Судья Зуева Т.В. Дело №2-3562/2021
№ 33-2364/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Булатова П.Г., Безносовой Е.И.,
при секретаре Булгаковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 24 августа 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Прохоровой Т.В. к акционерному обществу «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» о признании отказа в получении субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке неправомерным, признании получателем субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке
по апелляционной жалобе Прохоровой Т.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 6 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Прохорова Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к акционерному обществу «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» (далее - АО «КИЖК») о признании отказа в получении субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке неправомерным, признании получателем субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке.
В обоснование искового заявления указывала, что 17 августа 2020 года между
ООО «Специализированный застройщик «Стандарт» и Прохоровой Т.В., П.Д.В., П.С.Н. был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, стоимостью 1 663 200 руб. Объект был оплачен следующим образом: 565 350 руб. за счет средств материнского (семейного) капитала; 797 850 руб. денежными средствами с расчетного счета №, открытого на имя П.С.Н. путем перечисления на счет № открытого на имя Прохоровой Т.В.; 300 000 руб. за счет кредитных средств ПАО «Сбербанк России». 17 августа 2020 года между Прохоровой Т.В. и ПАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор № 674143 на сумму 300 000 руб. для приобретения готового жилья. Поручителем является П.Д.В. Также 17 августа 2020 года между ООО «ЦНС» и Прохоровой Т.В. был заключен договор № 07-1842515 для оплаты объекта в сумме 1 097 850 руб. за Прохорову Т.В. Данные денежные средства были списаны с расчетного счета № открытого на имя Прохоровой Т.В. 21 августа 2020 года данная сделка была зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости: 1/4 часть принадлежит Прохоровой Т.В.; 1/4 часть - П.Д.В.; 1/2 часть - П.С.Н. 16 октября 2020 года истец обратилась в АО «КИЖК» для рассмотрения возможности участия в государственной программе Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» для получения субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке. В ответе АО «КИЖК» от 23 октября 2020 года ей было отказано в получении субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке, поскольку денежные средства на оплату первоначального взноса по ипотеке в сумме 797850 руб. относятся только к имуществу П.С.Н. Считала отказ незаконным, в связи с чем просила признать отказ в получении субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке неправомерным, признать Прохорову Т.В. получателем субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке.
В судебное заседание истец Прохорова Т.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика АО «КИЖК» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 6 апреля 2021 года постановлено:
«в удовлетворении исковых требований Прохоровой Т.В. к акционерному обществу «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» о признании отказа в получении субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке неправомерным, признании получателем субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке отказать.».
В апелляционной жалобе Прохорова Т.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Вобоснование доводов жалобы указывает, что суд необоснованно руководствовался положениями ст. 17 и ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», поскольку она является родителем несовершеннолетнего П.С.Н., а не опекуном.
В возражениях на апелляционную жалобу АО «КИЖК» считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Конституция Российской Федерации относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72).
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке (п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы).
В целях развития ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области и повышения эффективности использования бюджетных средств Правительство Курганской области утвердило государственную программу Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» согласно приложению к постановлению Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315 (далее - Программа).
Программа разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Курганской области.
Направления реализации Программы соответствуют следующим приоритетам и целям государственной политики в сфере развития ипотечного жилищного кредитования, часть из которых обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710: повышение доступности жилья, обеспечение доступа к кредитным ресурсам для строительства и приобретения жилья; развитие ипотечного жилищного кредитования, совершенствование условий приобретения жилья с помощью ипотечного кредитования; снижение банковских процентных ставок по ипотечным кредитам и формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан: молодых семей, работников бюджетной сферы, жителей сельской местности; стимулирование спроса на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования; поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья; формирование механизмов долгосрочного финансирования ипотечного жилищного кредитования, реализуемых государственным институтом развития - АО «АИЖК» (АО «ДОМ.РФ», АО «Банк ДОМ.РФ») (раздел Ш Программы).
В соответствии с разделом II указанной государственной программы «Характеристика текущего состояния в сфере развития ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» формирование системы ипотечного жилищного кредитования является одним из приоритетных направлений государственной политики - современным механизмом повышения доступности жилья и приобретения гражданами жилых помещений в собственность.
Государственная программа является логическим продолжением региональных ипотечных программ (подпрограмм), действовавших с 2000 по 2016 год (включительно), и призвана обеспечить дальнейшее развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области, улучшение жилищных условий с использованием механизмов субсидирования ипотечного кредитования отдельных категорий граждан, не имеющих высоких доходов, достаточных для приобретения (строительства) собственного жилья, постоянно проживающих на территории Курганской области.
Оказываемая в рамках Программы государственная поддержка (компенсация части расходов) граждан по уплате (субсидированию) процентов, субсидированию затрат на оплату первоначального взноса по ипотечным кредитам, по предоставлению льготных микрозаймов для индивидуального жилищного строительства и субсидий из областного бюджета на индивидуальное жилищное строительство, приобретение вновь введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов позволит сформировать льготные условия ипотечного жилищного кредитования, повысить уровень доступности ипотечных кредитов, снизить затраты на приобретение (строительство) собственного жилья.
В соответствии с п. 1-1 Механизма реализации мероприятий государственной программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области», являющегося приложением к Программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» (здесь и далее нормы акта приведены в редакции, действующей на дату обращения истца) участниками Программы в целях получения мер поддержки в виде предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области являются физические лица - граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания на территории Курганской области (далее - заемщики, оплатившие первоначальный взнос).
Согласно п. 18 Механизма реализации мероприятий государственной Программы субсидии из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области предоставляются в случае заключения кредитного договора между заемщиком, оплатившим первоначальный взнос, и кредитной организацией, договора займа между заемщиком, оплатившим первоначальный взнос, и АО «КИЖК», обязательства заемщика, оплатившего первоначальный взнос, по которым обеспечены ипотекой, после 15 мая 2019 года.
Пункт 63 Механизма реализации мероприятий государственной Программы предусматривает, что субсидия из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области (далее - субсидия на возмещение затрат на оплату первоначального взноса) предоставляется заемщику, оплатившему первоначальный взнос, на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, предоставленному заемщику, оплатившему первоначальный взнос, по кредитному договору, заключенному между заемщиком, оплатившим первоначальный взнос, и кредитной организацией, по займу, предоставленному заемщику, оплатившему первоначальный взнос, по договору займа, заключенному между заемщиком, оплатившим первоначальный взнос, и АО «КИЖК», обязательства заемщика, оплатившего первоначальный взнос, по которым обеспечены ипотекой, для следующих категорий граждан: семьи, возраст обоих супругов в которых не превышает 45 лет, либо неполные семьи, состоящие из одного родителя, возраст которого не превышает 45 лет, и одного и более детей, в том числе усыновленных, в возрасте до 18 лет и (или) в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения; многодетные семьи; граждане, проживающие в сельских поселениях, находящихся на территории Курганской области, для строительства и приобретения индивидуальных жилых домов в сельских поселениях Курганской области, а также для приобретения квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах в сельских поселениях Курганской области; работники бюджетных организаций, а также семьи, в которых один или оба супруга являются работниками бюджетных организаций.
В силу п. 65 Механизма реализации мероприятий государственной Программы субсидия на возмещение затрат на оплату первоначального взноса предоставляется заемщикам, оплатившим первоначальный взнос, при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах у застройщика, аккредитованного для участия в Программе в порядке согласно приложению 1 к механизму реализации мероприятий государственной программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области».
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 октября 2020 года Прохорова Т.В. обратилась в АО «КИЖК» с заявлением о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области, предусмотренной государственной программой Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315.
Согласно ответу АО «КИЖК» от 23 октября 2020 года на заявление Прохоровой Т.В. в предоставлении указанной субсидии ей отказано, поскольку из представленных ею документов следовало, что первоначальный взнос по ипотечному кредиту оплачен не средствами заемщика Прохоровой Т.В., а средствами другого лица - П.С.Н., не являвшегося заемщиком, и средствами безвозмездной государственной поддержки - материнским (семейным) капиталом.
27 октября 2020 года Прохоровой Т.В. было направлено письмо в адрес генерального директора АО «КИЖК» о несогласии с тем, что деньги с расчетного счета
№, открытого на имя П.С.Н. не представляется возможным признать средствами заемщика на оплату первоначального взноса.
В ответ на данное заявление 5 ноября 2020 года от АО «КИЖК» был дан аналогичный ответ об отказе в предоставлении субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке.
Установлено, что 17 августа 2020 года между ООО «Специализированный застройщик «Стандарт» и П.Д.В., Прохоровой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего П.С.Н., заключен договор купли-продажи <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 4 указанного договора установлен следующий порядок оплаты стоимости объекта недвижимости: 565 350 руб. пенсионный фонд перечисляет на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал №, дата 23 июля 2020 года, выданный Прохоровой Т.В. на р/с ООО «СЗ «Стандарт» в срок до 15 сентября 2020 года; 797 850 руб. уплачиваются продавцу, путем снятия денежных средств с расчетного счета, открытого на имя П.С.Н. на основании постановления № 479 от 23 июля 2020 года после подписания настоящего договора в срок до 10 сентября 2020 года; 300 000 руб. за счет кредитных средств ПАО «Сбербанк России».
Также 17 августа 2020 года между Прохоровой Т.В. и ПАО «Сбербанк России» заключен кредитный договор № 674143 на сумму 300000 руб., под 6,4 % годовых, для приобретения объекта недвижимости находящегося по адресу: <адрес>. В целях обеспечения обязательств по данному кредитному договору между ПАО «Сбербанк России» и П.Д.В. 17 августа 2020 года заключен договор поручительства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21 августа 2020 года собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, являются П.С.Н. - 1/2 доли, Прохорова Т.В. - 1/4 доли, П.Д.В. - 1/4 доли.
Судом также установлено, что истец Прохорова Т.В. является матерью П.С.Н., <...> года рождения, что подтверждается повторным свидетельством о рождении серии № от 14 июля 2020 года.
Согласно Постановлению Администрации Петуховского района Курганской области от 23 июля 2020 года № 479 «О распоряжении денежными средствами несовершеннолетнего П.С.Н.» Прохоровой Т.В. разрешено снять денежные средства (пенсия по потери кормильца) со счета №, открытого в Курганском отделении Сбербанка России № 8599/0206 в г. Петухово в размере всей суммы, на покупку квартиры в г. Кургане.
Из выписки по лицевому счету №, открытого в Курганском отделении Сбербанка России № 8599/0206 в г. Петухово на имя П.С.Н., следует, что 17 августа 2020 года со счета были сняты денежные средства в размере 797850 руб.
Как установлено в судебном заседании данные денежные средства были направлены на покупку жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела на основе оценки доказательств в их совокупности, суд первой инстанции с учетом того, что Прохорова Т.В. под условия Программы подпадала, но часть взноса в счет оплаты стоимости квартиры была внесена средствами материнского капитала в сумме 565350 руб., а другая часть взноса в размере 797850 руб. была внесена за счет средств, принадлежащих П.С.Н., который заемщиком не является и самостоятельно не подпадает под условия Программы, не усмотрел оснований для включения указанных денежных средств, оплаченных за счет средств несовершеннолетнего, в затраты заемщика Прохоровой Т.В. на приобретение жилья и пришел к выводу о правомерности отказа истцу в получении субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке, указав на то, что Прохорова Т.В., являясь законным представителем П.С.Н. и распорядившись с разрешения органов опеки его имуществом, не приобрела статус собственника данных денежных средств.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в пределах доводов жалобы истца (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), полагает возможным согласится с такими выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Вопреки доводам апеллянта, выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания отказа ответчика на получение субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотеке являются верными, поскольку получение региональной государственной поддержки при оформлении ипотечного кредита в банке с оплатой первоначального взноса средствами материнского капитала, полученного в соответствии с Федеральным законом от 29 сентября 2006 года № 2256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предусмотрено условиями Программы, а перечисленные в иске денежные средства являются имуществом несовершеннолетнего П.С.Н.
Так, в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
В силу п. 4 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка (п. 2 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст.ст. 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, денежные средства, поименованные в иске, относящиеся к имуществу несовершеннолетнего П.С.Н., не могут быть отнесены к затратам заемщика Прохоровой Т.В. на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, подлежащим возмещению из областного бюджета.
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что истец Прохорова Т.В. является матерью П.С.Н., а не его опекуном, выводы суда со ссылкой на положения Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» не опровергает.
Доводы апелляционной жалобы истца по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы городского суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Учитывая, что иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на правильность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба Прохоровой Т.В. не содержит, то оспариваемое судебное постановление, вынесенное с учетом обстоятельств дела, подтвержденных исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 6 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Прохоровой Т.В. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Богданова О.Н.
Судьи: Булатов П.Г.
Безносова Е.И.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <...>.