№2-3553/25-2020
46RS0030-01-2020-004422-65
Судья Гармашов А.А. Дело № (33-4016/2020г.) № 329/2021г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 9 февраля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Лобковой Е.А.,
судей Стародубова Ю.И., Чупрыной С.Н.
при секретаре Крюковой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонного) на решение Ленинского районного суда г. Курска от 08 октября 2020 года, которым постановлено:
«исковые требования ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организаций.
Обязать государственное учреждение - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) засчитать ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организаций периоды:
- прохождения службы в ВС СССР с 29.06.1988 года по 30.06.1990 года по призыву в музыкальном коллективе «Ансамбль песни и пляски МВО» в должности музыканта и по контракту с 04.07.1990 года по 25.01.1991 года в должности музыканта в в/ч 54083;
- работы с 28.12.1992 года по 04.07.1994 года, с 01.08.1994 года по 01.07.1995 года и с 01.08.1995 года по 30.11.1997 года в <данные изъяты> методобъединении г. Куска в должности артиста (флейта);
- работы с 23.11.1998 года по 16.03.1999 года и с 26.09.2011 года по 26.09.2019 года в Курской областной государственной филармонии в должности артиста симфонического оркестра группы духовых инструментов (флейта), и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организаций с 23.05.2020 года.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонного) в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 руб. 00 коп.».
Заслушав доклад судьи Лобковой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонному), (далее - УПФР в г. Курске Курской области (межрайонное), пенсионный орган). В обоснование предъявленных требований ФИО1 указал, что, так как он имеет специальный стаж в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях, <данные изъяты> он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пении по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
Однако, решением пенсионного органа № <данные изъяты> от <данные изъяты>, ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа: из необходимых 25 лет в специальный стаж засчитано 10 лет 00 месяцев 29 дней, страховой стаж составил 28 лет 06 месяц 25 дней.
Не согласившись с решением пенсионного органа, ФИО1 обратился в суд с иском к пенсионному органу, уточнив который просил признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организаций, обязать ответчика засчитать ему в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организаций, период прохождения службы в ВС СССР с 29.06.1988 по 30.06.1990 по призыву в музыкальном коллективе «Ансамбль песни и пляски МВО» и по контракту с 04.07.1990 по 25.01.1991 в должности музыканта в/ч <данные изъяты>, периоды работы с 28.12.1992 по 04.07.1994 и с 01.08.1994 по 01.07.1995, с 01.08.1995 по 30.11.1997 в Областном методобъединении г. Куска в должности артиста (флейта); с 23.11.1998 по 16.03.1999 и с 26.09.2011 по 26.09.2019 в Курской областной государственной филармонии в должности артиста симфонического оркестра группы духовых инструментов (флейта), и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организаций с <данные изъяты> года, взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины при подаче иска, в размере 300 руб. 00 коп.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о слушании дела судом первой инстанции, в судебное заседание не явился, воспользовался правом ведения дела через представителя.
Представитель истца ФИО1 по доверенности адвокат Сергеева С.В. в судебном заседании исковые требования доверителя поддержала, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика УПФР в г. Курске Курской области (межрайонного) по доверенности ФИО2 исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований ФИО1
В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонного) просит решение Ленинского районного суда г. Курска от 08 октября 2020 года отменить, принять новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное), заслушав объяснения представителя ответчика по доверенности ФИО2, полагавшего решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, выслушав возражения на апелляционную жалобу истца ФИО1 и его представителя адвоката Сергееву С.В., просивших суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика, полагая решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных обстоятельств в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено не было.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец, <данные изъяты>, в период с 20 декабря 1985 года по 31.05.1988 работал а Методобъединении по творческим коллективам и учебным заведениям артистом Камерного ансамбля (флейта) Курской областной филармонии, в период с 29.06.1988 по 30.06.1990 проходил военную службу по призыву в музыкальном коллективе «Ансамбль песни и пляски МВО» в должности музыканта, а с 04.07.1990 по 25.01.1991 по контракту в должности музыканта в в/ч <данные изъяты>, с 01.02.1991 по 24.12.1992 работал в Концертном объединении «Россия» г. <данные изъяты> артистом ансамбля «<данные изъяты>», с 28.12.1992 был принят на работу артистом (флейта) симфонического оркестра в Методическое объединение по творческим коллективам и учебным заведениям на основании приказа № <данные изъяты> от <данные изъяты> ( с 25.12.1993 реорганизованное в «Объединение по творческим коллективам» (пр. № <данные изъяты> от <данные изъяты> года), с 01.01.1994 в порядке перевода принят артистом (флейта) симфонического оркестра объединения по творческим коллективам по 13 разряду ЕТС (пр. № <данные изъяты> п.5 от <данные изъяты> года), на основании приказа № <данные изъяты> от <данные изъяты> присвоен 14 разряд ЕТС, с 30.11.1997 уволен в связи с ликвидацией объединения по творческим коллективам переводом в областную филармонию на основании приказа № <данные изъяты> от <данные изъяты> года, с 03.12.1996 по 23.11.1998 служил в органах внутренних дел УВД Курской области, с 23.11.1998 по 16.03.1999 работал в основном составе симфонического оркестра по 14 разряду ЕТС в Курской областной филармонии, с 18.03.1999 по 24.09.1999 работал по должности рабочего по комплексионному обслуживанию и ремонту зданий обслуживающего персонала отдела по конвоированию УИН МЮ РФ по Курской области, с 28.09.1999 принят на должность артиста симфонического оркестра в группу духовых инструментов (флейта) по 14 разряду ЕТС (с 18.09.2003 установлен 15 разряд ЕТС) в Областное государственное учреждение культуры «Курская областная Государственная филармония» (переименованную в дальнейшем с 15.09.2011 на основании приказа № <данные изъяты> от <данные изъяты> в Областное бюджетное учреждение культуры «Курская областная государственная филармония» (ОБУК «Курская государственная филармония»), где работает до настоящего времени.
Содержание записей в трудовой книжке истца подтверждается копиями приказов в отношении ФИО1; справками с места работы, уточняющими характер работы; копиями лицевых счетов и другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.
В период с 29.06.1988 по 30.06.1990 истец проходил действительную срочную военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР в музыкальном коллективе «Ансамбль песни и пляски МВО» в должности музыканта и по контракту с 04.07.1990 по 25.01.1991 в должности музыканта в в/ч <данные изъяты>.
<данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности в соответствии с подп. 21 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от <данные изъяты> №<данные изъяты> ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа 25 лет и более, поскольку при наличие страхового стажа 32 года 08 месяцев 26 дней, в специальный стаж зачтено 10 лет 00 месяцев 29 дней. При этом при оценке пенсионных прав ФИО1 пенсионным органом не были включены в специальный стаж периоды его службы по призыву в ВС СССР с 27.06.1988 по 04.07.1990 в музыкальном коллективе «Ансамбль песни и пляски МВО», по контракту с 04.07.1990 по 25.01.1991 в должности музыкант в/ч <данные изъяты> ввиду отсутствия документального подтверждения военной службы по специальности и занятости на музыкальном инструменте ФИО1, а также периоды его работы в Областном методобъединении г. Курска с 20.12.1985 по 31.05.1988, с 28.12.1992 по 30.11.1997 в должности артиста (флейта), с 01.12.1997 по 22.11.1998, с 23.11.1998 по 16.03.1999, с 17.03.1999 по 24.09.1999, с 26.09.2011 по 26.09.2019 в Курской областной государственной филармонии в должности артиста симфонического оркестра группы духовых инструментов (флейта) не засчитаны в специальный стаж ввиду отсутствия документального подтверждения музыкального инструмента на котором был занят ФИО1
Несогласие с решением пенсионного органа явилось основанием для обращения истца за защитой своих прав в суд с исковым заявлением, в котором он просит обязать пенсионный орган включить в его специальный стаж не засчитанные пенсионным органом периоды.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, дал правильную оценку пенсионным правам истца, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16.07.2014 приняло Постановление № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", которое действует с 01.01.2015.
В соответствии с п. «о» данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления.
В силу п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 № 447 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком. Пункт 3 Списка устанавливает, что право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд незаконно засчитал в специальный стаж истца периоды его работы в должности артиста симфонического оркестра (флейта) Областного методобъединения г. Курска, Объединения по творческим коллективам комитета по культуре и искусству администрации Курской области с 28.12.1992 по 04.07.1994, с 01.08.1994 по 01.07.1995 и с 01.08.1995 по 30.11.1997 в Областном методобъединении г. Куска в должности артиста (флейта) и с 23.11.1998 по 16.03.1999, с 26.09.2011 по 26.09.2019 в Курской областной государственной филармонии в должности артиста симфонического оркестра группы духовых инструментов (флейта) ввиду отсутствия документального подтверждения занятости ФИО1 в указанный период как артиста, играющего на духовых инструментах в профессиональном художественном коллективе, судебная коллегия признает несостоятельными.
Согласно п.п.3.3. Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 года № 190, специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, подтверждается трудовой книжкой.
В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характера выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа, специальный стаж подтверждается на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).
Согласно Решению Исполнительного комитета КГСНД от 28.06.1991 № 239 при методическом объединении был создан симфонический оркестр.
В спорный период с 26.09.2011 по 26.09.2019 ФИО1 работал в должности, соответствующей Списку от 28.08.1991 № 447, согласно которому право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в пункте 3, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка) имеют артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
Указанную работу ФИО1 выполнял в течение полного рабочего дня.
Как следует из содержания приказа № 95 от 25.12.1992 помимо ФИО1 по результатам решений комиссии по организации симфонического оркестра на работу в Областное методобъединения г. Курска были приняты еще сотрудники артисты оркестра.
Из содержания решения исполкома Курского городского совета народных депутатов от 28.06.1991 № 239 следует, что симфонический оркестр при методическом объединении по творческим коллективам и учебным заведениям культуры был создан с учетом мнения коллегии управления культуры облисполкома с целью эстетического воспитания населения, приобщения к музыкальной культуре подрастающего поколения, с учетом просьб и предложений творческой интеллигенции. Финансирование оркестра осуществлялось из средств управления культуры облисполкома и городского бюджета.
В соответствии с приказом Управления культуры Курского облисполкома № 57 от 04.04.1991 в целях улучшения подготовки кадров в учебных заведениях культуры и искусства, концертно-лекционной и методической работы на базе профессиональных коллективов, пропаганды русской, мировой музыкальной культуры методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства был преобразован в методическое объединение по творческим коллективам и учебным заведениям управления культуры.
С 01.12.1993 в соответствии с приказом комитета по культуре и искусству администрации Курской области в целях совершенствования работы по эстетическому воспитанию населения, сохранению и развитию культурного потенциала области методическое объединение по творческим коллективам и учебным заведениям комитета по культуре и искусству администрации области выделены: методический кабинет по учебным заведениям по учебным заведениям комитета по культуре и искусству администрации области и объединение по творческим коллективам комитета по культуре и искусству администрации области.
Из штатных расписаний методобъединения за спорный период работы истца следует, что в штате имелись единицы артистов оркестров и ансамблей высшей, первой и второй категорий, дирижера (главного дирижера) симфонического оркестра.
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о том, что симфонический оркестр при методическом объединении по творческим коллективам и учебным заведениям управления культуры был создан и функционировал как профессиональный художественный коллектив, работа в котором давала истцу право на включение данного периода в специальный стаж.
Оценив действия ответчика, связанные с отказом в зачете в специальный стаж ФИО1 периодов работы в должности артиста симфонического оркестра группы духовых инструментов (флейта) Курской областной государственной филармонии с 23.11.1998 по 16.03.1999 и с 26.09.2011 по 26.09.2019, суд обоснованно пришел к выводу, что из представленных сторонами доказательств усматривается, что спорные периоды работы истца подлежат включению в его специальный стаж.
Доводы ответчика о том, что указанный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку не подтверждена документально занятость ФИО1 в указанный период как артиста, играющего на духовых инструментах в профессиональном художественном коллективе; документально не подтверждена игра на духовых инструментах и не предоставлены документы, подтверждающие закрепление духовых инструментов за артистами филармонии, не подтверждена занятость полный рабочий день при полной рабочей неделе на флейте, что в указанный период у истца имело место совмещение должности старший администратор симфонического оркестра с 26.09.2011 и монтировщика сцены симфонического оркестра с 01.10.2017 по 10.10.2019, а также ссылка на отсутствие подтверждения льготного характера работы сведениями персонифицированного учета, правомерно судом признаны несостоятельными.
Анализ приказа о приеме на работу №<данные изъяты> от <данные изъяты>, копии карточки Т-2 в отношении истца, выписки из штатных расписаний, копий лицевых счетов и табелей учета рабочего времени за спорные периоды, должностной инструкции артиста симфонического оркестра, утвержденной 01.10.2010, льготной справки Курской государственной филармонии № <данные изъяты> от <данные изъяты>, с учетом образования истца, позволили суду сделать обоснованный вывод, что в спорный период ФИО1 осуществлял творческую деятельность в должности артиста духового инструмента (флейта) в профессиональным художественном коллективе, каковым является симфонический оркестр ОБУК «Курская государственная филармония».
Ссылки на то, что у ФИО1 имело место совмещение должности артиста симфонического оркестра с должностью администратора симфонического оркестра и монтировщика сцены, что, по мнению ответчика, является препятствием для включения данного периода в специальный стаж, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку согласно представленным доказательствам ФИО1 выполнял обязанности артиста на полную ставку, функции администратора симфонического оркестра и монтировщика сцены истец мог выполнять только за пределами своей основной деятельности, поскольку специфика работы в оркестре не предполагает возможности выполнение работ администратора и монтировщика сцены одновременно с оркестровой деятельностью.
Выводы суда о праве истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях судебная коллегия находит правомерными, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорное отношение.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что областное методобъединение не относится к театрально-зрелищной организации или профессиональному художественному коллективу, о незаконности решения не свидетельствует, принимая во внимание, что истец работал артистом в симфоническом оркестре, созданном при данном методобъединении.
Также не влечет отмену решение и довод жалобы о том, что истцом не представлены документы, подтверждающие закрепление за ним духовых инструментов, принимая во внимание, что непосредственно в трудовой книжке ФИО1 отражены записи о его трудовой деятельности в спорный период в должности артиста оркестра (флейта) симфонического оркестра группы духовых инструментов Курской областной государственной филармонии.
Довод жалобы о том, что работа артистом по совместительству свидетельствует о работе не на полную ставку, не подтвержден соответствующими доказательствами, в то же время, по представленным лицевым счетам и приказам оплата истцу как артисту симфонического оркестра производилась в соответствии с ЕТС по 13 и 14 разряду, согласно штатному расписанию.
И поскольку в рамках искового производства по данному делу в силу ст. 56 ГПК РФ сторона ответчика не представила доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, доводы жалобы нельзя признать обоснованными.
Доводы, приведенные в отказном решении пенсионного органа и в апелляционной жалобе, о том, что вышеуказанные периоды работы не могут быть включены в специальный стаж истца, поскольку выполнение работы по должности, которую занимал истец, не подтверждено сведениями индивидуального персонифицированного учета, не являются основанием к отказу в зачете спорного периода в специальный стаж.
Согласно Федеральному закону от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
Истец является добросовестным участником гражданских правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем, своих обязанностей, возложенных законом.
Из положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П следует, что невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Следовательно, истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд Российской Федерации, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат указаний на то, что в спорные периоды работы истца страховые взносы работодателем не производились, а ненадлежащее исполнение работодателем, как страхователем, своей обязанности по предоставлению соответствующих сведений в пенсионный орган не может повлечь ограничение права истца на досрочное пенсионное обеспечение при реальном выполнении творческой работы в профессиональном художественном коллективе.
При таких обстоятельствах суд обоснованно засчитал в специальный стаж истца дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях периоды работы с 28.12.1992 по 04.07.1994, с 01.08.1994 по 01.07.1995 и с 01.08.1995 по 30.11.1997 в Областном методобъединении г. Куска в должности артиста (флейта), с 23.11.1998 по 16.03.1999 и с 26.09.2011 по 26.09.2019 в Курской областной государственной филармонии в должности артиста симфонического оркестра группы духовых инструментов (флейта).
Также, разрешая исковые требования ФИО1, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по включению в стаж творческой работы ФИО1 периода военной службы по специальности в ВС СССР с 29.06.1988 по 30.06.1990 по призыву в музыкальном коллективе «Ансамбль песни и пляски МВО» в должности музыканта и по контракту с 04.07.1990 по 25.01.1991 в должности музыканта в в/ч <данные изъяты>.
Постановление Совмина РСФСР от 28.08.1991 N 447 (ред. от 22.09.1993) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет" предусматривает, что в стаж творческой работы артистов театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности (пункт 2).
Судом установлено, что истец во время прохождения срочной военной службы, являлся музыкантом военного оркестра, играющим на духовом инструменте - флейта в духовом оркестре.
Данный вывод судом был сделан на основании пояснений истца, подтвержденных записью в военном билете истца о прохождении действительной военной службы в должности музыканта, куда он был призван после работы с 20 декабря 1985 года по 31.05.1988 в Методобъединении по творческим коллективам и учебным заведениям артистом Камерного ансамбля (флейта) Курской областной филармонии.
Согласно военному билету МН № <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданному Ленинским районным военным комиссариатом г. Курска, ФИО1 поступил на военную службу со средне-специальным образованием по окончании Курского музыкального училища в 1988 году с основной гражданской специальностью «музыкант», и на основании приказа № <данные изъяты><данные изъяты> проходил военную службу в Ансамбле МВО. Действительную военную службу по контракту проходил с 04 июля 1990 года по 25 января 1991 года на должности музыкант в/ч <данные изъяты>.
Из справки № <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданной военным комиссариатом Курской области на основании личного дела военнослужащего, усматривается, что ФИО1, <данные изъяты>, был призван на действительную военную службу <данные изъяты> РВК г. <данные изъяты> 27 июня 1988 года. Действительную военную службу по призыву проходил в музыкальном коллективе «Ансамбль песни и пляски МВО»: с 27 июня 1988 года по 04 июля 1990 года. Действительную военную службу по контракту проходил с 04 июля 1990 года по 25 января 1991 года на должности музыкант в/ч <данные изъяты>. Основание выдачи справки – личное дело военнослужащего № <данные изъяты> арх.
В период прохождения истцом военной службы на территории СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 28 декабря 1967 года № 1169 «Об объединении решений Правительства СССР о пенсиях за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и театрально-зрелищных предприятий и коллективов», которое также предусматривало право на льготное пенсионное обеспечение для артистов оркестра, играющих на духовых инструментах, при стаже работы на сцене не менее 25 лет и включение в стаж творческой работы артистов театров, других театрально-зрелищных предприятий и музыкальных коллективов время пребывания их в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах.
Положение о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР, введенное в действие приказом Министра обороны СССР от 26.07.1963 № 182, именовало военные оркестры Советской Армии и Военно-Морского Флота профессионально-творческими коллективами, призванными средствами музыкального искусства содействовать политическому, воинскому и культурному воспитанию личного состава Вооруженных Сил СССР.
Принимая во внимание, что военный оркестр является духовым оркестром, объединяющим духовые и ударные инструменты, истец до призыва в ряды вооруженных сил окончил духовое отделение Курского музыкального училища с основной гражданской специальностью музыкант, суд, с учетом пояснений истца, обоснованно признал установленным факт службы истца в качестве музыканта военного оркестра, играющего на духовых инструментах, и включил период службы в ВС СССР с 29.06.1988 по 30.06.1990 по призыву в музыкальном коллективе «Ансамбль песни и пляски МВО» в должности музыканта и по контракту с 04.07.1990 по 25.01.1991 в должности музыканта в в/ч 54083 в специальный стаж как время службы по специальности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств, опровергающих выводы суда, ответчиком суду не предоставлено.
Решение суда в части назначения истцу пенсии с <данные изъяты> года принято в соответствии с нормами пенсионного законодательства.
В силу части 1.1 статьи 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2019 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает не ранее 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением творческой деятельности указанной категории граждан считается отложенным, но не более чем на 6 месяцев со дня возникновения такого права.
С учетом периодов, засчитанных пенсионным органом в специальный стаж истца в бесспорном порядке, а также периодов работы, засчитанных судом, у истца право на досрочную страховую пенсию возникло <данные изъяты>, что в соответствии с приведенным законодательством дает право на назначение пенсии с <данные изъяты>.
Определяя дату назначения пенсии <данные изъяты> года, суд не допустил нарушений действующего пенсионного законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Иных доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения либо опровергнуть выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 08 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи