ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-354-2019 от 01.08.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-2859-2019

судья Дашиева Ц.Ц. (в 1 инстанции №2-354-2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Доржиевой Б.В.

судей краевого суда Радюк С.Ю., Подшиваловой Н.С.

с участием прокурора: Камратовой А.Г.

при секретаре Дашицыреновой С.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 1 августа 2019 г. гражданское дело по иску С. Радны, Содномова Д. Д. к А. городского поселения «Орловский», А. муниципального района «Агинский район», Министерству территориального развития Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права собственности на жилое помещение, признании пострадавшими в результате природного пожара, признании права на предоставление меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения, возложении обязанности включить в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров,

по апелляционным жалобам истца С. Р., представителя ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А., представителя третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Лисютина М.А.

на решение Агинского районного суда Забайкальского края от 23 мая 2019 г., которым постановлено иск удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания Содномова Д. Д. в жилом доме по адресу: Забайкальский край, Агинский район, городское поселение «Орловский» <адрес>, площадью 42 кв.м. в целях предоставления меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения, как гражданам, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации.

Признать Содномова Д. Д. пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилого помещения в результате природного пожара, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года.

Признать за Содномовым Д. Д. право на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 8 мая 2019 г. №184 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации».

Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить Содномова Д. Д. в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

С. Р., С. Д.Д., действуя через своего представителя, обратились в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что постоянно проживали в жилом доме, расположенном по адресу: Забайкальский край, Агинский район, городское поселение «Орловское», <адрес>. В результате пожара, произошедшего 19 апреля 2019 г., занимаемое ими жилое помещение уничтожено, заключением межведомственной комиссии признано непригодным для проживания. Истцам отказано в получении мер социальной поддержки, как лицам, пострадавшим в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения.

Просили установить факт постоянного проживания истцов по адресу: Забайкальский край, Агинский район, городское поселение «Орловское», <адрес>, утраченному в результате природного пожара, признать за ними право собственности на указанное жилое помещение; признать их пострадавшими в результате природного пожара, чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в апреле 2019 года; признать право истцов на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению жилого помещения, возложить на Министерство территориального развития Забайкальского края обязанность включить их в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, обратить решение суда к немедленному исполнению (л.д.1-6).

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.78-80).

В апелляционной жалобе истец С. Р. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении ее исковых требований, в указанной части принять новое решение. Считает выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, решение постановленным с нарушением норм материального и процессуального права. В решении содержатся выводы суда о том, что ей на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 60,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, при этом в резолютивной части решения нет указаний на разрешение заявленных ею исковых требований. Судом не исследован вопрос соответствия упомянутого жилого помещения требованиям санитарных норм, его пригодности для проживания. Вывод суда сделан лишь на основании самого факта титульного владения ею жилым помещением. Суду надлежало проверить, является ли вышеуказанное жилое помещение, расположенное в п.Агинское, пригодным для проживания (л.д.96-98).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А. просит решение суда отменить. Указывает на то, что истец С. Д.Д. является членом семьи С. Р. Признавая за С. Д.Д. право на предоставление жилого помещения, суд основывался только на том, что он постоянно проживал на момент чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, другого жилья не имеет. С указанным выводом не согласна с учетом того, что судом сделаны выводы без применения норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, что является грубым нарушением. При соответствии установленным условиям право претендовать на меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения могла лишь С. Р., как собственник земельного участка, на котором утрачено жилое помещение, а ее сын С. Д.Д. мог претендовать на предоставление мер социальной поддержки, как член семьи С. Р. С учетом того, что С. Р. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: Агинский район, пгт.Агинское, <адрес>, права на меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения у истцов не имелось. С. Д.Д. является членом семьи С. Р. и самостоятельным правом на меры социальной поддержки не обладает. Правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется (л.д.142-143).

В возражениях на апелляционную жалобу представителя Министерства территориального развития Забайкальского края истец С. Д.Д. просит в удовлетворении жалобы отказать, решение в отношении него оставить без изменений (л.д.100-102).

В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России) Лисютин М.А. просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований С. Д.Д. Судом при принятии решения не учтено, что в соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Региональный уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию, произошедшую в Забайкальском крае, установлен пунктом 1 постановления Губернатора Забайкальского края от 19 апреля 2019 г. №18. Пунктом 6 Указа Президента РФ от 26 апреля 2019 г. №198 вопрос выплаты денежных средств в полном объеме гражданам, пострадавшим от природных пожаров на территории Забайкальского края, поручен Губернатору Забайкальского края и органам исполнительной власти за счет средств бюджета края. Обращает внимание, что Российская Федерации осуществляет софинансирование мероприятий. Условия и порядок предоставления субсидий из средств федерального бюджета, предусмотренные Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 2019 г. №593 (далее также - Правила №593), поставлены в зависимость от конкретных плановых действий органов исполнительной власти Забайкальского края. В частности, предоставление субсидий осуществляется при обязательном наличии соответствующего нормативно-правового акта Забайкальского края, заключенного с Минстроем России, а также наличия бюджетных ассигнований в бюджете края на исполнение расходного обязательства Забайкальского края в полном объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью и доведенных в установленном порядке до Минстроя России, как получателя средств федерального бюджета, на софинансирование реализации мероприятий. Судом допущен ошибочный вывод о наличии у истца права на предоставление мер социальной поддержки, поскольку им не было определено обстоятельство принадлежит ли истец к категории граждан, имеющих право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета и не применены подлежащие применению пункты 4, 8 Правил №593. Расширение категорий граждан с целью оказания финансовой помощи за счет средств федерального бюджета либо иное толкование изложенных в Правилах №593 нормативных положений не допустимо. Право собственности на жилой дом и земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> за Содномовым Д.Д. не зарегистрировано. На момент пожара у истца отсутствовали документы, которые в соответствии с законодательством являются основание для государственной регистрации права собственности. В связи с чем суд необоснованно постановил о наличии у С. Д.Д. права на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края. Отмечает, что получение гражданином единовременной денежной помощи (выплат) само по себе не влечет правовых оснований для включения гражданина в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров, финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета. В рассматриваемом случае государственная поддержка в форме финансирования может быть осуществлена за счет средств бюджета Забайкальского края (л.д.146-152).

В судебное заседание не явились представители третьих лиц Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, Министерства финансов Забайкальского края, УВМ УМВД России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Забайкальского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции надлежащим образом. Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в апелляционной жалобе просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения истца С. Р. и ее представителя Бычковской А.А., истца С. Д.Д. и его представителя Пакульских В.А., поддержавших доводы своей апелляционной жалобы; представителя Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А., поддержавшую доводы своей апелляционной жалобы и возражавшую против удовлетворения жалобы истца; представителей ответчиков Администрации муниципального района «Агинский район» Дармаеву Т.Д., Администрации городского поселения «Орловский» Будажапова А.А., поддержавших доводы искового заявления и апелляционной жалобы С. Р., заслушав заключение прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Камратовой А.Г., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований С. Р. и его оставления без изменения в остальной части, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 2 указанного закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 19 апреля 2019 г. №18 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с установлением сухой ветреной погоды и высокими среднесуточными температурами воздуха на большей части Забайкальского края, способствующими повышению класса горимости, а также большим количеством зарегистрированных пожаров постановлено ввести на территории Забайкальского края с 19 апреля 2019 года режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края и установить региональный уровень реагирования (пункт 1).

Границы зон чрезвычайной ситуации постановлено определить в пределах населенных пунктов согласно приложению к настоящему постановлению (пункт 4).

<адрес> городского поселения «Орловское» вошло в зону №1 чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами.

Распоряжением Администрации муниципального района «Агинский район» от 20 апреля 2019 г. №106, с учетом внесенных изменений распоряжением Администрации муниципального района «Агинский район» от 23 апреля 2019 г. №111, в границы зоны №1 территории городского поселения «Орловский» вошел населенный пункт <адрес>, в том числе <адрес> (л.д.23, 24).

