ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3555/19 от 18.01.2019 Пензенского областного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0018-01-2019-002382-06

Судья Черненок Т.В. № 2-3555/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 ноября 2019 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Прошиной Л.П.,

судей Жуковой Е.Г., Земцовой М.В.

при помощнике ФИО2

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты и понуждении к предоставлению социальной выплаты,

по апелляционной жалобе представителя ФИО3 по доверенности ФИО4 на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 31 июля 2019 г., которым постановлено:

Исковые требования ФИО3 к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты и понуждении к предоставлению социальной выплаты оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Жуковой Е.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО4 и ФИО3 состоят в зарегистрированном браке с 19.07.2013.

Приказом Минтруда Пензенской области от 06.08.2013 «О внесении изменений в приказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 06.06.2013 семья П-ных (муж ФИО4, жена ФИО3) по их заявлению включена в список получателей займов по подпрограмме «Дом для специалистов в сельской местности» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы из числа молодых специалистов (и их семей), постоянно проживающих в муниципальных районах Пензенской области, на 2013 год (л.д.72,81).

27.09.2013 между ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» и ФИО3, ФИО4 заключен договор займа , в соответствии с п.2.1 которого займодавец предоставил заемщику заем в размере 636 155 руб. сроком на 120 месяцев (л.д.90-98).

В соответствии с п. 2.4 заем предоставляется для целевого использования, а именно для приобретения одного комплекта строительных материалов для строительства жилого дома по адресу: <адрес>, его доставки и монтажа путем заключения Договора купли-продажи комплекта строительных материалов для строительства жилого дома в рамках подпрограммы «Дом для специалистов в сельской местности» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы, между ООО Строительная фирма «Зодчий» и ФИО3, ФИО4

Обеспечение исполнения обязательств заемщика по договору является ипотека в силу договора жилого дома по адресу: <адрес> ипотека права аренды земельного участка по договору аренды земельного участка от 01.02.2013, на котором располагается данный дом (п.2.5.1 договора).

28.07.2018 Управлением Росреестра по Пензенской области зарегистрировано право собственности ФИО3 на жилой дом, расположенный по адресу <адрес> ( от 28.07.2018).

22.03.2019 Управлением Росреестра по Пензенской области зарегистрирован договор об ипотеке жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу <адрес> ( от 22.03.2019).

30.04.2019 ФИО3 обратилась в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты в размере 33% от остатка основного долга за родившегося ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участникам программы «Дом для специалистов в сельской местности» на 2010-2015 гг. семье ФИО3

Письмом Управления социальной защиты населения администрации Пензенского района Пензенской области от 26.05.2019 ФИО3 была уведомлена о невозможности предоставления социальной выплаты на погашение основного долга по займу в размере 33% за рождение ребенка, в связи с отсутствием права собственности участников подпрограммы на построенный жилой дом.

Согласно письма Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 16.05.2019 , адресованным главе администрации Пензенского района Пензенской области, предоставление социальной выплаты семье П-ных, являющихся участниками подпрограммы не представляется возможным, в связи с отсутствием права собственности участников подпрограммы (заявителя и членов его семьи) на построенный жилой дом. Согласно представленной выписке из ЕГРН право собственности на жилое помещение у ФИО4, г.р., ФИО1, г.р. отсутствует, правообладателем жилого помещения с 28.07.2018 является только один из членов семьи П-ных - ФИО3

ФИО3 обратилась в суд с иском к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области (далее - Минтруд Пензенской области), в котором просила признать незаконным отказ ответчика от 15.05.2019 в предоставлении социальной выплаты на погашение части основного долга по займу при рождении ребенка в размере 33% от остатка долга за полученный заем по заявлению ФИО3 от 30.04.2019; обязать Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области принять решение о предоставлении социальной выплаты на погашение части основного долга по займу при рождении ребенка в размере 33% от остатка долга за полученный заем по заявлению ФИО3 от 30.04.2019.

Полагает отказ в предоставлении ей социальной выплаты незаконным и необоснованным, поскольку в п. 66 Механизма подпрограммы перечислен исключительный перечень оснований для отказа в предоставлении социальной выплаты участнику подпрограммы, а именно отсутствие права собственности участников подпрограммы на построенный дом, непередача построенного дома и земельного участка участниками подпрограммы в залог. В силу ст.33 СК РФ построенный жилой дом является общей совместной собственностью супругов, которые и являются участниками подпрограммы.

Таким образом, оба условия, исключающие возможность принятия ответчиком решения о предоставлении социальной выплаты, на дату подачи заявления истцом были выполнены, оснований для отказа в предоставлении социальной выплаты не имелось.

Ленинский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО3 по доверенности ФИО4 полагает решение суда незаконным, поскольку суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права. В обоснование доводов привел обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд. Суд первой инстанции не применил нормами семейного и гражданского права в отношении общей собственности супругов, подлежащие применению. Поскольку жилой дом, построенный на заемные денежные средства по указанной Подпрограмме, имеет режим совместной собственности супругов, не имеет значение на имя кого из супругов оформлено такое имущество, соответственно, супруг ФИО5 - ФИО4 также является собственником указанного жилого дома. Обязанности зарегистрировать право общей долевой собственности второго супруга, равно как и право общей совместной собственности в отношении принадлежащего имущества, законодательство на них не возлагает. Жилой дом был передан в залог Департаменту Государственного имущества Пензенской области. Соответственно, все условия для получения социальной выплаты соблюдены. Оснований для отказа не имеется. Суд не дал оценки тому, что в судебном заседании представитель ответчика признала, что мотивация отказа как неоформление жилого дома в общую долевую собственность, в том числе и несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не является законной. Суд не принял во внимание, что в отказе ответчик сослался на условия жилищной программы, которые к заявлению ФИО3 не применимы.

В возражениях Минтруд Пензенской области, а также Департамент Государственного имущества Пензенской области просили решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО3 по доверенности ФИО4, участвующий в деле также в качестве третьего лица, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ответчика Минтруда Пензенской области по доверенности ФИО6, представители третьих лиц Управления социальной защиты населения администрации Пензенского района Пензенской области по доверенности ФИО7, Департамента Государственного имущества Пензенской области по доверенности ФИО8 возражали против доводов апелляционной жалобы.

Истец ФИО3 в судебной заседание суда апелляционной инстанции не явилась, в письменном заявлении на имя суда просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Постановлением Правительства Пензенской обл. от 10.12.2009 утверждена долгосрочная целевая программа Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы».

В рамках указанной долгосрочной целевой программы действуют ряд подпрограмм, в том числе: «Дом для специалистов в сельской местности» на 2010 - 2015 годы.

Этим же постановлением Правительства Пензенской области утвержден механизм реализации подпрограммы «Дом для специалистов в сельской местности» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы.

В соответствии с п.1 Механизма право на участие в подпрограмме «Дом для специалистов в сельской местности» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы (далее - Подпрограмма) имеют граждане, желающие построить жилой дом в любом поселении Пензенской области, кроме городов, при наличии у гражданина трудового договора, заключенного на неопределенный срок с организацией - работодателем, находящейся в сельском районе, относящиеся к одной из следующих категорий:

1.1. Молодые специалисты (и их семьи), постоянно проживающие в муниципальных районах Пензенской области, возраст которых на момент представления в орган местного самоуправления муниципального района Пензенской области (далее - орган местного самоуправления) заявления с документами, указанными в пункте 7 настоящего Механизма, не превышает 35 лет (не превышает 40 лет для работников государственных или муниципальных бюджетных, казенных, автономных учреждений Пензенской области).

1.2. Специалисты (и их семьи) из числа граждан - участников долгосрочной целевой программы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, на 2009 - 2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 08.07.2009 N 545-пП (с последующими изменениями).

1.3. Специалисты (и их семьи) из числа граждан, переселившихся после 01 января 2010 года в сельские населенные пункты Пензенской области из городов Пензенской области и из других субъектов Российской Федерации.

Как следует из п.3 Механизма, мерами государственной поддержки граждан, признанных участниками Подпрограммы, в соответствии с настоящим Механизмом являются:

1) предоставление права на заключение с ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» (далее - Агентство) договора займа на приобретение комплекта строительных материалов для строительства индивидуального жилого дома (далее - займ) в порядке, установленном разделами II, III настоящего Механизма;

2) предоставление участникам Подпрограммы социальной выплаты за счет средств бюджета Пензенской области на компенсацию процентной ставки по займу в течение первых пяти лет со дня заключения договора займа в порядке, установленном разделом V настоящего Механизма;

3) предоставление участникам Подпрограммы социальной выплаты за счет средств бюджета Пензенской области на погашение части основного долга по займу при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка в порядке, установленном разделом VI настоящего Механизма;

4) предоставление участникам Подпрограммы социальной выплаты за счет средств бюджета Пензенской области на приобретение мебели в порядке, установленном разделом VII настоящего Механизма.

Согласно п.25 раздела III Механизма уполномоченный орган ежегодно до 20 декабря года, предшествующего планируемому, заключает с организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, поставку и возведение индивидуальных жилых домов (далее - поставщики) и имеющих намерение осуществлять поставку и возведение домов участникам Подпрограммы, соглашение о сотрудничестве в рамках Подпрограммы.

Информация о поставщиках и предлагаемых ими комплектах для строительства индивидуальных жилых домов (далее - комплект дома) направляется Уполномоченным органом в органы местного самоуправления и размещается на официальном сайте Уполномоченного органа.

При наличии в Агентстве средств для выдачи займов Уполномоченный орган направляет извещение в органы местного самоуправления о планируемом включении в список получателей займа граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования Пензенской области.

Орган местного самоуправления в течение 3 рабочих дней осуществляет письменное оповещение граждан о планируемом включении их в список получателей займа и о необходимости в течение 10 рабочих дней с даты оповещения представления в Уполномоченный орган заявления о включении в список получателей займов по Подпрограмме, в котором указывается также поставщик и комплект выбранного гражданами дома.

Заявление, указанное в пункте 27 настоящего Механизма, представляются гражданами в Уполномоченный орган лично либо подается в электронном виде на Единый портал государственных и муниципальных услуг в соответствии с действующим законодательством.

Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения от граждан заявлений, указанных в пункте 27 настоящего Механизма, утверждает своим приказом список получателей займов в соответствии с объемом средств, имеющихся в Агентстве для выдачи займов.

Граждане заключают договор займа в течение 9 месяцев со дня утверждения Уполномоченным органом списка получателей займов.

Граждане, включенные в список получателей займов, не заключившие в течение 9 месяцев со дня утверждения Уполномоченным органом соответствующего приказа, исключаются из списка получателей займов.

Повторное предоставление указанным гражданам права на заключение договора займа осуществляется в соответствии с условиями Подпрограммы.

Способами обеспечения возврата займа являются:

- заключенный между Агентством (в качестве залогодержателя) и участником Подпрограммы (в качестве заемщика) (а также созаемщиками) договор залога (ипотеки) построенного дома и земельного участка, на котором построен жилой дом. Уклонение участника от заключения договора залога (ипотеки) является основанием для требования Агентством возврата средств займа;

- банковская гарантия, поручительство юридического лица и (или) не менее двух физических лиц.

Данные способы обеспечения исполнения обязательства являются обязательными.

Построенный жилой дом оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в приказе Уполномоченного органа об утверждении списка получателей займов (п.38).

Разделом VI Механизма установлен порядок предоставления социальных выплат на погашение части основного долга по займу при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, в соответствии с которым право на получение социальной выплаты на погашение части основного долга по займу при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка имеют участники Подпрограммы, оформившие право собственности на построенный жилой дом и заключившие с Агентством договор залога (ипотеки) построенного жилого дома и земельного участка, на котором построен жилой дом.

Социальная выплата предоставляется в случае, если после подачи гражданином в орган местного самоуправления заявления и документов, указанных в пункте 7 настоящего Механизма, в его семье появляется ребенок вследствие рождения (усыновления или удочерения).

Размер выделяемой социальной выплаты определяется Уполномоченным органом на дату подачи участниками Подпрограммы заявления о предоставлении социальной выплаты.

Размер социальной выплаты составляет:

- при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка - в размере 33 процентов от остатка долга за полученный заем;

- при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка - в размере 33 процентов от остатка долга за полученный заем;

- при рождении (усыновлении, удочерении) третьего ребенка - в размере оставшейся части долга по займу.

Для получения социальной выплаты участник Подпрограммы обращается с заявлением в соответствующий орган местного самоуправления. К заявлению прилагается копия документа, подтверждающего факт рождения (усыновления или удочерения) в семье ребенка (копию свидетельства о рождении, свидетельства об усыновлении (удочерении)). До 01.01.2013 участники Подпрограммы также представляют документы о праве собственности на построенный дом, а также документы о передаче Агентству в залог (ипотеку) построенного дома и земельного участка, на котором построен жилой дом.

Указанное заявление и документы могут быть поданы гражданами в электронном виде на Единый портал государственных и муниципальных услуг в соответствии с действующим законодательством.

С 01.01.2013 орган местного самоуправления истребует в установленном порядке документы (или сведения, содержащиеся в них), находящиеся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных таким органам организациях, о праве собственности на построенный участниками Подпрограммы дом, а также о передаче участниками Подпрограммы в залог (ипотеку) построенного дома и земельного участка, на котором построен жилой дом, в случае если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с момента получения заявления, указанного в пункте 60 настоящего Механизма, направляет соответствующее ходатайство в Уполномоченный орган вместе с заявлением и документами, указанными в пунктах 60, 61 настоящего Положения.

Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с даты получения ходатайства, указанного в пункте 62 настоящего Механизма, от органа местного самоуправления направляет в Агентство запрос о сумме остатка долга по займу, выданному участнику Подпрограммы, по состоянию на дату обращения соответствующего гражданина с заявлением, указанным в пункте 60 настоящего Механизма.

Агентство в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса, указанного в пункте 63 настоящего Механизма, направляет соответствующие сведения в Уполномоченный орган.

Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения от Агентства сведений о сумме остатка долга по займу принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении соответствующему участнику Подпрограммы социальной выплаты на погашение части основного долга по займу при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка.

Основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты участнику Подпрограммы является отсутствие права собственности участников Подпрограммы на построенный дом и непередача построенного дома и земельного участка участниками Подпрограммы в залог Агентству (п.66).

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения копии решения Уполномоченного органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) социальной выплаты письменно уведомляет граждан о данном решении.

Разрешая исковые требования, проанализировав условия Подпрограммы «Дом для специалистов в сельской местности» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы, а также механизм её реализации, суд признал установленным и исходил из того, что предусмотренные условия реализации указанной Подпрограммы для получения социальной выплаты в размере 33 процентов от остатка долга за полученный заем в связи с рождением первого ребенка семьей истца не соблюдены, поскольку построенный за счет заемных средств жилой дом не оформлен в общую долевую собственность участников подпрограммы.

Судебная коллегия соглашается с выводами и мотивами суда первой инстанции, поскольку они основаны на обстоятельствах дела, установленных на основании собранных по делу доказательств, и согласуются с правильно примененными нормами материального права.

Пунктом 66 раздела VI «Порядок предоставления социальных выплат на погашение части основного долга по займу при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка» Механизма реализации подпрограммы «Дом для специалистов в сельской местности» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской обл. от 10.12.2009 N 953-пП «Об утверждении долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы» предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты участнику Подпрограммы является отсутствие права собственности участников Подпрограммы на построенный дом и непередача построенного дома и земельного участка участниками Подпрограммы в залог Агентству.

Пунктом 38 раздела III «Порядок и условия предоставления займа» Механизма установлено, что построенный жилой дом оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в приказе Уполномоченного органа об утверждении списка получателей займов.

Как следует из приказа Минтруда Пензенской области от 06.08.2013 «О внесении изменений в приказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 06.06.2013 семья П-ных (муж ФИО4, жена ФИО3) включена в список получателей займов по подпрограмме «Дом для специалистов в сельской местности» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы из числа молодых специалистов (и их семей), постоянно проживающих в муниципальных районах Пензенской области.

Однако, как верно указа суд, в нарушение вышеуказанных положений, построенный жилой дом на заемные денежные средства был оформлен только в собственность истца ФИО3, что не соответствует целям улучшения жилищных условий семьи в рамках указанной Программы.

Довод апелляционной жалобы о том, что жилой дом, построенный на заемные денежные средства по указанной Подпрограмме, имеет режим совместной собственности супругов, соответственно, не зависимо от того, на имя кого из супругов оформлен, находится в общей совестной собственности супругов П-ных, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен как противоречащий условиям и механизму реализации данной Подпрограммы, в частности п.66 и п.38 о том, что право собственности на построенный дом должно быть оформлено в общую долевую собственность всех членов семьи - участников Подпрограммы, что соблюдено П-ными не было.

При этом судебная коллегия учитывает и то, что семья истца при оформлении построенного дома в собственность всех участников Подпрограммы, не утратила права на получение спорной социальной выплаты.

То обстоятельство, что в сообщении Минтруда Пензенской области на имя Главы администрации Пензенского района от 16.05.2019 содержится ссылка на необходимость оформления построенного жилого дома в общую долевую собственность также и ребенка, который не является участником Подпрограммы, не влечет отмены решения суда, поскольку условия реализации Подпрограммы в полной мере не соблюдены, данный жилой дом не оформлен на праве общей долевой собственности за всеми участниками Подпрограммы - ФИО3 и ФИО4

В связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что в отказе ответчик сослался на условия жилищной программы, которые к заявлению ФИО3 не применимы, а также о том, что ответчик в отказе необоснованно сослался на необходимость оформления жилого дома и на несовершеннолетнего ребенка, подлежат отклонению.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 31 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО3 по доверенности ФИО4 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи