзац 2 пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Денежные средства на ремонт и реставрацию объекта культурного наследия - часть здания производственного корпуса - помещения, общей площадью 3347 кв.м., назначение: нежилое, расположенные по адресу: ... не предоставлены ГБУК СО НПЦ. Согласно Уставу ГБУК СО НПЦ является унитарной некоммерческой организацией, основной вид деятельности - обеспечение сохранения и использование объектов культурного наследия.

В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 № 994-ПП утверждена государственная Программа Свердловской области «Государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, до 2024 года.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 25 Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2014 № 790-ПП, ответственный исполнитель государственной программы осуществляет функции государственного заказчика товаров, работ, услуг, приобретение, выполнение или оказание которых необходимо для реализации государственной программы. Ответственным исполнителем Государственной программы является Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (в силу статей 10,11 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ исполнительный орган государственной власти Свердловской области, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе осуществляющим государственный надзор в данной сфере).

При этом Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (уполномоченный орган в сфере охраны объектов культурного наследия) не наделено Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ функциями заказчика работ по сохранению объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ, включают в себя выдачу задания и разрешения на проведение работ, согласование проектной документации, обосновывающей проведение указанных работ, а также осуществление государственного надзора за выполнением работ по сохранению объектов культурного наследия.

ГБУК СО НПЦ не имеет лицензии в сфере сохранения объектов культурного наследия, осуществляет функции заказчика по договорам.

В силу пункта 12 статьи 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ при передаче третьим лицам прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенного в реестр, в том числе находящимся в государственной или муниципальной собственности, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, не освобождается от ответственности за выполнение установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении объекта культурного наследия.

Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что закрепление государственного казенного имущества Свердловской области (объект культурного наследия - часть здания производственного корпуса - помещения, общей площадью 3347 кв.м., назначение: нежилое, расположенные по адресу: ...) на праве оперативного управления за ГБУК СО НПЦ не влечет правопреемства в материально-правовом смысле.

Необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.

Вопреки доводам частной жалобы передача государственного казенного имущества Свердловской области (объекта культурного наследия - часть здания производственного корпуса - помещения, общей площадью 3347 кв.м., назначение: нежилое, расположенные по адресу: ...) на праве оперативного управления ГБУК СО НПЦ не влечет выбытия МУГИСО из отношений, в которых оно является должником по исполнительному производству №

Доводы частной жалобы о том, что, по мнению апеллянта, имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения заявления МУГИСО о замене должника в исполнительном производстве № с МУГИСО на правопреемника - ГБУК СО НПЦ, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.

Ссылка в частной жалобе на бюджетные правоотношения не влечет отмену обжалуемого определения суда, поскольку предметом спора бюджетные правоотношения не являются.

Внесенные в Распоряжение Правительства Свердловской области от 18.12.2018 № 786-ПП изменения Распоряжением Правительства Свердловской области от 20.08.2019 № 425-РП (изложение пункта 4 в иной редакции) не являются основанием для удовлетворения заявления МУГИСО о замене должника в исполнительном производстве № с МУГИСО на правопреемника - ГБУК СО НПЦ.

Предусмотренных законом оснований для отмены определения Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 03.07.2019 по доводам частной жалобы не имеется, в связи с чем судебная коллегия оставляет определение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 03.07.2019 без изменения, частную жалобу МУГИСО - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 329, 333, 334, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

определение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 03.07.2019 оставить без изменения, частную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий И.А. Волошкова

Судьи Р.В. Кучерова

Н.П. Подкорытова