Дело № 33-7715/2022
№ 2-3601/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2022 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Булгаковой М.В., Раковского В.В.,
при секретаре Васякиной И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 11 июля 2022 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области», Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о взыскании недополученной ежемесячной денежной выплаты ветерану боевых действий.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ Военный комиссариат Оренбургской области» ФИО3, просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области», указав, что в период с (дата) по (дата) проходил службу по призыву в войсковой части ... в воинском звании «...», в должности ...», зачислен в списки личного состава части, исключен из списков личного состава, уволен в запас по окончании срока службы. (дата) в составе части ... он был дислоцирован в .... В период прохождения службы привлекался к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта. В 2014 году он обратился в Военный комиссариат Беляевского района Оренбургской области с заявлением о выдаче удостоверения «ветеран боевых действий», однако ему в выдаче удостоверения было отказано, поскольку непосредственное участие в боевых действиях документально не подтверждено. При повторном обращении в ноябре 2021 года ему 09 декабря 2021 года выдано удостоверение «ветеран боевых действий» и 24 января 2022 года назначена ежемесячная денежная выплата. Полагает, что в результате незаконных действий ответчика, выразившихся в не признании его ветераном боевых действий в 2014 году, он был лишен возможности получения ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной положениями Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», за период с 24 июля 2014 года по 31 декабря 2021 года. На основании изложенного просил взыскать с ответчика в свою пользу недополученную пенсию в размере 345 122,26 руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОПФР по Оренбургской области, в качестве третьих лиц - Военный комиссариат Саракташского и Беляевского районов Оренбургской области, Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа.
Истец ФИО1, представитель ответчика ОПФР по Оренбургской области, представители третьих лиц Военного комиссариата Саракташского и Беляевского районов Оренбургской области, Объединенного стратегического командования Центрального военного округа в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца ФИО4 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» ФИО3 в судебном заседании против иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 11 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда как незаконное и необоснованное отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ОПФР по Оренбургской области, представители третьих лиц Военного комиссариата Саракташского и Беляевского районов Оренбургской области, Объединенного стратегического командования Центрального военного округа, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив решение суда на законность и обоснованность в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Меры социальной поддержки ветеранов определены в статье 13 указанного Федерального закона. К их числу отнесено получение ветеранами боевых действий ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 части 1 статьи 13).
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года №2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавший в 2014 году, и который утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года №595.
В соответствии с пунктами 6 - 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года №595, выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется на основании обращения заинтересованного лица и предоставленных вместе с ним документов, подтверждающих участие в боевых действиях.
В пунктах 8, 9 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года №2288, было предусмотрено, что иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения. Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.
Для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются: для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня.
К обращению прикладываются две фотографии размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 в 2014 году обратился с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. К заявлению им приложены архивные справки от 26 ноября 2013 года и 30 января 2014 года, в которых отсутствовали сведения о месте дислокации, пунктов временной дислокации; факт прибытия в район боевых действий не отражен.
Заключением заместителя председателя комиссии Центрального военного округа от 20 мая 2014 года ФИО1 отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий по причине того, что документально не подтвержден факт его непосредственного участия в боевых действиях. Рекомендовано представить копии выписок из приказов командира в/ч «О выплате личному составу в/ч суточных в иностранной валюте, за исполнение обязанностей на территории ...» за период с (дата) по (дата). Обращение возвращено без реализации для доработки.
Истцом ФИО1 не оспаривалось, что указанные в заключении документы не поступили.
14 января 2020 года ФИО1 обратился в военный комиссариат (Саракташского и Беляевского районов) в целях оформления запроса, где на основании предоставленных истцом сведений оформлен запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации в целях подтверждения факта непосредственного участия в боевых действиях.
В представленном на запрос ответе указано, что в приказе командира войсковой части ... по общим вопросам «Об убытии личного состава войсковой части ... в ...» №... от (дата) ФИО1 не значится. В имеющемся на хранении в филиале Центрального архива (Министерства обороны российской Федерации) приказе командира войсковой части ... №... от (дата) «О выплате личному составу войсковой части ... суточных в иностранной валюте, за исполнение обязанностей на территории ...» за (дата) сведений об ФИО5 нет. Финансовые документы на выплату суточных в иностранной валюте военнослужащих войсковой части ... за выполнение специальных задач по обеспечению безопасности и защиты граждан Российской Федерации, проживающих на территории ... за ... год на хранение в филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации не поступали.
В архивной справке от 13 августа 2020 года №... также отсутствовали сведения об участии ФИО1 в боевых действиях.
Согласно указанной архивной справке в выписке из исторического формуляра войсковой части ... за (дата) гг. значится: «место дислокации … ... (войсковой части ...) – .... В соответствии с Директивой ... с (дата) личный состав полка размещен в пунктах временной дислокации: ...».
Судом также установлено, что с содержанием ответа и архивной справкой истец ознакомлен и копия справки им получена 18 сентября 2020 года, однако после получения архивной справки, в которой содержалась информация о пункте временной дислокации, истец с соответствующим заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий не обратился.
Обращение истца с приложением архивной справки от 13 августа 2020 года и дополнительно полученной архивной справки №... от 16 августа 2021 года, в соответствии с которой в книге алфавитного учета личного состава войсковой части ... призыва ... года значится ФИО1, призван ВК ..., (дата) уволен в запас по окончанию срока службы в ВК ... приказом ..., - последовало 11 октября 2021 года.
Ввиду того, что в заявлении имелась неточность в указании пункта временной дислокации, а также отсутствовали фотографии, 14 октября 2021 года ФИО1 дан ответ об устранении ошибки в заявлении и указании пункта временной дислокации.
После устранения недочетов 10 ноября 2021 года заявление ФИО1 направлено с пакетом документов, в том числе с архивными справками от 13 августа 2020 года и от 16 августа 2021 года, в ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области».
Удостоверение ветерана боевых действий №... поступило в Военный комиссариат Саракташского и Беляевского районов Оренбургской области 17 января 2022 года, вручено ФИО1 18 января 2022 года.
Из отзыва ОПФР по Оренбургской области следует, что ФИО1 с 04 января 2022 года на основании заявления и удостоверения №... от 09 декабря 2021 года является получателем ежемесячной денежной выплаты как ветеран боевых действий в соответствии с подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, полагал, что в результате незаконного отказа в признании его ветераном боевых действий, он был лишен возможности получать ежемесячную денежную выплату на основании Федерального закона «О ветеранах», в связи с чем понес убытки.
Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования, суд первой инстанции, исходя из того, что факт противоправности действий ответчиков и наличия прямой причинно-следственной связи между противоправностью поведения ответчиков и наступившими последствиями своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашел, вины ответчиков в непредставлении необходимых сведений не имеется, учитывая также, что истец, получив 18 сентября 2020 года архивную справку от 13 августа 2020 года, с соответствующим заявлением в целях получения удостоверения ветерана боевых действий не обращался в органы военного комиссариата, - пришел к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что как ранее действовавшим, так и ныне действующим Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ в целях получения удостоверения ветерана боевых действий предусмотрено письменное обращение гражданина с необходимым пакетом документов, а военный комиссариат лишь оказывает содействие в сборе данных документов.
Между тем с таким заявлением и полным пакетом документов ФИО1 обратился лишь в октябре 2021 года. В 2014 году истец обращался без предоставления полного пакета документов: отсутствовали документы, подтверждающие факт участия ФИО1 в боевых действиях.
Доказательств предоставления в адрес ответчиков полного пакета документов либо исчерпывающей информации для направления соответствующих запросов истцом не представлено.
Также суд учел, что истец не был лишен права и самостоятельно истребовать необходимые сведения из архивов либо в период с 2014 года по 2021 год обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением об установлении факта участия в боевых действиях.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям.
Доводы апелляционной жалобы истца со ссылкой на статьи 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку по общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда, при этом истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, между тем разрешая спор, суд первой инстанции не установил виновных действий ответчиков в отношении ФИО1 в результате которых ему был бы причинен вред. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ответчиками незаконных, виновных действий в отношении истца, как отсутствуют доказательства и того, что в результате действий (бездействия) указанных лиц истцу был причинен вред.
По существу доводы апелляционной жалобы истца повторяют доводы искового заявления, указанные доводы являлись предметом правовой оценки суда первой инстанции при разрешении заявленных требований, данные доводы обоснованно признаны несостоятельными по вышеприведенным основаниям.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 11 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Л.В.Морозова
Судьи М.В.Булгакова
В.В.Раковский
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 28 октября 2022 года.