ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-358/2021 от 06.12.2021 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Абалакова М.П.

№ дела в суде 1-ой инстанции 2-358/2021

УИД: 04RS0009-01-2021-000805-97

пост. 06.12.2021 г.

дело № 33-4322/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2021 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Нимаевой О.З.

судей коллегии Базарова В.Н., Вагановой Е.С.,

при секретаре Барановой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Закаменского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Закаменский район», ООО «Закаменск ЖКХ» о понуждении к созданию общего нормативного запаса топлива на складах и котельной г. Закаменска к отопительному сезону 2021-2022 гг.,

по апелляционной жалобе представителя ответчика «Закаменск ЖКХ» Дамбаевой Л.С. на решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 6 октября 2021 года, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора Закаменского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Закаменский район» принять меры по организации в границах МО ГП «город Закаменск» теплоснабжения населения в пределах предоставленных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в части обязанности по обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021-2022 гг. общего нормативного запаса на складах и котельной г. Закаменска в соответствии с действующими приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия «Об утверждении нормативов запасов топлива».

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Закаменск ЖКХ» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер к созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021-2022 гг. общего нормативного запаса на складах и котельной г. Закаменска в соответствии с действующими приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия «Об утверждении нормативов запасов топлива».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Закаменск ЖКХ» государственную пошлину в размере 6000 руб. в доход МО «Закаменский район».

Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав участника процесса, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд к Администрации МО «Закаменский район» и ООО «Закаменск ЖКХ», прокурор Закаменского района Республики Бурятия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Администрацию МО «Закаменский район» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021-2022 гг. общего нормативного запаса топлива г. Закаменска в соответствии с Приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия «Об утверждении нормативов запасов топлива». Обязать ООО «Закаменск ЖКХ» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по поддержанию в течение всего отопительного сезона 2021-2022 гг. общего нормативного запаса топлива для котельной г. Закаменска в соответствии с Приказами Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия «Об утверждении нормативов запасов топлива».

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения нормативного запаса топлива, проведенной прокуратурой Закаменского района, установлено, что ответчиками не в полной мере соблюдаются требования законодательства об организации теплоснабжения на территории МО ГП «г. Закаменск».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Осипова А.Т. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ООО «Закаменск ЖКХ» по доверенности Дамбаева Л.С.,представитель ответчика АМО «Закаменский район» Глейзер В.В. исковые требования не признали.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО «Закаменск ЖКХ» по доверенности Дамбаева Л.С. просит решение суда отменить по мотиву незаконности и необоснованности. Указывает на то, что судом неверно применены нормы Приказа Минэнерго России от 10.08.2012 г. №377, согласно которым норматив запаса топлива на котельных определяется не позднее 1 октября года предшествующего планируемому. Таким образом, обязанность сформировать норматив запаса топлива является однократно и обусловлена в данном споре датой 01.10.2021 г., по состоянию на которую общий нормативный запас топлива на складах и котельных г.Закаменска был создан. Также судом неверно применен п.2 Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, действие которого распространяется на тепловые электростанции, которые осуществляют производство электрической энергии или производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Котельная ООО «Закаменск ЖКХ» к таковым не относится.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Закаменского района Осипова А.Т. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель ответчика ООО «Закаменск ЖКХ» по доверенности Дамбаева Л.С.в суд апелляционной инстанции не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца прокурор Раднаева В.В.возражала против отмены решения по доводам жалобы.

Представитель ответчика Администрации МО «Закаменский район», ООО «Закаменск ЖКХ» в суд не явились, надлежаще извещены о дате и времени рассмотрения дела.

Представитель ООО «Закаменск ЖКХ» просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении», надежность теплоснабжения – характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о теплоснабжении обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей отнесены к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, на обеспечение соблюдения которых направлена государственная политика в сфере теплоснабжения.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. вопросы организации теплоснабжения населения поселения решаются органами местного самоуправления района.

Статьями 24 и 25 указанного закона регламентировано, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).

В соответствии со ст. 2 ч. 1 п. 11 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании концессионного соглашения от 12 февраля 2017 г., заключенного между АМО «г. Закаменск» и ООО «Закаменск ЖКХ», объекты теплоснабжения города переданы в пользование ООО «Закаменск ЖК» для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей с использованием объекта соглашения и имущества, принадлежащего администрации МО «г. Закаменск», сроком на 49 лет.

Согласно решению совета депутатов МО ГП «г. Закаменск» от 21.12.2018 № 163 «О передаче полномочий муниципального образования ГП «г. Закаменск» МО «Закаменский район» и решения совета депутатов МО «Закаменский район» от 25.12.2018 г. № 35 «О приеме части полномочий МО ГП « г. Закаменск» МО «Закаменский район» полномочия по организации в границах поселения теплоснабжения в части обеспечения общего нормативного запаса мазута АМО ГП «г. Закаменск» переданы АМО «Закаменский район».

Согласно подп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.

Теплоснабжение города осуществляется котельной г.Закаменск, которая передана в пользование ООО «Закаменск ЖКХ», являющейся организацией, обеспечивающей теплоснабжение города.

Суд, исходя из того, что теплоснабжающая организация ООО «Закаменск ЖКХ» обязана создать общий нормативный запас топлива для обеспечения надежной работы котельной и поддерживать его в течение всего отопительного сезона, а администрация МО «Закаменский район» обязана принять достаточные меры для организации теплоснабжения города, в том числе меры по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона общего нормативного запаса топлива, пришел к выводу об обоснованности иска, не усмотрев в силу ст. 212 ГПК РФ оснований для немедленного исполнения решения суда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

Согласно ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Согласно п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 09.11.2020 г. за № 06-пр255/20, утверждены нормативы запасов топлива на котельной г. Закаменск на 2021 г.

Согласно приказу, неснижаемый нормативный запас топлива для котельной ООО «Закаменск ЖКХ» должен составлять 1772 тыс. тонн.

Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 21.09.2021 г. за № 06-пр 185/21, утверждены нормативы запасов топлива на котельной г. Закаменск на 2022 г.

Согласно указанному приказу, неснижаемый нормативный запас топлива для котельной ООО «Закаменск ЖКХ» должен составлять 1559 тыс. тонн.

Судом установлено, что в настоящий момент нормативный запас топлива на котельной г.Закаменск составляет 1019 тыс. тонн.

Необходимость создания норматива запаса топлива обусловлена организацией работы котельных для плановой выработки тепловой энергии в случае введения ограничений поставок топлива, в связи с чем доводы жалобы в этой части подлежат отклонению.

Ресурсоснабжающая организация в течение отопительного сезона обязана располагать на специализированных местах хранения топливом не менее установленного приказами Минстроя.

Такие доказательства ответчиками суду не представлены, также не представлен паспорт готовности к отопительному сезону 2021-2022 г.г. муниципального образования «г. Закаменск».

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что ответчиками не исполняются требования закона по поддержанию нормативного запаса топлива в соответствии с указанными выше приказами.

Доводы жалобы ранее заявлялись в суде первой инстанции в качестве возражений по иску, получили надлежащую правовую оценку с обоснованием мотивов отклонения. Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 6 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: