ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3512/20 от 05.04.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Алферьевская С.А.

Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-1904/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 апреля 2021 года г.Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Герман М.А.,

судей Васильевой И.Л., Коваленко В.В.,

при секретаре Шаломовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3512/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) о признании незаконным решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить период работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании возобновить выплату досрочной страховой пенсии по старости

по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22 декабря 2020 года,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное), в обоснование указав, по достижению возраста 50 лет, с 30.04.2016 ему назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В октябре 2020 года в сроки, установленные для выплаты пенсии, он ее не получил. 27.10.2020 на его обращение из Г"У - УПФР в Иркутском районе Иркутской области получен письменный ответ, в котором указывалось, что период его трудовой деятельности с 01.01.2004 по 30.06.2005 не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, так как наименование организации не соответствует требованиям п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». В результате чего его стаж на соответствующих видах работ составил 24 года 17 дней при требуемом 25 лет. Данные обстоятельства повлекли за собой отмену решения о назначении страховой пенсии и об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Считает, что ответчик необоснованно прекратил выплату страховой пенсии в связи с исключением из его специального стажа периода работы с 01.01.2004 по 30.06.2005. При включении в подсчет специального стажа указанного периода, то есть с 01.01.2004 по 30.06.2005, а также периодов, которые пенсионным органом не оспариваются, у него имеется необходимый специальный стаж 25 лет.

Уточнив исковые требования ФИО1 просил суд признать незаконными решения ГУ – УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости и об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных службы) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, период работы с 01.01.2004 по 30.06.2005 в должности начальника караула в Государственном учреждении - Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Мамско-Чуйского района; признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости и возобновить выплату пенсии с 1 октября 2020 г. согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 22 декабря 2020 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 просит об отмене решения суда, указывая, что административная реформа МЧС России началась с января 2005 года, до этого срока разделения на федеральную и региональную службы не было, в связи с чем период до 1 января 2005 г. подлежит включению в стаж. Также включению в стаж подлежит период с 1 января 2005 г., поскольку учреждение, в котором работал истец было создано в 2001 году после Указа Президента РФ от 9 ноября 2001 г., которое входило в систему МЧС России. Истец работал в одном и том же учреждении, работа в котором дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Письменных возражений на доводы жалобы не поступило.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения представителя истца ФИО1 ФИО2, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Государственная противопожарная служба подразделяется на Федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, пункта 6 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385, на Федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», на противопожарную службу субъектов Российской Федерации возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, ФИО3 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 04 марта 1999 г., что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

5 апреля 2016 г. ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 назначена досрочная страховая пенсия по старости с 30 апреля 2016 г. бессрочно.

В период с 21 апреля 2020 г. по 27 апреля 2020 г. Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области проведена проверка первичных документов Государственного учреждения – Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мамско-Чуйского района, послуживших основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за период с 1 января 2003 г. по 30 июня 2005 г., в том числе в отношении ФИО1

По результатам проверки составлен акт от 29 апреля 2020 г., согласно которому сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части трудового стажа признаны недостоверными и подлежащими корректировке за период с 1 января 2003 г. по 30 июня 2005 г.

В акте указано, что право на пенсию в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставлено работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Включение периода работы в противопожарных службах субъектов Российской Федерации, в том числе Иркутской области в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, не предусмотрено.

Согласно приказу от 30 декабря 2003 г. № 299 с 30 декабря 2003 г. созданы Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на базе отрядов и частей ГПС городов и районов Иркутской области. Согласно Положению от 24 декабря 2003 г. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мамско-Чуйского района является оперативным структурным подразделением Главного управления по делам ГО и ЧС Иркутской области.

На основании акта по результатам камеральной проверки от 29 апреля 2020 г. ГУ-УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) принято решение от 9 ноября 2020 г. № 193/1, которым: отменено решение о назначении ФИО1 страховой пенсии по старости от 18 апреля 2016 г. № 019000316; ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ в государственной противопожарной службе.

Кроме того, решением ГУ-УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) от 9 сентября 2020 г. № 200000004980 выплата страховой пенсии по старости ФИО1 прекращена с 1 октября 2020 г. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно записям в трудовой книжке на имя истца, ФИО1 10 сентября 1987 г. принят на должности начальника караула в ППЧ – 6; 3 мая 1989 г. уволен переводом в р-к Луговое; 17 мая 1989 г. принят переводом из ППЧ в теплоцех монтажником внутреннего сантехнического оборудования по 4 разряду; 25 октября 1990 г. уволен переводом в Мамско-Чуйское ППЧ; 5 ноября 1990 г. принят переводом в ППЧ – 27 пожарным; 1 июля 1991– переведен начальником караула ППЧ – 27; 1 сентября 1992 г. переведен начальником ком. части ППЧ – 27; 27 января 1995 г. на основании пр. № 12 от 27 января 1995 г. УГПС УВД Иркутской области отряд пожарной охраны переименован на Отряд государственной пожарной службы МВД УГПС УВД Иркутской области; 8 февраля 2002 г. изменено наименование отряда на Мамско-Чуйский отряд государственной противопожарной службы МЧС России УГПС по Иркутской области; 30 декабря 2003 г. изменено наименование отряда на МЧС России Управление по делам ГО и ЧС Мамско-Чуйского района Иркутской области; 30 июня 2005 г. уволен переводом в распоряжение филиала областного государственного учреждения по вопросам пожарной безопасности – Пожарно-спасательный отряд № 21 по охране Мамско-Чуйского района.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, обоснованно пришел к выводу о том, что ГУ – УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) правомерно отказано ФИО1 во включении периода работы с 1 января 2004 г. по 30 июня 2005 г. в специальный стаж по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и принято решение об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.

При этом суд исходил из того, что в соответствии с п. 18 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено только сотрудникам федеральной противопожарной службы, которым ФИО1 не являлся, в связи с чем доводы о том, что, несмотря на переименование организации, где работал ФИО1, характер его деятельности и профессиональные обязанности в спорный период не изменились, на содержание решения не влияет.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что решение ГУ – УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) от 09.09.2020 № 200000004980 о прекращении выплаты истцу страховой пенсии по старости также является правомерным.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что

Судом достоверно установлено, что в спорный период работы с 1 января 2004 г. по 30 июня 2005 г. в ГУ-Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мамско-Чуйского района имел место после регистрации ФИО1 в системе обязательного пенсионного страхования, в выписке из индивидуального лицевого счета данный период работы указан без кода особых условий труда.

Кроме того, в справке ГУ МЧС России по Иркутской области от 12 августа 2020 г. приведены сведения о преобразованиях профессиональной пожарной части № 27 Мамско-Чуйского отряда профессиональной пожарной охраны Управления пожарной охраны УВД Иркутского облисполкома по охране пос. Луговской.

Согласно данной справке с 1 января 2004 г. Мамско-Чуйский отряд Государственной противопожарной службы Управления Государственной противопожарной службы МСЧ России Иркутской области преобразован в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мамско-Чуйского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуация Иркутской области, а с 1 июля 2005 г. в Пожарно-спасательный отряд № 21 – филиал Областного государственного учреждения «Служба Иркутской области по вопросам пожарной безопасности».

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции об отказе во включении периода работы с 1 января 2004 г. по 30 июня 2005 г. в специальный стаж по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку в период с 1 января 2004 г. по 30 июня 2005 г. ФИО1 работал в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мамско-Чуйского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуация Иркутской области, которое относилось к противопожарной службе субъекта Российской Федерации, что подтверждается дополнительно полученными документами. Данное Управление не входило в федеральную противопожарную службу, являющуюся подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Более того, по результатам проведенной в период с 21 апреля 2020 г. по 27 апреля 2020 г. камеральной проверки пенсионным органом выявлены обстоятельства, опровергающие достоверность сведений о праве ФИО1 на досрочную пенсию по старости, Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) прекращена выплата пенсии истцу, данное решение соответствует требованиям Федерального закона «О страховых пенсиях».

Апелляционная жалоба повторяет правовую позицию истца, занятую им в суде первой инстанции, проверенную судом в полном объеме и получившую мотивированную оценку в решении, с которой судебная коллегия соглашается. Так как по существу все доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой, согласно материалам дела, не имеется, судебная коллегия не может принять их во внимание и отклоняет. Оснований для иной оценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, у судебной коллегии не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22 декабря 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А. Герман

Судьи И.Л. Васильева

В.В. Коваленко