АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Черкесск 26 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Байрамуковой И.Х.,
судей Негрий Н.С., Каракетова З.С.,
при секретаре судебного заседания Урусове Р.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-355/2020 по апелляционной жалобе представителя лица, не привлеченного к участию в деле ОАО «РЖД» на заочное решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09 ноября 2020 года по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2, администрации Эркен-Шахарского сельского поселения, ОАО «РЖД», Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Негрий Н.С., истца ФИО1 и ее представителя ФИО3, представителя соответчика ОАО «РЖД» – ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2, администрации Эркен-Шахарского сельского поселения о государственной регистрации перехода права собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенных по адресу: КЧР, <адрес>. В обоснование исковых требований указала, что на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>, заключенного между ней и ответчиком ФИО2, она приобрела право собственности на 1/2 долю жилого дома общей площадью 31,8 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу. Данный договор был зарегистрирован в реестре Эркен-Шахарского сельского поселения за №.... Обременений указанного объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права продавца или покупателя на объект недвижимости, не имеется. После заключения договора купли-продажи ФИО2 поменяла место жительства и связь с нею была утеряна, однако с момента покупки жилого дома истец проживает в нем и пользуется им как собственник. Собственником второй половины жилого дома, площадью 36,6 кв.м является ФИО5, впоследствии ФИО6 Постановлением главы администрации №... от <дата> земельный участок площадью 1213 кв.м был передан ФИО7 в собственность. В настоящее время истец решила зарегистрировать свое право собственности на приобретенную 1/2 долю жилого дома, однако оригинал Постановлений главы №... утрачен. В связи с чем, возникла необходимость в регистрации перехода права собственности в судебном порядке.
Истец ФИО7, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствии, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Ответчики ФИО2 и администрация Эркен-Шахарского сельского поселения, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, ФИО5, ФИО8, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили.
Заочным решением Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09 ноября 2020 года исковые требования удовлетворены. Суд осуществил государственную регистрацию перехода права собственности от ФИО2 к ФИО1 на недвижимое имущество, состоящее из 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, площадью 68,4 кв.м и земельный участок, площадью 606 кв.м. с кадастровым номером 09:01:0280002:196, расположенные по адресу: КЧР, <адрес>, указав, что настоящее решение является основанием для осуществления государственной регистрации на указанные объекты недвижимости.
В апелляционной жалобе представитель соответчика ОАО «РЖД» просит отменить указанное решение суда, приняв новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает, что о возможности нарушений прав ОАО «РЖД» стало известно после получения Минераловодским отделом правового обеспечения иска от 18.05.2021г. ФИО1 к ОАО «РЖД» об отчуждении земель железнодорожного транспорта в нарушение положений ч.4 ст. 87 ЗК РФ. Иск поступил без приложений. В качестве одного из оснований исковых требований ФИО7 приведено оспариваемое решение суда по настоящему делу. Заявитель указывает, что в соответствии с содержанием искового заявления ФИО7 и заключения кадастрового инженера <ФИО>1 земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:196, на который истец претендует в деле №2-426/2021, налагается на земельный участок 09:01:0280002:195 и оба этих участка частично налагаются на земли железнодорожного транспорта с кадастровым номером 09:01:0000000:3. Таким образом, полагает, что в деле №2-355/2020 было вынесено решение о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:196, который частично был незаконно сформирован за счет земель железнодорожного транспорта с кадастровым номером 09:01:0000000:3 в нарушение требований ч. 4 ст. 87 ЗК РФ, о чем ОАО «РЖД» узнало <дата>, после ознакомления с решением суда. В дополнениях к апелляционной жалобе указывают, что еще с 1928 года была сформирована полоса отвода железной дороги с границами в метрической системе, спорный участок истца входит в полосу отвода железной дороги, которая является федеральной собственностью, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок, на который претендует истец не может быть зарегистрирован за ФИО1
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 08 декабря 2021 года коллегия перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, поскольку судом первой инстанции было принято решение о правах и обязанностях лица, права которого затронуты данным решением суда, в связи с чем, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ОАО «РЖД».
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 12 января 2022 года судебной коллегией в качестве соответчика по делу привлечен представитель собственника земельного участка с кадастровым номером 09:01:0000000:3 принадлежащий Российской Федерации, в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ, права и интересы которого могут быть затронуты принятым решением.
При рассмотрении настоящего дела по существу установлено, что согласно представленному истцом договору купли-продажи от <дата> ФИО2 продала ФИО1 ? часть жилого дома, пристройки, кухни, сарая, общей площадью 31,8 кв.м, расположенного на земельном участке мерой 1 213 кв.м (л.д.33). Данный договор купли-продажи удостоверен зам.главы администрации пос.Эркин-Шахар, но зарегистрирован в органах БТИ не был. Из п.3 следует, что данное домовладение продано за 13 680 руб.
Из представленного истцом свидетельства о праве собственности на землю от <дата> следует, что на основании постановления главы администрации Эркин-Шахарского поселкового Совета от 23.11.1992 г. ФИО1 по <адрес> выделен земельный участок для строительства жилого дома в размере 1 213 кв.м, из которых 544,5 кв.м –пашни, 184 кв.м – прочих угодий (л.д.22).
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 о регистрации перехода права собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, общей площадью 606 кв.м с кадастровым номером 09:01:0280002:196, расположенных по адресу: КЧР, <адрес>.
Полагает, что регистрацию договора купли-продажи жилого дома невозможно осуществить самостоятельно без судебного акта, поскольку продавец ФИО2 поменяла место жительство, и в настоящее время неизвестно ее местонахождение. А регистрацию права на указанный земельный участок площадью 606 кв.м невозможно осуществить ввиду отсутствия оригинала постановления главы администрации Эркин-Шахарского поселкового Совета от <дата> в архиве как сельского поселения, так и районной администрации.
Судебная коллегия полагает, что поскольку спорный договор купли-продажи части жилого дома заключен до введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязательную государственную регистрацию договоров купли-продажи недвижимости, и до момента введения в действие Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на него распространяются ранее действовавшие требования законодательства о форме сделки и порядке регистрации договора.
Согласно ст. 135 ГК РСФСР право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Ранее действовавшее законодательство (ст.239 ГК РСФСР) предусматривало, что договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов. Несоблюдение правил настоящей статьи влекло недействительность договора.
Вместе с тем согласно ст. 51 "Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик" 1. гражданину могут принадлежать на праве собственности: жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления.
Согласно ст. 50 Основ 2. Право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
Передачей признается вручение вещей приобретателю, а равно сдача транспортной организации для отправки приобретателю и сдача на почту для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. К передаче вещей приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на вещи.
Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации или нотариальному удостоверению, право собственности у приобретателя возникает в момент регистрации или удостоверения договора, а при необходимости нотариального удостоверения и государственной регистрации договора - в момент его регистрации.
Согласно ст. 131 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Статья 6 данного Закона предусматривает, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона (до 31.01.1998 г.) признаются действительными при их государственной регистрации.
До введения в действие указанного Закона, в целях обеспечения единого порядка государственного учета жилищного фонда, государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществлялся по единой для Союза ССР системе на основе регистрации технической инвентаризации органами БТИ в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 10.02.1985г. № 136 "О порядке государственного учета жилищного фонда" и Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. № 1301 "О государственном учете жилищного фонда в РФ".
Основной задачей государственного учета жилищного фонда являлось получение данных о его количественном и качественном составе, принадлежности, а также численности проживающих граждан (п. 2 Постановления Совмина СССР от 10.02.1985 N 136).
Согласно п.3 указанного Постановления Совмина СССР государственному учету подлежат жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
Судебная коллегия на основании указанных норм полагает, что регистрация договора купли-продажи жилого дома (его доли) в органах БТИ относится к учетной функции, а не к правоустанавливающей и не к правоподтверждающей.
Из материалов дела следует, что отсутствует регистрация договора купли-продажи части жилого дома органами БТИ, договор был заключен в письменной форме. Вместе с тем, ранее действовавшее на момент заключения договора купли-продажи законодательство не содержало норм, предусматривающих возникновение права собственности на жилой дом (его часть) с моментом регистрации возникновения такого права.
Исходя из совокупности исследованных доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования ФИО1 о регистрации права собственности на часть жилого дома подлежат удовлетворению. При этом судебная коллегия учитывает то, что все существенные условия договора сторонами сделки были соблюдены. Договор купли-продажи фактически исполнен сторонами, имущество было передано в фактическое владение нового собственника ФИО1, что подтверждается техническим паспортом жилого дома, из которого следует, что ФИО1 зарегистрирована в нём с <дата>. В установленном законом порядке договор недействительным не признавался, за 29 лет на данное имущество никто не претендовал.
Исходя из пункта 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности, покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что исковые требования ФИО1 о государственной регистрации перехода права собственности от ФИО2 к ФИО1 на основании договора купли-продажи от <дата>, на недвижимое имущество, состоящее из 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом подлежат удовлетворению в части жилого дома общей площадью 31,8 кв.м, а не 68,4 кв.м как просила истец, поскольку основанием для регистрации права собственности на долю жилого дома является договор купли-продажи от 20.11.1992 года из которого следует, что ФИО2 продала ФИО1 ? часть жилого дома общей площадью 31,8 кв.м (л.д.33).
Что касается исковых требований ФИО1 о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок площадью 606 кв.м с кадастровым номером 09:01:0280002:196, расположенным по адресу: КЧР, <адрес>, то исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
Так, согласно представленных суду апелляционной инстанции представителем ОАО «РЖД» новых доказательств по делу - заключения кадастрового инженера <ФИО>1 от <дата> и искового заявления ФИО1 к ОАО «РЖД» о снятии земельного участка с кадастрового учета поданного в Черкесский городской суд КЧР следует, что спорный земельный участок, на который претендует ФИО1 с кадастровым номером 09:01:0280002:196 накладывается (пересекается) с земельным участком с кадастровым номером 09:01:0000000:3, что не оспаривалось сторонами по делу.
Данное обстоятельство представителем истца не оспаривалось, при этом она полагала, что земли железнодорожного транспорта налагаются на земельный участок истца, а не наоборот.
Согласно выписки из ЕГРН от <дата> земельный участок площадью 3 417 200 кв.м с адресными ориентирами: РФ, КЧР, р-н Адыге-Хабльский, с разрешенным видом использования: под объекты транспорта железнодорожного; для размещения и эксплуатации иных объектов транспорта железных дорог, находится в собственности Российской Федерации.
На основании чего, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 12 января 2022 г. в качестве соответчика по делу было привлечено Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Росимущества по КЧР, поскольку они являются представителями Российской Федерации, в собственности которой находится земельный участок с кадастровым номером 09:01:0000000:3.
Данный участок по договору аренды №... от <дата>. заключенным между Территориальном управлением Министерства имущественных и земельных отношений РФ по КЧР передан ОАО «РЖД» в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 341,7200 га. Срок действия договора – по <дата>. Также заключались дополнительные соглашения к договору аренды - от <дата>, <дата>, <дата>,<дата>. Участок стоит на кадастровом учете в установленных границах.
Согласно части 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Категории земель по целевому назначению перечислены в статье 7 ЗК РФ, в том числе: земли населенных пунктов (ранее - земли поселений), правовой режим использования которых установлен главой XV ЗК РФ, и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, особенности формирования и использования которых определены главой XVI ЗК РФ.
Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования (часть 6 статьи 87 ЗК РФ).
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте земельные участки, предоставленные для нужд транспорта.
Согласно п. 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
В соответствии со ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте полосой отвода железных дорог (далее - полоса отвода) являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
С учетом изложенного, на основании представленных суду апелляционной инстанции доказательств, в том числе и заключения кадастрового инженера, установлено, что земельный участок, на который претендует истец находится в полосе отвода железной дороги.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Размеры земельных участков, включая полосу отвода, предоставляемых железнодорожному транспорту, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами и проектно-сметной документацией, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения.
Отраслевые строительные нормы ОСН 3.02.01-97 "Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог", утвержденные Указанием МПС РФ от 24.11.1997 N С-1360у, предусматривали основные нормативные данные и условия проектирования полосы отвода земель для строительства новых железных дорог, дополнительных главных путей, электрификации железных дорог, развития железнодорожных узлов и станций, строительства и ремонта различных объектов и сооружений железных дорог колеи 1520 мм единой сети железных дорог Российской Федерации. Согласно п. 1.3. ОСН 3.02.01-97 ширину земельных участков полосы отвода определяют следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии).
До утверждения положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог предоставление во временное пользование земельных участков в пределах этой полосы отвода физическим и юридическим лицам в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РСФСР осуществлялось на основании Положения о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 N 24, и ст. 13 Устава железных дорог СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 06.04.1964 N 270.
Согласно письму Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 17.10.1997 N 2-30/1934 и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 14.10.1997 N М-8429 "О порядке предоставления во временное пользование земель федерального железнодорожного транспорта", все земли, находящиеся в пользовании железных дорог и предприятий, входящих в их состав, в пределах фактически сложившихся границ, до завершения проведения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на право постоянного землепользования, считаются закрепленными за ними.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, которое действует до принятия Правительством Российской Федерации нормативного акта о порядке использования полосы отводы железных дорог.
Согласно п. 4 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (утв. приказом МПС от 15 мая 1999 г. N 26Ц) размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций.
Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 названного Положения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, согласно п. 2 которых в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Судебная коллегия учитывая вышеуказанные нормы закона полагает, что исковые требования ФИО1 о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок площадью 606 кв.м с кадастровым номером 09:01:0280002:196 не подлежат удовлетворению, поскольку во первых в силу ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств принадлежности на праве собственности именно заявленного земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством не установлены.
Кроме того, после регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №09:01:0000000:3, которое не оспорено истцом в настоящем иске и в который входит спорный участок, можно говорить, об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по распоряжению земельным участком в составе полосы отвода железной дороги. Согласно выписке из ЕГРН, на земельный участок с N 09:01:0280002:196 в сведениях ЕГРН нет правообладателя. Разрешая заявленные требования, кроме того коллегия исходит из того, что спорный земельный участок не может быть передан в собственность истцу, поскольку относится к землям, ограниченным в обороте.
Таким образом, земли, предоставленные железным дорогам, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта, относятся к федеральной собственности и региональные органы власти не вправе распоряжаться этими землями. В связи с чем, только предприятия железнодорожного транспорта отнесенные к федеральной собственности вправе предоставлять в пользование физическим лицам свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта.
Доводы истца о том, что в материалах дела имеется выписка из ЕГРН на спорный земельный участок, на котором находится жилой дом принадлежащей на праве общедолевой собственности истца и указанный земельный участок относится к категории земли населенных пунктов не может служить основанием для удовлетворения требования о регистрации за истцом права собственности на земельный участок, поскольку весь спорный земельный участок находится в полосе отвода Северо-Кавказской железной дороги. Доказательств иного сторонами не представлено.
Учитывая, что имелись основания для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, без учета особенностей предусмотренных главой 39 ГПК РФ, то решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09 ноября 2020 года отменить, и принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 к ФИО2, и Эркен-Шахарскому сельскому поселению КЧР, ОАО «РЖД» о государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок удовлетворить частично.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР осуществить государственную регистрацию перехода права собственности от ФИО2 к ФИО1 на основании договора купли-продажи от <дата>, на недвижимое имущество, состоящее из 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 31,8 кв.м, расположенный по адресу: КЧР, <адрес>.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО2 и Эркен-Шахарскому сельскому поселению КЧР, ОАО «РЖД» о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, площадью 606 кв.м с кадастровым номером 09:01:0280002:196, расположенный по адресу: КЧР, <адрес> - отказать.
Председательствующий
Судьи:
1версия для печатиДело № 33-97/2022 (33-1885/2021;) (Определение)