Согласно подпункту «г» пункта 2 Указа Президента РФ от 26 апреля 2019 г. №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» Правительству Российской Федерации до 15 июня 2019 г. решить вопрос о выделении из федерального бюджета средств на строительство нового жилья взамен утраченного и (или) на приобретение нового жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы исполнительной власти Забайкальского края и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Пунктом 2 постановления Правительства Забайкальского края от 4 мая 2019 г. №180 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» предусмотрено установить, что в целях осуществления выплат в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации пострадавшими в результате пожаров признаются граждане, а также члены их семей, включенные в установленном порядке уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности в списки граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Пунктом 4 постановления №180 предусмотрено, что факт постоянного проживания гражданина в населенном пункте, подвергшемся пожарам, подтверждается одним из следующих документов (сведениями):

1) справки, выданные органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами внутренних дел, образовательными и медицинскими организациями;

2) выписка из домовой книги;

3) документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи;

4) показания не менее двух свидетелей, в том числе работников организаций почтовой связи, медицинских и социальных работников, сотрудников органов внутренних дел (при отсутствии документов, указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 8 мая 2019 г. №184 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации (далее также – Порядок №184).

Данный Порядок устанавливает условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилых помещений в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года (пункт 1).

Согласно пункту 3 Порядка №184 предусматрены следующие меры социальной поддержки:

1) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на приобретение жилого помещения (далее - социальные выплаты на приобретение жилых помещений);

2) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на строительство жилых помещений (далее - социальные выплаты на строительство жилых помещений).

В соответствии с пунктом 4 Порядка №184 право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (далее - граждане):

1) являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;

2) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;

3) не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющие в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания.

К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки.

Меры социальной поддержки реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

Меры социальной поддержки предоставляются гражданам в соответствии со списком граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, имеющих право на меры социальной поддержки, формируемым уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности (далее соответственно - Список, уполномоченный орган) (пункт 5 Порядка №184).

Пунктами 6, 7 Порядка №184 предусмотрено, что для включения гражданина и членов его семьи в Список гражданин представляет в уполномоченный орган следующие документы:

1) заявление о предоставлении мер социальной поддержки (далее - заявление). Способ предоставления мер социальной поддержки определяется гражданином, и в случае выбора предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения оформляется заявление по форме согласно приложению №1 к настоящим Правилам, в случае предоставления социальной выплаты на строительство жилого помещения - по форме согласно приложению №2 к настоящим Правилам;

2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи;

3) копии документов, подтверждающих статус членов семьи гражданина;

4) копии документов, подтверждающих постоянную регистрацию по месту жительства, либо копия решения суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении (в отношении граждан, указанных в подпункте 3 пункта 4 настоящих Правил);

5) копии правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Документы, указанные в подпунктах 2 - 5 настоящего пункта, представляются с одновременным представлением оригинала.

Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы, после чего оригиналы возвращаются гражданину. Копии документов, удостоверенные нотариально или органом, их выдавшим, не требуют проверки их соответствия оригиналам.

В случае обращения представителя гражданина, действующего на основании доверенности, с заявлением и документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляются нотариально оформленная доверенность и копия документа, удостоверяющего личность указанного представителя.

Гражданам отказывается во включении в Список в случае несоответствия категориям, указанным в пункте 4 Порядка; непредставления документов, указанных в пунктах 6, 7 настоящих Правил (подпункты 1, 2 пункта 12 Порядка №184).

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на объекты недвижимости подтверждается право собственности С. Р. на основании договора дарения жилого помещения от <Дата> на объект недвижимости общей площадью 60,4 кв.м., расположенный по адресу: Агинский район, пгт.Агинское, <адрес>.

Уведомлением Министерства территориального развития Забайкальского края от 16 мая 2019 г. С. Р. с составом семьи - сын С. Д.Д. отказано во включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами по мотиву того, что указанные лица не являются собственниками утраченного жилого помещения, не имеют на день введения режима чрезвычайной ситуации документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, не имеют постоянной регистрации по месту нахождения утраченного помещения, не представили документы, подтверждающие родственные связи истцов (свидетельство о рождении С. Д.Д.), у С. Р. имеется в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пгт.Агинское, <адрес> (л.д.28).

То же подтверждается распоряжением от 15 мая 2019 г. №200-р об отказе С. Р. с составом семьи один человек (сын С. Д.Д.) во включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (л.д.26, 27).

На основании заключения межведомственной комиссии от 25 апреля 2019 г. №2 установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: Забайкальский край, Агинский район, городское поселение «Орловский» <адрес> общей площадью 42 кв.м. не пригодно для постоянного проживания, не подлежит восстановлению в результате природных пожаров, произошедших в апреле 2019 года на территории муниципального района «Агинский район» Забайкальского края (л.д.14-16).

Эти же данные повторяются в акте визуального обследования объекта, пострадавшего в результате ЧС от 25 апреля 2019 года, акте обследования помещения от 25 апреля 2019 г. (л.д.17-20).

Распоряжением Главы Администрации муниципального района «Агинский район» Забайкальского края от 26 апреля 2019 г. №143 указанное жилое помещение включено в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания и выведено из состава жилищного фонда (л.д.22).

Разрешая спор и отказывая С. Радне, <Дата> г.р., в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из наличия у истца в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: Агинский район, пгт.Агинское, <адрес> связи с чем ей было отказано во включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и нуждающихся в мерах социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

При этом суд установил факт постоянного проживания С. Р. и С. Д.Д. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, городское поселение «Орловский» <адрес>, общей площадью 42 кв.м. и принимая во внимание данный факт, удовлетворил исковые требования С. Д.Д.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами, приведенными в судебном решении, в части установления факта постоянного проживания С. Д.Д. и С. Р. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается собранными по делу доказательствами, приведенными в судебном решении и в настоящем определении и подтверждается показаниями свидетелей, допрошенных в суде первой инстанции.

Из представленных по запросу судебной коллегии материалов наследственного дела, сведений из Единого государственного реестра недвижимости, информации администрации городского округа «Поселок Агинское» следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: Агинский район, пгт.Агинское, <адрес> на основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от <Дата> было безвозмездно передано в собственность С. Дабанимы комиссией по приватизации жилищного фонда <адрес>.

В соответствии со справкой, имеющейся в материалах наследственного дела, в пгт.Агинское изменена нумерация домов, в связи с чем дому по <адрес> присвоен другой адрес: <адрес>.

Из представленных в материалы дела свидетельств о рождении следует, что С. Радна и С. Дабанима, <Дата> г.р. приходятся родителями С. Д.Д. и С. Т.Д. (после смены фамилии Гуродармаевой Т.Д.)

Из пояснений истцов, Гуродармаевой Т.Ж., свидетелей, допрошенных в судебном заседании <Дата>, Жуковой И.А., Дамбаевой Ц.Х., справки о составе семьи от 23 апреля 2019 г. №693 следует, что истцы постоянно проживают по адресу: <адрес>, С. Д.Д. зарегистрирован по указанному месту жительства с 7 августа 2001 г. (л.д.11).

Право собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>, 5, не зарегистрировано, при этом, как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющееся у него объекты недвижимости, постановления Г. А. муниципального района «Агинский район» от 9 декабря 2008 г. №1493 и постановления главы муниципального района «Агинский район» от 6 ноября 2009 г. №383, земельный участок по указанному адресу, с видом разрешенного использования: под жилую застройку (для индивидуальной жилой застройки) принадлежит С. Р. (л.д.50).

Из договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 12 февраля 1993 г. и акта оценки общей стоимости квартиры следует, что С. Дабаниме был передан в собственность жилой дом на участке Дэлбэрхэй общей площадью 41,9 кв.м. В котором, как указано в справке, выданной Г. городского поселения «Орловский» от 18 июля 2019 г. №844 по сведениям, содержащимся в домовой книге, он проживал с <Дата> по день смерти <Дата>

С. Дабанима, <Дата> г.р., завещал <Дата> все принадлежащее ему на день смерти, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: пгт.Агинское, <адрес>, дочери С. Т.Д.

С. Дабанима, <Дата> г.р., умер <Дата>

В последующем С. (Гуродармаева) Т.Д. <Дата> на основании договора дарения передала в дар своей матери С. Р. земельный участок по адресу: пгт.Агинское, <адрес>, с расположенным на нем жилым помещением, что также следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости (л.д.29).

В техническом паспорте квартиры в двухквартирном доме по адресу: пгт.Агинское, <адрес> указана дата его постройки 1987 год, физический износ здания составлял 15%.

В ходе рассмотрения дела стороной истца представлен и приобщен к материалам дела акт экспертного исследования, проведенного специалистами ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз» 28 июня 2019 г. № 19/06/77, из которого следует, что экспертами произведено обследование вышеуказанного жилого дома по <адрес> в пгт.Агинское и установлено аварийное состояние фундамента здания, стен, перегородок, перекрытий, крыши, кровли здания, категория технического состояния ограниченно работоспособная, вызванное неравномерной просадкой грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений. В целом техническое состояние дома и его строительных конструкций характеризуются снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанный дом следует признать аварийным и подлежащим сносу, поскольку проведение ремонтно-восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно.

Изложенные в акте экспертного исследования от 28 июня 2019 г. строительно-конструктивные характеристики исследуемого объекта, техническое состояние жилого дома указывают на его аварийное состояние, которое не могло образоваться одномоментно на дату проведения осмотра дома, расположенного по адресу: пгт.Агинское, <адрес>, в связи с чем судебной коллегией отвергаются доводы представителя ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А. о том, что выявленные повреждения жилого помещения не имели место на день возникновения чрезвычайной ситуации в апреле 2019 года.

Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением А. городского округа «Поселок Агинское» №489 от 8 октября 2018 г. на основании акта обследования жилого помещения 30 июля 2019 г. установлена невозможность дальнейшей эксплуатации <адрес> двухквартирном <адрес>, пгт.Агинское, Агинского района, Забайкальского края, проведение восстановительных работ технически невозможна и экономически нецелесообразна, техническое состояние квартиры и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей. Вынесено постановление администрации городского округа «Поселок Агинское» от 31 июля 2019 г. №345 о признании вышеуказанной квартиры аварийной и подлежащей сносу.

В акте обследования помещения межведомственной комиссией от 30 июля 2019 г. №30 указано на выявление отдельных глубоких трещин фундамента, увлажнение цоколя, выпучивание отдельных участков, искривление цоколя, нарушение вертикальной и горизонтальной гидроизоляции, осыпание фундамента. Нарушение конопатки, растрескивание древесины венцов, трещины в штукатурке на внутренней поверхности стен, в перегородках выявлены трещины по штукатурному слою, в связке с несущими конструкциями, местные выпучивания в вертикальной плоскости. В перекрытии, дощатом настиле по деревянным балкам обнаружены усадочные трещины, отпадение и отслаивание штукатурки. Поражение верхних слоев древесины полов грибком, наличие продольных трещин, слежалось засыпки, стирание досок в ходовых местах, местами сколы, отдельные повреждения, ощутимая зыбкость. Местами отслоение замазки деревянных окон, рассыхание переплетов, расслаивание древесины нижнего оконного бруса. В местах сопряжения коробок (колод) со стенами и перегородками глубокие трещины, стертость дверных полотен, дверные полотна осели, колоды местами перекошены. Множественные просветы асбестоцементных волнистых листов кровли, отставание и трещины коньковых плит, отколы и трещины, ослабление листов к обрешетке.

Установлено ухудшение эксплуатационных характеристик здания, связанное с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, а также отдельных частей, повлекшее за собой снижение до недопустимости значения уровня надежности, изменение параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющее обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и норм.

Изложенное в акте экспертного исследования, акте обследования помещения в совокупности с пояснениями истцов, свидетельствует о том, что выявленные разрушения и несоответствия санитарным нормам <адрес>, пгт.Агинское, принадлежащей С. Р., являлись препятствием для проживания истцов в данном жилом помещении.

В силу положений пункта 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

Принимая во внимание, что на жилое помещение, расположенное в <адрес> отсутствуют зарегистрированные права, что следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <Дата>, учитывая объяснения представителя истца С. Р. – Гуродармаевой Т.Д. в суде первой инстанции, поддержавшей доводы иска в полном объеме, наличие в собственности С. Р. земельного участка, на котором располагалось утраченное жилое помещение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что С. Р. владела и пользовалась жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> длительное время, как собственник, принявший наследство.

На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что С. Р. на момент чрезвычайной ситуации – природных пожаров в апреле 2019 года не имела другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, является лицом, пострадавшим в результате уничтожения пожаром жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> нуждается в мерах социальной поддержки в виде предоставления жилья.

Отсюда вытекает то обстоятельство, что С. Д.Д., являясь в силу положений пункта 4 Правил и Порядка членом семьи С. Р., приходясь ей сыном, также имеет право на меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, как лицо, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации в апреле 2019 года и на включение в соответствующий список.

Следовательно, исковые требования истцов С. подлежат удовлетворению.

Поскольку судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении иска С. Р., в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права, в соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении иска С. Радны.

Подлежит установлению факт постоянного проживания С. Радны в жилом доме по адресу: <адрес>, в целях предоставления меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения гражданам, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации. С. Р. следует признать пострадавшей в результате природных пожаров, лишившейся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – природных пожаров, происшедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года и признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 8 мая 2019 г. №184 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации».

Следует возложить обязанность на Министерство территориального развития Забайкальского края включить С. Р. в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

Доводы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в апелляционной жалобе о том, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации регионального характера является расходным обязательством Забайкальского края, притом, что Российская Федерация осуществляет софинансирование мероприятий и другие, связанные с ними, основаны на неправильном толковании норм материального права и не свидетельствуют о постановке судом первой инстанции неверных выводов.

Согласно подпункту «г» пункта 2 Указа Президента РФ от 26 апреля 2019 г. №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» Правительству Российской Федерации до 15 июня 2019 г. решить вопрос о выделении из федерального бюджета средств на строительство нового жилья взамен утраченного и (или) на приобретение нового жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы исполнительной власти Забайкальского края и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Пунктом 6 Указа предусмотрено, что Губернатору Забайкальского края, органам исполнительной власти Забайкальского края необходимо решить вопрос о выплате гражданам, пострадавшим от природных пожаров на территории Забайкальского края, в полном объеме денежных средств за счет средств бюджета Забайкальского края в соответствии с нормативными правовыми актами Забайкальского края.

Во исполнение Указа Правительством Забайкальского края от 4 мая 2019 г. №180 принято постановление «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края».

Правительству Российской Федерации до 1 июня 2019 г. определить источники финансирования мероприятий, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящего Указа, и обеспечить оперативное доведение денежных средств до получателей (пункт 5 Указа).

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2019 г. №593 утверждены Правила предоставления в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, происшедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 г.

Согласно пункту 1 Правил №593 настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления в 2019 году субсидии из федерального бюджета за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, происшедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, и (или) предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Забайкальского края на обеспечение жилыми помещениями указанных граждан.

Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на софинансирование реализации мероприятий (пункт 2 Правил №593).

Порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Забайкальского края, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на софинансирование приобретения и (или) строительства которых предоставляется субсидия, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края (пункт 9 Правил №593).

Согласно пункту 10 Правил №593 субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) наличие нормативного правового акта Забайкальского края, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;

б) наличие в бюджете Забайкальского края бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Забайкальского края, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии, с учетом обеспечения уровня софинансирования расходного обязательства бюджета Забайкальского края, связанного с реализацией мероприятий, за счет субсидии в размере 99 процентов;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, происшедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 г. №593, Правительство Забайкальского края постановлением от 8 мая 2019 г. №184 утвердило Правила предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, происшедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации.

Пунктом 1 Порядка №184 предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, происшедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилых помещений в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, происшедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года (далее соответственно - меры социальной поддержки, чрезвычайная ситуация).

Меры социальной поддержки осуществляются за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Забайкальского края на софинансирование мер социальной поддержки, а также средств краевого бюджета и средств резервного фонда Правительства Забайкальского края (Пункт 2 Порядка №184).

Таким образом, приведенные нормативные правовые акты регламентируют источник финансирования указанных мер социальной поддержки за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Забайкальского края на софинансирование мер социальной поддержки, а также средств краевого бюджета и средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.

Поэтому доводы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в апелляционной жалобе, сводящиеся к обоснованию позиции о том, что финансирование должно производиться лишь за счет средств бюджета Забайкальского края, не могут быть приняты.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Агинского районного суда Забайкальского края от 23 мая 2019 г. отменить в части отказа в удовлетворении иска С. Радны.

Принять в указанной части новое решение, которым исковые требования С. Радны к администрации городского поселения «Орловский», администрации муниципального района «Агинский район», Министерству территориального развития Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате природного пожара, признании права на меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения, возложении обязанности включить в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания С. Радны в жилом доме по адресу: <адрес>, в целях предоставления меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения как гражданам, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации.

Признать Содномова Р. пострадавшей в результате природных пожаров, лишившейся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – природных пожаров, происшедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года.

Признать за Содномовой Р. право на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 8 мая 2019 г. №184 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации».

Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить С. Р. в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А., представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Лисютина М.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи