ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-361/2022 от 11.05.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Третьякова М.В.

Дело № 33 –4548\2022 (№ 2-361\2022)

59RS0027-01-2021-004737-37

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Ворониной Е.И.

и судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.

при ведении протокола помощником судьи Косогоровой К.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 11 мая 2022 г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю ( ОПФР по Пермскому краю) на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 21 февраля 2022, которым постановлено:

Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю включить ФИО1 в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы в должности преподавателя в ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» с 01.09.2014 по 21.09.2014, с 14.10.2014 по 31.12.2020г.

В остальной части требований ФИО1 отказать.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения представителя ответчика – ФИО2, представителя истца – ФИО3, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратилась в суд с иском. С учетом уточнения просила обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы в должности преподавателя ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна», ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1» с 01.10.2010г. по 21.09.2014г. (3 года 11 мес. 21 день), с 14.10.2014г. по 31.12.2020г. ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1», всего 10 лет 02 мес.08 дней.

В обоснование иска указала, что 27.09.2021 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением ответчика от 07.10.2021 в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа. Ответчик не включил в специальный стаж периоды работы: с 01.10.2010 по 21.09.2014, с 14.10.2014 по 31.12.2020 - в должности преподавателя ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1». Всего не было включено: 10 лет 08 мес. 08 дней. Начиная с 1994 года, она занималась педагогической деятельностью, т.е. более 25 лет она осуществляет педагогическую деятельность. Ответчиком ошибочно не были включены периоды работы в должности преподавателя ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1». ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1» осуществлял смешанный вид деятельности, в том числе по реализации общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, было аккредитовано на право оказывать общее образование по уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Учреждение относится к профессиональному образовательному учреждению, создано путем присоединения как Учреждений начального профессионального образования. Так и среднего, при этом, основной целью деятельности Учреждения являлось гражданами начального, основного, среднего общего образования. Реализация в учреждении как общеобразовательных программ, так и программ профессионального образования (среднее профессиональное), не повлекла изменения профиля образовательного учреждения с момента образовании Центра осуществляется реализация общеобразовательных программ, что предусмотрено Уставом, лицензией и аккредитаций, а она в данном учреждении осуществляла педагогическую деятельность. В спорные периоды она осуществляла деятельность, связанную с обучением детей, т.е. педагогическую деятельность в образовательном учреждении, предусмотренном Списком. Учитывая отсутствие в Центре образования структурного подразделения, определенного как «школа», к спорному периоду подлежит применению Правила подсчета педагогического стажа как для общеобразовательного учреждения. В спорные периоды она осуществляла педагогическую деятельность, работала с детьми полный рабочий день, характер педагогической деятельности не менялся.

Истец ФИО1 в судебном заседании на требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивала. Представитель истца поддержал заявленные истцом требования.

Представитель ответчика с требованием истца не согласна по доводам, изложенным в письменном объяснении по иску (л. <...>).

Представитель третьего лица ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1» в судебном заседании требования истца поддерживала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставится вопрос в апелляционной жалобе ГУ- ОПФР по Пермскому краю, указывая, что выводы суда в части удовлетворения исковых требований не основаны на нормах права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Приведены доводы о том, что задачей Учреждения ГБОУ СПО « Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна» до 14.07.2014 – даты регистрации новой редакции Устава – было удовлетворение потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии посредством получения начального профессионального образования и среднего профессионального образования. С 14.07.2014 п.2.1 Устава определено, что основной целью деятельности Учреждения является реализация конституционных прав граждан на получение начального, основного, среднего общего образования и профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. С 18.11.2016 с учетом внесения изменений п.2.1 Устава определено, что основной деятельностью Учреждения является реализация конституционных прав граждан на получение профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов. Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности – общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.

Ответчик также полагает, что судом неверно и необоснованно применены положения приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.09.2015 № 661н.

Кроме того, ответчик полагает, что суд неправомерно применил п.14 Правил 781, поскольку часть обучающихся в Учреждении в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы относится к учащимся, а часть к студентам, подсчет процента несовершеннолетних в целом по Учреждению является неправомерным.

Заслушав объяснения представителя ответчика – ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца – ФИО3, возражавшего против отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в редакции закона, действовавшего до 01 января 2019 года).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27.09.2021 ФИО1 обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кунгуре (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 07.10.2021 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа и отсутствием права на досрочное пенсионное обеспечение, в специальный стаж истца не включены, в том числе, периоды: с 01.10.2010 по 21.09.2014 (3 года 11 месяцев 21 день) - в должности преподаватель ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», сведения индивидуального персонифицированного учета представлены работодателем как работа с обычными условиями труда, с 14.10.2014 по 31.12.2020 (6 лет 2 месяца 18 дней) - в должности преподаватель ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», сведения индивидуального персонифицированного учета представлены работодателем как работа с обычными условиями труда (л.д.13-15).

Решением от 24.01.2022 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа и отсутствием права на досрочное пенсионное обеспечение, в специальный стаж истца не включены, в том числе, периоды: с 01.10.2010 по 21.09.2014 (3 года 11 месяцев 21 день) - в должности преподавателя ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна», ГБОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна», количество обучающихся детей в возрасте до 18 лет на 1 октября каждого года составляет менее 50% от общего числа учащихся в целом по учреждению, сведения индивидуального персонифицированного учета представлены работодателем как работа с обычными условиями труда, с 14.10.2014 по 31.12.2020 (6 лет 2 месяца 18 дней) - в должности преподавателя ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», так как данное учреждение Списком № 781 не предусмотрено, сведения индивидуального персонифицированного учета представлены работодателем как работа с обычными условиями труда( л.л.13-14, 47-48).

Согласно диплома, решением Государственной аттестационной комиссии Пермского государственного университета от 19.05.2000, ФИО1 присвоена квалификация «историк», преподаватель (л.д.19).

Из записей в трудовой книжке следует, что ФИО1 24.01.1994 принята в Среднюю школу № 12 учителем истории, 08.11.1995 уволена по собственному желанию, 01.09.1997 принята в Профессиональное училище № 2 преподавателем истории, «Профессиональное училище №2» г.Кунгура Пермского края присоединено к «Кунгурскому колледжу промышленных технологий, управления и дизайна», Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна» переименовано в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования», где работает по настоящее время (л. д. 16-18).

Справкой, уточняющей условия работы, выданной ФИО1 установлено, что в должности преподавателя она работает постоянно, полный рабочий день, непосредственно связана с образовательным процессом (л.д.24-25).

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периодов работы в должности преподавателя в ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» с 01.09.2014 по 21.09.2014, с 14.10.2014 по 31.12.2020г, суд пришел к выводу, что истец в спорные периоды времени осуществляла трудовую деятельность в должности преподавателя в ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», который осуществлял смешанный вид деятельности, в том числе, по реализации общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образовании, было аккредитовано на право оказывать общее образование по уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

Выводы суда основаны на анализе и оценке представленных доказательств, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и не противоречат нормам материального права, а потому не согласиться с указанными выводами судебная коллегия оснований не находит.

В соответствии с приказом Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края от 29.04.2009 № СЭД-51-01-01-71 «О реорганизации учреждений образования г.Кунгура» Учреждение реорганизовано в форме присоединения государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №2» г.Кунгура Пермского края, государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №86» г. Кунгура Пермского края, государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кунгурское» педагогическое училище» к государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна».

В соответствии с приказом Министерства образования Пермского края от 25.03.2013 № СЭД 26-01-04-191 «О реорганизации государственных образовательных учреждений профессионального образования Учреждение реорганизовано в форме присоединения государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №69» п. Суксуна Пермского края к государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна».

Учреждение является правопреемником ГОУ НПО «ПУ №2», ГОУ НПО «ПУ №86», ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое училище», ГБОУ НПО «ПУ №69», ГОУ НПО «ПУ №83».

Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 16.05.2014 № СЭД-26-01-04-395 «О переименовании ГБОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна» государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна» переименовано в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования».

Уставом ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1», утвержденным приказом Министерства образования и науки Пермского края от 14.07.2014 № СЭД-26-01-04-611 с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Пермского края от 10.11.2016, установлено, что тип Учреждения определен, как государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, форма собственности – государственная краевая.

Пунктом 2.1 Устава в редакции от 14.07.2014 определено, что основной целью деятельности Учреждения является реализация конституционных прав граждан на получение начального, основного, среднего общего образования и профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, совершенствование их деловых качеств, подготовка их к выполнению новых трудовых функций в соответствии с потребностями общества и государства на базе основного общего, среднего общего, или среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональными стандартами.

В соответствии с изменениями в Устав ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» от 18.11.2016 в пункте 2.1 слова «начального, основного, среднего общего образования» исключены, пункт 2.1 дополнен абзацем следующего содержания: «Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности – общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы».

Пунктом 2.3.1 Устава определены основные виды деятельности, в их числе, реализация общеобразовательных программ начального общего образования, реализация общеобразовательных программ основного общего образования, реализация общеобразовательных программ среднего общего образования.

Лицензией государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края № 3524 от 07.08.2014 государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Кунгурский центр образования №1» предоставлено право оказывать общее образование по уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, профессиональное образование (среднее профессиональное образование), профессиональное обучение, дополнительное образование.

Свидетельством о государственной аккредитации № 330 от 31.12.2014 установлено, что ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» имеет государственную аккредитацию образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, согласно приложения: начальное общее образование, основное общее образование сроком до 31.12.2026.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена работа в должности преподавателей как в центрах образования, отнесенных к общеобразовательным учреждениям (пункт 1.1 раздела "Наименование учреждений"), так и в училищах, образовательных учреждениях среднего профессионального образования (пункт 13 Правил) при условии в периоды после 01 ноября 1999 года обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет (пункт 14 Правил).

Как следует из Устава, Учреждение относится к профессиональному образовательному учреждению, создано путем присоединения, как Учреждений начального профессионального образования, так и среднего, при этом, до 18.11.2016 основной целью деятельности Учреждения являлось получение гражданами начального, основного, среднего общего образования.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 определено, что общеобразовательная организация это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, профессиональная образовательная организация это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения.

Тождественность профессиональных организаций образовательным учреждениям, предусмотренным пунктом 1.10 раздела наименование учреждений Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в том числе техникумам, училищам и колледжам всех наименований, установлена Приказом Минтруда России от 24.09.2015 № 661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях».

Этим же приказом установлена тождественность профессиональной деятельности, осуществляемой в общеобразовательных организациях независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность обучающихся любого возраста (работающих и неработающих) по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в общеобразовательных учреждениях (центры образования), предусмотренных пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка, и профессиональной деятельности, выполнявшейся в общеобразовательных учреждениях (вечерние (сменные) общеобразовательные школы; открытые (сменные) общеобразовательные школы), предусмотренных пунктом 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Анализируя в совокупности исследованные доказательства, суд пришел к выводу, что реализация в учреждении, как общеобразовательных программ, так и программ профессионального образования (среднее профессиональное), не повлекла изменения профиля образовательного учреждения, с момента образования Центра осуществляется реализация общеобразовательных программ, что предусмотрено Уставом, лицензией и аккредитацией, а истец в данном учреждении осуществляла педагогическую деятельность.

То есть, образовательное учреждение, в котором истец осуществляет трудовую деятельность по настоящее время, до внесения изменений в Устав, являлось общеобразовательным учреждением и профессиональной образовательной организацией, осуществлявшей в качестве основной деятельности образовательную деятельность по определенным программам в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, поименованных в пункте 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Конституционный Суд РФ в определениях от 20.10.2005 № 392-0, от 18.04.2006 № 83-0, от 21.12.2006 № 584-0, от 19.06.2007 № 436-0-0 разъяснил, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности.

В спорный период истец осуществляла деятельность, связанную с обучением детей, то есть педагогическую деятельность, в образовательном учреждении, предусмотренном Списком.

Учитывая отсутствие в Центре структурного подразделения, определенного как школа, к периоду до 18.11.2016, подлежат применению Правила подсчета педагогического стажа, как для общеобразовательного учреждения, то есть исходя из выработки полной ставки (18 часов в неделю или 720 часов в учебный год), после указанной даты п.14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, которым предусмотрено, что работа за период с 01.11.1999 в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях), засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

Пункт 14 Правил, предусматривая зачет в специальный стаж работы за период с 01.11.1999 в определенных должностях в образовательных учреждениях среднего профессионального образования при условии обучения в них не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, лишь конкретизирует механизм реализации закрепленного в названной норме Закона о трудовых пенсиях права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях для детей, то есть в учреждениях, основной контингент обучающихся в которых составляют лица в возрасте до 18 лет.

Из выписок из приказов следует:

№СЭД-09-02-88 от 23.09.2014 ФИО1 на 2014-2015 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 1127 часов (л.д.142);

№СЭД-09-01-72 от 15.09.2015 ФИО1 на 2015-2016 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 1380 часов (л.д.143);

№СЭД-09-02-50 от 24.09.2016 ФИО1 на 2016-2017 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 1426 часов (л.д.144);

№СЭД-09-01-73 от 15.09.2017 ФИО1 на 2017-2018 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 1428 часов (л.д.145);

№СЭД-09-01-95 от 20.09.2018 ФИО1 на 2018-2019 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 1418 часов (л.д.146),

№СЭД-09-01-116 от 09.09.2019 ФИО1 на 2019-2020 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 1413 часов (л.д.147);

№142/09-02 от 02.09.2020 ФИО1 на 2020-2021 учебный год назначена педагогическая нагрузка в размере 1325 часов (л.д.148).

Информацией ГБПОУ «Кунгурский центр образования №1» от 24.01.2022 установлено, что

в 2013-2014 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 43,82%;

в 2014-2015 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 65,78%;

в 2015-2016 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 65,98%;

в 2016-2017 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 63,82%;

в 2017-2018 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 67,45%;

в 2018-2019 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 69,67%;

в 2019-2020 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 65,52%

в 2021-2022 учебном году процент обучающихся в возрасте до 18 лет от общего количества обучающихся по учреждению составлял 58% (л. д. 41).

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика о неправомерном применении к спорным правоотношениям положений пункта 14 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а также о необоснованном применении к данному спору Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 сентября 2015 года N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях" следует признать несостоятельными.

Установив, что в спорные периоды с 01.10.2010 по 15.05.2014 осуществляла свою деятельность в ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна», количество обучающихся детей в возрасте 18 лет на 1 октября каждого года составляло менее 50% от общего числа учащихся в целом по учреждению, суд частично удовлетворил исковые требования в части спорного периода.

Фактически доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела. По существу они сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, однако оснований для переоценки представленных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 ГПК РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю ( ОПФР по Пермскому краю) - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи