Судья Кшнякина Е.И. Дело № 2-361/2022 (первая инстанция)
Дело № 33-11265/2022 (вторая инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 13 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Соколова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Самойловой А.И.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Леонтенковой Е.А.,
гражданское дело по апелляционной жалобе КАВ
на решение Приокского районного суда г. Н. Новгорода от [дата]
по иску КАВ к Государственному казённому учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» о признании отказа в предоставлении компенсации при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, над размером предельного (максимального) индекса незаконным, о возложении обязанности назначить компенсацию по ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» о признании отказа в предоставлении компенсации при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, над размером предельного (максимального) индекса незаконным, о возложении обязанности назначить компенсацию по ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 проживает в жилом помещении, расположенном по адресу [адрес]А, [адрес], в квартире также проживает его мать - ККГ, которая является собственником квартиры.
В ноябре 2020 года ФИО1 обратился в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» с заявлением о выплате ему компенсации по предельному индексу за период с июня 2020 года по октябрь 2020 года. Ответом ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» ФИО1 отказано в выплате компенсации. Данный отказ КАВ считает неправомерным по следующим основаниям.
По части 1 статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Согласно п. 13 Указа Губернатора Нижегородской области от 01.02.2018 года № 16 решение об отказе в предоставлении компенсации принимается по следующим основаниям: представление заявления с нарушением срока, установленного пунктом 4 настоящих Правил; документы, предусмотренные абзацами вторым-четвертым пункта 7 настоящих Правил, представлены не в полном объеме либо содержат заведомо недостоверные сведения; наличие у гражданина задолженности по оплате коммунальных услуг на первое число месяца подачи заявления либо невыполнение гражданином условий соглашения по ее погашению; несоответствие условию, указанному в пункте 3 настоящих Правил.
Перечисленные основания истцом ФИО1 не были нарушены.
В приложении к иску приведен расчет превышений фактической стоимости коммунальных услуг над предельными размерами стоимости коммунальных услуг в декабре 2019 года, июне-октябре 2020 года, показывающий, что в указанных месяцах было превышение. На основании Постановления Правительства РФ №1347 от 12 ноября 2018 года «Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году» во втором полугодии 2019 года при применении предельных индексов за базовый период принимается январь 2019 года. При этом принцип неизменности набора услуг применяется исходя из набора услуг, предоставленных в декабре 2018 года. По Указу Губернатора Нижегородской области № 163 от 14 декабря 2018 года во втором полугодии 2019 года индекс коммунальных услуг ИКУ = 4.1%. По Указу Губернатора Нижегородской области № 124 от 11 декабря 2018 года в первом полугодии 2020 года ИКУ = 0%, а во втором полугодии 2020 года ИКУ = 4%. При расчете превышения в декабре 2019 года в Таблице 1 в столбце 6 в строке «Водоотведение» указаны два числа, так как разные тарифы на водоотведение холодной и горячей воды.
Также, во всех таблицах в столбце 7 в строке «итого» указана сумма стоимости коммунальных услуг в базовом периоде с вычетом превышения в базовом периоде, так как в соответствии с пунктом 63 Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (далее Постановление 400): факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе.
Во всех таблицах суммарный объем потребления электроэнергии днем и ночью составляет 100 кВт-ч, так как на услугу «Электроснабжение» установлена социальная норма 100 кВт/ч в месяц. Следовательно, в данном случае применяется пункт 7 Постановления 400: «Для целей расчета и применения предельных индексов размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема социальной нормы потребления в случае ее установления в каждом месяце года долгосрочного периода, на который устанавливаются предельные индексы».
Данный расчет показывает, что в течение пяти месяцев (июнь-октябрь 2020 года), предшествующих месяцу обращения истца в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода», стоимость коммунальных услуг превысила предельную стоимость, следовательно, истцом не был нарушен срок, установленный пунктом 4 Указа Губернатора Нижегородской области от 01.02.2018г. № 16.
В соответствии с пунктом 14 Указа Губернатора Нижегородской области от 01.02.2018г. № 16 компенсация предоставляется с месяца регистрации заявления и документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил. Истец подал заявление в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» в ноябре 2020 года, следовательно, ответчик обязан было предоставить компенсацию, начиная с ноября 2020 года.
