ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-356/2023УИД410003-01-2023-000511-16 от 08.11.2023 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Хорхордина Н.М.Дело № 2-356/2023УИД 41RS0003-01-2023-000511-16

Дело № 33-1694/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 8 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Полозовой А.А.,

судей Степашкиной В.А., Володкевич Т.В.,

при секретаре Ящук Ю.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тяпкиной Ларисы Анатольевны к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности по перерасчету заработной платы, взыскании компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края на решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 23 июня 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования Тяпкиной Ларисы Анатольевны к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности по перерасчету заработной платы, взыскании компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края от 11 января 2023 года в части п. 56, касающегося установления с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года заместителю главы администрации Тяпкиной Ларисе Анатольевне ежемесячного денежного поощрения в размере 5%, незаконным.

Обязать администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края (ИНН 4102002396, ОГРН 1024101224828), в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести Тяпкиной Ларисе Анатольевне <данные изъяты>) перерасчет заработной платы за период с 01 января 2023 года до 19 мая 2023 года включительно, исходя из ранее установленного размера ежемесячного денежного поощрения 248%, распространяемого своё действие на указанный период времени.

Взыскать с администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края (ИНН 4102002396, ОГРН 1024101224828) в пользу Тяпкиной Ларисы Анатольевны <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Тяпкиной Ларисы Анатольевны к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края о возложении обязанности производить начисление и выплату 10% надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - отказать.

Заслушав доклад судьи Степашкиной В.А., объяснения представителей администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края Бурховецкой Е.С., Петровой И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения Тяпкиной Л.А., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тяпкина Л.А. обратилась в суд с иском к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края (далее по тексту - администрация ВГО), в котором, с учетом изменения исковых требований, просила признать пункт 56 Распоряжения администрации ВГО от 11 января 2023 года незаконным, обязать произвести перерасчет заработной платы за период с 1 января 2023 года по 19 мая 2023 года включительно, исходя из ранее установленного ежемесячного денежного поощрения в размере 248%, производить начисление и выплату 10% к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну с 20 декабря 2022 года, взыскать компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что с 6 сентября 2016 года проходила муниципальную службу в администрации Вилючинского городского округа, с 20 сентября 2016 года в должности заместителя главы администрации, с оплатой труда в виде денежного вознаграждения, состоящего из: должностного оклада в размере 10 678 рублей, ежемесячных надбавок к должностному окладу соответствии с Положением от 09.09.2016 за выслугу лет на муниципальной службе в Камчатском крае, за особые условия муниципальной службы, ежемесячное денежное поощрение в размере 248%, материальная помощь, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районный коэффициент. В период проведения процедуры сокращения ей был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 1 января 2023 года по 5 апреля 2023 года. После выхода из отпуска работодатель ее увольнение не произвел, трудовые отношения продолжились. При получении заработной платы за апреля 2023 года ей стало известно, что ответчик в соответствии с распоряжением от 11 января 2023 года установил ежемесячное денежное поощрение в размере 5%. Кроме того, лишил её ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 10%. Действия работодателя по изданию вышеуказанного распоряжения, в части, её касающейся, она считает незаконным, нарушающим её права на справедливую оплату труда, и законные интересы, поскольку за истекший период характер и объем выполняемых полномочий не менялся, качество выполняемой работы работодателем не оспаривалось. С распоряжением работодатель ее не ознакомил. Своими незаконными действиями работодатель причинил ей нравственные страдания.

В судебном заседании Тяпкина Л.А. требования поддержала.

Представители администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края Андриенко Ю.С., Медведев Д.В. требования полагали необоснованными.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней глава Вилючинского городского округа Потапов С.И. с решением суда первой инстанции не согласился, просит судебную коллегию его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильном применении норм материального прав. Указал, что суд не дал оценку доводу об отсутствии оснований для перерасчета заработной паты истца за спорный период, поскольку в данные период она находился в оплачиваемом отпуске, выплаченные отпускные были рассчитаны из среднего заработка с учетом выплаченного в 2022 году ежемесячного поощрения в размере 248%, о чем суду представлен расчет. Также считал, что выводы суда в данной части вызывают неопределенность. Указывает, что суд не учел, устанавливая Тяпкиной Л.А. дополнительную выплату к должностному окладу в виде ежемесячного денежного поощрения на 2023 года, что ответчик исходил не только из обстоятельств формирования фонда оплаты труда на 2023 год при составлении проекта бюджета на 2023 год, но и то, что должность истца была исключена из штата, а также ее отношение к своим обязанностям. Установление ежемесячного денежного поощрения на 2023 год истцу не привело к уменьшению заработной платы более чем на 20%. Ссылался, что определяя размер компенсации морального вреда, суд не в полном мере учел требования разумности, справедливости и соразмерности.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права, выразившимися в не разрешении вопроса о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Фонд социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю, судебная коллегия, на основании определения от 17 октября 2023 года перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, привлекла к участию в деле в качестве соответчика Фонд социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю (поскольку истцом заявлены требования: произвести перерасчет заработной платы за период с 1 января 2023 года по 19 мая 2023 года включительно, в указанный период Фондом социального страхований ей выплачивалось пособие по листкам нетрудоспособности).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Тяпкина Л.А. заявила отказ от имущественных требований к Фонду социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю за период с 1 января 2023 года по 19 мая 2023 года.

Обсудив заявление о прекращении производства по делу в связи с отказом Тяпкина Л.А. от иска к Фонду социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю за период с 1 января 2023 года по 19 мая 2023 года, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 9 ГК РФ, статьям 39, 220, 326.1 ГПК РФ стороны по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, истец вправе отказаться от иска.

В соответствии с частью 1 статьи 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

В силу части 2 статьи 326.1 ГПК РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам частей второй и третьей статьи 173 данного Кодекса. При принятии отказа истца от иска или утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

Согласно частям 2, 3 статьи 173 ГПК РФ суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон. При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.

Отказ от иска является в силу статьи 39 ГПК РФ безусловным правом истца, последствия отказа от иска, предусмотренные статьей 173 ГПК РФ, последствия прекращения производства по делу в соответствии со статьей 221 ГПК РФ Тяпкиной Л.А. понятны, что подтверждается письменным заявлением, отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Поскольку отказ от иска чьих-либо прав не нарушает, закону не противоречит, совершен Тяпкиной Л.А. сознательно и добровольно, судебная коллегия не находит оснований для отклонения заявления истца об отказе от иска и принимает его.

При таких обстоятельствах производство по делу по иску Тяпкиной Л.А. к Фонду социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю за период с 1 января 2023 года по 19 мая 2023 года по имущественному требованию подлежит прекращению (абзац 4 статьи 22 ГПК РФ).

Тяпкиной Л.А. разъяснено и понятно, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (статья 221 ГПК РФ).

В остальной части Тяпкина Л.А. исковые требования изменила, просила признать пункт 56 распоряжения администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края от 11 января 2023 года незаконным; обязать администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края произвести перерасчет заработной платы, исходя из ранее установленного ежемесячного денежного поощрения в размере 248%, и выплатить разницу в заработной плате за апрель 2023 года в размере 35 184 рубля 95 копеек, за май 2023 года в размере 24 629 рублей 42 копейки, начислять и выплачивать 10% к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 11 272 рублей 49 копеек, с 19 декабря 2022 года, а также компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края Бурховецкая Е.С., Петрова И.В. требования истца полагали не обоснованными.

Выслушав участников процесса, принимая по делу в соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ новое решение по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Поскольку судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, учитывая существенные нарушения судом норм процессуального права, решение в этом случае подлежит отмене (ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).

Рассматривая дело по существу заявленных исковых требований по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании трудового договора от 6 сентября 2016 года Тяпкина Л.А. с 7 сентября 2016 года обязалась исполнять должностные обязанности по должности первого заместителя главы администрации в администрации Вилючинского городского округа, распоряжением главы администрации Вилючинского городского округа от 6 сентября 2016 года Тяпкина Л.А. зачислена на муниципальную службу с 07 сентября 2016 года и назначена на высшую должность муниципальной службы – первый заместитель главы администрации ВГО.

В соответствии с условиями трудового договора денежное содержание Тяпкиной Л.А. состоит: из должностного оклада в размере 11 285 рублей в месяц с последующей его индексацией в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, за особые условия муниципальной службы, ежемесячного денежного поощрения и премии за выполнение особо важных и сложных задач в соответствии с решением Думы ВГО от 21.07.2008 «Об установлении размера должностного оклада, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления муниципальному служащему муниципальной службы»; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 50% должностного оклада; материальной помощи в соответствии с вышеназванным решением Думы ВГО; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80% денежного содержания; районного коэффициента к заработной плате в размере 80% денежного содержания.

Распоряжением от 19 сентября 2016 года Тяпкина Л.А. в связи с организационно-штатными мероприятиями переведена на высшую должность муниципальной службы - <данные изъяты> с окладом 10 267 рублей, надбавкой за особые условия муниципальной службы в размере 200% к должностному окладу, надбавкой за выслугу лет в размере 30% к должностному окладу, ежемесячным денежным поощрением в размере 248% к должностному окладу, ежемесячной материальной помощью в размере 20,83% к должностному окладу, районным коэффициентом, процентной надбавкой за стаж работы в районах Крайнего севера.

С 20 сентября 2016 года, в соответствии с дополнительным соглашением от 24 октября 2017 года, Тяпкина Л.И. обязалась исполнять должностные обязанности по высшей должности муниципальной службы – <данные изъяты>

Дополнительным соглашением от 19 декабря 2017 года к трудовому договору из п. 9 части IV «Оплата труда» трудового договора, исключен абзац 6 «ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, и ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны».

Распоряжением от 28 декабря 2017 года в распоряжение администрации ВГО от 02.06.2017 № 94 «Об утверждении должностных инструкций заместителей главы администрации ВГО» внесены изменения, исключены в пункт 1.2 приложения слова «имеющие допуск к сведениям составляющим государственную тайну по форме «совершенно секретно»

Согласно дополнительному соглашению от 21 марта 2019 года к трудовому договору, раздел IV «Оплата труда» был изложен в новой редакции, в соответствии с которым денежное вознаграждение Тяпкиной Л.С. состоит из: должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере 10 678 рублей в месяц (на момент заключения трудового договора) с последующей его индексацией в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, за особые условия муниципальной службы, ежемесячного денежного поощрения, материальной помощи в соответствии с Положением «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Вилючинского городского округа», утвержденного решением Думы ВГО от 09.09.2016 ; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80% денежного содержания; районного коэффициента к заработной плате в размере 80% денежного содержания. Основанием для назначения и выплаты надбавок и дополнительных выплат к должностному окладу является правовой акт представителя нанимателя (работодателя). Размер надбавки за особые условия муниципальной службы и денежного поощрения может изменяться при изменении характера работы или в зависимости от результатов деятельности муниципального служащего, переводе на иную должность муниципальной службы. Указано на то, что муниципальному служащему может выплачиваться: премия за выполнение особо важных и сложных задач и ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, размер которой зависит от степени секретности сведений, к которым работник имеет доступ, продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений в соответствии с Положением «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Вилючинского городского округа», утвержденного решением Думы ВГО от 09.09.2016

Распоряжением от 15 сентября 2021 года заместителю главы администрации ВГО Тяпкиной Л.А. в связи с оформлением формы допуска к государственной тайне Ф.3 № 60 с 1 сентября 2021 года установлена ежемесячная надбавка в размере 10% к должностному окладу, как допущенной на постоянной основе к государственной тайне.

Распоряжением от 10 января 2022 года Тяпкиной Л.А. на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 10%, как допущенной на постоянной основе к государственной тайне по форме допуска Ф.3 № 60 от 1 сентября 2021 года.

Распоряжением от 21 сентября 2022 года действие трудового договора прекращено, Тяпкина Л.А. с 22 сентября 2022 года уволена с должности заместителя главы администрации ВГО в связи с сокращением численности или штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Решением Вилючинского городского суда Камчатского края от 19 декабря 2022 года распоряжение от 21 сентября 2022 года признано незаконным, Тяпкина Л.А. восстановлена в прежней должности с 23 сентября 2022 года.

Распоряжением от 20 декабря 2022 года истец допущена к исполнению обязанностей по высшей должности муниципальной службы – <данные изъяты> ей установлены: оклад в размере 11 138 рублей, надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 200% к должностному окладу, надбавка за выслугу лет в размере 30% к должностному окладу, ежемесячная материальная помощь в размере 20,83% к должностному окладу, ежемесячное денежное поощрение в размере 248% к должностному окладу, районный коэффициентом в размере 80% к заработной плате, процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего севера в размере 80% к заработной плате.

Распоряжением от 20 декабря 2022 года Тяпкиной Л.А. на период с 20 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 10%, как допущенной на постоянной основе к государственной тайне по форме допуска Ф.3 № 60 от 1 сентября 2021 года, которое распоряжением от 22 декабря 2022 года было признано утратившим силу в связи с отсутствием в Номенклатуре должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к совершенно секретным и секретным сведениям по администрации ВГО высшей должности муниципальной службы – заместитель главы администрации ВГО.

Пунктом 56 распоряжения от 11 января 2023 года Тяпкиной Л.А. на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года установлено ежемесячное денежное поощрение в размере 5%, вместо 248%. Каких-либо оснований установления надбавки в таком размере, в распоряжении не указано.

Распоряжением от 19 мая 2023 года трудовой договор с Тяпкиной Л.А. расторгнут на основании п. 14 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 19, в связи с нарушением запретов, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Обращаясь с иском в суд, истец указывает, что при поступлении на муниципальную службу между ней и работодателем были достигнуты существенные условия по оплате труда, определены составные части денежного вознаграждения, в том числе, ежемесячное денежное поощрение в размере 248% к должностному окладу, а также определены основания для изменения размера денежного поощрения, что ставится в зависимость от изменения характера работы или результатов деятельности муниципального служащего, перевода на иную должность муниципальной службы, вместе с тем, работодатель в одностороннем порядке произвел снижение установленного ежемесячного денежного поощрения до 5%.

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 стать 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим кодексом.

Статья 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац 7 статьи 2).

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац 5 части 1 статьи 21 ТК РФ).

Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

На основании части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Установление системы премирования является прерогативой работодателя (статья 135 ТК РФ).

Согласно абзацу 7 статьи 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципального служащего, являются предметом регулирования Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе, Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Порядок поступления, прохождения и прекращение, а также определение правового положения (статуса) муниципальных служащих в Камчатском крае регулируется Законом Камчатского края от 04 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае».

Статьей 17 Закона Камчатского края от 04.05.2008 № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат: ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, и ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; ежемесячного денежного поощрения; материальной помощи.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Решением Думы Вилючинского городского округа от 9 сентября 2016 года утверждено Положение об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Вилючинского городского округа, согласно которому оплата труда муниципальных служащих, производится в виде денежного вознаграждения, которое выплачивается за счет средств местного бюджета.

Денежное вознаграждение муниципального служащего выплачивается в пределах годового фонда оплаты труда и состоит из дополнительных выплат: ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премий за выполнение особо важных и сложных задач; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; ежемесячного денежного поощрения материальной помощи; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны.

Представитель нанимателя работодателя муниципального служащего вправе перераспределять средства соответствующего фонда оплаты труда муниципальных служащих между указанными выплатами.

Надбавки и дополнительные выплаты к должностному окладу муниципального служащего начисляются в процентах к установленному должностному окладу. На все виды надбавок и дополнительных выплат начисляются районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Основанием для назначения и выплаты надбавок и дополнительных выплат к должностному окладу муниципального служащего является правовой акт представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего.

Муниципальному служащему устанавливаются следующие дополнительные выплаты: единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; премия за выполнение особо важных и сложных задач; ежемесячное денежное поощрение; материальная помощь.

Размер ежемесячного денежного поощрения муниципальному служащему устанавливается статьей 6.3 Положения, согласно которому размер ежемесячного денежного поощрения муниципальному служащему устанавливается в соответствии с приложением № 1 к настоящему Положению. Приложение № 1 к настоящему Положению содержит указание на предельный норматив для установления ежемесячного денежного поощрения, в частности, для заместителей главы администрации городского округа это 2,48 количества должностных окладов в месяц.

В соответствии с частью 1 статьи 12, частью 1 статьи 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Положения статьи 136 ТК РФ возлагают на работодателя бремя доказывания выплаты заработной платы работнику.

Оценив представленные в материалы дела доказательства во взаимосвязи с основными принципами института доказывания, руководствуясь вышеприведенными нормами права (как общего, так и локального действия), судебная коллегия приходит к выводу, что порядок установления денежного содержания муниципального служащего, которое включает в себя, в том числе ежемесячное денежное поощрение, входит в систему оплаты труда муниципального служащего, является одним из элементов правового статуса муниципальных служащих, целью установления, которых является стимулирование профессиональной деятельности служащих, устанавливается в соответствии с приложением № 1 к Положению об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Вилючинского городского округа, утвержденному решением Думы Вилючинского городского округа от 9 сентября 2016 года , положения которого не предусматривают произвольного изменения ежемесячного денежного поощрения, в связи с чем исключает снижение установленного до и после восстановления на службе Тяпкиной Л.А. судом работодателем размера ежемесячного денежного поощрения.

Несмотря на то, что основанием для назначения выплат к должностному окладу муниципального служащего является правовой акт работодателя, право работодателя по определению размера таких выплат не может быть произвольным, а должно быть мотивировано и обусловлено, прежде всего, качеством работы конкретного работника, его отношением к труду, вкладом в общую работу учреждения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 32-П от 15 июня 2023 года, при выполнении работником установленных требований к количеству и качеству труда, при достижении показателей и соблюдении условий, необходимых для приобретения права на получение определенных системой оплаты труда денежных выплат, ему должно быть обеспечено справедливое вознаграждение за труд в размере, соответствующем затраченным им трудовым усилиям. Лишение же работника тех или иных денежных выплат, входящих в состав его заработной платы, вне связи с оценкой выполнения установленных действующим правовым регулированием требований (показателей, условий) противоречило бы вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, равенства, соразмерности, уважения человека труда и самого труда, а также приводило бы к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи (статья 19, части 1 и 2; статья 37, часть 3; статья 55, часть 3;статья 75, часть 5; статья 75.1 Конституции Российской Федерации).

Между тем, как указано выше, распоряжение от 11 января 2023 года не содержит оснований установления Тяпкиной Л.А. ежемесячного денежного поощрения в размере 5%.

При таких обстоятельствах, требование Тяпкиной Л.А. о признании незаконным пункта 56 распоряжения администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края от 11 января 2023 года подлежит удовлетворению.

В суде апелляционной инстанции установлено, что Тяпкина Л.А. после восстановления ее на работе судом, приступила к работе с 20.12.2022 года, распоряжением от 28.12.2022 года ей был предоставлен отпуск с 1 января 2023 года по 18 марта 2023 года. Поскольку размер надбавки ей был снижен с 1 января 2023 года, соответственно, расчет отпускных был произведен из расчета заработной платы за 2022 год, т.е. с учетом 248 % надбавки. На работу истец вышла 6 апреля 2023 года, так как отпуск ей продлевался в связи с ее временной нетрудоспособностью и на дни дополнительного отпуска для работников с ненормированным рабочим днем.

Таким образом, перерасчет истцу следует произвести за отработанные дня апреля 2023 года и мая 2023 года, так как именно в этот период заработная плата начислялась истцу с учетом 5% надбавки.

Поскольку судебной коллегией пункт 56 распоряжения администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края от 11 января 2023 года об установлении заместителю главы администрации Тяпкиной Л.А. с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года ежемесячного денежного поощрения в размере 5 процентов признается незаконным, соответственно, у ответчика возникла обязанность произвести перерасчет заработной платы истца и выплатить ей ежемесячное денежное поощрение за апрель в размере 35 184 рублей 95 копеек (с учетом НДФЛ) и за май 2023 года в размере 24 629 рублей 42 копейки (с учетом НДФЛ), согласно произведенному ответчиком расчету, с которым истец согласилась.

При этом доводы представителей ответчика о том, что Тяпкиной Л.А. было установлено ежемесячное денежное поощрение в размере 5 %, так как на момент формирования фонда оплаты труда на 2023 год при составлении проекта бюджета на 2023 год ее должность была исключена из штата, судебной коллегией не принимается, поскольку Тяпкина Л.А., на момент принятия спорного распоряжения, в части ее касающейся, была уже восстановлена в судебном порядке в прежней должности с 23 сентября 2022 года и допущена к исполнению обязанностей главы администрации с 20 декабря 2022 года с установленным ей размером оплаты труда на момент увольнения.

Также несостоятельны доводы ответчика в суде апелляционной инстанции о том, что устанавливая размер спорной выплаты, работодатель исходил не только из фонда оплаты труда, но и отношения истца к своим обязанностям, привлечение ее к дисциплинарной ответственности в апреле 2022 года, а уменьшение ежемесячного денежного поощрения Тяпкиной Л.А. не повлекло уменьшения размера ее месячной заработной платы более чем на 20 процентов, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 32-П от 15 июня 2023 года N 32-П, поскольку в этом же Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что факт применения к работнику дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка может учитываться при выплате лишь тех входящих в состав заработной платы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание.

Однако размер ежемесячного денежного поощрения Тяпкиной Л.А. в размере 5% установлен не за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание, а на следующий 2023 год, что противоречит содержанию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, и, как указано выше, в распоряжении не указаны основания установления Тяпкиной Л.А. ежемесячного денежного поощрения в размере 5% вместо 248%.

Разрешая требование Тяпкиной Л.А. о невыплате после ее восстановления на работе ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере 10% за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В силу абзаца 2 части 6 статьи 21 названного Закона, если работник организации допущен к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, работодатель обязан выплачивать ему процентную надбавку к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым он имеет доступ.

Согласно пункту 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, органов уголовно-исполнительной системы и органов принудительного исполнения Российской Федерации), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года № 63, если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Частью 1 статьи 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» предусмотрено, что допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Пунктом 3 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 19 мая 2011 года № 408н «О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» предусмотрено, что выплата процентной надбавки производится с момента письменного оформления соответствующего решения руководителя организации о работе гражданина на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, соответствующей степени секретности в соответствии с должностными регламентами (должностными обязанностями).

Пунктом 45 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года № 63 предусмотрено, что решение о прекращении допуска гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью организации.

Как указывалось судебной коллегией выше и следует из материалов дела, дополнительным соглашением от 21 марта 2019 года к трудовому договору установлено, что Тяпкиной Л.А. может выплачиваться, в том числе ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, размер которой зависит от степени секретности сведений, к которым работник имеет доступ, продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений, в соответствии с Положением «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Вилючинского городского округа», утвержденным решением Думы ВГО от 09.09.2016 №

15 сентября 2021 года Тяпкиной Л.А. в связи с оформлением формы допуска к государственной тайне Ф.3 № 60 с 1 сентября 2021 года установлена ежемесячная надбавка в размере 10% к должностному окладу, как допущенной на постоянной основе к государственной тайне.

10 января 2022 года Тяпкиной Л.А. на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 10%, как допущенной на постоянной основе к государственной тайне по форме допуска Ф.3 от 1 сентября 2021 года.

21 сентября 2022 года Тяпкина Л.А. с 22 сентября 2022 года уволена в связи с сокращением численности или штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ распоряжением , которое признано незаконным решением Вилючинского городского суда Камчатского края от 19 декабря 2022 года, Тяпкина Л.А. восстановлена в должности заместителя главы администрации ВГО с 23 сентября 2022 года, и допущена к исполнению обязанностей работодателем 20 декабря 2022 года.

Распоряжением от 20 декабря 2022 года Тяпкиной Л.А. на период с 20 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 10%, как допущенной на постоянной основе к государственной тайне по форме допуска Ф.3 от 1 сентября 2021 года, которое распоряжением от 22 декабря 2022 года было признано утратившим силу в связи с отсутствием в Номенклатуре должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к совершенно секретным и секретным сведениям по администрации ВГО высшей должности муниципальной службы – заместитель главы администрации ВГО.

С 19 декабря 2022 года (со дня восстановления на работе) по 19 мая 2023 года (по день увольнения) истцу не произведена компенсационная выплата в виде ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере 10% за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Исходя из вышеприведённых норм материального законодательства, основанием для выплаты ежемесячной надбавки к окладу служащему, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, является наличие соответствующего допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, соответственно, прекращение допуска к государственной тайне является основанием для прекращения выплаты указанной надбавки к заработной плате. При наличии соответствующего законного основания прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне производится по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, которое может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Вместе с тем, с момента восстановления судом Тяпкиной Л.А. 19 декабря 2022 года в должности заместителя главы администрации ВГО, работодателем не принималось решений о прекращении Тяпкиной Л.А. допуска к государственной тайне, а также изменений в этой части трудового договора.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что должность Тяпкиной Л.А. была исключена из номенклатуры должностей муниципальных служащих администрации ВГО, имеющих допуск к государственной тайне, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку это обстоятельство явилось следствием исключения занимаемой Тяпкиной Л.А. должности из штатного расписания администрации по причине её увольнения. Однако, поскольку данное увольнение признано незаконным вступившим в законную силу решением суда и истец была восстановлена в прежней должности, то она должна была продолжить работу на прежних условиях труда, с выполнением тех же должностных обязанностей и сохранением того же размера заработной платы (со всеми составляющими), а потому не могла быть лишена спорной надбавки. Установив 20 декабря 2022 года истцу спорную надбавку к должностному окладу, как допущенной на постоянной основе к государственной тайне, оснований для прекращения ее выплаты у ответчика не имелось.

Размер невыплаченной надбавки, подлежащей взысканию, согласно расчету истца, с которым истец согласилась, за период с 19 декабря 2022 года по 19 мая 2023 года составляет 11 272 рублей 49 копеек (с учетом НДФЛ).

В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).

Таким образом, любые неправомерные действия работодателя являются основанием для взыскания компенсации морального вреда.

Как отметил Верховный Суд РФ в пункте 47 постановлении от 15 ноября 2022 года № 33, суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.

Принимая во внимание, что истец претерпела нравственные страдания в связи с допущенным работодателем нарушением, связанным с выплатой заработной платы, принимая во внимание, что требования истца удовлетворены в полном объеме, судебная коллегия, с учетом требований разумности и справедливости, считает подлежащей взысканию с ответчика в пользу Тяпкиной Л.А. сумму компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей.

Руководствуясь статьями 39, 173, 327.1 – 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 23 июня 2023 года отменить.

Принять отказ Тяпкиной Ларисы Анатольевны от имущественных требований к Фонду социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю за период с 1 января 203 года по 19 мая 2023 года, производство по гражданскому делу в указанной части прекратить.

Разъяснить, что повторное обращение в суд с иском о том же предмете, по тем же основаниям и между теми же сторонами не допускается.

Исковые требования Тяпкиной Ларисы Анатольевны удовлетворить.

Признать пункт 56 распоряжения администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края от 11 января 2023 года незаконным.

Возложить на администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края произвести перерасчет заработной платы и выплатить ежемесячное денежное поощрение за апрель, май 2023 года в размере 24 629 рублей 42 копейки (с учетом НДФЛ), начислять и выплачивать 10% надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 11 272 рублей 49 копеек (с учетом НДФЛ), с 19 декабря 2022 года по день увольнения.

Взыскать с администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края в пользу Тяпкиной Ларисы Анатольевны компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

Председательствующий

Судьи