Докладчик Шумилов А.А. Апелляционное дело № 33-3659/2021
Судья Кондакова Т.Г. Дело № 2-362/2021
УИД 21RS0022-01-2020-004077-15
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 августа 2021 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Шумилова А.А.,
судей Димитриевой Л.В., Нестеровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Степанидиной Татьяны Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью «Ритейл» о защите прав потребителя, поступившее по апелляционной жалобе истца Степанидиной Т.И. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 3 июня 2021 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Степанидина Т.Н. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ритейл» (далее - ООО «Ритейл») и с учетом уточненных требований просила расторгнуть договор купли-продажи от 09.09.2020 № РИ0Т-1500, обязать ответчика возвратить уплаченную денежную сумму за товар в размере 11 514,22 руб., взыскать с ответчика неустойку в размере 50410,50 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, в размере 35962,36 руб., обязать ответчика собственными силами и за свой счет осуществить возврат товара.
Исковые требования мотивированы тем, что 09.09.2020 между Степанидиной Т.И. и ООО «Ритейл» заключен договор № РИ0Т-1500 на покупку керамогранита Шарм Эво Империале нат/рет 60x120 (2) в количестве 37 штук и плитки Kerama Marazzi Буонарроти серый темный обрезной 60x60x11/SG642900R в количестве 14 штук исключительно для личных, семейных, домашних нужд.
Стоимость товара была оплачена истцом, что подтверждается чеками от 09.09.2020 на сумму 21 000 руб., от 21.09.2020 на сумму 2 000 руб. и 42508,99 руб.
Примерно в 10 часов 24.09.2020 водитель продавца привез указанный в договоре товар, разгрузил товар возле подъезда и, мотивировав тем, что еще много заказов, заставил подписаться в расходной накладной от 24.09.2020 № РИОТ-010864 и уехал, не предоставив возможности рассмотреть и принять товар. При осмотре товара в квартире были обнаружены следующие недостатки: сколы на керамограните размерами 60x120 (на 6 плитках), сколы на 1 плитке размерами 60x60.
25.09.2020 Степанидина Т.И. написала претензию в адрес продавца о замене товара со сколами.
В этот же день ее супруг Степанидин Г.А. обнаружил, что керамогранит имеет 3 разных тона, которые были указаны на упаковке (АН6 - 20 штук, AD7 - 14 штук, АЕ4 - 2 штуки).
26.09.2020 Степанидина Т.И. написала вторую претензию о возврате ей денежных средств, уплаченных за товар.
30.09.2020 истцом была направлена третья претензия, в которой было указано на нарушение продавцом сроков поставки товара. Согласно пункту 1.6 договора срок поставки товара составляет 14 дней, соответственно поставка должна была осуществиться до 23.09.2020, а фактически товар доставлен 24.09.2020, нарушение срока поставки составляет 1 день.
Письмом от 06.10.2020 № 83 на претензии истца от 25.09.2020, 26.09.2020 и 30.09.2020 ответчик просил подойти для возврата денежных средств, уплаченных за товар, и возвратить приобретенный товар.
19.10.2020 Степанидина Т.И. обратилась к специалисту по работе с претензиями продавца, после чего был оформлен документ от 20.10.2020 «Возврат от клиента № РИ0Т-000737», который она подписала. Специалист ответчика сказал, что Степанидина Т.И. должна привезти и сдать товар, на что последняя ответила отказом. Затем он предложил отправить автомобиль для доставки товара без грузчиков, с данным предложением она также не согласилась.
24.10.2020 Степанидина Т.И. направила в адрес продавца досудебную претензию с предложением в течение 15 дней с даты ее получения произвести возврат денежной суммы, уплаченной по договору, оплатить неустойку в размере 9 171,25 руб., образовавшуюся вследствие нарушения продавцом статей 21 и 22 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).
Письмом от 06.11.2020 № 87 ответчик сообщил, что готов вернуть денежные средства, уплаченные за товар надлежащего качества с разнотоном, при условии доставки товара, расходы с погрузкой и доставкой продавец обещал компенсировать.
На данное письмо Степанидина Т.И. направила ответ от 19.11.2020, в котором указала, что продавцом был продан некачественный товар, имеющий разнотон, многочисленные сколы, а также что готова возвратить товар по месту его нахождения.
04.12.2020 ответчик вывез товар: керамогранит Шарм Эво Империале нат/рет 60x120 (2) в количестве 30 штук и плитка Kerama Marazzi Буонарроти серый темный обрезной 60x60x11/SG642900R в количестве 13 штук. При этом составлен акт возврата поставщику от 04.12.2020, от подписи в котором она отказалась, поскольку керамогранит и плитка были вывезены не в полном объеме. У Степанидиной Т.И. остались часть товара (со сколами) на сумму 11 514,22 руб.
Поскольку продавцом нарушен срок поставки товара (поставка должна быть выполнена 23.09.2020, однако выполнена 24.09.2020), с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка на основании пункта 3 статьи 23.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в размере 327,54 руб. (65 508,99 руб. * 0,5% * 1 день).
На основании пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 21 Закона о защите прав потребителей за период с 01.10.2020 (по истечении семи дней с момента направления первой претензии от 25.09.2020 о замене товара) по 04.12.2020 (до дня вывоза части товара и возврата денежных средств в размере 53994,77 руб.) подлежит взысканию неустойка в размере 35 096,60 руб. (53 994,77 руб. * 1 % * 65 дней).
Поскольку оставшаяся часть товара на сумму 11514,22 руб. вывезена не была, за период с 01.10.2020 по 10.02.2021 подлежит взысканию неустойка в сумме 13 313,90 руб. (11 514,22 руб. * 1 % * 133 дня).
Незаконными действиями ответчика истцу был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных и физических страданиях, который истец оценивает в размере 10 000 руб.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 35962,36 руб. (11514,22 руб. + 50 410,50 руб. + 10 000 руб. * 50 %).
В судебном заседании истец Степанидина Т.И., ее представитель Егоров А.И. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнения. При этом они пояснили, что требование о взыскании неустойки в размере 327,54 руб. они не поддерживают.
Представитель ответчика ООО «Ритейл» Ванюшина О.В. иск не признала, указав, что покупателем товар был принят без замечаний. На претензии истца от 26.09.2020 и 30.09.2020 ответчик письмом от 06.10.2020 сообщил, что согласен принять товар надлежащего качества с разнотоном, для чего необходимо возвратить товар в строительный центр. В штате ответчика отсутствуют водители и грузчики, в связи с чем они просили доставить товар своими силами с последующим возмещением транспортных услуг. Истцом данное предложение не было выполнено. На досудебную претензию, поступившую 24.10.2020, ответчиком был дан ответ 06.11.2020. 04.12.2020 ответчик вывез товар надлежащего качества, о чем был составлен акт. 04.12.2020 истцу были возвращены денежные средства в размере 53994,77 руб. По мнению ответчика, поставка товара была осуществлена без нарушения сроков, срок возврата денежных средств также нарушен не был. Также она пояснила, что все плитки, поставляемые ответчику, проходят тщательный осмотр перед продажей и доставкой покупателю, что исключает возможность образования сколов до передачи товара потребителю.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Степанидин Г.А. иск Степанидиной Т.П. поддержал и указал, что 24.09.2020 принял товар возле подъезда у водителя по согласованию с супругой, которая осталась в квартире. При приемке товара он подписал расходную накладную без фактического осмотра товара. Возможности осмотреть товар у подъезда не было, и коробки с товаром были аккуратно занесены в квартиру.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО «ТПК «Инкомцентр», ООО «КЕРАМА - Золотое кольцо». ООО «Петра Люкс», ООО «КЕРАМА МАРАЦЦИ», АО «Керамогранитный завод», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - АО «Керамогранитный завод» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве генеральный директор третьего лица Андреа Риви указал, что перед упаковкой в коробки каждая плитка проходит тщательный осмотр, что исключает попадание в коробку плит со сколами и иными дефектами, углы керамогранита закрыты картоном и опечатаны пленкой, что обеспечивает сохранность товара при транспортировке.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 3 июня 2021 года постановлено в удовлетворении иска Степанидиной Т.И. отказать.
Указанное решение суда обжаловано истцом на предмет отмены по основаниям незаконности. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что при оформлении заказа на приобретение товара до нее не была доведена полная и достоверная информация о возможных расхождениях как по цвету, так и по сочетанию тона основной плитки и декора. В связи с этим оставшийся невывезенным керамогранит имеет недостатки. Риск случайной гибели или случайного повреждения приобретенного товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Однако истцом приёмка товара не осуществлена, так как она не расписывалась в акте приема-передачи, и не давала согласия супругу на подписание акта приемки товара, поэтому не может отвечать за образовавшиеся сколы.
Выслушав истца ФИО1, ее представителя ФИО2, третье лицо ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФИО4, полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права, определил юридически значимые обстоятельства, распределил между сторонами бремя доказывания и постановил решение, отвечающее требованиям законности и обоснованности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
На основании пункта 1 статьи 469 ГК РФ, статьи 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору купли-продажи.
Пунктом 1 статьи 503 ГК РФ предусмотрено, что покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара.
В соответствии с пунктом 4 статьи 503 ГК РФ вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Согласно абзацу 8 преамбулы Закона о защите прав потребителей недостатком товара (работы, услуги) является несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула): потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Как видно из материалов дела, 09.09.2020 ФИО1 приобрела в строительном центре «Инком» керамогранит Шарм Эво Империале нат/рет 60x120 (2) в количестве 37 штук и плитку Kerama Marazzi Буонарроти серый темный обрезной 60x60x11/SG642900R в количестве 14 штук на сумму 69 646,70 руб., что подтверждается договором от 09.09.2020 № РИ0Т-1500, заключенным между ФИО1 и ООО «Ритейл».
На приобретенный истцом товар продавцом гарантия качества не предоставлена.
Стоимость товара была оплачена истицей, что подтверждается чеками от 09.09.2020 на сумму 21 000 руб., от 21.09.2020 на сумму 2 000 руб. и 42508,99 руб.
21.09.2020 между сторонами подписан заказ на доставку и получение товара по № РИ0Т-012637, в соответствии с которым стороны пришли к соглашению о сроке и месте автодоставки - 24.09.2020 примерно в 10 часов по адресу: г. Новочебоксарск, ул. ..., д. 99, подъезд 1.
24.09.2020 доставка товара ответчиком была осуществлена, о чем составлена расходная накладная от 24.09.2020 № РИОТ-010864, в которой ФИО3 поставлена подпись рядом с отметкой: «Товар получил, претензий по качеству и количеству не имею» (том 1, л.д. 116).
25.09.2020 ФИО1 в адрес ответчика направила претензию о замене вышеуказанного товара со сколами.
26.09.2020 она направила ответчику претензию о возврате товара и денежных средств, уплаченных за товар по тем основаниям, что при осмотре керамогранита было обнаружено, что керамогранит имеет 3 разных тона, которые были указаны на упаковке (АН6 - 20 штук, AD7 - 14 штук, АЕ4 - 2 штуки),
30.09.2020 истцом ФИО1 в адрес ответчика была направлена претензия, в которой она указала, помимо вышеназванных недостатков товара (сколы и разнотон), на нарушение продавцом сроков поставки товара на один день и просила расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную сумму в размере 65508,99 руб.
Письмом от 06.10.2020 № 83 на претензии ФИО1 от 25.09.2020, 26.09.2020 и 30.09.2020 ответчик сообщил, что разнотон плитки не является дефектом товара и что продавец готов вернуть денежные средства, уплаченные за товар надлежащего качества с разнотоном при условии доставки товара, расходы с погрузкой и доставкой продавец обещал компенсировать.
20.10.2020 ФИО1 был подписан возврат от клиента № РИ0Т-000737.
24.10.2020 ФИО1 направила в адрес продавца досудебную претензию с предложением в течение 15 дней с даты ее получения произвести возврат денежной суммы, уплаченной по договору, оплатить неустойку в размере 9171,25 руб., образовавшуюся вследствие нарушения продавцом статей 21 и 22 Закона о защите прав потребителей.
Письмом от 06.11.2020 № 87 на претензию ФИО1 от 24.10.2020 ответчик сообщил, что готов вернуть денежные средства, уплаченные за товар надлежащего качества с разнотоном, при условии доставки товара, расходы с погрузкой и доставкой продавец обещал компенсировать (том 1, л.д. 16).
На письмо от 06.11.2020 № 87 ФИО1 направила ответ от 19.11.2020, в котором указала, что продавцом был продан некачественный товар, имеющий 3 оттенка, многочисленные сколы, а также что она готова возвратить товар по месту его нахождения. Кроме того, в данном письме ФИО1 предложила ответчику оплатить неустойку в размере 9171,25 руб. и произвести возврат уплаченных по договору денежных средств.
На претензию ФИО1 от 19.11.2020 ответчик письмом от 04.12.2020 № 100 сообщил, что повторно к письмам от 06.10.2020, 06.11.2020 подтверждает намерение вернуть денежные средства, уплаченные за товар надлежащего качества, в связи с указанной истцом причиной возврата - разнотон, а также что данный товар по предварительной договоренности с истцом будет вывезен 04.12.2020.
04.12.2020 ответчиком произведен вывоз товара, о чем составлен акт возврата поставщику от 04.12.2020 (том 1, л.д. 19). В данном акте указано, что произведен возврат товара: керамогранита Шарм Эво Империале нат/рет 60x120 (2) в количестве 30 штук (причина - разнотон) и плитки Kerama Marazzi Буонарроти серый темный обрезной 60x60x11/SG642900R в количестве 13 штук (причина - отказ от товара надлежащего качества). От подписи в акте ФИО1 отказалась. О возврате данного товара 04.12.2020 между сторонами составлен документ «возврат от клиента № РИ0Т- 000913» (том 1, л.д. 117).
В этот же день, то есть 04.12.2020 ответчик выплатил ФИО1 денежные средства в размере 53 994,77 руб. (том 1, л.д. 84).
Разрешая спор, суд оценил все доводы истца о том, что ответчик нарушил срок поставки товара, срок вывоза плиток с разнотоном и возврата уплаченных за них денежных средств, а также необоснованно не принял у истца товар со сколами на сумму 11514,22 руб. и не возвратил данные денежные средства. Указанные доводы суд первой инстанции правомерно посчитал несостоятельными и не основанными на обстоятельствах дела и нормах права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Согласно статьи 23.1 Закона о защите прав потребителей договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предвари-тельно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.
Пунктом 1.6 договора от 09.09.2020 № РИ0Т-1500 стороны установили срок поставки товара на склад исполнителя - 14 дней (том 1, л.д. 8).
Срок доставки товара исполнителем непосредственно заказчику согласован сторонами в заказе на доставку и получение товара по № РИОТ-012637 от 21.09.2020 после оплаты истцом стоимости товара - 24.09.2020 примерно в 10 часов по адресу: г. Новочебоксарск, ул. ..., д. ..., подъезд ... (том 1, л.д. 9).
24.09.2020 товар был доставлен истцу.
В силу этого суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком просрочка установленного договором срока передачи товара не допущена, а потому нет оснований для взыскания неустойки за один день просрочки поставки товара в размере 327,54 руб. (65 508,99 руб. * 0,5% * 1 день).
Ссылки истца на то, что ответчиком нарушен четырнадцатидневный срок поставки товара потребителю, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку такой срок предусмотрен договором для поставки товара на склад продавца, а не для поставки товара потребителю. А срок поставки товара потребителю установлен самими сторонами в заказе на доставку и получение товара от 21.09.2020 и этот срок продавцом соблюден.
При этом следует также отметить, что хотя от иска о взыскании данной неустойки истец письменно не отказался, данное требование он в суде не поддержал.
Далее, при разрешении спора потребителя с продавцом относительно требований о возврате стоимости непринятых продавцом поврежденных единиц товара в сумме 11514,22 руб., суд первой инстанции верно исходил из положений закона о распределении риска случайного повреждения имущества.
В силу пункта 1 статьи 459 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Согласно пункту 1 статьи 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Согласно ст. 419 ГК РФ в случае, когда договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющихся покупателями (п. 1).
Договор розничной купли-продажи считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства (п. 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 513 ГК РФ принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
В пунктах 2.4, 2.5 заключенного 09.09.2020 между сторонами договора № РИ0Т-1500 предусмотрено, что проверка качества, количества и ассортимента товара и его соответствие образцу производится заказчиком при получении товара. Право собственности на товар и риск случайной гибели, повреждения товаров переходит от исполнителя к заказчику в момент передачи товара; принятие заказчиком товара является подтверждением того, что заказчик не имеет претензий к качеству и комплектности товара (том 1, л.д. 8).
В расходной накладной от 24.09.2020 № РИОТ-010864 отмечено, что ФИО3 товар получил, претензий по качеству и количеству не имеет, о чем свидетельствует его подпись (том 1, л.д. 116). Указаний в данном документе на наличие каких-либо недостатков не имеется.
Как следует из пояснений ФИО1 и ФИО3. последний принял товар на основании устной договоренности с супругой.
В суде апелляционной инстанции они также подтвердили, что ФИО3 отправился для приемки товара к подъезду с согласия супруги ФИО1, а сама она осталась в квартире.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 499 ГК РФ, суд первой инстанции верно исходил из того, что ФИО3 был уполномочен самим заказчиком на приемку товара.
Таким образом, несмотря на то, что доставка товара осуществлялась только до подъезда дома в осенний период, ФИО1 в соответствии с положениями статьи 513 ГК РФ и условиями договора должна была осмотреть товар при его приемке, а при выявлении каких-либо недостатков в нем, незамедлительно уведомить об этом продавца, в том числе указать о выявленных недостатках в расходной накладной. Данные обязательства заказчика предусмотрены как законом, так и договором.
При приемке товара при той степени заботливости и осмотрительности, какие требуются от любого участника гражданских правоотношений, истец мог своевременно определить, соответствует ли поставленный товар тому, что был выбран им и находился на витрине ответчика, определить наличие у поставленного керамогранита и плитки дефектов в виде сколов, которые являются видимыми при визуальном осмотре, и об этом уведомить продавца незамедлительно.
Вместе с тем ФИО1 не проявила должной осмотрительности при приемке товара, в расходной накладной указано на отсутствие претензий по качеству и количеству товара, соответственно, она лишила себя возможности ссылаться на возникновение обнаруженных недостатков до его передачи покупателю, поскольку недостатки носят характер открытых внешних механических повреждений, являются не производственными, а приобретенными.
В связи с этим риск случайных повреждений, которые могли возникнуть в процессе переноски товара в квартиру истца, переходит от потребителя к заказчику, а потому суд верно исходило из того, что товар был доставлен в том качестве, который исключал наличие сколов до передачи товара потребителю.
При изложенных обстоятельствах суд правильно указал, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований о расторжении договора купли-продажи и возложении на ответчика обязанности возвратить уплаченную денежную сумму за товар в размере 11514,22 руб., а потому не подлежат удовлетворению и производные от основного исковые требования о взыскании стоимости неустойки, компенсации морального вреда и штрафа за невыполнение продавцом этих требований потребителя.
Также несостоятельными суд признал требования истца, основанные на наличии разнотона в поставленных товарах.
Согласно абзацу 8 преамбулы Закона о защите прав потребителей недостатком товара (работы, услуги) является несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Статьей 502 ГК РФ, пунктами 1, 2 статьи 25 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ (пункт 1).
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара (пункт 2).
Как следует из материалов дела, весь товар истцом принят без замечаний, тон, название товара имелись на его упаковке. Таким образом, необходимая информация о товаре истцу была представлена.
Разрешая спор по существу и отказывая истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно указал, что применительно к положениям абзаца 8 преамбулы и статьи 25 Закона о защите прав потребителей, статей 474, 475, 502-503 ГК РФ, такая особенность товара как различный тон плитки, не свидетельствует о ненадлежащем качестве товара, поскольку имеет внешний очевидный характер, не является скрытым и могла быть выявлена покупателем при приобретении товара либо в процессе укладки плитки.
В таких условиях потребитель вправе поменять товар, а при определенных обстоятельствах – потребовать возврата суммы, но срок для возврата стоимости такого товара исчисляется с момента возврата товара. При этом возврат товара в этом случае производится самим потребителем и за его счет.
Судом установлено, что 26.09.2020 ФИО1 направила ответчику претензию о возврате товара и денежных средств, уплаченных за товар по мотивам разнотона.
Письмом от 06.10.2020 № 83 ответчик сообщил, что разнотон плитки не является дефектом товара и что продавец готов вернуть денежные средства, уплаченные за товар надлежащего качества с разнотоном, при условии доставки товара, расходы с погрузкой и доставкой продавец обещал компенсировать.
20.10.2020 ФИО1 был подписан возврат от клиента № РИ0Т-000737.
Письмом от 06.11.2020 № 87 ответчик дополнительно сообщил, что готов вернуть денежные средства, уплаченные за товар надлежащего качества с разнотоном, при условии доставки товара, расходы с погрузкой и доставкой продавец обещал компенсировать (том 1, л.д. 16).
На письмо от 06.11.2020 № 87 ФИО1 направила ответ от 19.11.2020, в котором указала, что продавцом был продан некачественный товар, имеющий 3 оттенка, многочисленные сколы, а также что она готова возвратить товар по месту его нахождения.
На претензию ФИО1 от 19.11.2020 ответчик письмом от 04.12.2020 № 100 сообщил, что повторно подтверждает намерение вернуть денежные средства, уплаченные за товар надлежащего качества, в связи с указанной истцом причиной возврата - разнотон, а также что данный товар по предварительной договоренности с истцом будет вывезен 04.12.2020.
04.12.2020 ответчиком произведен вывоз товара, о чем составлен акт возврата поставщику от 04.12.2020 (том 1, л.д. 19). В данном акте указано, что произведен возврат товара: керамогранита Шарм Эво Империале нат/рет 60x120 (2) в количестве 30 штук (причина - разнотон) и плитки Kerama Marazzi Буонарроти серый темный обрезной 60x60x11/SG642900R в количестве 13 штук (причина - отказ от товара надлежащего качества). От подписи в акте ФИО1 отказалась. О возврате данного товара 04.12.2020 между сторонами составлен документ «возврат от клиента № РИ0Т- 000913» (том 1, л.д. 117).
В этот же день, то есть 04.12.2020 ответчик выплатил ФИО1 денежные средства в размере 53 994,77 руб. (том 1, л.д. 84).
Таким образом, сроки возврата денежных средств за товар надлежащего качества, не подошедший потребителю по тональности цвета, продавцом не нарушены, что исключает возможность применения к нему мер гражданско-правовой ответственности в виде уплаты неустойки, штрафа и компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права и неверной оценке судом доказательств по делу отмену решения суда не влекут и являются несостоятельными по причинам, изложенным в мотивировочной части настоящего определения.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и разъяснений вышестоящих судов к возникшим правоотношениям, а также на верной оценке обстоятельств дела. Нормы процессуального права при вынесении решения не допущены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 3 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий А.А. Шумилов
Судьи Л.В. Димитриева Л.В. Нестерова
Мотивированное определение составлено 01 сентября 2021 года.
Определение03.09.2021