ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3634/19 от 11.03.2020 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Шулуу Л.К. Дело №2-3634/2019(№ 33-216/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 11 марта 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кочергиной Е.Ю.,

судей Дулуша В.В., Ойдуп У.М.,

при секретаре Доржан Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1к Мэрии г. Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании поставить земельный участок на кадастровый учёт и предоставить право выкупа земельного участка по апелляционной жалобе представителя ответчика Мэрии г.Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 октября 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Мэрии г. Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании поставить земельный участок на кадастровый учёт и предоставить право выкупа земельного участка, указывая в обоснование, что она является владельцем объекта недвижимости, находящегося по адресу: **, приобретённого ею у ЗАО «**» 21 декабря 2006 года. Право собственности нежилого помещения подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 16 марта 2007 года. На момент приобретения объект недвижимости находился на земельном участке площадью 4895 кв.м. с кадастровым номером **, который по долгосрочному договору аренды с Мэрией г.Кызыла № ** от 15 апреля 2004 года сроком до 11 августа 2028 года использовался прежним владельцем объекта недвижимости ЗАО «**». Мэрией г.Кызыла 29 мая 2019 года отказано в удовлетворении ее заявления от 21 января 2019 года о предоставлении ей права выкупа земельного участка в связи с тем, что земельный участок снят с кадастрового учёта. Считает данный отказ незаконным. Просит обязать Мэрию г.Кызыла, Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в месячный срок после вступления решения суда в законную силу поставить земельный участок площадью 4 895 кв.м., по адресу: ** на кадастровый учёт и предоставить ей право его выкупа.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 октября 2019 года исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично. На Мэрию г.Кызыла и Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла возложена обязанность поставить земельный участок, расположенный по адресу: ** на кадастровый учёт в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Мэрии г.Кызыла предоставить ФИО1 право выкупа, путём заключения договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: **. В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Мэрии г.Кызыла - ФИО2, выражая несогласие с решением суда, указывает, что судом при принятии решения о возложении обязанности на ответчика предоставить истцу право выкупа земельного участка, расположенного по адресу: **, не учтены положения ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой, по ее мнению, истцом не соблюдена процедура приобретения земельного участка. Судом первой инстанции не принято во внимание и не дана оценка вступившему в законную силу решению суда по делу №2-2565/17, согласно которому на Министерство земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла возложена обязанность заключить договор аренды с ФИО1 на данный земельный участок. Ссылаясь на постановление Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 года №591 «Об утверждении Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры», обращает внимание на то, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, согласно указанному Положению обладает полномочиями распоряжаться, проверять и осматривать земельные участки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена. В этой связи Мэрия г.Кызыла не обладает правом заключения договоров купли-продажи земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена, то есть является ненадлежащим ответчиком. Просит отменить решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления.

Истец ФИО1, представитель ответчика Мэрии г.Кызыла в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители ответчиков Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла - ФИО3, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва – ФИО4 в заседании суда апелляционной инстанции поддержали апелляционную жалобу, просили решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска.

Представители истца ФИО1 - ФИО5, ФИО6 в заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения

Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, до 01 марта 2015 года регулировались статьей 36 ЗК РФ, в настоящее время - статьей 39.20 ЗК РФ. Данными нормами закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Для реализации права на получение земельного участка в собственность, аренду в соответствии с пунктом 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно пунктам 11, 13, 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 13) также разъяснено, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10 августа 2006 года, ФИО1 на праве собственности принадлежат нежилые помещения (литер **) общей площадью 469,9 кв.м., расположенные на первом этаже нежилого здания, нежилые помещения (литер А) общей площадью 127,6 кв.м., расположенные на втором этаже нежилого здания, нежилое помещение магазина (литер **), расположенные по адресу: **, литер **, пом. № **, Лит. **, пом. №** первого этажа; Лит. ** пом. № ** второго этажа; Лит. ** пом. № ** первого этажа, на основании договора купли-продажи от 26 июля 2006 года.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 16 марта 2007 года следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежат нежилые помещения общей площадью 722,60 кв.м., 1 этаж, помещение с №№ **, помещение подвала №№ **, расположенные по адресу: **, на основании договора купли-продажи от 21 декабря 2006 года.

Решением Кызылского городского суда от 4 октября 2018 года (с учётом Апелляционного определения судебной коллегии Верховного суда Республики Тыва от 15 января 2019 года) постановление мэрии г.Кызыла от 19 октября 2015 года №** о прекращении права аренды земельного участка площадью 4895 кв.м, с кадастровым номером **, находящегося по адресу: **, признано недействительным.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 22 июля 2004 года № ** следует, что земельный участок, расположенный по адресу: **, с кадастровым номером **, с разрешённым использованием под производственную базу, внесён в государственный кадастр недвижимости 22 июля 2004 года.

На заявление ФИО1 от 21 января 2019 года Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла 22 мая 2019 года дан ответ о том, что земельный участок с кадастровым номером ** отсутствует, поскольку 2 мая 2016 года объект недвижимости снят с кадастрового учёта, поэтому право выкупа земельного участка с кадастровым номером ** ей не может быть предоставлено.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 27 августа 2019 года признано незаконным распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 14 октября 2015 года «О утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», признаны незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Мэрии г.Кызыла по разделению земельного участка с кадастровым номером **, площадью 4985 кв.м, на два земельных участка с кадастровыми номерами ** площадью 1469 кв.м., и **, площадью 3516 кв.м. Определено исключить из государственного кадастра недвижимости записи государственного учёта о земельных участках с кадастровыми номерами ** площадью 1469 кв.м., и **, площадью 3516 кв.м.

Апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Тыва от 27 августа 2019 года установлено, что мэрия г.Кызыла необоснованно путем подачи заявления в кадастровый орган сняла с кадастрового учета земельный участок **, образовав два новых участка с кадастровыми номерами ** и **.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, установив, что на испрашиваемом земельном участке, расположенном по адресу: **, расположено капительное строение недвижимое имущество, на которое оформлено право собственности истца ФИО1 и указанный земельный участок с кадастровым номером **, с разрешенным использованием – под производственную базу, внесенный в государственный кадастр недвижимости 22 июля 2004 года, исключен из государственного кадастра недвижимости 2 мая 2016 года без учёта мнения собственника недвижимого имущества ФИО1, расположенного на данном земельном участке по адресу: **, пришёл к выводу об обоснованности требования истца об обязании Мэрии г.Кызыла поставить земельный участок на кадастровый учёт.

Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку на момент снятия земельного участка под кадастровым номером ** с кадастрового учёта в октябре 2015 года его собственником являлось муниципальное образование – «Город Кызыл Республики Тыва» и данный земельный участок не относился к неразграниченным землям, данный факт подтверждается, вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 27 августа 2019 года.

Таким образом, судебная коллегия решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Мэрию г.Кызыла поставить земельный участок, имевший ранее кадастровый номер **, расположенный по адресу: **, на кадастровый учет, считает верным, основанным на правильном применении норм материального права и соответствующим установленным обстоятельствам.

Доводы жалобы о том, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку из представленных по запросу и приобщенных к материалам гражданского дела реестровых дел на земельный участок с кадастровым номером **, находящегося по адресу: **, его правообладателем является Муниципальное образование – Городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» и с учетом признания в судебном порядке незаконными действий Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Мэрии г.Кызыла по разделению земельного участка с кадастровым номером **, площадью 4985 кв.м, на два земельных участка с кадастровыми номерами ** площадью 1469 кв.м., и **, площадью 3516 кв.м. и исключению из государственного кадастра недвижимости записи государственного учёта о земельных участках с кадастровыми номерами ** площадью 1469 кв.м., и **, площадью 3516 кв.м., оснований не согласиться с решением суда первой инстанции в этой части у судебной коллегии не имеется.

Доказательств об отнесении спорного земельного участка к землям, государственная собственность на которые не разграничена, ответчиками в соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что Мэрия г.Кызыла является ненадлежащим ответчиком по иску ФИО1, поскольку полномочия по распоряжению, осуществлению проверки и осмотра земельных участков городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, несостоятельны.

Таким образом, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований ФИО1 к ответчикам Мэрии г.Кызыла и Департаменту архитектуры и земельных отношений Мэрии г.Кызыла об обязании поставить земельный участок на кадастровый учёт основано на правильном применении норм материального и процессуального права.

Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований истца об обязании предоставить право выкупа земельного участка по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Из вышеприведенных норм и содержания определения земельного участка, следует, что его формирование осуществляется путем проведения мероприятий по описанию и удостоверению границ, для определения которых используются данные земельного кадастра, сведения о земельном участке вносятся в государственный земельный кадастр. Рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка в собственность возможно только после уточнения его границ, площади и других координат на местности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания и устанавливающих наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению: собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

Согласно частям 1- 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); 2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; 3) описание местоположения объекта недвижимости; 4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости); 6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение; 7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование; 8) кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса; 9) площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место; 10) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение; 11) степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах; 12) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее проектируемое значение, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства; 13) проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства; 14) количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения); 15) номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место; 16) сведения о местоположении в здании и площадях помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании; 17) материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание; 18) год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается; 19) сведения о том, что помещение в соответствии с предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности документами, в том числе с проектной документацией, предназначено для обслуживания всех остальных помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении (далее - помещение вспомогательного использования) или такое помещение относится к имуществу общего пользования в многоквартирном доме, если объектом недвижимости является помещение; 20) номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ; 21) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс; 22) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс и в его состав входят объекты недвижимости; 23) вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; 24) сведения о части объекта недвижимости, за исключением случая, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства; 25) кадастровый номер образованного объекта недвижимости - в отношении исходного объекта недвижимости;26) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 27) номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.

В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: 1) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; 2) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок; 3) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения; 5) сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута; 6) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств; 7) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны; 8) сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к сохранению, содержанию и использованию указанных объектов, требования к обеспечению доступа к таким объектам, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях или об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо об отказе включить их в данный реестр, с указанием требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях; 9) назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание; 10) назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; 11) наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования; 12) назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение; 13) назначение единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс; 14) назначение предприятия как имущественного комплекса (основной вид деятельности, осуществляемый собственником с использованием данного предприятия, либо (при наличии) коммерческое обозначение, используемое собственником предприятия для индивидуализации предприятия), если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс; 15) сведения о результатах проведения государственного земельного надзора; 16) сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории; 17) сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования; 18) сведения о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, или сведения о решении собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо о договоре указанного собственника земельного участка с органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным лицом, предоставившим указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную и (или) иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок; 19) условный номер земельного участка, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы; 20) сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков в предусмотренном частью 5 статьи 43 настоящего Федерального закона случае; 21) адрес объекта недвижимости (при его наличии); 22) сведения о том, что земельный участок или земельные участки образованы на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд; 23) сведения о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведения об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком; 24) сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), если такой земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование в соответствии с указанным Федеральным законом. Орган регистрации прав вносит эти сведения в Единый государственный реестр недвижимости без дополнительного заявления одновременно с государственной регистрацией договора безвозмездного пользования земельным участком, заключенного в соответствии с указанным Федеральным законом. Эти сведения сохраняются при государственной регистрации возникновения, перехода прав на такой земельный участок, государственной регистрации сделок с таким земельным участком. Эти сведения исключаются из Единого государственного реестра недвижимости одновременно с государственной регистрацией прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком по основаниям, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 1,2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально-определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет.

Исходя из принципов защиты прав собственника, правовой определенности и стабильности судебная коллегия приходит к выводу, что реальное восстановление нарушенных прав истца возможно лишь путем постановки на кадастровый учет земельного участка.

Вместе с тем, судебная коллегия считает преждевременным разрешение требований о возложении обязательства предоставить право выкупа, поскольку спорный земельный участок в настоящее время не поставлен на кадастровый учет.

Так же истцом не обжалован отказ ответчика Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла в предоставлении земельного участка от 29 мая 2019 года.

Право выкупа спорного земельного участка имеется у истца в силу закона.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В силу пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Из вышеуказанной нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что суд должен разрешить спор по заявленным предмету и основаниям иска, и вправе выйти за пределы исковых требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Из материалов дела следует, что истец в исковом заявлении просил обязать ответчиков предоставить право выкупа земельного участка, требования о заключении договора купли-продажи земельного участка истцом не заявлялось, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, обязав Мэрию г. Кызыла заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка.

При таких обстоятельствах, когда земельный участок еще не поставлен на кадастровый учет, отказ в предоставлении земельного участка не обжалован и не признан незаконным, требование истца об обязании предоставить право выкупа не подлежит удовлетворению.

Решением Кызылского городского суда от 29 августа 2017 года на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **, сроком до 11 августа 2028 года.

Данное решение вступило в законную силу 6 октября 2017 года.

Доводы жалобы о том, что имеется указанное вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу №2-2565/17, которым возложена обязанность на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером ** по адресу: **, сроком до 11 августа 2028 года, не учтено судом первой инстанции, являются несостоятельными, поскольку по настоящему делу рассматривается спор о земельном участке с кадастровым номером **, находящегося по адресу: **.

Доводы апелляционной жалобы о возможности заключения истцом договора аренды также основаны на неправильном толковании материального права.

Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11 при переходе права собственности на объект недвижимости отсутствует необходимость расторжения договора аренды земельного участка, поскольку прежний собственник объекта недвижимости автоматически утрачивает право пользования участком. При этом сам договор аренды, заключённый прежним с собственником недвижимого имущества считает возобновлённым на тех же условиях на тот же срок.

Поэтому, исходя из разъяснений постановления Пленума о применении земельного законодательства, необходимости заключения повторного договора аренды ФИО1 на испрашиваемый земельный участок, аренда которого заключена предыдущим собственником недвижимого имущества на 25 лет, не имеется.

На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в части предоставления права выкупа земельного участка, и принятию в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 октября 2019 года отменить в части предоставления права выкупа земельного участка, в этой части вынести новое решение следующего содержания:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1к Мэрии г. Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла об обязании предоставить право выкупа земельного участка отказать».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 марта 2020 года.

Председательствующий

Судьи: