89MS0019-01-2021-005166-50
1 инст. № 2-361/2022
Судья Лисиенков К.В.
Апелл.дело № 33-1565/2022
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июня 2022 года г.Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Долматова М.В.,
судей коллегии Шошиной А.Н., Рощупкиной И.А.,
при секретаре: Пановой Я.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2022 года по иску некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени и по встречному иску ФИО1 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» о возложении обязанности заключить договор, оплате взносов на капитальный ремонт исключительно по представленным платежным документам, даче ответа по капитальному ремонты крыши, произведенного истцом самостоятельно для зачета взносов по капитальному ремонту, соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, взыскании неустойки, отмене взыскания пени, которым постановлено:
Исковые требования некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» к ФИО1 взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени, удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.09.2020 по 31.03.2021 в сумме 13 810 рублей 65 копеек, пени за период с 01.01.2016 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 31.03.2021 в сумме 5 605 рублей 62 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 776 рублей 65 копеек.
В удовлетворении требований встречного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Долматова М.В., пояснение ответчика и его представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» обратились в суд с иском к ФИО1 взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, мотивировав требования тем, что ФИО1 является собственником нежилых помещений №, №, №- №, общей площадью 187,9 кв.м., расположенных по адресу: и обязана уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт. Уплата взносов ответчиком за период с 01.09.2020 г. по 31.03.2021 г. не осуществлялась и задолженность за данный период времени составляет 13 810, 65 рублей, которую просили взыскать. Также просили взыскать с ФИО1 пени за период с 01.01.2016 г. по 05.04.2020 г. и с 01.01.2021 г. по 31.03.2021 г. в сумме 20 099, 62 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 217, 31 рублей.
ФИО1 обратилась со встречным иском к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» о возложении обязанности заключить договор, оплате взносов на капитальный ремонт исключительно по представленным платежным документам, даче ответа по капитальному ремонты крыши, произведенного ей самостоятельно для зачета взносов по капитальному ремонту, соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, взыскании неустойки в сумме 10 000 рублей, отмене взыскания пени. Ссылалась на то, что в соответствии с положениями ст.181 Жилищного кодекса РФ между сторонами должен быть заключен договор и на его основании она может быть извещена о взносах на капитальный ремонт Фонду, а Фонд должен направить платежки на капитальный ремонт истцу, что Фондом сделано не было. Просила о применении судом срока исковой давности по заявленным требованиям. Указала, что совместно с управляющей организацией производился ремонт крыши, а потому указанные затраты должны быть зачтены в соответствии с положениями п.5,7 ст.181 ЖК РФ, однако Фонд не смотря на неоднократные обращения по данному поводу не отвечает. Истец не получала от Фонда акты сверок, претензии, хотя предусмотрен обязательный претензионный порядок.
В суде первой инстанции представитель НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» в судебное заседание не явился, извещены.
ФИО1 и её представитель ФИО2 указали, что согласны оплачивать взносы на капитальному ремонту, частично оплатили свою задолженность, взысканную по предыдущему решению суда, в остальной части иска возражали против удовлетворения. Просили удовлетворить встречные требования.
Судом вынесено решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда. Приводит доводы о том, что платежи взносов на капитальный ремонт должны оплачиваться на основании платежных документов на бумажном носителе, которые должны быть получены по адресу нахождения помещений. Указывает, что суд не истребовал у Фонда документальное подтверждение доставки платежных документов, чем нарушил принцип состязательности сторон. Ссылается на то, что судом неверно произведен расчет взысканных пени. Считает, что судом при вынесении решения не учтено, что её семья состоит из двух пенсионеров, один из которых является инвалидом 2 категории, что являлось уважительностью причин невнесения платежей.
В суде апелляционной инстанции ответчик и её представитель настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что не получали извещения об оплате взносов в фонд капитального строительства.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав ответчика и её представителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 является собственником нежилых помещений №, №, №-№, общей площадью 187,9 кв.м., расположенных по адресу: .
В соответствии с положениями ст. 3 Закона ЯНАО от 28.03.2014 N ll-ЗАО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - минимальный размер взноса) устанавливается постановлением Правительства автономного округа в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 4.1. ст.З Закона ЯНАО от 28.03.2014 N ll-ЗАО в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора автономного округа собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный рёмонт ежемесячно до последнего числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 3 Закона ЯНАО от 28.03.2014 N 11-ЗАО, собственники нежилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), представляемых лицами, уполномоченными в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые вправе представить платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, однократно в течение первого расчетного периода этого года. Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме, фонд капитального ремонта которого формируется на счете, счетах регионального оператора автономного округа, вправе оплатить такой платежный документ единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором он представлен, либо ежемесячно равными долями до последнего числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Минимальный размер взноса определяется в рублях на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения. Постановлением правительства ЯНАО от 20.03.2014 года №203- П определен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, который составляет 10,50 рублей за 1 кв.м, общей площади жилых и нежилых помещений.
Многоквартирный дом № по , в котором расположены нежилые помещения №№, №, №-№, принадлежащие ФИО1, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирным домах, расположенных на территории ЯНАО (утв. Постановлением Правительства ЯНАО от 29.12.2014г. №1136-П) и входит в перечень многоквартирных домов, в отношении которых определен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (Постановление Администрации МО г. Салехарда от 18.08.2015 года №366).
НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» является региональным оператором и специализированной организацией, обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в ЯНАО.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
То есть, в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П).
На территории г. Салехарда платежных агентом является АО «ЕРИЦ ЯНАО».
Вместе с тем обязанность по оплате указанных взносов ФИО1 надлежащим образом не исполнялась.
Так, судом установлено, что у ФИО1 имеется задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт по принадлежащим ей помещениям за период с 01.09.2020 г. по 31.03.2021 г. в сумме 13 810 рублей 65 копеек. При этом, ФИО1 указанное не отрицала.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе», поскольку обязанность ФИО1 уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме подтверждена фактическими обстоятельствами дела.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.
При этом, доводы ФИО1 относительно отказа в удовлетворении встречного иска подлежат отклонению.
Требования ФИО1 в части заключения между сторонами договора об оплате взносов на капитальный ремонт являются необоснованными, поскольку требования ст.181 ЖК РФ не предусматривают обязательное заключение договора.
Вопреки позиции ФИО1 и в силу требований Закона ЯНАО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ЯНАО" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Доводы ФИО1 об отсутствии у неё возможности выхода в сеть Интернет и как следствие отсутствие возможности ознакомления с информацией по уплате взносов на капитальный ремонт, подлежат отклонению как необоснованные, поскольку соответствующая обязанность по оплате возникла в силу закона, получившего официальное опубликование.
Кроме того, ответчик в случае невозможности получения информации на официальном сайте не лишена возможности направить в Фонд письменное обращение по всем вопросам, связанным с оплатой.
Оценивая требования ФИО1 о том, что Фонд не обращался к ней в целях досудебного урегулирования спора, суд первой инстанции правомерно признал их несостоятельными с указанием на то, что законодательством Российской Федерации не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров по данной категории дел.
Также в обоснование встречного иска и доводов жалобы ФИО1 ссылается на то, что она за свой счет произвела капитальный ремонт крыши.
Согласно ч. 5 ст. 181 Жилищного кодекса РФ, в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь подлежащими применению нормами материального права, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, ввиду отсутствия доказательств того, что ФИО1 не представлено доказательств обращения в Фонд с соответствующими документами для зачёта потраченных ей средств на ремонт, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Кроме того, не имеется сведений, что произведенный за счет ФИО3 ремонт является капитальным, а не текущим.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Из анализа данных норм права следует, что защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов должна осуществляться путем применения надлежащих способов защиты. То есть заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и избрать только тот способ защиты права, который приведет к восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права, характеру нарушения и подлежит применению в случаях, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего его применения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что наличие оснований для осуществления зачета стоимости устанавливаются решением регионального оператора об осуществлении зачета, которое по настоящему спору не принималось. Судебное решение по своему существу не может подменять собой решение соответствующего уполномоченного органа.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, требования ФИО1 в части взыскания неустойки не подлежат удовлетворению, поскольку указанное не предусмотрено действующим законодательством.
Однако судебная коллегия не соглашается с выводами суда в части взыскания с ФИО1 пени за период с 01.01.2016 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 31.03.2021 в сумме 5 605 рублей 62 копейки.
Так, в обосновании доводов доставки платежных документов Фонд предоставил реестр отправлений и документ, подтверждающий передачу платежных документов от Фонда ИП ФИО4, при этом не отслеживается дальнейшая судьба названных платежных документов, после их передачи ИП ФИО4.
Тогда как, ФИО1, предоставлен акт, в том числе от арендаторов, о том, что платежные документы на уплату взносов не поступали, и лицам, занимающих нежилые помещения не передавались. Кроме того, ФИО1 в суде пояснила, что почтовых ящиков на нежилых помещений нет, они расположены в административно - торговом здании, в связи с чем, платежные документы могут передаваться только лицам, находящимся в них.
Таким образом, Фондом не доказано, что платежные документы на уплату взносов вручались ФИО1
Согласно ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В соответствии с п.9 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в том числе представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос.
Таким образом, истец обязан направлять платежные документы для оплаты взносов на капитальный ремонт либо по месту нахождения помещения, либо на адрес электронной почты собственника этого помещения.
Как указывалось выше, в материалах дела отсутствуют доказательства направления платежных документов ответчику, как по месту нахождения помещений, так и на адрес электронной почты.
В связи с чем, ответчик был лишен возможности оплачивать своевременно вносы на капитальный ремонт, поскольку отсутствовали платежные документы, и неустойка на сумму задолженности не может быть начислена и взыскана.
При таких обстоятельствах, решение в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований о взыскании неустойки за несвоевременную оплату взносов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда ЯНАО
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 марта 2022 года отменить в части и вынести в этой части новое решение.
В удовлетворении требований в части взыскания с ФИО1 пеней за несвоевременную оплату взносов за капитальный ремонт, - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой Кассационный Суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/