В дальнейшем, истец изменил исковые требования, указав, что 6 декабря 2021 года подал письменное заявление в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» с просьбой назначить ему выплату компенсации по статье 157.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 Указа Губернатора Нижегородской Области №16 от 01 февраля 2018 года «Об утверждении Правил предоставления гражданам компенсации за счет средств областного бюджета при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, потребляющими коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, над размерами предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области» к заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта РФ, справка об отсутствии задолженности по лицевому счету <***>, копия квитанции по услуге «отопление» за ноябрь 2021 года и чек ее оплаты, квитанция по услуге «электроснабжение» за ноябрь 2021 года и чек ее оплаты.
От ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» истцу поступил ответ с отказом в назначении компенсации. Отказ мотивирован тем, что истец не представил документ, выданный Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области. Данный отказ ФИО1 считает неправомерным по следующим основаниям.
Согласно пункта 7 Указа Губернатора Нижегородской области от 01.02.2018г. № 16 граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, или законные представители вправе представить в управление социальной защиты населения по месту нахождения жилого помещения копию документа, выданного государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, содержащего информацию о превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения, над размером предельного индекса с указанием суммы компенсации по форме, предусмотренной приложением 3 к настоящим Правилам. Таким образом, предоставление документа, выдаваемого ГЖИ, является правом, а не обязанностью гражданина. Следовательно, он предоставил полный пакет документов, необходимый для назначения компенсации.
Также в пункте 7 Указа Губернатора Нижегородской области от 01.02.2018г. № 16 указано: в случае, если гражданин не представил указанный документ по собственной инициативе, управление социальной защиты населения для его получения направляет в течение 2 рабочих дней с момента получения заявления межведомственный запрос в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Т.е. в данном случае УСЗН должно было получить документ в ГЖИ через межведомственный запрос.
Истец полагает, что им не были нарушены пункты 3 и 4 Указа Губернатора Нижегородской области от 01.02.2018г. № 16 и прилагает расчеты компенсации в декабре по базовому периоду января 2019 года; расчет компенсации в декабре 2020 года по базовому периоду декабря 2019 года; расчет компенсации в ноябре 2021 года по базовому периоду декабря 2020 года; расчет компенсации в декабре 2021 года по базовому периоду декабря 2020 года. Факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе.
Из таблицы 9 следует, что компенсация в ноябре 2021 года составляет 1226,33 рублей - то есть в предшествующем месяцу обращения в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода», существует превышение стоимости коммунальных услуг над предельной стоимостью и что соответственно, истцом не был нарушен срок, установленный пунктом 4 Указа Губернатора Нижегородской области от 01.02.2018г. № 16.
Из Таблицы 10 следует, что компенсация в декабре 2021 года составляет 1226,33 рублей - то есть выполняется условие, указанное в пункте 3 Указа Губернатора Нижегородской области от 01.02.2018г. № 16.
На основании изложенного с учетом заявления в порядке статьи 39 ГПК РФ, истец просил суд: признать незаконным отказ ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» в предоставлении компенсации по статье 157.1 ЖК РФ; обязать ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» назначить ФИО1 выплату компенсации по статье 157.1 ЖК РФ с декабря 2021 года (л.д. 57).
Решением Приокского районного суда г. Н. Новгорода от 24 мая 2022 года иск ФИО1 удовлетворен частично. Судом постановлено:
Признать отказ Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» от 08 декабря 2021 года за [номер] по рассмотрению заявления от 06 декабря 2021 года в предоставлении ФИО1 компенсации при превышении фактического размера вносимой платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса в соответствии с Правилами, утвержденными Указом Губернатора Нижегородской области от 01 февраля 2018 года № 16, по основанию непредставления документа, выданного государственной жилищной инспекцией, содержащей информацию о превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения, над размером предельного индекса с указанием суммы компенсации, предусмотренного п.7 Правил, - незаконным.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности назначить компенсацию по ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации при превышении фактического размера вносимой платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса с ноября 2020 года, с декабря 2021 года, ФИО1 - отказано.
В апелляционной жалобе истцом поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права с приведением доводов, аналогичным указанным в обоснование иска. Заявитель полагает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме, факт превышения стоимости коммунальных услуг над предельной стоимостью в декабре 2020 года доказан истцом.
В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал; представителя ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, против доводов апелляционной жалобы возражал.
Третье лицо ФИО3, представители третьих лиц Государственной жилищной инспекции Нижегородской области, АО «Домоуправляющая компания Приокского района» в судебное заседание не явились, своих представителей в суд не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность решения суда первой инстанции, проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес]А, [адрес], является ФИО3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 мая 2005 года (л. д. 8).
Согласно выписки АО «Домоуправляющая компания Приокского района» из домовой книги в квартире, расположенной по адресу: [адрес]А, [адрес] зарегистрированы с [дата] ФИО3, с [дата] ФИО1 ( л.д.34).
18 ноября 2020 года ФИО1 обратился в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» с заявлением о выплате компенсации за счет средств областного бюджета при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги над размером придельного индекса изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги при использовании жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес]А, [адрес] за период с июня 2020 года по октябрь 2020 года (л.д. 8 оборот).
01 декабря 2020 года ФИО1 на указанное обращение от 18 ноября 2020 года ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» дан ответ об отказе в компенсации, поскольку в обращении отсутствует полный пакет документов (л.д. 7).
Кроме того, 06 декабря 2021 года ФИО1 обратился в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» с заявлением о выплате компенсации по ст.157.1 ЖК РФ за счет средств областного бюджета при использовании жилого помещения, [адрес]А, [адрес], при превышении фактического размера платы за коммунальные услуги при использовании жилого помещения над размером предельного индекса (л.д. 58).
08 декабря 2021 года ФИО1 на указанное обращение от 06 декабря 2021 года ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» дан ответ [номер], согласно которому ФИО1 отказано в предоставлении компенсации по основанию, что ФИО1 не был предоставлен документ, выданный государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, содержащий информацию о превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином над размером предельного индекса с указанием суммы компенсации ( л.д.59).
Полагая, что имеются основания для выплаты компенсации, и указанным отказом ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» нарушены его права, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь статей 157, 157.1 Жилищного кодекса РФ, положениями Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 года №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу, что имеются основания для признания отказа Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» от 08 декабря 2021 года за [номер] по рассмотрению заявления от 06 декабря 2021 года в предоставлении ФИО1 компенсации при превышении фактического размера вносимой платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса незаконным, исходя из того, что в случае, если гражданин не представил копию документа, выданного государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, содержащего информацию о превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения, над размером предельного индекса с указанием суммы компенсации по форме, по собственной инициативе, управление социальной защиты населения для его получения направляет в течение 2 рабочих дней с момента получения заявления межведомственный запрос в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Вместе с тем, данный запрос управлением социальной защиты населения в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области направлен не был.
Решение суда в части признания отказа Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода» от 08 декабря 2021 года за [номер] по рассмотрению заявления от 06 декабря 2021 года в предоставлении ФИО1 компенсации при превышении фактического размера вносимой платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса незаконным сторонами не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом судебной проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами апелляционной жалобы истца. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, которое определяется характером спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст. ст. 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Одновременно, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении обязанности назначить компенсацию по ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации при превышении фактического размера вносимой платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса с ноября 2020 года, с декабря 2021 года, поскольку начисление платы за коммунальные услуги за спорный период произведено в соответствии с нормами действующего законодательства, превышение предельного индекса изменения размера вносимой ФИО1 платы за комплекс коммунальных услуг, судом не установлено.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции в обжалуемой части и, отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, указывает следующее.
В соответствии с пунктами 8.4, 9 статьи 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся в том числе: осуществление мониторинга применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2).
В силу части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Частью 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ установлено, что предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», на основании статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ утверждены «Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее Основы формирования индексов).
Согласно пункта 4 Основ формирования индексов предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года).
Пунктом 5 Основ формирования индексов при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения фактических объемов потребления в результате проведения в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды.
Согласно пункта 10 Основ установлено, что применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 11 Основ формирования индексов предельные индексы утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Индексы по субъектам Российской Федерации и размер отклонений по субъектам Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации на основании предложения, представленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 12 Основ формирования индексов).
Указом Губернатора Нижегородской области от 01 февраля 2018 года № 16 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» утверждены «Правила предоставления гражданам компенсации за счет средств областного бюджета при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, потребляющими коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, над размерами предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области», вместе с «Порядком индивидуального расчета размера компенсации гражданам за счет средств областного бюджета при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, потребляющими коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, над размерами предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области» (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления гражданам компенсации за счет средств областного бюджета при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, потребляющими коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, над размерами предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области (далее соответственно - компенсация, жилое помещение, предельный индекс), а также порядок индивидуального расчета размера компенсации (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставление гражданам компенсации осуществляется государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения».
Согласно пункту 3 Правил компенсация предоставляется гражданину в случае, если фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения, превышает размер предельного индекса, установленного на соответствующий период для соответствующего муниципального образования Нижегородской области, на территории которого находится данное жилое помещение.
Предельный срок обращения гражданина за компенсацией не более шести месяцев с месяца превышения фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, потребляющими коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, над размерами предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области, возникшего не ранее 1 января 2018 года (пункт 4 Правил).
В силу пункта 7 Правил в целях получения компенсации граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, или законные представители представляют в управление социальной защиты населения по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам; копию документа, удостоверяющего личность гражданина и место его жительства или пребывания; документ об отсутствии (наличии) задолженности по оплате коммунальных услуг, выданный лицами, осуществляющими начисление гражданам платы за жилое помещение и коммунальные услуги, на первое число месяца подачи заявления, копию соглашений по ее погашению (при наличии).
Абзацами 5, 6 пункта 7 Правил предусмотрено, что граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, или законные представители вправе представить в управление социальной защиты населения по месту нахождения жилого помещения копию документа, выданного государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, содержащего информацию о превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения, над размером предельного индекса с указанием суммы компенсации по форме, предусмотренной приложением 3 к настоящим Правилам. Расчет осуществляется в соответствии с Порядком индивидуального расчета размера компенсации гражданам за счет средств областного бюджета при превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, потребляющими коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, над размерами предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области, являющимся приложением 2 к настоящим Правилам.
В случае, если гражданин не представил указанный документ по собственной инициативе, управление социальной защиты населения для его получения направляет в течение 2 рабочих дней с момента получения заявления межведомственный запрос в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Компенсация предоставляется с месяца регистрации заявления и документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил (пункт 14 Правил).
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 11 декабря 2019 года № 124 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области» с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года установлен предельный (максимальные) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Нижегородской области – городской округ город Нижний Новгород 4%.
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 10 декабря 2020 года № 207 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области» с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года установлен предельный (максимальные) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Нижегородской области – городской округ город Нижний Новгород 4%.
04 марта 2022 года ФИО1 обращался в Государственную жилищную инспекцию о предоставлении информации о превышении фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса по жилому помещению по адресу: г. Н.Новгород, [адрес]А, [адрес] (л.д. 101).
01 апреля 2022 года Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области на обращение ФИО1 дан ответ о том, что превышение фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса по жилому помещению по адресу: г. Н.Новгород, [адрес]А, [адрес] отсутствует, с приложением форм индивидуальных расчетов (л.д. 101-105).
Судом первой инстанции дана оценка представленным истцом ФИО1 расчетам в обоснование исковых требований с учетом заявления в порядке статьи 39 ГПК РФ за ноябрь 2021 года, за декабрь 2021 года (л.д. 61, л.д. 61 оборот), а также расчетам Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, с которой соглашается судебная коллегия, также приходя к выводу, что превышения фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги спорного периода начисления платы за коммунальные услуги ФИО1 над размером предельного индекса не установлено.
Так обоснованно учтено, что поскольку ФИО1 обратился с заявлением 06 декабря 2021 года, рассматривался период с июля по декабрь 2021 года, квитанции за данный период направлялись в жилищную инспекцию для расчета (л.д. 108, 109).
В соответствии с пунктом 6 Основ формирования индексов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 400 Объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря).
В пункте 13 раздела II «Порядок расчета, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации» Основ формирования индексов приведены формулы для расчета индекса по субъекту Российской Федерации на первый год долгосрочного периода, который определяется как максимальная величина из величин, рассчитанных как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъекту Российской Федерации в каждом месяце первого года долгосрочного периода к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъекту Российской Федерации в декабре предыдущего календарного года с учетом мер дополнительной социальной поддержки граждан (за исключением объема предоставленных гражданам субсидий и мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктом «в» пункта 5 настоящего документа), предусмотренной в рамках полномочий субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования.
Кроме того, в пунктах 14, 15, 17 раздела II «Порядок расчета, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации» Основ формирования индексов приведены формулы для расчета размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на декабрь предыдущего календарного года, а также размер вносимой гражданами платы за все потребляемые коммунальные услуги на территории муниципального образования на очередной период (месяц) первого года долгосрочного периода.
Применительно к указанным в Основах формирования индексов формулах, Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области представлены индивидуальные расчеты по жилому помещению по адресу: г. Н. Новгород, [адрес]А, [адрес] за июль, август 2021 года, за сентябрь-декабрь 2021 года, согласно утвержденной формы индивидуального расчета (приложение № 3 Указа Губернатора Нижегородской области от 01.02.2018г. № 16), в соответствии с которыми отсутствует превышение фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, над размером предельного (максимального) индекса (л.д. 94-99).
Из представленных Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области расчетов для индивидуального расчета следует, что для расчета правильно принят во внимание базовый период по декабрь 2020 года, перечень коммунальных услуг, их объем и тариф за декабрь 2020 года и за сравниваемый период – июль, август 2021 года (по обращению ФИО1 06 декабря 2021 года), сентябрь-декабрь 2021 года (по обращению ФИО1 в марте 2022 года в ГЖИ), объем фактического потребления не изменился, изменился только тариф (столбец 4 таблиц (л.д. 96, 99, 112)), по произведенным Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области расчетам, алгоритм которых проверен судом апелляционной инстанции, с учетом значений, полученных по предельно допустимым размерам платы за коммунальные услуги в рублях (столбец 10 таблицы (л.д.96, 99, 112), а также значений, полученных по размеру платы за коммунальные услуги по тарифам в рублях (столбец 5 таблицы (л.д. 96, 98, 112), при вычитании указанных значений из общей суммы по столбцу 5 общую сумму по столбцу 10 (столбец 5 – столбец 10) получилось числовое значение со знаком «-» (л.д. 96, 98, 112), что свидетельствует об отсутствии превышения фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, над размером предельного индекса.
Таким образом, согласно произведенного индивидуального расчета ФИО1 за июль, август 2021 года, а также за сентябрь-декабрь 2021 года по жилому помещению, расположенному по адресу: [адрес]А. [адрес], с применением размера предельного (максимального) индекса 4%, превышения фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, над размером предельного индекса не установлено.
Указанные в расчетах Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области показатели доводы истца ФИО1 не подтверждают, при этом расчеты выполнены в соответствии Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», доказательств обратного суду первой и апелляционной инстанции истцом ФИО1 не представлено.
В расчетах ФИО1 получены иные значения, поскольку как указывалось ФИО1 в суде первой инстанции, им учитывались «меры дополнительной поддержки» в сумме 1202 рубля 47 коп., занесенные в столбец 7 таблицы (л.д. 61, л.д. 61 оборот), которые как он полагает, необоснованно перестала осуществлять Домоуправляющая компания (л.д. 121). Однако ввиду не подтверждения по квитанциям за коммунальные платежи осуществления указанных мер поддержки, в расчетах Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области в столбце 7 таблицы (л.д.96, 99, 112) указано значение «0», данные обстоятельства разъяснены представителем Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области в судебном заседании суда первой инстанции при пояснении произведенных Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области расчетов, а также в опровержении произведенных ФИО1 расчетов (л.д. 121).
Кроме того, относительно расчетов ФИО1 в обоснование исковых требований с учетом заявления в порядке статьи 39 ГПК РФ, произведенных по компенсации за декабрь 2019 года, за декабрь 2020 года (л.д. 60, л.д. 60 оборот), судебная коллегия отмечает, что ФИО1 пропущен срок обращения за компенсацией за декабрь 2019 года, за декабрь 2020 года, поскольку в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления гражданам компенсации за счет средств областного бюджета, утвержденных Указом Губернатора Нижегородской области от 01 февраля 2018 года № 16, предельный срок обращения гражданина за компенсацией составляет не более шести месяцев с месяца превышения фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги, ФИО1 обращался за компенсацией по истечению указанного срока, а именно 06 декабря 2021 года (л.д. 58), в обращении от 18 ноября 2020 года просил выплатить компенсацию за период с июня 2020 года по октябрь 2020 года (л.д. 8 оборот).
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, принимая во внимание, что компенсация платы граждан за коммунальные услуги производится, если плата граждан за коммунальные услуги в базовом периоде (декабрь предыдущего года), рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, в данном случае превышение фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса по жилому помещению по адресу: г. Н.Новгород, [адрес]А, [адрес] отсутствует, что подтверждено расчетами Государственной жилищной инспекции Нижегородской области, являющейся в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления гражданам компенсации за счет средств областного бюджета, утвержденных Указом Губернатора Нижегородской области от 01 февраля 2018 года № 16, уполномоченным органом по контролю начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении обязанности назначить компенсацию по ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации при превышении фактического размера вносимой платы за коммунальные услуги над размером предельного индекса с ноября 2020 года, с декабря 2021 года не имеется.
Оснований для иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную субъективную оценку истцом доказательств, представленных сторонами, повторяют доводы истца в обоснование заявленных им требований, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции исследованы все значимые по делу обстоятельства, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приокского районного суда г.Н.Новгорода от 24 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу КАВ - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи