Судья Абрамочкина Г.В. Дело № 33-1442/2022
№ 2-352/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2022 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Дятлова М.В., Второвой Н.Н.,
при секретаре Алешиной В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловской области в интересах ФИО14 Зои ФИО5, ФИО2, ФИО3 к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Правительству Орловской области, Департаменту образования Орловской области о предоставлении жилых помещений,
по апелляционным жалобам Правительства Орловской области, Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Департамента образования Орловской области на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 24 февраля 2022 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения представителя Правительства Орловской области по доверенности Карасевой Е.В., представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области по доверенности Киреевой Д.Н., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения прокурора Дорогавцевой И.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Орловской области в интересах Болотовой З.А., Болотова Д.О., Болотовой Н.С. обратился в суд с иском к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Правительству Орловской области о предоставлении жилых помещений.
В обоснование указал, по результатам прокурорской проверки по обращению Болотовой З.А. выявлены нарушения жилищных прав заявителя и членов ее семьи.
Установлено, семья Болотовой З.А. зарегистрирована в многоквартирном жилом доме по адресу: ФИО1 , ФИО1 .
Распоряжением Правительства Орловской области от 05 июня 2020 г. №237-р указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Правительства Орловской области от 02 декабря 2021 г. № 740 срок переселения граждан из указанного многоквартирного дома продлен до 31 декабря 2022 г.
По причине аварийного состояния, проживание в указанном доме невозможно.
Уточнив исковые требования, прокурор просил суд обязать Правительство Орловской области и Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для их предоставления Болотовой З.А., Болотову Д.О., Болотовой Н.С., обязать Правительство Орловской области и Департамент образования Орловской области после приобретения жилых помещений предоставить по договору социального найма жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, Болотовой З.А., Болотову Д.О. общей площадью не менее 21,5 кв.м, Болотовой Н.С. общей площадью не менее 28,3 кв.м.
Судом постановлено обжалуемое решение.
На Правительство Орловской области и Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области возложена обязанность осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для их предоставления Болотовой З.А., Болотову Д.О., Болотовой Н.С.
На Правительство Орловской области и Департамент образования Орловской области возложена обязанность после приобретения жилых помещений предоставить Болотовой З.А., Болотову Д.О. по договору социального найма жилое помещение равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 21,5 кв.м.
На Правительство Орловской области и Департамент образования Орловской области возложена обязанность после приобретения жилых помещений предоставить Болотовой Н.С. по договору социального найма жилое помещение равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28,3 кв.м.
В апелляционной жалобе Правительство Орловской области просит отменить решение суда в части удовлетворения иска к Правительству Орловской области.
Указывает, что Правительство Орловской области в рамках своих полномочий издало Распоряжение о признании многоквартирного дома по адресу: , аварийным и подлежащим сносу и возложило на Департамент государственного имущества и землепользования Орловской области обязанность по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для предоставления гражданам, а на Департамент образования Орловской области обязанность организовать переселение граждан и предоставить жилые помещения по договору социального найма. Распоряжением Правительства Орловской области от 02 декабря 2021 г. № 740 срок переселения жильцов указанного многоквартирного дома продлен до 31 декабря 2022 г.
Таким образом, Распоряжение Правительства Орловской области от 05 июня 2020 г. № 327-р находится в стадии исполнения. Правительство Орловской области действует в соответствии с предоставленными законом полномочиями и его действиями права и законные интересы истцов не нарушаются.
В апелляционной жалобе Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части возложения на Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области обязанности осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для их предоставления Болотовым.
Приводит доводы о том, что срок переселения граждан из аварийного многоквартирного дома продлен до 31 декабря 2022 г.
Указывает, что Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области осуществляет мероприятия по исполнению Распоряжения Правительства Орловской области от 05 июня 2020 г. № 327-р и приобретению жилья в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако все электронные аукционы по закупке жилых помещений признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок.
По этой причине незамедлительно предоставить гражданам жилые помещения взамен признанных аварийными не представляется возможным.
Таким образом, выявленные в рамках прокурорского надзора нарушения прав Болотовой З.А. и членов ее семьи не являются следствием неправомерных действий Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области.
Считает, что обязание Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области в судебном порядке осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для их предоставления Болотовым, является необоснованным вмешательством в деятельность органа государственной власти специальной компетенции.
В апелляционной жалобе Департамент образования Орловской области просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований к Департаменту образования Орловской области.
Указывает, что Департаментом образования Орловской области в целях исполнения Распоряжения Правительства Орловской области от 05 июня 2020 г. № 327-р в полном объеме осуществлены мероприятия по предоставлению информации в Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области о потребности в приобретении жилья.
Выводы суда о том, что Департамент образования Орловской области не исполняет возложенные на него обязанности, считает ошибочными.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Болотова З.А., Болотов Д.О., Болотова Н.С. зарегистрированы по адресу: ФИО1 , ФИО1 .
Распоряжением Правительства Орловской области от 10 августа 2011 г. №342-р указанный многоквартирный дом закреплен на праве оперативного управления за Бюджетным профессиональным образовательным учреждением Орловской области «Орловский техникум агротехнологий и транспорта» (далее – БПОУ Орловской области «ОТАиТ»).
Решением Орловского районного суда Орловской области от 25 ноября 2021 г. признано наличие фактически сложившихся правоотношений по социальному найму между БПОУ Орловской области «ОТАиТ» и Болотовой Н.С., Болотовой З.А., Болотовым Д.О.
Болотова Н.С. проживала в квартире №3 общей площадью 28,3 кв.м, Болотова З.А. и Болотов Д.О. - в квартире № 6 общей площадью 21,5 кв.м.
Распоряжением Правительства Орловской области от 05 июня 2020 г. № 327-р (далее – Распоряжение № 237-р) многоквартирный дом по адресу: ФИО1 , ФИО1 , признан аварийным и подлежащим сносу.
Основанием для этого явилось заключение Управления государственной жилищной инспекции Орловской области 28 февраля 2019 г. №38.Согласно данному заключению выявлены следующие дефекты: деформация фундаментов, стен, несущих конструкций, ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящие к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Распоряжением № 237-р предписано:
Департаменту образования Орловской области в срок до 10 июня 2020 г. произвести сбор данных о нанимателях жилых помещений многоквартирного дома, обеспечить определение потребности в жилых помещениях, которые необходимо предоставить гражданам, переселяемым из многоквартирного дома (в том числе с учетом количественных показателей в части площади жилых помещений и количества жилых комнат), а также в денежных средствах на приобретение таких жилых помещений (пункт 2).
Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из многоквартирного дома, в срок не позднее 01 августа 2020 г. (пункт 3).
Департаменту образования Орловской области в течение 3 месяцев со дня приобретения жилых помещений в соответствии с пунктом 3 Распоряжения организовать переселение граждан из многоквартирного дома, предоставив им жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством (пункт 4).
Контроль за исполнением распоряжения возложен на первого заместителя Председателя Правительства Орловской области и заместителя Председателя Правительства Орловской области.
Распоряжением Правительства Орловской области от 02 декабря 2021 г. № 740 срок переселения граждан из указанного многоквартирного дома продлен до 31 декабря 2022 г.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области за Болотовой Н.С., Болотовой З.А., Болотовым Д.О. недвижимое имущество не зарегистрировано.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции иск удовлетворил.
Оценив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 6 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания, многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (далее – Положение).
В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
На основании части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу части 2 статьи 2 Закона Орловской области от 08 ноября 2006 г. № 633-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Орловской области по договорам социального найма» гражданам, проживающим в жилищном фонде Орловской области, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Согласно частям 1, 3 статьи 3 указанного Закона Орловской области жилые помещения предоставляются Правительством Орловской области; заключение договоров социального найма в жилищном фонде Орловской области осуществляется органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Орловской области.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Установив, что аварийное состояние многоквартирного жилого дома угрожает жизни и здоровью истцов, проживание в нем невозможно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для предоставления Болотовым иных жилых помещений.
Доводы апелляционных жалоб о том, что срок для отселения граждан еще не истек, а понуждение к совершению действий свидетельствует о вмешательстве в деятельность органов государственной власти, является необоснованным.
Разрешение настоящего спора сводится, по сути, к установлению баланса между правами и законными интересами граждан и принципом самостоятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 20 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на жизнь.
Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье принадлежат гражданину от рождения, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Из материалов дела усматривается, что 30 января 2019 г. произошло обрушение ФИО1 .
Аварийным данный дом признан Распоряжением № 237-р от 05 июня 2020 г.
В дальнейшем срок переселения граждан установлен до 31 декабря 2022г.
Проведение мероприятий по переселению граждан спустя 2 года после признания дома аварийным, с учетом степени его износа, по мнению судебной коллегии, способно привести к дальнейшему обрушению дома, гибели людей и иным неблагоприятным последствиям. В связи с этим, создание предпосылок к причинению вреда жизни и здоровью проживающих в доме граждан, недопустимо.
При таких обстоятельствах, постановленное решение не влечет вмешательство в деятельность органа местного самоуправления, а является формой понуждения к исполнению возложенных на него законом обязанностей.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены в части и изменения.
В отношении остальных доводов апелляционных жалоб судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 г. № 1683-ОЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» в систему исполнительных органов государственной власти Орловской области входят Правительство Орловской области и органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области.
Правительство Орловской области является органом, возглавляющим систему исполнительной власти в Орловской области и осуществляющим руководство органами исполнительной государственной власти Орловской области (часть 2 статьи 3 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 г. №1683-ОЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 г. № 1683-ОЗ к исполнительным органам государственной власти специальной компетенции Орловской области относятся: Администрация Губернатора и Правительства Орловской области, департаменты Орловской области, главные управления Орловской области и управления Орловской области (часть 1).
Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции Орловской области обладают правами юридического лица, имеют собственную гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием и самостоятельно осуществляют хозяйственную деятельность, необходимую для реализации собственных полномочий, в соответствии с предусмотренным бюджетным финансированием (часть 2 статьи Закона Орловской области от 10 ноября 2014 г. № 1683-ОЗ).
Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции Орловской области действуют по принципу единоначалия. Руководители исполнительных органов государственной власти специальной компетенции Орловской области несут персональную ответственность за реализацию полномочий, возложенных на эти органы (часть 3 статьи 5 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 г. № 1683-ОЗ).
Департаменты Орловской области осуществляют функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в установленных сферах деятельности (абз. 3 части 4 статьи 5 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 г. № 1683-ОЗ).
Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции Орловской области в рамках своей компетенции, в том числе, участвуют в обеспечении исполнения на территории области указов и распоряжений Губернатора Орловской области, постановлений и распоряжений Правительства Орловской области в подведомственной сфере государственного управления, осуществляют подготовку проектов нормативных правовых актов в сфере своей деятельности; по поручению Правительства Орловской области реализуют переданные Российской Федерацией полномочия (пункты 1, 9 статьи 43 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 г. № 1683-ОЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области»).
Правовые основы деятельности Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области закреплены в Положении о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Орловской области, утвержденном Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 398.
Согласно данному Положению:
- Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере государственного имущества, земельных отношений (далее - подведомственная сфера деятельности) (пункт 1);
- в своей деятельности руководствуется, в том числе, указами и распоряжениями Губернатора Орловской области;
- осуществляет мероприятия по контролю за использованием областной собственности (пункт 5.12).
Правовые основы деятельности Департамента образования Орловской области закреплены в Положении о Департаменте образования Орловской области, утвержденном Постановление Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 394.
Согласно данному Положению:
- Департамент образования Орловской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах образования, защиты прав несовершеннолетних.
- Департамент в своей деятельности руководствуется, в том числе, постановлениями и распоряжениями Правительства Орловской области.
Как усматривается из содержания вышеприведенных нормативных актов, Правительство Орловской области возглавляет систему исполнительной власти и осуществляет руководство органами исполнительной власти Орловской области. При этом непосредственно разработка и внедрение региональной политики в различных сферах общественной жизни, осуществление правоприменительной деятельности, возлагается на органы исполнительной власти специальной компетенции.
Согласно указанным Положениям, Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области является органом специальной компетенции в сфере государственного имущества и земельных отношений, Департамент образования Орловской области – в сфере образования.
Соответственно, издав распоряжение от 05 июня 2020 г. № 327 Правительство Орловской области исполнило возложенные на него обязанности в части определения дальнейшей судьбы многоквартирного дома № 4 по ул. Приветливая в селе Старцево Орловского района Орловской области, признав его аварийным и подлежащим сносу, а также возложив проведение дальнейших мероприятий на Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области и Департамент образования Орловской области, согласно компетенции данных органов.
В суде первой и апелляционной инстанций прокурором не было дано пояснений и представлено доказательств в подтверждение неисполнения Правительством Орловской области каких-либо возложенных на него обязанностей. Мотивировочная часть решения суда первой инстанции таких выводов также не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Правительство Орловской области выполнило в отношении вышеуказанного дома возложенные на него обязанности, а потому решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска прокурора Орловской области в интересах Болотовой З.А., Болотова Д.О., Болотовой Н.С. к Правительству Орловской области о предоставлении жилых помещений, подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении иска.
Также судебная коллегия учитывает следующее.
В силу частей 1,2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В суде первой и апелляционной инстанции представители Департамента государственного имущества и земельных отношений, Департамента образования Орловской области неоднократно поясняли, что закупка жилых помещений для Болотовых может быть проведена только с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует значительных временных затрат. В подтверждение этого обстоятельства ответчиками представлены сведения о несостоявшихся аукционах.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 196 данного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункт 11).
Возлагая на Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области и Департамент образования Орловской области обязанности по закупке жилых помещений и их предоставлению Болотовым без установления срока выполнения этих действий, районный суд не учел приведенные положения закона, характер и длительность процедуры закупки товаров для государственных нужд, не выяснил в течение какого времени реально проведение очередного аукциона. Вследствие этого решение суда будет неисполнимым в день его вступления в законную силу, а также по истечении этой даты.
Учитывая изложенное, решение суда в части возложения обязанностей на Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области и Департамент образования Орловской области подлежит изменению путем указания срока для их выполнения.
Установление срока для исполнения решения суда будет соответствовать вышеприведенных положениям закона и не будет нарушать права и законные интересы Болотовых, поскольку как установлено в суде апелляционной инстанции и не оспаривалось сторонами, указанный многоквартирный дом является нежилым.
Довод прокурора о возможности устранения данного недостатка решения путем обращения ответчиков с заявлением о предоставлении отсрочки, основан на неверном применении норм процессуального права, а кроме того противоречит принципу процессуальной экономии в гражданском процессе (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 3-П, от 12 ноября 2018 г. № 40-П, от 09 ноября 2018 г. № 39-П, от 20 октября 2015 г. № 27-П, от 19 июля 2011 г. № 17-П, от 30 ноября 2012 г. № 29-П).
По мнению судебной коллегии, достаточным сроком для исполнения решения суда Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области являются 3 месяца с даты его вступления в законную силу, для Департамента образования Орловской области – 1 месяц с даты приобретения жилых помещений.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Правительства Орловской области удовлетворить.
Решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 24 февраля 2022 г. в части удовлетворения исковых требований прокурора Орловской области в интересах ФИО14 Зои ФИО5, ФИО2, ФИО3 к Правительству Орловской области о предоставлении жилых помещений отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Орловской области в интересах ФИО14 Зои ФИО5, ФИО2, ФИО3 к ФИО1 о предоставлении жилых помещений отказать.
Апелляционные жалобы Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Департамента образования Орловской области удовлетворить частично.
Решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 24 февраля 2022 г. изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции.
Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для их предоставления ФИО14 Зое ФИО5, ФИО2, ФИО3 в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент образования Орловской области в течение одного месяца после приобретения жилых помещений предоставить ФИО14 Зое ФИО5, ФИО2 по договору социального найма жилое помещение равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 21,5 кв.м.
Обязать Департамент образования Орловской области в течение одного месяца после приобретения жилых помещений предоставить ФИО3 по договору социального найма жилое помещение равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28,3 кв.м.
Мотивированное определение изготовлено 06 июня 2022 г.
Председательствующий
Судьи