ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-357/2022 от 07.09.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Музраева В.И. дело № 33-9615/2022

УИД: 34RS0005-01-2021-006486-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2022 г. в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пашковой Т.В.,

судей: Боеску-Зыковой М.В., Чекуновой О.В.,

при секретаре Дроботовой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-357/2022 по иску заместителя Волгоградского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы»

на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 06 июня 2022 г., которым исковые требования Волгоградского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности – удовлетворены частично;

на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ Р. возложена обязанность обеспечить разделение дороги на две полосы движения (въезд и выезд) на территорию пункта пропуска «Вишневка», в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу; на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ Р. возложена обязанность на каждой полосе движения (въезд и выезд) на территории пункта пропуска «Вишневка» обеспечить ограничение путем установки ворот, либо иного средства, ограничивающего бесконтрольный въезд или выезд на/с пункт/а пропуска, в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу; на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ Р. возложена обязанность оборудовать на пункте пропуска «Вишневка» на каждой полосе движения досмотровые ямы для досмотра транспортных средств, светофоры (перед въездом и выездом в зону контроля лиц и транспортных средств), а также социальную инфраструктуру в виде санитарной комнаты, обеспечивающую бытовые потребности лиц, пересекающих государственную границу, в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу; на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ Р. возложена обязанность оснастить каждую полосу движения при въезде и выезде с пункта пропуска «Вишневка» шлагбаумом, в том числе территорию пункта пропуска «Вишневка» - комплексной системой безопасности, в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу; на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ Р. возложена обязанность установить на пункте пропуска «Вишневка» информационные стенды, содержащие информацию о наименовании пункта, схеме движения лиц и транспортных средств в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу; на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ Р. возложена обязанность установить ограждение по периметру территории пункта пропуска «Кайсацкое» высотой не менее 2-х метров, в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу; на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ Р. возложена обязанность на пункте пропуска «Кайсацкое» установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую возможность визуального контроля за всей территорией пункта пропуска, в том числе за железнодорожными составами (сверху) во всех направлениях движения в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу; на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ Р. возложена обязанность на пункте пропуска «Эльтон» установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую возможность визуального контроля за всей территорией пункта пропуска, в том числе за железнодорожными составами (сверху) во всех направлениях движения в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу; в удовлетворении остальной части исковых требований заместителя Волгоградского транспортного прокурора о возложении обязанности принять указанное в распоряжении ТУ Росимущества от 24 января 2022 г. № 12-р имущество на баланс, в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу – отказано.

Заслушав доклад судьи Боеску-Зыковой М.В., выслушав представителя ФГКУ Р. Б. Г.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Толстокора Д.В., а также представителей АО «РЖД» Тимакова В.В. и Пограничного управления ФСБ России по Волгоградской области Румянцева И.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Заместитель Волгоградского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указал, что Волгоградской транспортной прокуратурой на основании задания Южной транспортной прокуратуры от29 мая 2019 г. № <...>, п. 7.3 протокола оперативного совещания Южной транспортной прокуратуры от 23 марта 2021 г. проведена проверка исполнения требований законодательства об оснащении и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в деятельности ФГКУ «Р.».

В ходе прокурорской проверки установлено, что филиалом ФГКУ «Р.» не в полной мере соблюдаются требования действующего законодательства.

В целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ, обустройства мест пересечения государственной границы РФ, распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. №1308-р создано ФГКУ «Росгранстрой».

На территории Волгоградской области функционируют 5 пунктов пропуска через государственную границу: «Полынный», «Вишневка», «Эльтон», «Кайсацкое» и «Гумрак».

При проведении проверки установлено, что в нарушение п. 3 Единых типовых требований, две полосы и имеющаяся инфраструктура пункта «Вишневка» не позволяет осуществить перемещение крупногабаритного груза; в нарушение п. 8 Единых типовых требований на пропускном пункте отсутствуют места для досмотра лиц, багажа, транспортных средств и товаров, а также социальная инфраструктура, обеспечивающая бытовые потребности лиц, пересекающих государственную границу; вопреки требованиям ст. 16, 21, 49 Единых типовых требований, пункт не оборудован комплексной системой безопасности, не установлены средства принудительной остановки транспортных средств. Кроме того, на пункте пропуска не имеется информационных стендов, содержащих информацию о наименовании пункта, схеме движения лиц и транспортных средств, (п. 26 Единых типовых требований). Также истец указал, что данный пункт пропуска передан в оперативное управление ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», имущество пунктов пропуска принято на баланс Волгоградским филиалом ФГКУ Р., однако подтверждающих документов, не представлено.

В нарушение п. 30 Единых типовых требований, территория пропускного пункта «Кайсацкое» не имеет ограждений; в здании железнодорожного вокзала на пропускном режиме «Эльтон» отсутствует система видеонаблюдения, предназначенная для обеспечения визуального контроля объектов территории с помощью электронных средств наблюдения и сооружения для проведения осмотра железнодорожного состава (п. 21 и 61 Единых типовых требований).

В связи с выявленными нарушениями, 14 сентября 2021 г. в адрес Волгоградского филиала ФГКУ Р. прокурором внесено представление, по результатам рассмотрения которого, нарушения не устранены, меры ответчиком не приняты. Представленная в ответе информация свидетельствует о невозможности устранения выявленных нарушений, в связи с отсутствием финансирования.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом изменения исковых требований, истец просил возложить обязанность на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» принять указанное в распоряжении ТУ Росимущества от 24 января 2022 г. № 12-р имущество на баланс, в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на ответчика обеспечить разделение дороги на две полосы движения (въезд и выезд) на территорию пункта пропуска «Вишневка», в течение 4 месяцев после принятия имущества на баланс; возложить обязанность на ответчика на каждой полосе движения (въезд и выезд) на территории пункта пропуска«Вишневка» обеспечить ограничение путем установки ворот, либо иного средства, ограничивающего бесконтрольный въезд или выезд на/с пункт/а пропуска, в течение 4 месяцев после принятия имущества на баланс; возложить на ответчика обязанность оборудовать на пункте пропуска «Вишневка» на каждой полосе движения досмотровые ямы для досмотра транспортных средств, светофоры (перед въездом и выездом в зону контроля лиц и транспортных средств), а также социальную инфраструктуру в виде санитарной комнаты, обеспечивающую бытовые потребности лиц, пересекающих государственную границу, в течение 4 месяцев после принятия имущества на баланс; возложить на ответчика обязанность оснастить каждую полосу движения при въезде и выезде с пункта пропуска «Вишневка» шлагбаумом, в том числе территорию пункта пропуска «Вишневка» - комплексной системой безопасности, в течение 4 месяцев после принятия имущества на баланс; возложить на ответчика обязанность установить на пункте пропуска «Вишневка» информационные стенды, содержащие информацию о наименовании пункта, схеме движения лиц и транспортных средств в течение 4 месяцев после принятия имущества на баланс; возложить на ответчика обязанность установить ограждение по периметру территории пункта пропуска «Кайсацкое» высотой не менее 2-х метров, в течение 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу; возложить на ответчика обязанность на пункте пропуска «Кайсацкое» установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую возможность визуального контроля за всей территорией пункта пропуска, в том числе за железнодорожными составами (сверху) во всех направлениях движения в течение 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу; возложить на ответчика обязанность на пункте пропуска «Эльтон» установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую возможность визуального контроля за всей территорией пункта пропуска, в том числе за железнодорожными составами (сверху) во всех направлениях движения в течение 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие бюджетных ассигнований и отсутствие указанных объектов в целевой программе, что исключает обязанность по обустройству пунктов пропуска; отсутствие обязанности по оборудованию пункта пропуска ограждением высотой не менее 2 м. Также указывает на нецелесообразность установки систем видеонаблюдения.

В возражениях на апелляционную жалобу Волгоградский транспортный прокурор и ОАО «РЖД» полагают доводы жалобы необоснованными, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 12 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции и оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации создано Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

Распоряжением Правительства РФ от 05 февраля 2016 г. № 159-р «О ликвидационных процедурах в связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее -ФГКУ Р., Дирекция) отнесено к ведению Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).

В соответствии с Уставом Дирекции, утвержденным распоряжением Минтранса России от 23 июня 2016 г. № СА-78-р, целями и предметом деятельности Дирекции в числе прочего является организация эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Уставом ФГКУ Р., утвержденным приказом Росграницы от 04 февраля 2009 г. № 6, а также его новой редакцией, утверждённой распоряжением Минтранса России от 23 июня 2016 г., установлено, что собственником имущества Дирекции является Российская Федерация, Дирекция является учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных с оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пункте пропуска через Государственную границу.

Целями деятельности Дирекции являются обеспечение выполнения функций по эксплуатации объектов государственной границы, за счет средств федерального бюджета выполняет функции государственного заказчика, в том числе организацию осуществления эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации контроля в пунктах пропуска, организацию эксплуатации имущества, принадлежащего Дирекции на праве оперативного управления, прочую деятельность по техническому контролю, испытанию и анализу.

Подпунктами 3.3.5, 3.3.7 Устава на Дирекцию возложено обеспечение функционирования (эксплуатации) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через госграницу, включая их содержания, ремонт, оборудование и техническое оснащение, а также передача имущества, необходимого для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через госграницу в порядке, установленном правовыми актами РФ.

Дирекция согласно пункту 4.1 Устава вправе в установленном порядке принимать и (или) исполнять обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, вносить в Минтранс России предложения по изменению бюджетной росписи, проводить работы по своевременному текущему ремонту зданий и сооружений, коммуникаций, а также работы по их восстановительному и капитальному ремонту.

На основании пп. 4.2, 6.5 Устава Дирекция обязана обеспечивать выполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, представлять в Минтранс России на утверждение бюджетную смету, обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование средств и имущества, эффективно использовать имущество и не допускать ухудшение его технического состояния.

Согласно общим требованиям к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимыми для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 930, при оборудовании и техническом оснащении зданий, помещений и сооружений в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации учитываются: специализация и классификация пункта пропуска, его месторасположение, степень уязвимости, характер окружающей местности и принятая концепция (способ) охраны; требования, предъявляемые органами пограничного, таможенного и иных видов контроля к работе оборудования и технических средств; место установки оборудования и технических средств; освещенность зданий, помещений и сооружений в пункте пропуска в различное время суток.

Согласно пункту 3 указанных требований, строительство и реконструкция зданий, помещений и сооружений в пунктах пропуска осуществляется с учетом специализации и классификации пунктов пропуска, планируемой пропускной способности, а также с учетом расчетной штатной численности создаваемых в пункте пропуска подразделений органов пограничного, таможенного и иных видов контроля.

В соответствии с Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 688 (далее - Единые типовые требования) пункты пропуска проектируются и строятся (реконструируются) в соответствии с законодательством государств-членов, как единые комплексы, призванные обеспечивать интенсивное прохождение через них грузовых и пассажирских потоков, эффективность проведения в отношении лиц, транспортных средств и товаров, следующих через таможенную границу Союза, пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля.

Для проведения государственного контроля в пункте пропуска должны функционировать следующие технические системы: а) паспортного (пограничного) контроля; б) бесконтактного измерения температуры тела лиц; в) обеспечения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и обеззараживания подкарантинной продукции; г) очистки и дезинфекции транспортных средств; д) обеспечения ветеринарного контроля (надзора); е) определения весогабаритных параметров; ж) осмотра (досмотра) лиц, багажа и ручной клади; з) осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров; и) радиационного контроля; к) сбора и уничтожения (утилизации) биологических отходов; л) контроля и управления доступом и охранной сигнализации; м) связи и информационных технологий; н) телевизионного наблюдения (видеонаблюдения); о) пожарной сигнализации; п) инженерных средств охраны; р) информационного взаимодействия; с) резервного электропитания (пункт 8 Единых типовых требований).

Система осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров предназначена для их контроля (проверки и идентификации), а также обнаружения запрещенных (ограниченных к перемещению) товаров и (или) товаров, не указанных в транспортных и товаросопроводительных документах, выявления лиц, укрытых в транспортных средствах, багаже и товарах, и может включать средства технического контроля различных модификаций, в том числе, рентгенотелевизионные установки и инспекционно-досмотровые комплексы (п. 16 Единых типовых требований).

Система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) предназначена для обеспечения визуального контроля объектов (территории) пункта пропуска с помощью электронных средств наблюдения. Система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) создается с применением телевизионных систем различных типов и должна обеспечивать возможность ведения наблюдения за объектами (территорией) пункта пропуска в режиме реального времени с сохранением данных. Система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) при необходимости обеспечивает обнаружение потенциально опасных и противоправных действий в пункте пропуска и оповещение должностных лиц контролирующих органов о таких действиях. Контролирующие органы в пункте пропуска могут использовать отдельные системы телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) либо одну совместную (п. 21 Единых типовых требований).

Состав систем, необходимых для оснащения пункта пропуска, и количество оборудования, входящего в состав данных систем, определяются контролирующими органами на этапе проектирования пункта пропуска с учетом следующих особенностей: а) вид международного сообщения; б) специализация (в случае принятия государством-членом решения о специализации пунктов пропуска); в) технологическая схема организации пропуска лиц, транспортных средств и товаров (проект); г) пропускная способность (интенсивность движения лиц, транспортных средств в сутки, час); д) количество полос движения автотранспорта на въездном и выездном направлениях (для автомобильных (автодорожных) пунктов пропуска); е) количество международных терминалов (для воздушных и морских пунктов пропуска); ж) разделение потоков движения транспорта и лиц на въезд и выезд; з) типы транспортных средств (легковые автотранспортные средства, грузовые автотранспортные средства, автобусы, морские (речные) суда, воздушные суда, пассажирские и грузовые составы) и пешеходные направления; и) установленный режим в пункте пропуска; к) территория и количество мест осмотра (досмотра) лиц, транспортных средств и товаров (п. 26 Единых типовых требований).

Обустройство и материально-техническое оснащение зданий, помещений и сооружений пункта пропуска осуществляются с учетом следующих особенностей: а) вид международного сообщения; б) режим работы пункта пропуска; в) пропускная способность (интенсивность движения лиц и транспортных средств в сутки, час); г) установленный норматив времени проведения контрольных операций; д) специальные требования к обустройству зданий, помещений и сооружений, определенные актами, указанными в пункте 4 настоящих Требований, и законодательством государств-членов; е) установленный режим в пункте пропуска; ж) наличие и состояние инженерно-технического оборудования; з) ограждение и освещение территории и мест осмотра (досмотра) лиц, транспортных средств и товаров (п. 30 Единых типовых требований).

В целях недопущения возможности несанкционированного убытия автотранспортного средства за пределы АПП в пунктах пропуска создается система принудительной остановки автотранспортных средств, состоящая из специальных средств, заградительных барьеров и других устройств (п. 49 Единых типовых требований).

Помещения и сооружения ЖДПП, необходимые для проведения осмотра железнодорожного подвижного состава, включают в себя: а) площадки для осмотра грузового и пассажирского железнодорожного подвижного состава (грузовой и пассажирский парки); б) железнодорожные пути, которые по возможности размещаются на прямом участке с нулевым уклоном с учетом размещения на них железнодорожного подвижного состава максимальной длины; в) переходные мостики на въезде и выезде с площадками с ограждением, прожекторами и кабинами для ведения наблюдения и осмотра составов сверху со спусками в междупутье; г) эстакады для осмотра грузовых вагонов (вместо эстакад допускается использование системы телевизионного наблюдения (видеонаблюдения)); д) высокие платформы (при этом должны обеспечиваться доступ контролирующих органов к аккумуляторным ящикам и возможность осмотра подвагонного пространства состава); е) досмотровые колодцы для осмотра составов снизу (оборудуются вблизи переходных мостиков с двух сторон железнодорожных путей) (вместо досмотровых колодцев для осмотра составов снизу допускается использование межрельсовых телекамер с подсветкой, выполненных в защищенном исполнении) (п. 61 Единых типовых требований).

Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочия по формированию федеральных целевых программ и обеспечению их реализации возложены на Правительство РФ.

Обеспечение функционирования (эксплуатации) пунктов пропуска, на содержание, ремонт зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пропуска всех видов контроля осуществляется ФГКУ Р. исключительно в рамках бюджетных обязательств, которые до него доводит Росграница.

В соответствии с положениями п.29 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. №482, под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска.

Состав специальных сооружений и условия расположения в пункте пропуска государственных контрольных органов, осуществляющих государственный контроль в пункте пропуска определяются техническим заданием на этапе подготовки проектной документации на строительство или реконструкцию пункта пропуска, согласованной с пограничными, таможенными и другими государственными контрольными органами, после проведения проектно-изыскательских работ и разработки архитектурно-планировочного решения объекта при соответствующем выделении бюджетных лимитов.

Согласно п. 31 вышеуказанных Правил, в случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Росграницей принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта РФ, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны РФ, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома.

Судом первой инстанции установлено, что Волгоградской транспортной прокуратурой на основании задания Южной транспортной прокуратуры от29 мая 2019 г. № 23/1-27-2019/1826, п. 7.3 протокола оперативного совещания Южной транспортной прокуратуры от 23 марта 2021 г. проведена проверка исполнения требований законодательства об оснащении и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в деятельности ФГКУ «Р.».

В ходе прокурорской проверки установлено, что филиалом ФГКУ «Р.» не в полной мере соблюдаются требования действующего законодательства.

В целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ, обустройства мест пересечения государственной границы РФ, распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. №1308-р создано ФГКУ «Росгранстрой».

На территории Волгоградской области функционируют 5 пунктов пропуска через государственную границу: «Полынный», «Вишневка», «Эльтон», «Кайсацкое» и «Гумрак».

При проведении проверки установлено, что в нарушение п. 3 Единых типовых требований, две полосы и имеющаяся инфраструктура пункта «Вишневка» не позволяет осуществить перемещение крупногабаритного груза; в нарушение п. 8 Единых типовых требований на пропускном пункте отсутствуют места для досмотра лиц, багажа, транспортных средств и товаров, а также социальная инфраструктура, обеспечивающая бытовые потребности лиц, пересекающих государственную границу; вопреки требованиям ст. 16, 21, 49 Единых типовых требований, пункт не оборудован комплексной системой безопасности, не установлены средства принудительной остановки транспортных средств. Кроме того, на пункте пропуска не имеется информационных стендов, содержащих информацию о наименовании пункта, схеме движения лиц и транспортных средств, (п. 26 Единых типовых требований). Также истец указал, что данный пункт пропуска передан в оперативное управление ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», имущество пунктов пропуска принято на баланс Волгоградским филиалом ФГКУ Р., однако подтверждающих документов, не представлено.

В нарушение п. 30 Единых типовых требований, территория пропускного пункта «Кайсацкое» не имеет ограждений; в здании железнодорожного вокзала на пропускном режиме «Эльтон» отсутствует система видеонаблюдения, предназначенная для обеспечения визуального контроля объектов территории с помощью электронных средств наблюдения и сооружения для проведения осмотра железнодорожного состава (п. 21 и 61 Единых типовых требований).

В связи с выявленными нарушениями, 14 сентября 2021 г. в адрес Волгоградского филиала ФГКУ Р. прокурором внесено представление, по результатам рассмотрения которого, нарушения не устранены, меры ответчиком не приняты.

05 октября 2021 г. Волгоградским филиалом ФГКУ Р. в адрес ФГКУ Р. направлено сообщение о необходимости предоставления дополнительных ЛБО в общей сумме 14852253 руб. 49 коп.

14 октября 2021 г. ФГКУ Р. направлено сообщение в Волгоградский филиал ФГКУ Р., согласно которому ФГКУ Р. направлено обращение в Министерство транспорта России по вопросу выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств в объеме 103,7 млн. рублей, необходимых для заключения договоров возмещения затрат по оплате коммунальных услуг собственникам воздушных пунктов пропуска и заключению/пролонгации договоров безвозмездного пользования, выделение ЛБО Филиалу на указанные цели будет осуществлено после доведения дополнительных средств до ФГКУ Р..

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Волгоградской транспортной прокуратуры поступил ответ на представление, согласно которому выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения будут устранены после необходимого финансирования.

Согласно сообщению Пограничного управления ФСБ России по Волгоградской области от 19 мая 2021 г., Управление не возражает против оснащения автомобильных грузопассажирских постоянных двусторонних автомобильных пунктов пропуска через государственную границу РФ – «Вишневка», «Полынный», расположенных на участке Пограничного управления ФСБ России по <адрес>, автоматическими шлагбаумами.

Согласно сообщению Пограничного Управления ФСБ России по Волгоградской области от 17 января 2022 г. в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в Волгоградской области №12р-ДСП от 24 января 2022 г., федеральное имущество, расположенное по адресу: <адрес>, двухсторонний автомобильный пункт пропуска «Вишневка» подлежит передаче в оперативное управление ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в 2-х месячный срок.

Распоряжением ТУ Росимущества в Волгоградской области 12-р ДСП от 24 января 2022 г. за ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» закреплено федеральное имущество, расположенное по адресу: <адрес>, двусторонний автомобильный пункт пропуска «Вишневка».

В суде первой инстанции представитель ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» пояснил, что указанное в распоряжении ТУ Росимущества от 24 января 2022 г. № 12-р имущество, принято на баланс ответчика 31 марта 2022 г.

Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН, а также актами КЭС-1 от 01 февраля 2022 г., КЭС-2 от 01 февраля 2022 г., КЭС-3 от 01 февраля 2022 г., КЭС-4 от 01 февраля 2022 г., КЭС-5 от 01 февраля 2022 г., а также выпиской из ЕГРН от 18 марта 2022 г.

Как следует из Распоряжения ТУ Росимущества в Волгоградской области № 229-р от 03 июня 2022 г., ФГБУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым № <...> площадью <.......> кв.м, местоположение: <адрес>, контрольно-пропускной пункт «Вишневка», разрешенное использование – для размещения контрольно-пропускного пункта «Вишневка», осуществления пограничного контроля, в границах, установленных в соответствии с земельным законодательством РФ, реестровый номер федерального имущества № <...>.

ФГКУ Р. в силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является государственным учреждением, осуществляющим исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законом, полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы.

Поскольку на ФГКУ Р. лежит обязанность по содержанию закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества, которую ответчик в отношении указанных объектов не исполняет, в отсутствие доказательств устранения выявленных прокуратурой нарушений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ФГКУ Р. обязанности обеспечить разделение дороги на две полосы движения (въезд и выезд) на территорию пункта пропуска «Вишневка»; на каждой полосе движения (въезд и выезд) на территории пункта пропуска «Вишневка» обеспечить ограничение путем установки ворот, либо иного средства, ограничивающего бесконтрольный въезд или выезд на/с пункт/а пропуска; оборудовать на пункте пропуска «Вишневка» на каждой полосе движения досмотровые ямы для досмотра транспортных средств, светофоры (перед въездом и выездом в зону контроля лиц и транспортных средств), а также социальную инфраструктуру в виде санитарной комнаты, обеспечивающую бытовые потребности лиц, пересекающих государственную границу; оснастить каждую полосу движения при въезде и выезде с пункта пропуска «Вишневка» шлагбаумом, в том числе территорию пункта пропуска «Вишневка» - комплексной системой безопасности; установить на пункте пропуска «Вишневка» информационные стенды, содержащие информацию о наименовании пункта, схеме движения лиц и транспортных средств; установить ограждение по периметру территории пункта пропуска «Кайсацкое» высотой не менее 2-х метров; на пункте пропуска «Кайсацкое» установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую возможность визуального контроля за всей территорией пункта пропуска, в том числе за железнодорожными составами (сверху) во всех направлениях движения; на пункте пропуска «Эльтон» установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую возможность визуального контроля за всей территорией пункта пропуска, в том числе за железнодорожными составами (сверху) во всех направлениях движения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из фактических обстоятельств дела и характера тех действий, к совершению которых ответчик был обязан, суд обоснованно установил срок для ФГКУ Р. по исполнению возложенных обязанностей в течение 4 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу, считая указанные сроки разумными.

При этом, поскольку федеральное имущество, расположенное по адресу: <адрес>, двусторонний автомобильный пункт пропуска «Вишневка», принято на баланс ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении данных требований прокурора.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бюджетных ассигнований и отсутствие указанных объектов в целевой программе, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии.

То обстоятельство, что ответчик является бюджетной организацией и для исполнения решения суда потребуется бюджетное финансирование, не может освободить его от исполнения обязанностей, прямо возложенных на него законом, иными нормативными актами и уставом. При этом вопросы выделения бюджетного финансирования на соответствующие цели относятся к процедуре исполнения решения суда и не могут свидетельствовать о его незаконности и неисполнимости.

Доводы жалобы об отсутствии у ответчика обязанности по оборудованию пункта пропуска «Кайсацкое» ограждением высотой не менее 2 метров, поскольку указанная обязанность возложена на ОАО «РЖД», отклоняются судебной коллегией, поскольку пунктом 2.2 Соглашения о взаимодействии от 15 декабря 2020 г., на который ссылается ответчик, предусмотрена лишь обязанность ОАО «РЖД» учитывать требования ГКО в отношении ограждения станций, но не железнодорожный пункт пропуска.

Также не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о нецелесообразности установки систем видеонаблюдения, поскольку указанное требование закреплено в п. 8 Единых типовых требований и является обязательным для исполнения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 29 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений,необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска.

Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства(за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема),в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства,за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Вместе с тем содержащиеся в исковом заявлении прокурора требования о возложении обязанности по дооборудованию и дооснащению пунктов пропуска, не влекут за собой изменение параметров пункта пропуска (увеличения, уменьшения), его частей, перестройки, замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций, поэтому ссылка на то, что оснащение пунктов пропуска системой видеонаблюдения до проведения реконструкции нецелесообразна, не состоятельна.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, в связи с чем, оснований для отмены постановленного по делу решения не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 06 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Волгоградского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: