ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3569/20 от 12.11.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Швыдкова С.В. Дело № 33-11989/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 12 ноября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самойловой Н.Г.

судей Поповой Е.В., Клиничевой Г.В.,

при секретаре Фоминой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3569/2020 по иску прокурора Дзержинского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда» о возложении обязанности

по апелляционной жалобе ответчика администрации Волгограда

на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 04 сентября 2020 года, которым иск прокурора Дзержинского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда» о возложении обязанности удовлетворен.

Администрация Волгограда обязана в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда» для оборудования образовательного учреждения по адресу: г. Волгоград, ул. Пятиизбянская, д. 5 информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) у входа в здание, а также тактильной направляющей полосой с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда».

МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда» обязано после обеспечения финансирования оборудовать территорию учреждения по адресу: г Волгоград, ул. Пятиизбянская, д. 5 информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) у входа в здание, а также тактильной направляющей полосой с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда».

Заслушав доклад судьи Поповой Е.В., выслушав представителя ответчика администрации Волгограда – Нечитайло Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца – прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Толстикову С.С., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

прокурор Дзержинского района г. Волгограда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Волгограда, МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда» о возложении обязанности.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Дзержинского района г. Волгограда во исполнение задания прокуратуры области от 27 января 2020 г. №7/1-11-2020 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере защиты прав социально-незащищенных категорий граждан в деятельности МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда», в результате которой установлено, что в образовательном учреждении отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) у входа в здание, а также тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения.

На основании изложенного, просил обязать администрацию Волгограда в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда» для оборудования образовательного учреждения, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Пятиизбянская, д. 5 информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) у входа в здание, а также тактильной направляющей полосой с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда»; обязать МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда» после обеспечения финансирования оборудовать территорию учреждения, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Пятиизбянская, д. 5 информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) у входа в здание, а также тактильной направляющей полосой с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Волгограда, оспаривая законность и обоснованность принятого решения, указывает на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда изменить, предоставив срок для исполнения решения суда после вступления в законную силу - пять месяцев, поскольку денежные средства на финансирование мероприятий по оборудованию образовательного учреждения мнемосхемой и тактильной направляющей полосой в бюджет Волгограда 2020 г. не заложены.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьями 7, 38, 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Детство находится под охраной государства.

Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В силу пунктов 3, 5 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих целей языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Пунктом 3 ст. 79 указанного Закона предусмотрено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 4 ст. 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится по таким критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций, а также доступность услуг для инвалидов.

В соответствии со ст.ст. 15, 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям, сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом организаций их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Пункт 7.1.8 СП 59.13330.2012 «Свод правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» устанавливает, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно - управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Как установлено судебной коллегией и следует из материалов дела, прокуратурой Дзержинского района г. Волгограда во исполнение задания прокуратуры области от 27 января 2020 г. №7/1-11-2020 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере защиты прав социально-незащищенных категорий граждан в деятельности МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда».

В результате проверки установлено, что в образовательном учреждении отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) у входа в здание, а также тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения.

МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда» относится к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно п. 1.4, 1.5 Устава МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда» учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование – городской округ город – герой Волгоград, функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Волгоград осуществляют, в том числе, администрация Волгограда.

Доказательств того, что в МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда» в настоящее время установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), а также тактильная направляющая полоса, стороной ответчиков представлено не было.

Согласно ответа Дзержинского территориального управления Департамента по образованию администрации Волгограда от 29 июля 2020 г. № 03/1413, указанные нарушения обусловлены недостатком финансирования, в связи с чем, данный вопрос будет разрешен при поступлении бюджетных средств в 2021 году.

Указанные обстоятельства следуют из материалов дела и сторонами не оспаривались.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, анализа перечисленных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий лицам с ограниченными возможностями, в том числе несовершеннолетним, для беспрепятственного доступа к учреждениям дополнительного образования, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В указанной части решение суда не обжалуется, а потому предметом апелляционной проверки не является.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обязал администрацию Волгограда в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда» для оборудования образовательного учреждения информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) у входа в здание, а также тактильной направляющей полосой на основных путях движения МОУ «Средняя школа № 97 Дзержинского района г. Волгограда».

С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставления более длительного срока для исполнения решения суда, поскольку денежные средства на финансирование мероприятий по оборудованию образовательного учреждения мнемосхемой и тактильной направляющей полосой в бюджет Волгограда 2020 г. не заложены, основанием для отмены решения суда служить не могут, поскольку отсутствие денежных средств не может быть поставлено в зависимость от исполнения предусмотренной законом обязанности.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, оснований для изменения решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 04 сентября 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Волгограда – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: