ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3540/2021 от 20.12.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

УИД: 05RS0-60

Номер дела суда первой инстанции: 2-3540/2021

Номер дела суда второй инстанции: 33-8400/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 20 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – ФИО13,

судей – Биремовой А.А., Сулейманова С.М.,

при секретаре – ФИО10,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО11 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО13, объяснения ФИО1, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО7 Ш.А. обратился в суд с иском к администрации ГОсВД «город Махачкала» о восстановлении в списке на предоставление субсидии по государственной программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2018-2022», обязании выдать постановление о признании нуждающимся его семьи в жилом помещении для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в гор. Махачкале на 2018-2022, той же датой, что выдана справка решения жилищной комиссии от <дата> (протокол ) Администрации гор. Махачкалы «Управление Муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов» под № МУ-11575-М/18 от <дата>.

В обоснование искового заявления указано, что он с семьей в составе 5 человек 10.12.2018г. был включен в список молодых семей для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Махачкале на 2018-2022».

При обращении 27.04.2021г. в ГБУ РД «Дирекцию молодежной жилищно-­строительной программы» ему сообщили, что его семья исключена из списков участников программы, поскольку ему администрация г. Махачкалы Управление Муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов выдали не правильный документ, а должны были выдать Постановление Администрации г. Махачкалы, нуждающейся в жилье для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018-2022».

В МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье и улучшение жилищных условий г. Махачкала" на его заявление о выдаче постановления, и о признании участия его семьи в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018-2022», ответили, что отсутствует постановление в Управлении.

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично, на Администрацию ГОсВД "город Махачкала" возложена обязанность принять решение о включении ФИО1 с семьей с <дата> в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан" государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан", постановлении администрации ГОсВД "Город Махачкала" от «29» мая 2018 г. об утверждении муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018 год», в удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО11 просит решение Советского районного суда г.Махачкалы отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано, что суд неправильно установил юридически значимые обстоятельства, неправильно применил нормы материального права, при оценке доказательств, пришел к необоснованным и неверным выводам.

Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, и неправильно применены нормы материального права.

Согласно постановлению Правительства РД ОТ <дата>, право на получение государственной поддержки на приобретения жилья имеют молодые семьи, признанные решением органов местного самоуправления, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, истец не представил постановление либо распоряжение главы администрации города Махачкалы о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, которые подтверждают правого его право состоять на учете.

В возражениях на апелляционную жалобу, ФИО7 Ш.М. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно, в решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам.

Надлежащим образом, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, администрация ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшение жилищных условий, ГБУ «Дирекция молодежных жилищных программ» в суд апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.

Принимая указанное обстоятельство во внимание, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело без участия лиц, не явившихся на судебное заседание.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Исходя из ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

На основании ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Как следует из пп. «г» п. 4 Правил постановки молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и порядка учета Приложения к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан», для признания участником Подпрограммы молодая семья – претендент подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: справка из органа местного самоуправления по месту жительства молодой семьи, подтверждающая признание ее нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с пп. 4.4 п. 4 Порядка формирования списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году Приложения N 9 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан" государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан", для участия в Подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления Республики Дагестан по месту жительства следующие документы: документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях (выписку из решения органа местного самоуправления о принятии молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий);

На основании п. 6 Порядка формирования списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году Приложения N 9 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан" государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" Постановления Правительства РД от <дата>N 661 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан", орган местного самоуправления:

принимает вышеперечисленные документы и ведет учет проживающих на территории муниципального образования молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение социальной выплаты за счет средств федерального и республиканского бюджетов;

организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в подпункте 4.1 настоящего Порядка, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником Подпрограммы;

письменно уведомляет молодую семью о принятом решении в 5-дневный срок; формирует список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - список молодых семей - участников Подпрограммы), в хронологическом порядке согласно поданным заявлениям на участие в Подпрограмме. При формировании списка молодых семей - участников Подпрограммы учитывается следующая очередность молодых семей на получение социальной выплаты:

в первую очередь в список включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>;

во вторую очередь - многодетные молодые семьи, имеющие трех и более детей;

в третью очередь - молодые семьи, подавшие заявления на участие в Подпрограмме и признанные участниками Подпрограммы;

ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Минстрой РД сведения о реализации Подпрограммы по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Как следует из п. 10 Порядка формирования списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году Приложения N 9 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан" государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" Постановления Правительства РД от <дата>N 661 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан", в 20-дневный срок с даты получения предварительных контрольных цифр орган местного самоуправления утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в планируемом году, с учетом размера средств, предусматриваемых в местном бюджете и республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год на предоставление социальных выплат.

Судом установлено, что истец ФИО1, <дата> г.р., уроженец гор. Махачкалы Республики Дагестан, и ФИО2, <дата> г.р., уроженка <адрес> Республики Дагестан, заключили брак <дата>, о чем <дата> составлена запись акта о заключении брака , что подтверждается копией Свидетельства о заключении брака I-БД от <дата>, выданного Управлением ЗАГС Администрации муниципального образования городского округа «город Махачкала» Республики Дагестан.

В браке у истца и его супруги родились трое детей: ФИО3, <дата> г.р., ФИО4, <дата> г.р., ФИО5, <дата> г.р.

Таким образом, семья истца может быть участником списка молодых семей как семья, имеющая трех или более детей (вторая очередь).

Согласно копии протокола заседания жилищной комиссии администрации г. Махачкалы от <дата> за , постановлено признать нуждающимися в улучшении жилищных условий и принять на учет молодых семей для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале». Среди этих семей за указана семья ФИО1

Истцом было подано заявление от <дата> в ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» о предоставлении социальной выплаты, выделяемой в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2018 годы» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан» в 2018 году для приобретения нового жилья на территории <адрес>.

Согласно копии письма Управления муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов, датированного 2018 г., направленному истцу ФИО1Э семья ФИО1 включена в список молодых семей для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в город Махачкале» в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России в Республике Дагестан», наряду с этим было отмечено, что по достижению одним из супругов полных 35 лет молодая семья исключается из списков для участия в данной программе.

Согласно письму МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» от <дата>, направленному ФИО1, сообщается, что согласно постановлению Правительства РД от <дата>, право на получение государственной поддержки на приобретение жилья имеют молодые семьи, признанные решением органов местного самоуправления, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Сообщается, что в Управлении отсутствуют сведения (постановление либо распоряжение Главы администрации гор. Махачкалы) о признании семьи истца нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей», а для исполнения запроса в архив гор. Махачкалы необходимо предоставить документ (постановление либо распоряжение Главы администрации гор. Махачкалы), подтверждающий право состоять на учете как молодая семья, нуждающаяся в жилом помещении.

Согласно письму МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» «город Махачкала» от <дата> за , направленному Руководителю аппарата Администрации гор. Махачкалы ФИО12, по обращению ФИО1 запрошено предоставить информацию о постановлении от <дата>, в рамках чего утвержден протокол .

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части, суд исходил из того, что истцу сообщили, что его семья исключена из списков участников, поскольку ему Администрация гор. Махачкалы, Управление Муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов, выдали неправильный документ, а должны были выдать Постановление Администрации гор. Махачкалы нуждающегося в жилье для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018-2022» в рамках приоритетного национального проекта Доступное и комфортное жилье-гражданам России в Республике Дагестан, Постановления РД от <дата>.

Администрация ГОсВД «город Махачкала», несмотря на проверку всех предоставленных истцом документов, определив нуждаемость истца в жилье, подтвержденную протоколом жилищной комиссии, а Глава администрации как высшее должностное лицо муниципального образования, представляющий муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, действующий без доверенности от имени муниципального образования не принял на учет семью истца и не представил его документы в ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ», в связи с чем, следует обязать ответчика Администрацию ГОсВД «город Махачкала» принять решение о включении ФИО1 с семьей с <дата> в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан» постановления администрации ГОсВД «город Махачкала» от «29» мая 2018 г. «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018 год», в части восстановления в списке на предоставление субсидии по Постановлению Правительства РД от <дата> Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2018-2022» следует отказать, поскольку ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» формирует списки, оно ответчиком не является, ответчик Администрация ГОсВД «город Махачкала» документы и решение о принятии на учет истца не представила, соответственно оно не могло и не может включить истца и его семью в списки очередников.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Судебная коллегия находит не состоятельными доводы жалобы о том, что суд неправильно установил юридически значимые обстоятельства, неправильно применил нормы материального права, при оценке доказательств, пришел к необоснованным и неверным выводам, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, и неправильно применены нормы материального права, поскольку, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено, доводы жалобы не опровергают выводы суда.

Не может служить основанием для отмены решения суда довод жалобы о том, что истец не представил постановление либо распоряжение главы администрации г. Махачкалы о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, которые подтверждают правого его право состоять на учете, поскольку согласно копии протокола заседания жилищной комиссии администрации г. Махачкалы от <дата> за , постановлено признать нуждающимися в улучшении жилищных условий и принять на учет молодых семей для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале». Среди этих семей за указана семья ФИО1

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.