ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3542/19 от 27.05.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

59RS0002-01-2019-004045-11

Судья Иванова Е.В.

Дело № 2-3542/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь дело № 33-3870/2020

27 мая 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Заривчацкой Т.А., Лобанова В.В.,

при секретаре Косогоровой К.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Плотниковой Марианны Александровны на решение Индустриального районного суда города Перми от 11 декабря 2019 года об отказе в удовлетворении исковых требований Плотниковой Марианны Александровны к УФССП по Пермскому краю о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя ответчика Черных И. А., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Плотникова Марианна Александровна обратилась в суд с иском к УФССП по Пермскому краю о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что с 28.05.18 истец занимала в УФССП по Пермскому краю должность *** ОСП по Кировскому району г. Перми. 20.06.2019 была уволена с работы в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами) приказом № ** от 19.06.2019.

В последний день работы с истцом не был произведен окончательный расчет – не произведена выплата материального стимулирования, предусмотренного приказом ФССП России от 11.01.2019 г. № 4-ДСП, за апрель, май, июнь, что противоречит положениям статей 84.1, 140 ТК РФ.

Согласно приказу № ** от 25.06.18 размер оклада истца составляет ** рубль. Таким образом, за апрель 2019 года она должна была получить 10 842 рублей единовременного материального стимулирования, в мае 2019 года – 10 842 рублей, в июне 2019 года – 16 263 рублей. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в возникновении психо-эмоционального стресса, поскольку у истца были определенные надежды и связанные с этим личные планы. Неуважительным отношением ответчика в виде отказа в выплате заработной платы истцу причинены нравственные страдания, поскольку ответчик лишил ее ввиду отсутствия средств возможности материально содержать свою семью. Размер компенсации морального вреда истец оценивает в 20 000 рублей.

Истец в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требованиях в полном объеме.

Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д.8-10) и дополнительных возражениях. Пояснил, что единовременное стимулирование истцу не выплачивалось в период отстранения от должности, т.к. данная выплата производится в целях мотивации работников к эффективному выполнению стоящих перед ФССП России задач и достижению плановых показателей. Учитывая особенности правовой природы материального стимулирования, работнику, фактически не исполняющему свои трудовые обязанности в связи с отстранением от должности, данная выплата не положена. Соответственно, не подлежит взысканию и компенсация морального вреда.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, исковые требования удовлетворить, ввиду несоответствия выводов суда об отстранении истца от работы обстоятельствам дела. Приказ от 20.03.2019 об отстранении от должности истцу не вручался, в связи с чем не имеет юридической силы, в период отстранения истец ходила на работу в Кировский ОСП г. Перми. В уведомлении о проведении в отношении истца служебной проверки указано, что в случае отстранения от должности за работником сохраняется денежное содержание. Таким образом, ежемесячное денежное стимулирование истцу должно быть выплачено. Кроме того, указанные выплаты также производятся работникам, которые находятся на больничном или отпуске, т.е. фактически не исполняют свои должностные обязанности.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения, считая правильным вывод суд о том, что взыскиваемые выплаты не относятся к числу дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а-г» пункта 2 Правил исчисления денежного содержания государственных служащих. Кроме того, единовременное материальное стимулирование производится на основании приказов ФССП России в елях мотивации работников к эффективному выполнению стоящих перед ФССП России задач. Работнику фактически не исполняющему свои трудовые функции в связи с отстранением от должности данная выплата не положена.

На заседании судебной коллегии представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу. Также пояснила, что указанное в Постановлении Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 ежемесячное денежное поощрение представляет собой ежемесячное денежное поощрение, указанное в служебном контракте истца и составляющее 1 должностной оклад, которое истцу было выплачено.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает его подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, 25 июня 2018 года приказом № ** Плотникова М.А. была назначена на должность *** отдела судебных приставов по Кировскому району г. Перми с установлением должностного оклада ** рублей в месяц. Указанное обстоятельство подтверждается также служебным контрактом № **.

Приказом № ** от 20 марта 2019 года Плотникова М.А. была отстранена с этой же даты от занимаемой должности *** отдела судебных приставов по Кировскому району г. Перми на период проверки с сохранением денежного содержания.

Отстранение от должности было произведено на основании статьи 32 ФЗ «О государственной гражданской службе», приказ истцом не обжаловался.

Приказом № ** от 19 июня 2019 года служебный контракт с Плотниковой М.А. был расторгнут, истец освобождена от должности *** отдела судебных приставов по Кировскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю и уволена с федеральной государственной гражданской службы 20 июня 2019 года в связи с несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств, установленных ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Приказом ФССП России от 11 января 19 года № 4-ДСП была установлена единовременная выплата в период с января по сентябрь 2019 год, в частности за заявленный истцом период в следующих размерах: в апреле - 2 должностных оклада, в мае – 2 должностных оклада, в июне - 3 должностных оклада.

Приказом № ** от 27 мая 2019 года установлены следующие размеры материального стимулирования: в июне – 3 должностных оклада. Приказ № 4-ДСП признан утратившим силу.

За период апрель-июнь 2019 года истцу единовременная выплата, предусмотренная приказом № 4-ДСП, не начислялась и не выплачивалась, что подтверждается расчетными листками и не оспаривается ответчиком.

Также в период отстранения от работы и до даты увольнения истец находилась на листках нетрудоспособности с 26.03.2019 по 09.04.19, с 16.04.19 по 19.04.19, с 26.04.19 по 03.05.19, с 06.05.19 по 08.05.19.

С 13.05.2019 по 07.06 2019 истец находилась в отпуске.

Порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе, на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (недопущении к исполнению должностных обязанностей) регулируется Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (п.п. «е» п.1 указанных Правил).

Согласно пункту 5 Правил, в случаях, предусмотренных подпунктами «в», «г», «е» (отстранение от должности) и «ж» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время.

Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил.

В соответствии и п.п. «а-г» пункта 2 Правил, содержащего ссылку на положения частей 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) ежемесячное денежное поощрение.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, указав, что единовременные выплаты, предусмотренные приказом № 4-ДСП от 11.01.19 и № 189-ДСП от 27.05.19 начислению и выплате не подлежат, поскольку не относятся к дополнительным выплатам, предусмотренным подпунктами «а-г» пункта 2 Правил.

Кроме того, судом указано на то, что Приказ № 4-ДСП от 11.01.2019 на который истец ссылается в обоснование своих требований, утратил силу с 01.06.2019, т.е. до предъявления иска в суд. Отсутствие указания на действующий приказ, оценено судом в качестве основания невозможности выхода за пределы заявленных требований.

При этом, судом первой инстанции не было принято во внимание следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Согласно частям 5, 6 указанной статьи, к дополнительным выплатам относится также ежемесячное денежное поощрение (п.5 ч.5), размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 6 части 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год), в том числе, ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

Таким образом, ежемесячное денежное поощрение входит в состав денежного довольствия гражданского служащего, сохраняемого за ним на период проведения служебной проверки, при этом его размер определяется в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

В материалах дела имеются Приказы ФССП России № 4-ДСП от 26.01.2019, № 189-ДСП от 27.05.2019, которыми установлены размеры единовременной выплаты служащим территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в период с января по сентябрь 2019 года и с июня по ноябрь соответственно.

В пункте 3 Приказа № 189-ДСП от 27.05.2019 указано, что выплату материального стимулирования следует учесть при исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в случаях, предусмотренных пунктом 1 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, из чего следует, что данная выплата сохраняется за государственным гражданским служащим, в том числе, на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (недопущении к исполнению должностных обязанностей). Пунктом 4 того же приказа приказ № 4-ДСП от 11.01.2019 признан утратившим силу с 01.06.2019.

Из письма ФССП России от 03.12.2018 № 00080/18/135027-ИС «О материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФССП России в 2019 году и плановом периоде 2020-2021 годах» следует, что такие выплаты в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 будут осуществляться за счет дополнительных объемов бюджетных ассигнований на стимулирующие выплаты государственным гражданским служащим территориальных органов ФССП России на уровне 2018 года. Приказы ФССП России, предусматривающие единовременные выплаты в период с апреля по декабрь 2019 года будут доведены дополнительно. Единовременная выплата должна производиться в том числе руководителям территориальных органов ФССП – главным судебным приставам субъектов российской Федерации, а также работникам территориальных органов ФССП России, находящимся в отпуске по беременности и родам в соответствии со статьей 255 Трудового кодекса РФ.

Из изложенного следует, что материальное стимулирование, федеральным государственным служащим территориальных органов ФССП России предусмотренное Приказами ФССП России № 4-ДСП от 26.01.2019, № 189-ДСП от 27.05.2019 выплачивалось ежемесячно в пределах фонда оплаты труда в размере, утвержденном в целях стимулирования и мотивации сотрудников, на определенный период времени и в размере, одинаковом для всех сотрудников, в рамках реализации Указа Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Осуществление выплата указанного материального стимулирования, исходя из содержания приведенных приказов, не зависит от усмотрения руководителя территориального органа ФССП России.

Таким образом, указанные выплаты исходя из их назначения и правовой природы финансирования следует отнести к ежемесячному денежному поощрению государственного гражданского служащего, предусмотренного статьями 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.

Отказ ответчика в выплате истцу единовременной выплаты, установленной Приказами ФССП России № 4-ДСП от 26.01.2019, № 189-ДСП от 27.05.2019 в период отстранения от проведения служебной проверки при таких обстоятельствах не может быть признан соответствующим требованиям закона, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что спорные выплаты не выплачивались истцу ввиду их стимулирующего характера, судебной коллегией отклонены, поскольку период отстранения от должности на время проведения служебной проверки не свидетельствует определенно о предстоящем увольнении сотрудника, кроме того, данный довод, также как и довод о том, что выплате подлежало ежемесячное денежное поощрение только в размере, предусмотренном служебным контрактом, противоречат изложенным выше нормам права и распорядительным актам ФССП России.

Ввиду отсутствия в материалах дела достаточных сведений для расчета подлежащей взысканию суммы единовременного материального стимулирования за апрель, май и июнь 2019 года, установленного приказами ФССП России № 4-ДСП от 26.01.2019, № 189-ДСП от 27.05.2019, судебная коллегия считает возможным возложить обязанность произвести расчет на ответчика с последующей выплатой причитающейся истцу суммы в пределах суммы заявленных требований – 37 747 рублей.

Поскольку право истца на получение оплаты труда в полном объеме было нарушено, на основании статьи 237 Трудового кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 10 000 рублей. Указанная сумма определена судебной коллегией с учетом всех обстоятельств дела, длительности нарушения права, требований разумности и справедливости. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Индустриального районного суда города Перми от 11 декабря 2019 года отменить.

Принять новое решение.

Возложить на Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю обязанность произвести расчет и выплатить Плотниковой Марианне Александровне сумму единовременного материального стимулирования за апрель, май и июнь 2019 года.

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю в пользу Плотниковой Марианны Александровны 10 000 рублей в счет компенсации морального вреда.

Председательствующий:

Судьи: